скачать рефераты

МЕНЮ


Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования

Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования

Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании".
Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до
2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 —
2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.

1.Информационно-теоретическая часть.

1.1Содержательная постановка исследовательской задачи. Анализ существующих подходов и методов решения управления учебным процессом на внедренческом этапе ГОС СПО.
Особое место в общей системе образования занимают средние специальные учебные заведения. Управление средними специальными заведениями осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации и его уставом.

Стройность, системность, содержательность, организованность, результативность всех направлений работы средних специальных учебных заведений определяется содержанием управленческой деятельности их руководителей, директора и заместителей директора. Именно они определяют цели, задачи, содержание, формы и методы работы всего педагогического коллектива, направляют, корректируют его деятельность.

Значение деятельности заместителя директора в том, что он вносит решающий вклад в построение системы учебно-воспитательной деятельности, системы, которая создаётся не как самоцель, а как система, которой можно управлять. Основными структурами управления являются:

. содержание

. организация деятельности

. руководство

. контроль

. коррекция деятельности студентов и преподавателей

. целеполагание

. выработка решений

. планирование
Для того, чтобы проанализировать существующие подходы и методы решения управления учебным процессом необходимо раскрыть основные подходы к формированию нового поколения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования на основе анализа действующих стандартов.

При разработке образовательных стандартов были выделены следующие принципы:

Первый принцип - приоритет качества подготовки специалистов, его соответствие квалификационным характеристикам выпускников и уровню среднего профессионального образования. Этот принцип будет реализован в квалификационной характеристике выпускника по специальности, которая должна включать в себя вилы профессиональной деятельности, обобщенные профессиональные функции по видам деятельности, а также умения и знания, необходимые выпускнику для выполнения этих функций.

Второй принцип - усиление профессиональной направленности содержания образования за счет широкого участия социальных партнеров, в первую очередь заказчиков кадров, работодателей и их ассоциаций в обновлении содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда, отраслей экономики и социальной сферы, перспективами их развития.

Третий принцип – возможность проверки, измерения и оценки качества подготовленности выпускников, а также создание системы контроля основных показателей качества образования, которые отражают готовность выпускника к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой

Четвёртый принцип – практическая подготовка студентов, профессиональная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы должны составлять не менее 50 % от общего объема времени, отведённого на теоретическое обучение и практику.

Пятый принцип - непрерывность образования — предусматривает сопряженность государственных образовательных стандартов различных уровней образования, преемственность профессиональных образовательных программ и обеспечение условий для получения личностью квалификаций на более высоких уровнях образования.
Этот принцип нашел отражение в преемственности структуры и содержания
Гостребований среднего и высшего профессионального образования в части наличия квалификационной характеристики, требований к уровню подготовки абитуриента возможности продолжения образования выпускника, общих требований к разработке учебными заведениями основной профессиональной образовательной программы по специальности и условиям ее реализации, и, скорее всего, найдет отражение в согласованных наименованиях дисциплин.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.(как основная цель профессионального образования)- это квалифицированный работник:

. соответствующего уровня и профиля;

. конкурентоспособный на рынке труда;

. компетентный и ответственный;

. свободно владеющий своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности;

. способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;

. готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Какова же задача рассматриваемого учебного заведения по введению в действие новых образовательных стандартов?
Изучая в период дипломного проектирования функции зам. директора по учебной работе в этот сложный период, наша группа исследователей, как выпускников- управленцев среднего звена пришли к выводу, что в колледже ведётся целенаправленная работа по глубокому и всестороннему освоению государственных требований, особенно по качественному проектированию профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в колледже.
Создан пакет документов, в частности рабочие учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин, программы итоговой государственной аттестации.
От заместителя директора по учебной работе требуется высокая культура педагогического проектирования, которое определяется наличием системного подхода, коллективного характера работы преподавателей, цикловых комиссий, что позволяет обеспечивать подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена.

1.2Выбор и основание метода, разработка моделей совершенствования управления учебным процессом.

Заместитель директора ОСУЗ по учебной работе решает сегодня большие и ответственные задачи. Так, в Положении о средних, специальных, учебных заведениях в его функции входят вопросы, связанные с состоянием учебно- воспитательной и методической работы, с организацией производственного обучения учащихся, с организацией работы по повышению квалификации преподавателей, учебно-воспитательного персонала, а также вопросы, связанные с работой по повышению квалификации специалистов, работающих в различных отраслях народного хозяйства.

