скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданско-правовой договор найма жилого помещения

В ч. З ст.40 Конституции РФ гарантировано малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Закон РФ «Об основах» выделил в ст. 7:

а) государственный жилищный фонд:

1)ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений относящихся к соответствующему виду собственности.

б) Муниципальный жилищный фонд:

3) фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений бесплатно из указанных выше жилищных фондов. Правовым основанием для этого является ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», в котором записано, что военнослужащим гарантируется предоставления жилых помещения из государственного или муниципального жилищного фондов, в том числе и после увольнения с военной службы.

Основным способом реализации военнослужащими гарантированного государством права на бесплатное предоставление жилья, является предоставление им жилых помещений на основании договора социального найма (в вышеуказанных жилищных фондах).

Основными нормативными актами, регулирующими общественные отношения в сфере предоставления военнослужащим жилья по договору социального найма являются:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ;

3) ГК часть 1-2, введённые в действие, соответственно 01.01.95 г. и 1.03.96 г.;

4) Нормы жилищного законодательства:

а) ЖК;

б) Закон РФ "Об основах" от 24 декабря 1992 г.;

5) нормативно-правовые акты органов власти субъектов РФ регулирующих жилищные правоотношения.

Целесообразно, чтобы наглядней показать, кто из числа военнослужащих может обладать субъективным правом на получение жилого помещения по договору социального найма, разбить их на следующие группы:

1. военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы после 1.01.98 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования);

2. военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1.01.98 г.;

2.1 не обладающие льготами по предоставлению жилья (на общих основаниях);

2.2 обладающие льготами по предоставлению жилья.

3. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1.01.98 г. общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более и увольняющихся по различным законным основаниям (пример: по приобретению ими права на пенсию за выслугу лет).

4. Военнослужащие подлежащие увольнению по основаниям:

- достижение предельного возраста пребывания на военной службе;

- по состоянию здоровья;

- в связи с организационно-штатными мероприятиями.

5. Заключившие контракт о прохождении военной службы до 1.01.98 г. при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (календарных).

Каждой из указанных групп присущи свои особенности. Данные особенности, прежде всего, раскрываются через объём предоставляемых льгот, гарантий и компенсаций. Для каждой из групп данный объём различен.

Общими для всех указанных групп являются следующие льготы:

- регистрация по просьбе военнослужащих их и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п.З ст.15 «О статусе военнослужащих»);

- предоставление военнослужащим, имеющим в собственности либо забронированное жилое помещение, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений;

- предоставление дополнительной общей площади жилого помещения военнослужащим в воинском звании «полковник» и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и др. лицам (п. 8 ст.15 « О статусе военнослужащих»);

- бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п.9 ст.15);

- оплата жилой площади, коммунальных услуг, телефонов и топлива в размере 50% и др.

Первая группа военнослужащих - обеспечивается на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями в порядке установленном выше указанным законом в 3-х месячный срок.

Вторая группа военнослужащих - обеспечивается жилыми помещениями по договору социального найма после первых пяти лет военной службы по контракту2 См.: ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗп.п.1.3 ст.15..

Группа 2.1 имеет право на обеспечение жилыми помещениями на общих основаниях в пределах нормы жилой площади указанной в законе. За данными военнослужащими сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.

Те военнослужащие, которые после увольнения с военной службы по контракту повторно на неё поступили, имеют право на обеспечение жилой площадью на общих основаниях лишь после 5 лет военной службы. Срок военной службы, дающий право на обеспечение жилой площадью на общих основаниях, исчисляется суммарно, с учётом срока службы до увольнения.

Группа 2.2 обеспечивается жилыми помещениями в первоочередном либо внеочередном порядке.

Перечень оснований предоставления жилых помещения в первую очередь определён в ст. 36 ЖК, который не является исчерпывающим и дополнен иными законодательными и нормативными правовыми актами.

Некоторыми из дополнений являются:

в первоочередном порядке жильём обеспечиваются:

- военнослужащие, проходящие военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан (по прибытии из указанных государств) (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.93 г.);

- военнослужащие, выполнявшие воинский долг в республике Афганистан и др.

