скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданско-правовой договор найма жилого помещения

Представитель ответчика в судебном заседании признал несоответствие ст. 47 Положения действующему законодательству, в отношении же ст. 46 Положения заявил, что такого противоречия нет.

Исследовав жалобу К. и ст. ст. 46 и 47 названного Положения, заслушав объяснения представителя ответчика и заключение прокурора, военная коллегия находит, что жалоба К. подлежит удовлетворению частично.

Как усматривается из ст. 46 Положения, в нём перечисляются категории лиц подлежащих учёту как нуждающиеся в получении жилой площади. Данный пункт согласуется со ст. 29 ЖК, где указаны категории граждан, которые признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указаний о преимущественном положении «не имеющих жилья» перед «нуждающимися в улучшении жилищных условий» в этом пункте нет, и он не противоречит законодательству.

Что же касается правил учёта, то в соответствии со ст. 49 ЖК и ст.15 Примерных правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Выделения лиц, не имеющих жилья, в отдельные списки не предусмотрено.

Однако в ст. 47 Положения указывается, что учёт нуждающихся в жилой площади ведётся по трём разным спискам, в том числе по отдельному списку лиц, не имеющих жилых помещений, что явно противоречит нормам ЖК.

Существующая редакция ст. 47 Положения может привести к нарушению прав граждан, предусмотренных, в частности, ст. 33 ЖК, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки на получение жилых помещений.

На основании изложенного, Военная коллегия Верховного Суда РФ признала незаконной и не действующей с момента принятия ст. 47 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском Флоте. (Решение Верховного Суда РФ от 20 ноября 1997 г.)

Исходя из анализа статей Положения о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ следует сделать вывод, что вопрос сохранения очереди на получение жилья за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, при переводе их к новому месту службы не решён, и поэтому он должен решаться командиром воинской части совместно с жилищной комиссией воинской части.

Предоставлению жилых помещений для военнослужащих предшествует распределение жилой площади находящейся в ведении МО РФ.

Так, вся жилая площадь, поступающая от собственного строительства МО РФ, получаемая от субъектов РФ, органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти, а также освобождаемая за выездом, распределяется между воинскими частями, дислоцированными в данном гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в жилье.

План распределения жилой площади между воинскими частями рассматривается гарнизонной жилищной комиссией, согласовывается с начальником довольствующей квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) и утверждается начальником гарнизона. Таким образом, начальник гарнизона не имеет права единоличным решением распределять квартиры между воинскими частями.

В гарнизонах, в которых дислоцируются воинские части, имеющие различную подчинённость, план распределения жилой площади при необходимости утверждается командующим войсками военного округа по представлению начальника гарнизона и начальника КЭУ (КЭО) военного округа.

Распределение жилой площади между военнослужащими осуществляется жилищной комиссией воинской части и утверждается командиром. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направляются через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утверждённый список является основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих воинских частей общегарнизонного назначения (военных судов и прокуратур, квартирно-эксплуатационных частей районов, военных комиссариатов, линейных органов военных сообщений, гарнизонных военно-медицинских учреждений, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, военных комендатур) осуществляется за счёт жилой площади, выделяемой воинским частям окружного подчинения, пропорционально количеству военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий См.: П.1 приказа МО РФ от 28 мая 1998 г. №255 «О временном порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих воинских частей общегарнизонного назначения в Вооружённых Силах Российской Федерации»..

Предоставление жилых помещений производится в условиях гласности и, как правило, в порядке очерёдности, которая определяется соответственно времени принятия на учёт и включения в списки на получение жилых помещений (ст. 33 ЖК). Закон РФ "Об основах" установил, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти РФ и субъектов РФ исходя из существующей очереди на улучшение жилищных условий, а также с учётом льгот по предоставлению жилых помещений (ст. 13 «Об Основах).

Указанный порядок реализуется путём составления списков лиц, которым предусматривается предоставление свободных жилых помещений (построенных и освободившихся в связи с выездом нанимателей) в текущем году. Такие списки составляются на основе данных учёта военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предоставление жилых помещений в домах государственного жилого фонда производится в пределах норм жилой площади, установленных действующим законодательством, - от 9 до 12 квадратных метров жилой площади на одного человека (если иное не установлено территориальными Правилами) В г. Москве норма предоставления жилых помещений по договору социального найма равна 18 кв. метрам общей площади. См . Закон г. Москвы «Основы жилищной политики в городе Москве» от 11.03.1998 г..

