Основы стандартизации, метрологии и сертификации
На
межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по
стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Его основными функциями
являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области
стандартизации; представление проектов межгосударственных стандартов на
утверждение; рассмотрение и принятие .основных направлений работ в области
стандартизации и смет расходов на их проведение. Принимаемые советом решения
обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.
Членами МГС
являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и
сертификации государств — участников Соглашения .всех 12 государств
Содружества.
Руководство
работами по стандартизации, метрологии и сертификации в государствах —
участниках Соглашения осуществляют соответствующие органы: например, в
Республике Армения — Армгосстандарт; на Украине — Госстандарт Украины; в
Республике Молдова — Госдепартамент Молдовастандарт; в Туркменистане —
Туркменглавгосинспекция и т.д.
Основной
рабочий орган МГС — постоянно действующий Технический секретариат с местом
пребывания в Минске. По установившейся традиции заседания проводятся поочередно
в государствах — участниках Соглашения.
В результате
деятельности МГС сохранены существовавшие в СССР фонды НД и эталонная база
(около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов, 35
классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологических эталонов
единиц физических величин).
К настоящему
времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем
сертификации стран СНГ.
Рабочими
органами МГС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации
(МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и
проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации.
Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТ ведется в соответствии с годовыми
планами.
Межгосударственные
стандарты и изменения к ним принимаются по решению МГС, заседания которого
проходят 2 раза в год.
Общие
положения по правилам проведения работ в области межгосударственной
стандартизации установлены в основополагающем стандарте — ГОСТ 1.0—92. Стандарт
считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух
государств.
В качестве
проекта ГОСТ национальный орган по стандартизации какого-либо государства может
предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства —
участника Соглашения. Так, значительную долю принятых ГОСТ в последнее время
составляют государственные стандарты России — ГОСТ Р (около 70%).
За пять лет
(1992-1997 гг.) было принято 2500 НД. которые направлены прежде всего на
создание технических требований к продукции, подлежащей обязательной
сертификации. Принятые стандарты гармонизированы с международными, что
способствует продвижению государств СНГ на мировой рынок.
Отдавая
должное большой работе, проводимой МГС в рамках СНГ, Международная организация
по стандартизации — И СО признала МГС в качестве международной региональной
организации по стандартизации. Деятельность МГС в значительной мере
способствует ускорению процесса вступления государств — участников Содружества
в ИСО и ВТО.
5.
МЕЖДУНАРОДНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ
5.1 Задачи международного сотрудничества в области
стандартизации
Неуклонное расширение
международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного
государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и
научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение
имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных
стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных
стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются
барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста
международной торговли в 3—4 раза превышают темпы развития национальных
экономик.
Например,
из-за различия между стандартами США И большинства других стран на телевизоры в
60-е гг. США вынуждены были отказаться от экспорта своих телевизоров в целый
ряд стран. Голландской фирме “Филипс” пришлось выполнять один и тот же
радиоприемник в 12 вариантах (по напряжению, частоте, силе тока и др.), чтобы
удовлетворить требования стран-импортеров. В ряде случаев фирме приходилось
менять даже конструктивную схему и использовать большое количество
дополнительных деталей, контрольно-измерительных приборов, что, конечно большим
потерям времени и средств.
До
принятия Единой системы мер — метрической системы экспорт нашей страной леса в
Англию был связан с большими трудностями, так как в этой стране применялась
дюймовая система мер. Поэтому ряду предприятий по распиловке леса приходилось
специализироваться на работе по дюймовой системе. И только когда Англия приняла
метрическую систему мер, эти трудности были преодолены.
В решении
проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция
стандартизации. Международная стандартизация содействует перемещению людей,
энергии и информации. Не случайно международные стандарты сравниваются с
ключом, который открывает рынки.
Основной
задачей международного научно-технического сотрудничества в области
стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы
стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными
системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских
стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на
мировом рынке.
Международное
сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций
по стандартизации.
5.2
Международные организации по стандартизации
В области международной
стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО),
Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз
электросвязи (МСЭ).
Ниже
рассматривается деятельность ИСО и МЭК ,;как наиболее крупных международных
организаций до стандартизации.
Международная
организация по стандартизации .(ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности
ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и
электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует
более 120 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО
составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий,
пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты
Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО —
Генеральная ассамблея (рис. 6).
В период
между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в
который входят представители национальных организаций по стандартизации. При
Совете создано дополнительное бюро, которое руководит техническими комитетами
ИСО.
Проекты
международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами,
действующими в рамках технических комитетов.
Технические
комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в
конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26)
решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12
“Единицы измерений”, ТК 19 “Предпочтительные числа”, ТК 37 “Терминология”.
Остальные ТК (числом около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22
“Автомобили”, ТК 39 “Станки” и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую
отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют
подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).
В зависимости
от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия
в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей.
Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен
большинством (75%) активных членов ТК.
К началу 1999
г. действовало примерно 11 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие
стандарты, или стандарты на методы испытаний.
В практике
международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на
продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции,
требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых
невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где
производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к
продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды,
взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований
к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, —
конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий
потребителей регулируют через цену непосредственно в контрактах.
