скачать рефераты

МЕНЮ


Строительство автомобильной дороги

Сажа (С)

- вызывает негативные изменения в системе дыхательных органов (3-й класс опасности).

Сажа также очень опасный компонент отработавших газов.

Помимо углерода, сажа является носителем канцерогенных

углеводородов, адсорбирующихся на ее поверхности.

Диоксид серы (SО2)

- бесцветный, с острым запахом газ, который, взаимодействуя с влагой воздуха, образует серную кислоту (3-й класс опасности).

Нарушает белковый обмен, поражает легкие и верхние дыхательные пути.

В отработавших газах карбюраторного двигателя содержатся также в малых количествах окислы серы, которые угнетающе действуют на кроветворные органы.

Кроме того, у автомобилей, оборудованных каталитическими нейтрализаторами, реакция серных соединений с парами воды приводит к образованию серной кислоты.

Соединения свинца (РЬ)

- чрезвычайно вредны и отнесены, поэтому к 1 -му классу опасности.

Попадая в организм при дыхании, через кожу и с пищей, вызывают отравление, приводящее к нарушениям функций мозга, органов пищеварения, нервно-мышечных систем.

Около 70 - 80% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, вместе с отработавшими газами попадает в атмосферный воздух.

Соединения свинца, накапливаясь в организме, вызывают изменения кроветворных органов и нарушения в обмене веществ.

Кроме отработавших газов ДВС источниками загрязнения атмосферы являются картерные газы и испарения топлива из карбюратора и топливного бака.

С картерными газами выделяется до 20% CnHm, на испарения из карбюратора и топливного бака приходится в среднем 15% CnHm.

Еще одним источником загрязнения атмосферы твердыми частицами является загрязнение пылью от износа резины (до 1, 6 кг в год на один автомобиль), тормозных колодок и дисков сцепления автомобилей, а также продуктами истирания поверхности дорог.

Исследованиями доказано, что в промышленных центрах с высокими уровнями загрязнения атмосферы возрастает количество различных заболеваний.

Последствия воздействия отдельных компонентов на организм человека подробно изучены.

Действие токсичных веществ может усиливаться при неблагоприятных погодных условиях, приводящих к образованию смогов.

Автомобили в процессе движения, как правило работают

с переменными нагрузками на неустановившихся режимах,

с последовательными циклическими переходами

- с режима холостого хода на режим разгона,

- установившийся режим работы и далее торможения.

Установлено, что в период торможения двигателем выделяется большое количество углеводородов.

Максимальные концентрации СО наблюдаются при работе двигателей на холостом ходу и при полных нагрузках.

По данным НИИАТа концентрация СО при работе двигателя на холостом ходу превышает этот показатель на установившемся режиме в 2, 1 раза, а на режимах принудительного холостого хода - в 1, 6-1, 9 раза.

При разгоне автомобиля и при движении с установившейся скоростью в ОГ характерна большая концентрация окислов азота.

В области режимов работы двигателя на обогащенных смесях наблюдается практически линейная зависимость концентраций СО от коэффициента избытка воздуха (ά).

В диапазоне средних нагрузок (40-70%) при составе смеси, близком к стехиометрическому, концентрации СО и CnHm, незначительны, а концентрации NОХ могут достигать максимальных значений.

Высокие концентрации газообразных примесей принято оценивать в процентах по объему (% об.),

- меньшие - количеством частей на 1 млн. (млн.) или массовой концентрацией (мг/м3).

Концентрации пересчитывают из объемных единиц в массовые с учетом молекулярного веса примеси при определенных значениях температуры и давления.

Концентрации компонентов в ОГ еще не характеризуют токсичность двигателя.

Например, концентрации СО при работе на холостом ходу являются, как правило, наибольшими, но общее количество выделяемых ОГ невелико.

Проведенные испытания показали, что автомобилем ГАЗ-24 "Волга" на режиме холостого хода выделяется (по массе) в 2, 5 раза меньше СО, чем при движении со скоростью 50 км/ч на подъемах с уклоном 3%.

Однако концентрация СО на холостом ходу в 6 раз больше, чем при движении со скоростью 60 км/ч.

