Строительство автомобильной дороги
Сажа (С)
- вызывает негативные изменения в системе дыхательных органов
(3-й класс опасности).
Сажа также очень опасный компонент отработавших газов.
Помимо углерода, сажа является носителем канцерогенных
углеводородов, адсорбирующихся на ее поверхности.
Диоксид серы (SО2)
- бесцветный, с острым запахом газ, который, взаимодействуя
с влагой воздуха, образует серную кислоту (3-й класс опасности).
Нарушает белковый обмен, поражает легкие и верхние дыхательные
пути.
В отработавших газах
карбюраторного двигателя содержатся также в малых количествах окислы серы, которые
угнетающе действуют на кроветворные органы.
Кроме того, у автомобилей,
оборудованных каталитическими нейтрализаторами, реакция серных соединений с
парами воды приводит к образованию серной кислоты.
Соединения свинца
(РЬ)
- чрезвычайно вредны и
отнесены, поэтому к 1 -му классу опасности.
Попадая в организм при
дыхании, через кожу и с пищей, вызывают отравление, приводящее к нарушениям
функций мозга, органов пищеварения, нервно-мышечных систем.
Около 70 - 80% свинца, добавленного к бензину с этиловой
жидкостью, вместе с отработавшими газами попадает в атмосферный воздух.
Соединения свинца, накапливаясь в организме, вызывают
изменения кроветворных органов и нарушения в обмене веществ.
Кроме отработавших газов ДВС источниками загрязнения атмосферы
являются картерные газы и испарения топлива из карбюратора и топливного
бака.
С картерными газами выделяется до 20% CnHm, на испарения из карбюратора и
топливного бака приходится в среднем 15% CnHm.
Еще одним источником
загрязнения атмосферы твердыми частицами является загрязнение пылью от
износа резины (до 1, 6 кг в год на один автомобиль), тормозных колодок
и дисков сцепления автомобилей, а также продуктами истирания поверхности дорог.
Исследованиями доказано, что в промышленных центрах с высокими
уровнями загрязнения атмосферы возрастает количество различных заболеваний.
Последствия воздействия отдельных компонентов на организм
человека подробно изучены.
Действие токсичных веществ может усиливаться при
неблагоприятных погодных условиях, приводящих к образованию смогов.
Автомобили в процессе движения, как правило работают
с переменными нагрузками на неустановившихся режимах,
с последовательными циклическими переходами
- с режима холостого хода на режим разгона,
- установившийся режим работы и далее торможения.
Установлено, что в период торможения двигателем выделяется
большое количество углеводородов.
Максимальные концентрации СО наблюдаются при
работе двигателей на холостом ходу и при полных нагрузках.
По данным НИИАТа концентрация СО при работе
двигателя на холостом ходу превышает этот показатель на установившемся режиме в
2, 1 раза, а на режимах принудительного холостого хода - в 1, 6-1, 9 раза.
При разгоне автомобиля и при движении с установившейся
скоростью в ОГ характерна большая концентрация окислов азота.
В области режимов работы двигателя на обогащенных смесях
наблюдается практически линейная зависимость концентраций СО от
коэффициента избытка воздуха (ά).
В диапазоне средних нагрузок (40-70%) при составе смеси, близком
к стехиометрическому, концентрации СО и CnHm, незначительны, а концентрации NОХ могут достигать максимальных
значений.
Высокие концентрации газообразных примесей принято оценивать в процентах
по объему (% об.),
- меньшие - количеством частей на 1 млн. (млн.)
или массовой концентрацией (мг/м3).
Концентрации пересчитывают из объемных единиц в массовые с
учетом молекулярного веса примеси при определенных значениях температуры и
давления.
Концентрации компонентов в ОГ еще не характеризуют
токсичность двигателя.
Например, концентрации СО при работе на холостом ходу
являются, как правило, наибольшими, но общее количество выделяемых ОГ невелико.
Проведенные испытания показали, что автомобилем ГАЗ-24
"Волга" на режиме холостого хода выделяется (по массе) в 2, 5 раза
меньше СО, чем при движении со скоростью 50 км/ч на подъемах с уклоном 3%.
Однако концентрация СО на холостом ходу в 6 раз
больше, чем при движении со скоростью 60 км/ч.
Характеристики режима работы
двигателя автомобиля и показатели токсичности в цикле городского движения
(данные автополигона НАМИ), представлены в табл. 3.
