скачать рефераты

МЕНЮ


Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

МВД Украины

Харьковский национальный университет внутренних дел

О.А. Мартыненко

ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ

Монография

Рецензенты: д-р юрид. наук А.Г. Кальман;д-р юрид. наук, проф. О.М. Литвак; д-р юрид. наук, проф. Л.М. Давыденко

Мартыненко О.А.

Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины: Монография. - Х.: Изд-во ХНУВС, 2005. - 496 с.

ISBN-099-610-143-2.

Монография посвящена комплексному анализу факторов, детер-минирующих преступность среди персонала органов внутренних дел Украины. В работе проведен исторический обзор становления подразделений полиции и милиции на территории Украины различных периодов с одновременным анализом состояния законности среди персонала. Отдельно приведен сравнительный анализ правонарушений в подразделениях полиции (милиции) США, Великобритании, Российской Федерации и ряда европейских стран. Криминологическая характеристика современной преступности среди работников ОВД Украины построена автором на обширном эмпирическом материале, что позволяет рассмотреть детерминанты противоправного поведения персонала на общегосударственном, ведомственном и индивидуальном уровнях. Механизм действия криминогенных факторов на состояние законности представлен с учетом правовых, социальных, организационно-управленческих и других аспектов деятельности правоохранительных органов. В соответствии с данной схемой автором предлагается комплекс мер по предупреждению преступности среди персонала ОВД Украины с учетом современных разработок евро-пейской криминологической науки.

Монография рассчитана на широкий круг научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов и факультетов, работников правоохранительных органов.

ББК 65 (4УКР) 2я 73

ISBN 099-610-143-2

Мартыненко О.А., 2005

Харьковский национальный университет внутренних дел, 2005

Захаров Б.Е., художественное оформление, 2005

Оглавление

  • Список сокращений, содержащихся в тексте
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Раздел 1. Полиция и общество
    • 1.2 Проблема соблюдения принципа законности в деятельности полиции различных стран мира.
  • Раздел 2. Историко - криминологический анализ состояния дисциплины и законности в правоохранительных органах на территории Украины.
    • 2.1 Становление профессиональной этики и служебной дисциплины в работе полиции времен Российской империи
    • 2.2 Соблюдение дисциплины и законности в органах внутренних дел УССР
    • 2.3 Общее положение дел в милиции Украины 1991-2005 гг.
  • Раздел 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОВД
    • 3.1 Преступления среди сотрудников ОВД: вопросы уголовно-правовых и криминологических дефиниций.
    • 3.2 Количественно-качественные показатели преступлений и иных правонарушений в подразделениях ОВД Украины .
    • 3.3 Характеристика личности сотрудников ОВД, совершивших преступления и иные правонарушения
  • Раздел 4. Факторы, причины и условия, обуславливающие существование и воспроизводство преступности и иных правонарушений среди персонала ОВД Украины
    • 4.1 Детерминация преступлений и правонарушений, совершаемых в системе органов внутренних дел (общие положения)
    • 4.2 Факторы преступности в органах внутренних дел
      • 4.2.1 Экономические факторы
      • 4.2.2 Социальные факторы
      • 4.2.3 Идеологические факторы
      • 4.2.4 Социально-психологические факторы
      • 4.2.5 Политико-оценочные факторы
      • 4.2.6 Организационно-управленческие факторы
      • 4.2.7 Правовые факторы
    • 4.3 Факторы отдельных видов (групп) преступлений и иных правонарушений в подразделениях ОВД
      • 4.3.1 Экономические факторы
      • 4.3.2 Социальные факторы
      • 4.3.3 Социально-психологические факторы
      • 4.3.4 Организационно-управленческие факторы
      • 4.3.5 Правовые факторы
    • 4.4 Непосредственные причины и условия конкретных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД.............................................................
  • Раздел 5. Предупреждение преступности и иных правонарушений в ОВД Украины
    • 5.1 Понятие и система деятельности по предупреждению преступности
    • 5.2 Общесоциальные меры предупреждения преступности и правонарушений в системе органов внутренних дел
    • 5.3 Специально-криминологические меры предупреждения преступности и правонарушений в подразделениях органов внутренних дел.
    • 5.4 Индивидуальные меры предупреждения преступности и правонарушений среди персонала ОВД Украины
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список сокращений, содержащихся в тексте