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. См.: ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. №76- ФЗ п.1 ст. 15. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. За указанными военнослужащими сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.

В случаях, когда военнослужащий в первые пять лет военной службы имел право на служебное жилое помещение или общежитие, состоял в очереди на их получение и не был ими обеспечен, право на предоставление жилого помещения, не имеющего статус служебного, возникает с момента истечения первых пяти лет военной службы (не считая обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования).

К сожалению, Закон не отвечает на вопрос, с какого времени военнослужащие, продолжившие после 5 лет военную службу по контракту, должны учитываться в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ведомственными нормативными правовыми актами этот вопрос также обойдён. Судебная практика идёт следующим путём.

Как видно из материалов дела, прапорщик У. в июле 1987 г. был поставлен на очередь на получение жилья в г. Владивостоке. В 1994 г. он был переведён для прохождения службы в другую часть в том же городе и включён в список очередников на жильё с июля 1987 г.

В январе 1988 г. жилищная комиссия, рассматривая вопросы о выделении жилья очередникам, в отношении У. такой вопрос не рассматривала, хотя, по его мнению, он должен стоять первым в списке на получение 2-комнатной квартиры.

В жалобе, в которой У. обратился в военный суд, он требовал отмены решения жилищной комиссии и восстановления его в списках на получение жилья с июля 1987 г.

Суд, признав решение жилкомиссии и действия командира незаконными, обязал последнего восстановить У. в списках лиц, состоящих на учёте на получение жилья с 15 мая 1992 г., отказав в удовлетворении требования о восстановлении его в списках с 1987 г. за необоснованностью.

Военный суд флота данное решение оставил без изменения.

В протесте Председателя Военной коллегии ставился вопрос об отмене судебных решений в части отказа в удовлетворении требований У. по следующим основаниям.

Отказывая заявителю, указывалось в протесте, суды пришли к выводу о том, что военнослужащие, проходящие службу по контракту с 1993 г., а прапорщики и мичманы и ранее, могут быть по месту службы поставлены на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий только после первых пяти лет военной службы.

Основным доводом в пользу указанного вывода, по мнению судов, является содержание п. 5 Постановления ЦК КПСС и СП СССР №1131 от 8 декабря 1980г., где указано, что прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы на первые пять лет службы в этом качестве должны предоставляться общежитие или служебная жилая площадь. В течение этого срока за ними сохраняется право на жилую площадь, которую они занимали до поступления на военную службу. Суд также руководствовался ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», в котором данный порядок установлен для всех категорий военнослужащих.

Таким образом, данные нормы закона регламентируют лишь порядок предоставления жилья. У. же, не имеющий жилья для постоянного проживания, в своей жалобе ставил вопрос о восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в получении квартиры, а не о предоставлении ему жилого помещения в первые пять лет службы.

Восстановление У. в списках лиц, состоящих на учёте на получение жилья с 15 мая 1992 г., а не с июля 1987 г., нарушает его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 1998 г. №2н-289/98).

Военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Перечень оснований предоставления жилых помещений в первую очередь определён в ст. 36 ЖК, который не является исчерпывающим и дополнен иными законодательными и нормативными правовыми актами. Так, предоставление жилых помещений в первоочередном порядке должно производиться:

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и лицам, награждённым орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» трёх степеней См., ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993г. « О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; Ст 3 Федерального закона от 9.01.1997г. №5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»:П.З Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.10.1974г. «Об утверждении Статута ордена «За службу Родине и Вооружённых Силах СССР».;

инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств, инвалидам, ставшим таковыми при исполнении обязанностей военной службы См., ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».;

участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территориях других государств См.: ст. ст. 15, 16 14 Федерального закона «О ветеранах».;

военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, по прибытии из указанных государство См.: Ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 .07.93г.»0 внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах».;

лицам, страдающим заболеваниями, внесенными в Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади См.: Приказ Министерства здравоохранения СССР от 28.03.83г. №330.;

лицам, больным заразными формами туберкулёза См.: П. 8 Постановления Совета Министров РСФСР от 7.10.1960г.№1541 «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости туберкулёзом».;

лётно-подъёмный состав авиационных частей, плавсостав подводных лодок и военнослужащие, несущие боевое дежурство;

военнослужащие, в семья которых имеются больные открытой формой туберкулёза или другими заболеваниями, при которых больные имеют право на дополнительную жилую площадь.