Кроме того, по положению о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и ВМФ (ст.23) в первую очередь жилой площадью обеспечиваются не имеющие жилья лётно-подъёмный состав авиационных частей, плавсостав подводных лодок и военнослужащие, несущие боевое дежурство.

Для военнослужащих ВС РФ вопрос первоочередного предоставления жилой площади нормативно не разрешён и поэтому решается жилищными комиссиями и командирами воинских частей в соответствии с принципом социальной справедливости и приоритетов См.: подробней А.В.Кудашкин, К. В. Фатеев «Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.» С.55..

Военнослужащий, имеющий право на первоочередное получение жилого помещения, могут реализовать его и повторно, если сохранились основания для такой жилищной льготы.

Военнослужащие, относящиеся к 3 группе не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, не могут быть исключены из списков очередников на получение жилого помещения, без их согласия, по последнему перед увольнением месту военной службы См.: ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗп 13 ст. 15. В развитие данной нормы, постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 в п. 24 указывает, что военнослужащие имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

Основной объём льгот по предоставлению жилья по договору социального найма относится к военнослужащим увольняемым по следующим основаниям:

- по достижению предельного возраста пребывания на военной службе;

- по состоянию здоровья;

- в связи с организационно-штатными мероприятиями при общий продолжительности военной службы, указанных категорий военнослужащих, 10 лет и более Постановление Правительства РФ. №1054 от 6.09.98г. п.6 «0 порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.».

Военнослужащие, увольняемые по указанным выше основаниям жилое помещение по договору социального найма предоставляется, по их желанию, либо по месту прохождения военной службы (увольнению) из фондов закреплённых за МО РФ, либо по выбранному месту жительства из фондов органов местного самоуправления (данное желание должно быть закреплено в форме рапорта) ППВС №9 от 14 февраля 2000г. п.23.

В п.7. данного постановления приведены основания признания указанной категории граждан (военнослужащих), нуждающимися в получении жилых помещения или улучшении жилищных условий:

1. отсутствие жилой площади;

2. наличие жилой площади на одного члена семьи ниже уровня социальной нормы общей площади жилого помещения, установленного законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. (Это основание является льготным для данной категории военнослужащих);

3. наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

4. проживающие в общежитиях и на служебной жилой площади и др. основания;

5. наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

6. проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающее тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

7. проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

8. Избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

В п.8, п. 14 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» сказано, что льготное право указанной категории военнослужащих на получение жилых помещения предоставляется один раз.

Военнослужащие, изъявившие желание получить жилые помещения по выбранному месту жительства не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями подают об этом рапорт своему командиру (начальнику).

Пленум Верховного Суда № 9 от 14.02.2000 г. фактически приравнял военнослужащих, увольняющихся в связи с существенными и систематическими нарушениями в отношении них условий контракта в правах и льготах к военнослужащим, увольняемым по организационно-штатным мероприятиям, а в п. 24 прямо говориться, что данная категория военнослужащих должна обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья См.: ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. №53-ФЗ пп.а,б ч.З ст.51..

В качестве вывода следует отметить, что правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма обладают:

1. военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1.01.98 (после первых пяти лет военной службы);

2. военнослужащие, увольняющиеся по основаниям:

- достижение предельного возраста пребывания на военной службе;

- по состоянию здоровья;

- в связи с организационно-штатными мероприятиями заключившие контракт о прохождении военной службы до 1.01.98 г. и имеющие на момент увольнения общую продолжительность военной службы 10 лет и более.

§3.2. Порядок учёта и предоставления военнослужащим жилого помещения по договору социального найма

Учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в местной администрации, а работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, - по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства (ст. 30 ЖК).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются жилой площадью за счёт государственного или муниципального жилищного фонда, который закрепляется за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и в основном относится к ведомственному жилищному фонду, предназначенному для обеспечения жилищных потребностей военнослужащих.