ВЦИК - Всесоюзный центральный исполнительный комитет

ГАИ - Государственная автоинспекция

ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГПУ - Главное политическое управление

ГУАСМ - Главное управление административной службы милиции

ГУБОП - Главное управление борьбы с организованной преступностью

ГУООП - Главное управление охраны общественного порядка

ГУРЛС - Главное управление работы с личным составом

ДВБ ГУБОП МВД - Департамент внутренней безопасности Главного управления борьбы с организованной преступностью МВД

ДПС ГАИ - дорожно-патрульная служба государственной автоинспекции

ДРП МВД - Департамент работы с персоналом МВД

ДСП - для служебного пользования

ДТП - дорожно-транспортное происшествие

ИВС - изолятор временного содержания

ИЛС - Инспекция по личному составу

ИТУ - исправительно-трудовое учреждение

КМДН - криминальная милиция по делам несовершеннолетних

КМ - криминальная милиция

КПЗ - камера предварительного заключения

МООП - Министерство охраны общественного порядка

МРЭО ГАИ - межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ

НАВДУ - Национальная Академия внутренних дел Украины

НКВД - Народный комиссариат внутренних дел

НУВД - Национальный университет внутренних дел

НЭП - новая экономическая политика

ОБНОН - отдел борьбы с незаконным оборотом наркотиков

ОБХСС - отдел борьбы с хищениями социалистической собственности

ОБЭП - отдел борьбы с экономическими преступлениями

ОВД - органы внутренних дел

ООП - охрана общественного порядка

ОУР - отдел уголовного розыска

ППСМ - патрульно-постовая служба милиции

РО - районный отдел

РОВД - районный отдел внутренних дел

СМ СССР - Совет Министров СССР

СМИ - средства массовой информации

СНК - Совет Народных Комиссаров

СО - следственный отдел

СУ - следственное управление

УБНОН - Управление борьбы с незаконным оборотом наркотиков

УВБ - Управление внутренней безопасности

УГСБЭП - Управление Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями

УИМ - участковый инспектор милиции

УК - Уголовный кодекс

УМВД - управление МВД в области

УМВДТ - управление МВД на транспорте

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс

УР - уголовный розыск

ХИВД - Харьковский институт внутренних дел

ЦГАВОВУ - Центральный государственный архив высших органов власти Украины

УППСМ - Устав патрульно-постовой службы милиции

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая монография посвящена криминологическому анализу факторов, детерминирующих преступления и иные правонарушения среди персонала органов внутренних дел Украины.

Актуальность столь непростого исследования определяется, прежде всего, повышенным вниманием общественных и государственных институтов к деятельности правоохранительных органов в условиях демократического развития украинского общества и адаптации его к европейским стандартам. Необходимость укрепления верховенства права, лежащего в основе правоохранительной деятельности, находит свое воплощение в активной имплементации международных норм, обеспечивающих соблюдение прав человека, стратегической реорганизации МВД Украины, установления политики «прозрачности» и ориентации на потребности населения.

В этих условиях успешное выполнение органами внутренних дел своего общественного предназначения находится в прямой зависимости от уровня соблюдения ими требований закона, в силу чего понятие «законность» становится категорией, определяющей сегодня авторитет подразделений ОВД Украины.

Состояние законности и служебной дисциплины сохраняет также особую актуальность и в силу имеющихся среди сотрудников органов внутренних дел многочисленных фактов коррупции, злоупотребления своим служебным положением, непрофессиональных действий, пьянства и грубости. Такие негативные явления не только вызывают большую озабоченность и резонанс в обществе, но и снижают эффективность профилактических мер, усиливают степень отчуждения между населением и правоохранительными органами.

Что касается внимания ученых, то проблема правонарушений в органах внутренних дел является, к сожалению, объектом немногочисленных исследований, поскольку до недавнего времени в отечественной криминологии деятельность органов внутренних дел рассматривалась исключительно с точки зрения осуществления последними функции борьбы с преступностью. Даже в проекте Концепции развития украинской криминологической науки отсутствовал вопрос о предупреждении преступлений в сфере правоохранительной деятельности.