Улучшение жилищных условий производится в первую очередь военнослужащим, прослужившим в Вооружённых Силах 20 лет и более (ст. 24 вышеуказанного Положения). Военнослужащие, временно проживавшие в забронированном жилом помещении, также обеспечиваются по месту службы в первоочередном порядке (ст. 39 Положения).

Законом и иным нормативным правовым актом не предусмотрено преимущество какой-либо из перечисленных выше категорий первоочередников. Все они имеют одинаковое право на первоочередное получение жилья. В то же время весьма важным является вопрос об очередности предоставления жилых помещений военнослужащим, состоящим в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке на первоочередное предоставление жилых помещений.

В ряде федеральных органов исполнительной власти данный вопрос урегулирован ведомственными нормативными правовыми актами. Так, в Инструкции о порядке обеспечения жилой площадью военнослужащих Железнодорожных войск Российской Федерации, имеющих право на первоочередное предоставления жилых помещения Утверждена приказом командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 6.08.1998г. №240., записано: «считать их (военнослужащих-первоочередников) имеющими преимущество перед лицами, не имеющими в силу закона каких-либо льгот на получение жилого помещения, то есть жилищный вопрос военнослужащего, независимо от времени его постановки на учёт, должен рассматриваться в первую очередь по отношения ко всем военнослужащим, не имеющим льгот».

Для военнослужащих Вооруженных Сил РФ данный вопрос нормативно не разрешён и поэтому решается жилищными комиссиями и командирами воинских частей в соответствии с принципом социальной справедливости и с учётом приоритетов. Однако в целях исключения злоупотреблений представляется целесообразным его урегулировать ведомственным нормативным правовым актом (приказом или директивой министра обороны РФ) См., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. «Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Справочно-практическое издание.- М.: 1999г. С 55..

Право на первоочередное получение жилого помещения имеет сугубо личный характер, оно не может быть передано другому лицу, не пользующемуся подобной льготой.

Внеочередное право на обеспечение жилой площадью предоставляется гражданам в соответствии со ст. 37 ЖК, которая также не является исчерпывающей. Так право не внеочередное получение жилых помещений предоставлено:

- судьям См.: Ст. 19 Закона Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации».;

- инвалидам 1 группы: Великой Отечественной войны, боевых действий на территориях других государств, ставшим таковыми при исполнении обязанностей военной службы См.: Ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».;

- прокурорам и следователям См.: П. 4 ст. 44 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 10.02.1999г. №31-ФЗ. и другим категориям граждан.

После предоставления военнослужащему жилого помещения, последний вселяется в него. Порядок заселения военнослужащим жилого помещения в целом идентичен порядку заселения жилых помещения гражданами, но имеются некоторые особенности связанные с принадлежностью жилищного фонда из которого военнослужащим предоставляется жильё.

Так, ранее нами было указанно, что основанием для заселения жилого помещения по договору социального найма является ордер на жилое помещение. Согласно ст. 47 ЖК ордер выдаётся гражданину жилищным органом на основании решения о предоставлении жилого помещения. Ордер может быть выдан только на свободное жилое помещение.

Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках или жилые помещения, относящиеся к ведомственному жилищному фонду Министерства обороны РФ (других федеральных органов исполнительной власти), производится в особом порядке См.: Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1983г. №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения». Ордера на помещения, в том числе на служебные и в общежитиях находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел. Руководством органов и командованием воинских частей ФСБ (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках, не относящихся к закрытым и обособленным, осуществляется местными органами исполнительной власти.

Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны РФ, в том числе построенную для хозрасчётных предприятий и организаций, а также на жилую площадь, закреплённую за Министерством обороны РФ в домах органов местного самоуправления, министерств и ведомств, производится начальниками гарнизонов См.: Разд. 3 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ..

Для оформления ордеров КЭЧ района предоставляются следующее документы:

- список распределения жилой площади по воинской части;

- справки о сдаче жилой площади по прежнему месту жительства или о сдаче бронированной площади установленного образца, выданные КЭЧ района;

- справки о проверке жилищных условий;

- паспорта на взрослых членов семьи (на военнослужащих предоставляются справки о снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства);

- справки медицинского учреждения в случаях предоставления жилой площади в связи с болезнью.

После получения оформленных в установленном порядке ордеров на заселение жилой площади КЭЧ районов передают их уполномоченным воинских частей под расписку для вручения лицам, которым предоставляется жилая площадь.

В закрытых и обособленных военных городках ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях выдаются КЭЧ района (гарнизона). Оформление ордеров производится на бланках установленной формы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.