Таблица 3
Режим
работы
|
Доля
режимов, %
|
пo времени
|
по
объёму
|
по
выбросам
|
по
расходу топлива
|
СО
|
CnHm
|
Холостой
ход
|
39,
5
|
10
|
13-25
|
15-18
|
0
|
15
|
Разгон
|
18,
5
|
45
|
29-32
|
27-30
|
75-86
|
35
|
Установившийся
режим
|
29,
2
|
40
|
32-43
|
19-35
|
13-23
|
37
|
Замедление
|
12,
8
|
5
|
Л
0-13
|
23-32
|
0-1,
5
|
13
|
Наиболее неблагоприятными, с позиций
токсической характеристики двигателя, являются режимы разгона, замедления
и холостого хода.
Поэтому, наличие средств регулирования дорожного движения на
городских магистралях, эффективно решая проблему обеспечения безопасности
движения, приводит к увеличению выброса вредных веществ.
Для экологической оценки автомобильных двигателей как источника загрязнения используют
показатели, учитывающие химический состав и количество ОГ, а также
энергетические показатели транспортных средств в конкретных или осредненных
условиях эксплуатации.
Количество i-го
компонента, выделяемого двигателем в единицу времени:
CТi = Ci ∙ Qог
где Ci - концентрация
рассматриваемого токсичного компонента, г/м3; Qог - объемный расход ОГ, м3/ч.
Используется также показатель удельного уровня выброса
вредных веществ (аналогично удельному расходу топлива), определяемый из
соотношения:
qi = CТi / Ne
где Ne - эффективная мощность двигателя, кВт.
Для сравнительной оценки
токсичности двигателя используется удельная эквивалентная токсичность двигателя,
приведенная к СО:
n
qCO = ∑ KiCO
∙ qi
i=1
где KiCO - коэффициенты, представляющие собой отношение среднесуточной
ПДК для СО и ПДК для i-го
вещества в воздухе населенных мест.
В различных странах мира, в том числе в СНГ, для оценки
токсичности двигателя и определения количества вредных выбросов на участках
улично-дорожной сети городов применяется так называемый пробеговый выброс, т. е.
абсолютное количество выбросов токсичного вещества за единицу пройденного пути
автомобилем: qi = Ci / U
Для оценки токсичности
автомобилей по выбросу вредных веществ используются ездовые испытательные циклы,
которые воспроизводят средние режимы движения автомобилей при имитации
действительных условий их эксплуатации в городах. Ездовые циклы представляют
собой определенную последовательность наборов режимов, включая холостой ход, разгон,
движение с постоянной скоростью, замедление.
Критерий экологической безопасности автотранспорта.
Для интегральной оценки качества отработавших газов (ОГ) любого
автомобиля используется комплексный показатель опасности автомобиля (КОА), который
отражает совокупность количества выбросов всех примесей, содержащихся в
отработавших газах, а также класс опасности и токсичность:
m m
КОАj
= ∑ КОВi = ∑ (Mi / ПДКi)ά (i) (1)
i=1 i=1
где Мi - количество выбросов i-й примеси в атмосферу, г/с;
ПДКi
- максимально-разовая предельно допустимая концентрация г/м3 ;
ά (i) - безразмерная константа, позволяющая
соотнести степень вредности i-го
вещества с вредностью диоксида серы (III степень опасности).
Использование КОА дает то преимущество, что позволяет
сравнивать между собой опасность автомобиля (передвижного источника) и
промышленного предприятия (стационарного источника загрязнения атмосферы).
Но КОА не позволяет судить о соответствии ОГ данного
автомобиля действующим нормам по выбросам.
Поэтому необходимо модифицировать критерий КОА, т. е. выработать
критерий экологической безопасности автомобиля (Кa), который позволит сопоставить его с некоторым
эталоном.
Предлагается в качестве эталона выбрать категорию опасности
автомобиля, сертифицированного по правилам № 83 ЕЭК ООН (иначе ЕВРО).
Тогда критерий экологической безопасности автомобиля будет
определяться по формуле:
Ка = КОАj /КОАЕВРО (2)
где КОАj, - категория опасности автомобиля, определяемая
для реальных условий эксплуатации;
КОАЕВРО - категория опасности автомобиля
удовлетворяющего ЕВРО.
Из формулы (2) очевидно, что если Ка > 1, то
техническое состояние такого автомобиля с позиции экологической безопасности
следует считать неудовлетворительным.
Для расчёта категории опасности автомобиля выбросы примесей
представляются в виде потока частиц вещества (в единицах массы, отнесенной к
единице времени).
В свою очередь, значение предельных выбросов вредных веществ
в нормах ЕВРО представляется в единицах массы, отнесенных к расстоянию.