Заместитель директора по учебной работе:
- организует текущее и перспективное планирование; деятельность педагогического коллектива;
- координирует учебную, методическую работу преподавателей по выполнению учебных планов и программ
- координирует разработку необходимой учебно-методической документации
- в период отсутствия директора исполняет его обязанности;
- организует учебно-воспитательную работу;
- осуществляет контроль за учебной нагрузкой, посещаемостью и успеваемостью обучаемых;
- несёт ответственность за расписание учебных занятий;
- направляет и координирует работу предметных (цикловых) комиссий;

- направляет, координирует и корректирует работу преподавателей, утверждает их планы работы, анализирует отчёты;
- участвует в подборе и расстановке педагогических кадров;
- организует повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей;
- организует взаимопосещение занятий и открытые занятия преподавателей непосредственно и с помощью видео;
- обеспечивает своевременное составление установленной отчётной документация;
- вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса.
- принимает меры по оснащению учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки я методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами, газетами;

Управленческая деятельность заместителя директора по учебной работе строятся на особых управленческих принципах. Эти принципы были впервые спроецированы на педагогическую деятельность известным специалистом по проблеме управления воспитанием учащихся профессором, доктором педагогических наук Ароновым Аркадием Алексеевичем.

Назовем эти принципы:
- принцип объективности;
- принцип основного звена управления;
- принцип отраслевого и территориального управления;
- принцип оптимальности, эффективности управления.
Определим содержание каждого принципа, соотнеся его с деятельностью заместителя директора по учебной работе.

Так, принцип объективности предполагает хорошее знание администратором психологических и индивидуальных особенностей педагогов, учёт их возраста, педагогического опыта, уровня педагогического мастерства; планирование и осуществление работы педагогического коллектива с учетом педагогического потенциала всех и каждого в отдельности; наличие конкретной учебно- материальной базы.

Особо следует остановиться на учёте уровня педагогического мастерства преподавателей. Руководитель должен иметь полное представление об этом уровне, а как это сделать? Педагогическая практика подсказывает нам несколько подходов: это и наблюдение за работой непосредственно (на занятиях) и опосредованно как бы со стороны, изучая отклики студентов, анализируя результаты их обучения; это и беседа с преподавателем, я знакомство с его календарно-тематическим и поурочными планами; и анализ оформления методических материалов, подготовленных преподавателем; и качество оформления им своего кабинета; и выступление па заседании предметной (цикловой) комиссии, и на педсовете и т.п. Но наиболее полное представление о работе педагога все же заместитель директора получает именно непосредственно - на его занятии.

1.3Требования к модели образовательного мониторинга
Модель образовательного мониторинга образовательных учреждений среднего профессионального образования (УО СПО) состоит из трёх основных составляющих:

. Содержание профессиональной подготовки

. Усиление образовательной деятельности

. Качество профессионального образования

Содержание профессиональной подготовки:

-структура образовательной деятельности ОУ СПО

-содержание образовательной деятельности по реализации требований ГОС СПО в формировании основных компетенций специалиста.

Структура Таганрогского авиационного колледжа им.

В.М.Петлякова(схема1)
[pic]

В ГОС СПО (Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования) изменена структура государственных требований.

В раздел «Общая характеристика специальности» введена квалификационная характеристика выпускника, детализирован круг задач по видам деятельности, к которым готовится выпускник, обозначены возможности продолжения образования выпускника, введены требования к уровню подготовки абитуриента.
В разделе «Требования к уровню выпускника по специальности»:

. пересмотрены общие требования к образованности выпускника; усилен позитивный воспитательный потенциал содержания образования, введены базовые компетенции, обеспечивающие готовность выпускника к жизнедеятельности в постоянно изменяющемся мире, к постоянному профессиональному самоопределению и личностному росту;

. профессионализированы требования к естественно-научной подготовке;

. унифицированы требования к общепрофессиональной подготовке, в том числе в части формирования экономической, правовой, управленческой, коммуникативной и информационной культуры.

. изучается мониторинг социально-профессиональных карьер выпускников, их трудоустраиваемости на отечественных иностранных рынках труда.

Усиление образовательной деятельности

Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса

Первостепенной задачей колледжа по введению в действие новых образовательных стандартов важно было провести целенаправленную работу по глубокому и всестороннему освоению государственных требований, особенно по качественному проектированию профессиональных образовательных программ по всем специальностям, которые реализуются в колледже.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО направлен на решение задач, обеспечивающих:

. заданный уровень образования;

. единство содержания образования и требований к организации образовательного процесса;

. академические свободы учебного заведения и формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса;

. контроль за результативностью системы образования и качеством образования в ней.