Характеристики режима работы двигателя автомобиля и показатели токсичности в цикле городского движения (данные автополигона НАМИ), представлены в табл. 3.


Таблица 3






Режим работы


 Доля режимов, %

пo времени


по

объёму

по выбросам

по расходу топлива


СО

CnHm

Холостой ход

39, 5

10

13-25

15-18

0

15

Разгон

18, 5

45

29-32

27-30

75-86

35

Установившийся режим

29, 2


40


32-43


19-35


13-23


37


Замедление

12, 8

5

Л 0-13

23-32

0-1, 5

13


Наиболее неблагоприятными, с позиций токсической характеристики двигателя, являются режимы разгона, замедления и холостого хода.

Поэтому, наличие средств регулирования дорожного движения на городских магистралях, эффективно решая проблему обеспечения безопасности движения, приводит к увеличению выброса вредных веществ.

Для экологической оценки автомобильных двигателей как источника загрязнения используют показатели, учитывающие химический состав и количество ОГ, а также энергетические показатели транспортных средств в конкретных или осредненных условиях эксплуатации.

Количество i-го компонента, выделяемого двигателем в единицу времени:


CТi = Ci ∙ Qог

 

где Ci - концентрация рассматриваемого токсичного компонента, г/м3; Qог - объемный расход ОГ, м3/ч.

Используется также показатель удельного уровня выброса вредных веществ (аналогично удельному расходу топлива), определяемый из соотношения:


qi = CТi / Ne

 

где Ne - эффективная мощность двигателя, кВт.

Для сравнительной оценки токсичности двигателя используется удельная эквивалентная токсичность двигателя, приведенная к СО:


n

qCO = ∑ KiCO ∙ qi

i=1


где KiCO - коэффициенты, представляющие собой отношение среднесуточной ПДК для СО и ПДК для i-го вещества в воздухе населенных мест.

В различных странах мира, в том числе в СНГ, для оценки токсичности двигателя и определения количества вредных выбросов на участках улично-дорожной сети городов применяется так называемый пробеговый выброс, т. е. абсолютное количество выбросов токсичного вещества за единицу пройденного пути автомобилем: qi = Ci / U

Для оценки токсичности автомобилей по выбросу вредных веществ используются ездовые испытательные циклы, которые воспроизводят средние режимы движения автомобилей при имитации действительных условий их эксплуатации в городах. Ездовые циклы представляют собой определенную последовательность наборов режимов, включая холостой ход, разгон, движение с постоянной скоростью, замедление.

Критерий экологической безопасности автотранспорта.

Для интегральной оценки качества отработавших газов (ОГ) любого автомобиля используется комплексный показатель опасности автомобиля (КОА), который отражает совокупность количества выбросов всех примесей, содержащихся в отработавших газах, а также класс опасности и токсичность:


m m

КОАj = ∑ КОВi = ∑ (Mi / ПДКi)ά (i) (1)

i=1 i=1


где Мi - количество выбросов i-й примеси в атмосферу, г/с;

ПДКi - максимально-разовая предельно допустимая концентрация г/м3 ;

ά (i) - безразмерная константа, позволяющая соотнести степень вредности i-го вещества с вредностью диоксида серы (III степень опасности).

Использование КОА дает то преимущество, что позволяет сравнивать между собой опасность автомобиля (передвижного источника) и промышленного предприятия (стационарного источника загрязнения атмосферы).

Но КОА не позволяет судить о соответствии ОГ данного автомобиля действующим нормам по выбросам.

Поэтому необходимо модифицировать критерий КОА, т. е. выработать критерий экологической безопасности автомобиля (Кa), который позволит сопоставить его с некоторым эталоном.

Предлагается в качестве эталона выбрать категорию опасности автомобиля, сертифицированного по правилам № 83 ЕЭК ООН (иначе ЕВРО).

Тогда критерий экологической безопасности автомобиля будет определяться по формуле:


Ка = КОАj /КОАЕВРО (2)

 

где КОАj, - категория опасности автомобиля, определяемая для реальных условий эксплуатации;

КОАЕВРО - категория опасности автомобиля удовлетворяющего ЕВРО.