Хотя тематика так называемой «милицейской» преступности активно развивается российскими исследователями, однако и она ограничивается пока описанием криминологической характеристики преступлений, совершаемых работниками ОВД, а также попытками описать базовые черты личности правонарушителей. Серьезное осмысление отдельных проблем функционирования органов внутренних дел отражено в ряде работ как отечественных авторов, так и исследователей стран СНГ (Н.И. Ануфриев, А.М. Бандурка, Ю.Ф. Кравченко, В.В. Лазарев, В.С. Медведев, П.П. Михайленко, А.Д. Сафронов). Работы же, выполненные на уровне комплексного теоретического обобщения относительно механизма детерминации противоправного поведения должностных лиц ОВД сегодня в криминологической науке постсоветского пространства отсутствуют.

В то же самое время вряд ли вызовет сомнение тот факт, что детерминационная природа преступлений, совершаемых в области правоохранительной деятельности, имеет свою, только ей присущую специфику. И только при условии изучения специфики детерминационных факторов может идти речь о разработке полноценной превентивной политики государства в области укрепления дисциплины и законности среди сотрудников правоохра-нительных органов, адекватного реформирования органов внутренних дел, создания эффективной кадровой политики.

С учетом изложенного предлагаемое вниманию читателя исследование включает в себя изучение детерминант правонарушений среди сотрудников ОВД на трех уровнях - государственном, ведомственном и индивидуальном. Одновременно предпринимается криминологический и уголовно-правовой анализ совокупности преступлений, совершаемых личным составом органов внутренних дел. Для получения общей картины изучаемого явления был также проведен ретроспективный исторический анализ развития подразделений полиции и милиции на территории Украины, начиная с XIX ст., обзор состояния соблюдения законности в подразделениях США, Великобритании, Российской Федерации, отдельных стран Европы. Все это позволило выделить объективные негативные тенденции, присущие правоохранительным органам различных стран.

Основу эмпирической базы аналитической работы составили:

- результаты комплексного криминологического исследования, осуществленного самостоятельно и в составе научного коллектива НУВД среди подразделений органов внутренних дел в 10 областях Украины (820 респондентов);

- материалы изучения приговоров, вынесенных судами в отношении 582 бывших сотрудников ОВД на протяжении 1995-2003 гг.;

- результаты опроса бывших сотрудников ОВД, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

- результаты лонгитюдного исследования личностных характеристик курсантов Национального университета внутренних дел (1997-2004 гг.);

- данные статистической отчетности ДВБ ГУБОП МВД Украины за 1992-2004 гг.;

- материалы более 1120 служебных проверок по фактам нарушений дисциплины и законности, содержащиеся в 124 томах архивных документов ДВБ ГУБОП МВД Украины за период с 2000 г. по 2003 г.;

- дисциплинарная практика отделов внутренних расследований Гражданской полиции ООН в Боснии-Герцеговине (1998-2000 гг.) и Косово (1999-2002 гг.).

- материалы о правонарушениях, содержащиеся в сообщениях средств массовой информации на протяжении 1999-2005 гг.

Автор выражает сердечную признательность своему учителю - доктору юридических наук, профессору, члену-корреспонденту Академии правовых наук Украины Ивану Николаевичу Даньшину, кто своим терпеливым и мудрым отношением во многом определил становление и осуществление данного исследования.

Отдельных слов признательности заслуживают мои дорогие единомышленники и коллеги, благодаря принципиальной, но исключительно доброжелательной критике , которых предлагаемая работа реализовалась как комплексное научное исследование.

Автор также искренне благодарен руководству и сотрудникам Департамента внутренней безопасности МВД Украины, сотрудникам государственных и ведомственных архивов, библиотек, оказавших неоценимую помощь при подборе эмпирического материала, а также тем ученым, кто своей деятельностью в области истории и управления органов внутренних дел, криминологии и уголовного права, социологии и психологии способствует осознанию обществом важности проводимой в данном направлении работы.

