скачать рефераты

МЕНЮ


Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

* в нарушение соц. законности входят случаи убийства, ранения, избиения, укрытия преступлений, фальсификации, незаконного ареста, незаконного задержания, незаконного применения оружия

Данные о состоянии дисциплины и законности в украинской милиции советского периода, взятые с десятилетним интервалом (1978-1980 гг.), показывают дальнейшее снижение общего показателя удельного веса наказанных сотрудников с 8,6% до 6,4% в целом по ОВД УССР. Снизился и удельный вес нарушений в следственном аппарате с 12,3% до 9,7%. В остальных службах и подразделениях милиции состояние дисциплины и законности было различным. По уровню нарушений на первое место в 1978-1980 гг. выходят сотрудники уголовного розыска (12,8% наказанных к об-щему числу личного состава) и участковые инспектора милиции (12,1% наказанных, рис. 5). Доминирующими нарушениями для представителей указанных служб являлись укрытие преступле-ний и рукоприкладство.

Рис. 5. Удельный вес наказанных в 1978-1980 гг сотрудников ОВД УССР по службам (в % к общ.числу личного состава)

Следует отметить и высокие количественные показатели лиц, наказанных за пьянство в подразделениях уголовного розыска и охраны общественного порядка (см. табл. 10) . Архив МВД Украины, Ф.4. Д.1/207, 1/214.

Таблица 10

Состояние служебной дисциплины в ОВД УССР в 1978-1980 гг .

Служба

Год

Всего наказано

В том

числе

за наруше-ние законности

Из них:

Всего

осуждено

Наказано
за пьянство

Кол-во человек

В %
к общ. кол-ву личного состава

Укрытие
преступлений

Взяточни-чество

Рукопри-кладство

Всего
по МВД

1978

8158

6,6

531

59

18

119

254

987

1979

8221

6,6

515

135

17

81

227

875

1980

7650

5,9

334

44

26

80

288

889

УР

1978

1817

12,4

233

43

6

36

48

124

1979

2023

12,.5

247

103

4

23

50

129

1980

1755

13,7

162

35

4

34

83

118

Участковые

1978

980

11,8

111

12

4

27

32

75

1979

1062

12,8

113

41

3

16

30

66

1980

972

11,8

73

12

3

21

46

71

ОБХСС

1978

212

6,9

15

0

1

0

2

19

1979

239

7,9

15

1

1

1

4

10

1980

212

7,4

5

0

3

0

5

6

След-ствие

1978

316

8,9

65

5

1

0

6

21

1979

393

11,0

95

5

2

1

5

12

1980

372

9,4

46

0

3

0

7

13

ГАИ

1978

520

5,6

37

0

8

9

22

35

1979

449

5,6

15

1

5

6

27

27

1980

472

9,3

20

0

6

3

27

27

ООП

1978

1730

4,4

84

0

0

60

95

442

1979

1641

4,6

68

1

3

35

88

371

1980

1450

4,2

47

0

2

21

87

362

Пожарная охрана

1978

479

4,2

5

1

0

0

10

69

1979

466

4,1

2

0

0

1

11

68

1980

439

3,2

2

1

0

0

9

94

Вневедомст-венная

охрана

1978

720

5,4

13

0

0

6

34

128

1979

665

4,8

8

1

1

3

15

129

1980

636

3,8

6

1

1

2

26

99

ИТУ

1978

958

7,2

16

0

2

3

15

54

1979

842

5,8

11

0

0

4

9

50

1980

813

5,2

13

0

7

0

18

62

Анализ имеющихся данных о состоянии законности в органах внутренних дел Украины позволяет реконструировать общую тенденцию развития основных видов правонарушений периода 1947-1980 гг. Всплеск уголовно наказуемых деяний, которым характеризовался 1947 г., сменился резким сокращением правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел уже в 1948 г. и оставался на низком уровне в течение десятилетия (1961-1970 гг.). В дальнейшем (1978-1980 гг.) общее число осужденных сотрудников вновь возрастает почти в 2 раза. Удельный вес наказанных сотрудников при этом имеет относительно стабильные границы в 6,5-10,3% к общему числу личного состава ОВД УССР (см. рис. 6, 7).

Рис. 6. Количество сотрудников ОВД УССР, осужденных в период 1947-1980 гг.

Рис. 7. Удельный вес наказанных в 1947-1980 гг сотрудников ОВД УССР (в % к общ. числу личного состава)

Качественный анализ структуры служебной преступности в ОВД УССР показывает изначальное превалирование правонарушений корыстной направленности, идущей на убыль в 1963 г. с одновременным ростом показателей нарушений социалистической законности (рис. 8). В 1978 г. показатель нарушений законности достигает своего максимума (531 случая), в то время как правонарушения корыстной направленности снижаются до почти нулевой отметки (18 правонарушений за год). В последующем намечается тенденция к их сближению.