Исходя из вышеизложенного, учёт военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как правило, осуществляется по месту службы. В Положении о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ Введено в действие приказом министра обороны СССР от 15 февраля 2000 г.№ 80. прямо указано, что «все вопросы, связанные с обеспечением жилой площадью военнослужащих, должны решаться по месту прохождения ими службы». В то же время военнослужащим не запрещается состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и по месту жительства.

Военнослужащие Вооружённых Сил РФ вносятся в списки нуждающихся в жилой площади на основании решений командиров воинских частей. Хотя прямого указания в Положении о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ о согласовании принятого командиром с местной администрацией нет, на практике списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проходят указанную процедуру согласования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в военных представительствах Министерства обороны РФ, обеспечиваются жилыми помещениями с совместно проживающими с ними членами семей по нормам, установленным законодательством РФ за счёт фонда организаций, где созданы военные представительства в общим порядке, предусмотренном для работников данного предприятия. Для принятия на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащие подают рапорт в жилищную комиссию воинской части (подразделения). К рапорту прилагаются следующие документы по установленной форме:

- справка о проверке жилищных условий;

- копия финансового лицевого счёта;

- выписка из домовой книги на всю семью. Кроме того, при необходимости прилагаются:

- документы, подтверждающие право пользования льготами при постановке на учёт и предоставлении жилой площади;

- справка районного бюро технической инвентаризации (предоставляют сотрудники, проживающие в жилом доме или квартире, принадлежащих им на праве собственности);

- иные документы, относящиеся к решению жилищного вопроса.

Жилищные комиссии создаются в гарнизонах и воинских частях. Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях командирами частей.

Гарнизонная жилищная комиссия создаётся приказом начальника гарнизона из 5-11 человек (в зависимости от числа воинских частей в гарнизоне) в составе:

- заместителя начальника гарнизона по вопросам тыла (председатель);

- представителей квартирно-эксплуатационного органа и воинских частей.

Подготовленный гарнизонной жилищной комиссией план распределения жилой площади между воинскими частями гарнизона согласовывается с начальником довольствующей КЭЧ района и утверждается начальником гарнизона.

Жилищная комиссия воинской части создаётся приказом командира части из 5 человек в составе:

- заместитель командира воинской части по тылу (председатель);

- представители подразделений воинской части.

На жилищную комиссию воинской части возлагается:

- рассмотрение списков и проверка жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади;

- подготовка предложений по распределению жилой площади между военнослужащими воинской части;

- рассмотрение писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам и подготовка на решение командира части предложений по ним;

-приём председателем посетителей по жилищным вопросам;

- контроль за своевременным освобождением жилой площади военнослужащими, рабочими и служащими воинских частей, убывшими для прохождения службы или на работу в другие гарнизоны, а также получившими другую жилую площадь;

- представление командиру воинской части предложений по использованию жилого фонда части;

- контроль за правильностью использования жилой площади, закреплённой за Министерством обороны в домах органов местной администрации, других министерств и ведомств.

Заседания жилищных комиссий проводятся не реже одного раза в месяц. На них должно присутствовать не менее двух третьих её членов. Решение жилищной комиссии принимается большинством голосов.

Учёт военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся жилищными комиссиями по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Порядок учёта военнослужащих Вооружённых Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, имеет определённые особенности. Так как в соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ ведётся учёт бесквартирных военнослужащих (не имеющих жилой площади) и военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по которым ведутся отдельные списки (ст.47), что противоречит ст. ст.33;49 ЖК.

К., обратился в Военную коллегию Верховного Суда РФ с жалобой о признании не соответствующими действующему законодательству ст. ст. 46 и 47 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.

Считая, что ст. 46 и 47 названного Положения противоречат ЖК, К. обратился с жалобой, в которой ставит вопрос о признании этих пунктов не соответствующими действующему законодательству. При этом он ссылается на то, что ст.46 и 47 Положения делят лиц, имеющих право на получение жилья, на не имеющих таковое и нуждающихся в улучшении жилищных условий, требуют их учёта по отдельным спискам, тем самым созданы привилегии для первой категории лиц, что противоречит ст. ст. 29 и 33 ЖК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.