Раздел 1. Полиция и общество

Место полиции в обществе: историческая ретроспектива

В своей исторической ретроспективе криминология до наступления периода позитивистского подхода изначально акцентировала внимание всего лишь на определении и сравнении дефиниций «преступление», «преступник», «контроль над преступностью». В этот так называемый «докриминологический» период представители классической школы, связанной с именем Ч.Беккариа, ставили систему уголовной юстиции в центр своих анали-тических и концептуальных изысканий, направляя свои усилия прежде всего на построение рациональной и эффективной системы уголовного права и юстиции. Void G., Bernard T. Theoretical Criminology. 3rd ed. New York, 1985. Проблема правонарушений в системе правоохранительных органов не выделялась первоначаль-но в разряд самостоятельной также по той причине, что большая часть европейских стран того времени принадлежала к типу так называемого «полицейского государства».

«Полицейские государства», возникшие в XVII ст. и достигшие расцвета в XVIII ст., назывались так не потому, что имели полицейские органы, а потому, что администрация в силу свойственных ей полицейских функций позволяла себе все, не зная никаких правовых границ. Органы государственного управления могли предъявлять любые требования и осуществлять путем принуждения все, что, по их мнению, было необходимо для общественного блага и общественной пользы. Из курса истории государства известно, что изначально слово «police» (полиция) совпадало по своему значению с государственной деятельностью («policing») и в ряде документов являлось синонимом хорошего состояния, общественного благополучия. Так, например, в ранних германских документах «gute Polizei» означало порядок (Нюрн-бергский указ 1492 года).

Развитая в рамках политической экономии XVIII в. «наука полиции» включала в термин «полиция» всю деятельность по управлению государством и общественным порядком с помощью экономической, социальной и культурной политики. Rawlings P. The Idea of Policing a History // Policing and Society. 1995. № 5. С. 129-149. Понимание полиции как «совокупности государственных учреждений и действий, имеющих целью (посредством применения государственной силы) удалить внешние препятствия, заграждающие путь всестороннему развитию общества, которые не в состоянии удалить отдельные лица либо дозволенный союз этих лиц» безоговорочно разделялось и поддерживалось всеми ведущими политическими экономистами того времени - от А.Смита до Бентама. Моль Р. Наука полиции. СПб., 1871. С. 3. Функция же полиции в прусском общем земском праве, например, определялась как создание необходимых учреждений для сохранения публичного спокойствия, безопасности и порядка, а также устранения опасности, угрожающей публике или отдельным ее членам. При этом подразумевалось, что защиту от правонарушений обязаны предоставлять учреждения правосудия и юстиции, предоставление же всякой иной помощи выпадало на долю отрядов полиции, являвшихся всего лишь малой частью полицейских проектов.

Следует отметить, что для европейского сообщества той эпохи вопросы соблюдения законности полицейскими подразделениями поглощались более глобальной идеей - ограничением полицейской власти и уменьшением её компетенции с помощью норм естественного права. Поскольку полиция и государство были единым целым, все действия полицейских чиновников рассматривались, как совершенные во благо государства, а отсутствие правовых механизмов воздействия на полицию со стороны граждан делали ее практически неуязвимой для общественного мнения и критики.

Рассматривая полицию, как специфическую административную деятельность, проявляющуюся в повелеваниях и принуждении, и желая не столько определить понятие полиции, сколько ограничить объем полицейской власти, юридические школы континентальной Европы в XVIII в. пришли к важному заключению. Полиция, по их общему мнению, была призвана служить не цели благосостояния государства в целом, а только цели охраны. Иными словами, цель полиции заключалась в охране порядка и в устранении опасностей, а не в заботе о благосостоянии граждан, что должно было являться предметом деятельности других государственных служб.

Не менее важным было принятие тезиса о том, что понятия «полиция» и «принуждение» в юридическом аспекте не совпадают, а только пересекаются, поскольку полицейская деятельность не всегда связана с применением принуждения (предупреждение публики об угрожающей опасности, полицейские меры надзора, расследование преступлений). В качестве исходного было принято следующее соотношение понятий полиции и принуждения: полиция имеет право применять принуждение (естественно, в виде допущенных законом принудительных средств) только в тех случаях, когда она без этого не в состоянии выполнить свои задачи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.