Рассматривая
результаты деятельности общетехнических и межотраслевых ТК, следует отметить
как значительные достижения ИСО разработку международной системы единиц
измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и
конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В
настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 “Системы обеспечения
качества”, созданного в 1979 г. В его задачу Доходят стандартизация и
гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В
1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000,
направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на
предприятиях.
Другими
органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко
рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам
(КА-„ СКО) и Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО).
КАСКО
создан в начале 70-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех
странах мира. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для
стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в
странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции,
требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и
др.).
В задачи
КОПОЛКО входит:
изучение
путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от
стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо
предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и
международной стандартизации;
выработка
с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией
потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам
стандартизации;
обобщение
опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов
на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим
интерес для потребителей.
Результатом
деятельности КОПОЛКО является издание перечней национальных и международных
стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также
подготовка руководств по оценке качества потребительских товаров. Укажем на
некоторые из них:
руководство
12 “Сравнительные испытания потребительских товаров”;
руководство
14 “Информация о товарах для потребителей”;
руководство
36 “Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик
потребительских товаров”.
Актуальной
задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале
90-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии
(около 12,5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины
приходилось всего 3,5%, охраны окружающей среды — 3%., Относительно небольшую
долю (около 10,5%) занимали стандарты в области информатики, электроники и
информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей
среды, здравоохранение), а также информационные технологии 'должны стать
приоритетными в деятельности ИСО.
Острая
конкуренция на мировом рынке стран фирм, являющихся мировыми изготовителями
конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки МС. В
региональных и международных организациях по стандартизации идет постоянная
борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо
видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются
за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего
количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более 70% соответствуют национальным
или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира. Для нашей страны
таким примером являются стандарты ИСО, принятые в рамках ТК 55 “Пиломатериалы и
пиловочные бревна”, где за основу МС при их разработке были взяты
соответствующие российские стандарты [23].
Лидерство той
или иной страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия
ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ -ТК, ПК, РГ.
Работа ИСО в
настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. На начало 1995
г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 10 ТК, 31 ПК
и 10 РГ. В целом представительство России в рабочих органах ИСО значительно
меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не
отражаться на лидерстве страны в разработке МС. Отсюда вытекает актуальная
задача Госстандарта и заинтересованных министерств (ведомств), участвующих в
работах по международной стандартизации — обеспечить широкое представительство
страны в междуна-1 родных организациях по стандартизации в целях занятия
передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики. К сожалению, в
последние годы:
наблюдается
резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных
организациях по стандартизации из-за катастрофической нехватки валютных
средств.
МС ИСО не
являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком,
отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой
конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать
высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться
международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые
промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО.
Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций
страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это
Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по
отношению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стремятся
не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют
соответствующие международные стандарты.
Международная
электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротехники,
радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до
образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО
определили факт параллельного существования двух крупных международных
организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности
дублирования деятельности отдельных технических органов между этими
организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на
разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической
деятельности.
Число членов
МЭК (около 60) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие
развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую
электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членов МЭК с 1922 г.
Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные
комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов
этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических
органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие
группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС
общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды
продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия
электронной техники).
В настоящее
время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в
МЭК работ по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов и
машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах
ТК 61 “Безопасность бытовых электроприборов” выпущено более 40 МС,
устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и
машинам. Разработка МС в этой области имеет особо важное значение в связи с
созданием в МЭК системы сертификации электробытовых h приборов и машин на
соответствие их МС МЭК.
В
перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет
постепенно сближаться: на первом этапе — это разработка единых правил
подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам
информационной технологии), а на втором этапе — возможное слияние, тем более
что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными
организациями по стандартизации.
Актуальной
задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее
время разработка их занимает в среднем 4—5 лет. Тенденция к сокращению сроков
морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на
запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения
сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения
проектов МС в рамках телеконференций. В отличие от традиционных заседаний
рабочих органов по стандартизации, на которые командируются специалисты из
разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и
оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80%
средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных
процедур.
В .зарубежной
практике процессы “электронизации процедур разработки стандартов” могут со
временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки
стандартов: вместо цепочки “проект—отзыв—учет отзыва” планируется работа в
режиме реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон
непосредственно в отработке редакций стандартов.
Помимо
ИСО, МЭК, МСТ (как организаций, специализирующихся на работах по
стандартизации), в работах по международной стандартизации участвуют другие
организации.
Европейская
экономическая комиссия ООН (ЕЖ ООН) широко известна своей деятельностью в
области стандартизации требований безопасности механических транспортных
средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и
являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной
сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на
универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и
на транспорте (см. о системе “ЭДИ-ФАКТ” с. 100).
Последней
разработкой в области товаров народного потребления стали стандарты на мясо —
говядину и свинину.
Международная
торговая палата (МТИ) широко, известна работами по унификации торговой документации.
“Настольной книгой” специалистов внешней торговли являлся сборник “ИНКОТЕРМС” —
Международные правила толкования торговых терминов.
В рамках
Объединенного комитета экспертов ФАО/ВОЗ действует Комиссия “Кодекс
алиментариус”. Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и
несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское отделение комиссии
определяет возможность использования пищевых добавок в пищевых продуктах
(российскому потребителю добавки знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е
210 и т.д., где буква Е происходит от усечения слова “Europe”).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|