Рис. 8. Динамика преступлений корыстной направленности и нарушений законности

Основное число правонарушений рассматриваемого периода приходилось на милицию, где уровень наказанных составлял в среднем 9-9,9% от общего числа сотрудников против такого же показателя в 8,1-8,9% по МВД УССР в целом.

После эпохи тоталитаризма в середине 1980-х гг. органы внутренних дел оказались не готовы бороться с обвальным ростом экономической и организованной преступности. Требовался пересмотр социальной роли всей правоохранительной системы, разработка новой концепции ее функционирования в обществе. Однако решение сложившейся кризисной ситуации было традиционным - новое руководство МВД СССР в начале 1980-х гг. взяло курс на проведение беспрецедентной чистки кадров личного состава. С 1983 по 1985 гг. в целом по СССР за нарушение законности, по служеб-ному несоответствию было уволено 161000 сотрудников, явившееся в целом сокрушительным ударом по кадрам МВД. Власов А. На страже правопорядка // Коммунист. 1988. № 5. С. 47; Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. К., 1985. Взамен в милицию было направлено более 55000 коммунистов. Сов. милиция: История и современность. 1917-1987 г.г. М., 1987. С. 319. Позднее было признано, что во время этой кампании были допущены перегибы и часть уволенных вновь была принята на службу.

Перестройка и распад СССР привели к общей дестабилизации кадров. Если раньше из милиции увольнялись новички, не выдерживавшие условий работы, то в конце 1980-х - начале 1990-х органы внутренних дел покидали, в основном, профессионалы с большим опытом работы, которым предлагали лучшие условия труда и оплаты в коммерческих структурах. Міліція України: історичний нарис, портрети, події / За заг. ред. Ю.О. Смир-нова. К., 2002. С. 116. Поэтому после распада СССР перед руководством МВД независимой Украины во всем масштабе стояла задача не только налаживания эффективной работы органов внутренних дел, но и проблема их скорейшего реформирования в условиях кадрового и материально-технического дефицита.

2.3 Общее положение дел в милиции Украины 1991-2005 гг.

На протяжении 1991-1994 гг. ОВД Украины в полной мере ощутили весь размах дестабилизационных процессов, вызванных распадом СССР. Процесс передела собственности в условиях парада суверенитетов сопровождался многочисленными дисфункциями в сфере социально-правового контроля. Многие законы бывшего СССР, формально сохраняя свое действие, утратили адекватность изменившейся социально-политической обстановки и перестали выполнять свою контрольно-регулятивную функцию. Формирование новой, адекватной правовой базы происходило медленно, с длительным сохранением многочисленных правовых коллизий и пробелов в сфере гражданского, налогового, бюджетного и таможенного законодательства. Это способствовало появлению в криминальном пространстве значительной части ситуативных и случайных преступников. Первые годы независимости Украины характеризовались также вспышкой насильственных преступлений и заметной активностью всех формирований организованной преступности. Поэтому стратегической задачей органов внутренних дел явилось не реформирование старой системы управления, а противодействие обвальному росту преступлений в кредитно-финансовой и банковской системах, внешнеэкономической деятельности, сферах приватизации и энергообеспечения. Міліція України: історичний нарис, портрети, події / За заг. ред. Ю.О. Смирнова. К., 2002. С. 119.

Однако в 1995 г. проблемы материально-технического обеспечения и размывания кадрового ядра достигли настолько катастрофических размеров, что дальнейшее использование устаревшей модели административно-командного управления стало невозможным. В уголовном розыске насчитывалось всего 14% сотрудников, имевших высшее юридическое образование, а удельный вес следователей с высшим юридическим образованием упал до 63,8%. В таких областях, как Винницкая, Одесская, Херсонская, Луганская, Кировоградская эта цифра едва достигала отметки 40-50%. Там же. С. 146. Среди сотрудников службы борьбы с экономической преступностью юристы составляли лишь третью часть личного состава. О качестве следственных действий говорит факт возвращения каждого десятого уголовного дела для дополнительного расследования в Луганской, Донецкой, Ивано - Франковской, Киевской, Кировоградской, Николаевской и Черкасской областях. В Донецкой, Ровенской, Одесской, Закарпатской областях на протяжении 1995 г. имели место не единичные случаи нарушений законности при задержании, аресте и привлечении граждан к уголовной ответственности. Там же. С. 142.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.