Основная профессиональная программа по специальности разрабатывается на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (гостребования) и включает себя требования образовательного учреждения к уровню подготовки выпускника по специальности. рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, рабочую программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации.

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса.

В связи с введением ГОС СПО второго поколения изменились требования к качеству образования студентов колледжа. Методы решения этой проблемы содержатся в системе уровневой дифференциации. Главная ее особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям студентов: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который удовлетворяет требованиям Государственного стандарта СПО. На его основе формируется повышенный уровень овладения курсом, позволяющий студенту решать более сложные задачи, творчески подходить к проблеме. Реализация уровневого подхода требует разработки целого комплекса мер, специальной технологии обучения - модульной технологии.

Модульная технология обучения(схема2) [pic]

Предполагаемая технология обучения требует обновления материально- технической базы колледжа: компьютерные классы с локальной сетью, оснащение кабинетов и лабораторий компьютерами, необходимой видеотехникой, программными продуктами.

[pic]

Схема3

Кадровое обеспечение.

Модель внедрения ГОС СПО второго поколения

Создание модели управления качеством образования - сложная педагогическая проблема, а внедрение - важная практическая задача. Решение этой задачи видится в следующем:

. реализация новых образовательных стандартов, учебных планов, программ;

. расширение спектра образовательных услуг, повышение спроса на них;

. освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий

. создание учебных пособий силами авторских коллективов колледжа;

. формирование активной позиции по отношению к рынку труда;

. введение новых методов профессионального ориентирования;

. развитие культуры стратегического планирования и менеджмента.

Возможности развития среднего профессионального образования в значительной степени определяются кадровым потенциалом системы. Прежде всего, это педагогические кадры. Педагог, преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию. Важнейшим итогом внедрения ГОС СПО в деятельность колледжа должна стать разработка подходов к непрерывному педагогическому образованию преподавателя - ключевой фигуры модернизации образования. Теоретические и организационно-практические основы управления развитием профессионализма педагога включают:

. комплексное решение проблем становления профессиональной карьеры учителя (создание в колледже ассоциации молодых педагогов, общественное объединение ветеранов труда);

. включение преподавателя в научно-методическую деятельность

(рабочие группы по реализации проектов, предметно-цикловые комиссии, научно-методический совет);

. разработка организационных форм инновационного обучения, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности, инициативности, мастерства.

|Стадии |Деятельность |Деятельность студента |
| |преподавателя | |
|1 |2 |3 |
|1.Разработка | | |
|проектного | | |
|задания | | |
|1.1. Выбор темы |Преподаватель отбирает |Студенты обсуждают и |
|проекта |возможные темы и |принимают решение по |
| |предлагает их студентам |выбору темы |
| |Преподаватель предлагает|Группа студентов |
| |студентам совместно |совместно с |
| |отобрать темы проектов |преподавателем отбирает |
| | |темы и предлагает всей |
| | |аудитории для обсуждения|
| | | |
| |Преподаватель участвует |Студенты самостоятельно |
| |в обсуждении тем, |подбирают темы и |
| |предложенных студентами |предлагают в группе для |
| | |обсуждения |
|1.2. Выделение |Преподаватель |Каждый студент выбирает |
|исследовательской|предварительно вычленяет|себе тему исследования |
|части в темах |исследовательскую часть |или предлагает новую |
|проекта |и предлагает студентам | |
| |для выбора | |

Эксперимент

Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном процессе представлено схемой

| |Преподаватель |Студенты активно обсуждают и |
| |принимает |предлагают варианты тем |
| |участие в |исследований. Каждый студент |
| |обсуждении со |выбирает одну из них для себя |
| |студентами | |
| |исследовательско| |
| |й части проекта | |
|1.3.Формирование |Преподаватель |Студенты уже определили свои темы |
|творческих групп |проводит |и группируются в соответствии с |
| |организационную |ними в малые команды |
| |работу по | |
| |объединению | |
| |студентов, | |
| |выбравших себе | |
| |конкретные темы | |
| |исследования и | |
| |виды | |
| |деятельности | |
|1.4. Подготовка |Если проект |Отдельные студенты принимают |
|материалов к |объемный, то |участие в разработке заданий. |
|исследовательской|преподаватель |Вопросы для поиска ответа могут |
|работе: |заранее |вырабатываться в группе с |
|формулировка |разрабатывает |последующим обсуждением |
|вопросов, на |задания, вопросы| |
|которые нужно |для поисковой | |
|ответить, отбор |деятельности и | |
|литературы, |литературу | |
|работа в сети | | |
|Интернет с базами| | |
|данных | | |
|интеллектуальной | | |
|собственности | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.