Пересчет рекомендуется выполнять по формуле:
Мit
= MiL ∙ Lц /tц,
где MiL - удельный выброс i-го вещества на 1 км пробега, г/км;
Lц = 11 км - протяженность цикла;
tц = 1220 с -
время цикла.
Далее, используя полученные по формулам (1) и (2)
коэффициенты рассчитывается значение критерия экологичности Кai, на основании которого строится
таблица уровней экологической безопасности автомобиля (табл. 4).
Таблица 4. Границы уровней экологической безопасности
автомобилей
ЕВРО
(i)
|
Уровень
экологической безопасности автомобиля
|
Значение
Кai
|
0
|
Чрезвычайно
опасные
|
>10
|
I
|
Высоко
опасные
|
4-10
|
II
|
Умеренно
опасные
|
2-4
|
III
|
Мало
опасные
|
1-2
|
IV
|
Не
опасные
|
<1
|
В качестве эталонного норматива следует использовать уровень
экологической безопасности (Ка ≤ 1) автомобиля, удовлетворяющего
четвертой поправке к правилу ЕЭК ООН, а именно - ЕС 2005 ЕЭК ООН (ЕВРО IV) (табл. 5)
Таблица 5. Величины выбросов вредных веществ с отработанными
газами для разных автомобилей.
Марка автомобиля
|
Количество выбросов вредных веществ
|
N0х
|
СО
|
СН
|
РМ
|
Итого
|
Г/км
|
%
|
Г/км
|
%
|
Г/км
|
%
|
Г/км
|
%
|
Г/км
|
%
|
К 5320
|
29, 81
|
3, 8
|
430, 49
|
55, 5
|
314, 78
|
40, 6
|
0, 443
|
0, 1
|
775, 52
|
100
|
ГАЗ 3102
|
1, 004
|
5, 0
|
17, 892
|
89, 0
|
1, 234
|
6, 0
|
-
|
-
|
20, 130
|
100
|
ВАЗ 2105
|
1, 073
|
5, 4
|
17, 102
|
85, 9
|
1, 727
|
8, 7
|
-
|
-
|
19, 902
|
100
|
ВАЗ 2 1103
|
0, 161
|
12, 2
|
1, 014
|
76, 8
|
0, 146
|
11, 0
|
-
|
-
|
1, 321
|
100
|
М2141
|
1, 258
|
14, 8
|
5, 108
|
60, 2
|
2, 122
|
25, 0
|
-
|
-
|
8, 488
|
100
|
На основании данных табл. 5 по предложенной выше схеме
расчета вычислены интегральные характеристики экологической опасности
отработавших газов автомобилей (КОВ и КОА) (табл. 6).
Таблица 6. Зависимость экологической опасности от марки
автомобиля
Марка
автомобиля
|
Категории
опасности различных компонентов отработавших газов
|
Категория
опасности автомобиля
|
N0х
|
СО
|
СН
|
РМ
|
М3/с
|
%
|
М3/с
|
%
|
М3/с
|
%
|
М3/с
|
%
|
М3/с
|
|
%
|
К
5320
|
33979,
8
|
95,
0
|
631,
7
|
1,
8
|
890,
23
|
2,
4
|
297,
86
|
0,
8
|
33799,
0
|
100
|
М2141
|
282,
58
|
95,
5
|
7,
1
|
2,
5
|
6,
0
|
2,
0
|
—
|
_
|
295,
7
|
100
|
ВАЗ
2105
|
230,
0
|
89,
8
|
21,
0
|
8,
2
|
5,
14
|
2,
0
|
—
|
_
|
256,
0
|
100
|
ГАЗ
3102
|
211,
2
|
89,
2
|
21,
9
|
9,
2
|
3,
79
|
1,
6
|
—
|
_
|
2237, 0
|
100
|
ВА3
21103
|
39,
95
|
91,
7
|
2,
72
|
6,
3
|
0,
89
|
2,
0
|
_
|
|
43,
56
|
100
|
Если значения табл. 6 подставить в уравнение (2), то получим
значения критерия экологической безопасности (табл. 7)
Таблица 7. Критерии экологической безопасности автомобилей
Марка
автомобиля
|
Уровень
экологической безопасности
|
Марка
автомобиля
|
Уровень
экологической безопасности
|
ВАЗ
2 1103
|
1,
6
|
М2141
|
10,
95
|
ГАЗ
3102
|
8,
8
|
КАМАЗ
5320
|
13,
5
|
ВАЗ
2105
|
9,
5
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|