Из формулы (2) очевидно, что если Ка > 1, то техническое состояние такого автомобиля с позиции экологической безопасности следует считать неудовлетворительным.

Для расчёта категории опасности автомобиля выбросы примесей представляются в виде потока частиц вещества (в единицах массы, отнесенной к единице времени).

В свою очередь, значение предельных выбросов вредных веществ в нормах ЕВРО представляется в единицах массы, отнесенных к расстоянию.

Пересчет рекомендуется выполнять по формуле:


Мit = MiL ∙ Lц /tц,


где MiL - удельный выброс i-го вещества на 1 км пробега, г/км;

Lц = 11 км - протяженность цикла;

tц = 1220 с - время цикла.

Далее, используя полученные по формулам (1) и (2) коэффициенты рассчитывается значение критерия экологичности Кai, на основании которого строится таблица уровней экологической безопасности автомобиля (табл. 4).


Таблица 4. Границы уровней экологической безопасности автомобилей

ЕВРО (i)


Уровень экологической безопасности автомобиля

 Значение

Кai

0

Чрезвычайно опасные

>10

I

Высоко опасные

4-10

II

Умеренно опасные

2-4

III

Мало опасные

1-2

IV

Не опасные

<1


В качестве эталонного норматива следует использовать уровень экологической безопасности (Ка ≤ 1) автомобиля, удовлетворяющего четвертой поправке к правилу ЕЭК ООН, а именно - ЕС 2005 ЕЭК ООН (ЕВРО IV) (табл. 5)


Таблица 5. Величины выбросов вредных веществ с отработанными газами для разных автомобилей.



Марка автомобиля


Количество выбросов вредных веществ

N0х

СО

СН

РМ

Итого

Г/км

%

Г/км

%

Г/км

%

Г/км

%

Г/км

%

К 5320

29, 81

3, 8

430, 49

55, 5

314, 78

40, 6

0, 443

0, 1

775, 52

100

ГАЗ 3102

1, 004

5, 0

17, 892

89, 0

1, 234

6, 0

-

-

20, 130

100

ВАЗ 2105

1, 073

5, 4

17, 102

85, 9

1, 727

8, 7

-

-

19, 902

100

ВАЗ 2 1103

0, 161

12, 2

1, 014

76, 8

0, 146

11, 0

-

-

1, 321

100

М2141

1, 258

14, 8

5, 108

60, 2

2, 122

25, 0

-

-

8, 488

100


На основании данных табл. 5 по предложенной выше схеме расчета вычислены интегральные характеристики экологической опасности отработавших газов автомобилей (КОВ и КОА) (табл. 6).

Таблица 6. Зависимость экологической опасности от марки автомобиля




Марка автомобиля


Категории опасности различных компонентов отработавших газов

Категория опасности автомобиля

N0х

СО

СН

РМ

М3/с

%

М3/с

%

М3/с

%

М3/с

%

М3/с |

%

К 5320


33979, 8

95, 0


631, 7


1, 8


890, 23


2, 4


297, 86


0, 8


33799, 0

100


М2141

282, 58

95, 5

7, 1

2, 5

6, 0

2, 0

_

295, 7

100

ВАЗ 2105

230, 0

89, 8

21, 0

8, 2

5, 14

2, 0

_

256, 0

 100

ГАЗ 3102

211, 2

89, 2

21, 9

9, 2

3, 79

1, 6

_

2237, 0

 100

ВА3 21103

39, 95

91, 7

2, 72

6, 3

0, 89

2, 0

_


43, 56

100


Если значения табл. 6 подставить в уравнение (2), то получим значения критерия экологической безопасности (табл. 7)


Таблица 7. Критерии экологической безопасности автомобилей

Марка автомобиля


Уровень экологической безопасности

Марка автомобиля


Уровень экологической безопасности

ВАЗ 2 1103

1, 6

М2141

10, 95

ГАЗ 3102

8, 8

КАМАЗ 5320

13, 5

ВАЗ 2105

9, 5



 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.