Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины
В связи с этим на повестку научного обсуждения были вынесены вопросы конкретной области работы полиции.
Большинство полиций мира выполняет довольно обширный перечень задач - от контроля за дорожным движением до борьбы с терроризмом, что закрепило за ней традиционный имидж «борца с преступностью», «тонкой голубой линии, отделяющей мир от хаоса», «армии, ведущей войну с преступностью». Walker Samuel. The Police In America: An Introduction. 2nd ed. New York, 1992. С. 62. Отчасти данный имидж является результатом усилий самих полицейских подразделений, старавшихся повысить свой профессиональный статус по сравнению с другими социальными группами. Оперируя количеством зарегистрированных преступлений и произведенных арестов, равно как и показателями раскрываемости, полиция предлагала обществу простые критерии успеха и неудач в области охраны правопорядка. Имидж борцов с преступностью активно поддерживался средствами массовой информации, поскольку резонансные преступления, сцены насилия, погони схваток привлекали внимание граждан и обеспечивали жизненно важные для масс - медиа рейтинги популярности.
Образ полиции, таким образом, связывался, прежде всего, с ее способностью применять силу. Способность использовать силу, по замечанию Э. Биттнера, «придает тематическое единство всей полицейской деятельности». Роль полиции состояла в том, чтобы «обращаться ко всем видам человеческих проблем, когда и поскольку они потребуют возможного применения силы. Это придает однородность таким полицейским процедурам, как задержание преступника, сопровождение мэра в аэропорт, выдворение пьяного из бара, регулирование дорожного движения, контроль толпы, вмешательство при скандале родственников. Полиция - это механизм распределения в обществе ситуативно обусловленной силы». Bittner E. Police Charge. Oxford, 1980. С. 32-41.
Вредные последствия такого имиджа как для самих полицейских подразделений, так и для общества в целом стали очевидными лишь к началу 90-х гг. ХХ в., на что практически одновременно стали указывать американские и британские правоохранители. По их мнению, общество имеет неоправданно завышенные ожидания относительно всемогущества полиции в сфере предотвращения преступлений и задержания преступников. Сформированный имидж высокоэффективного агентства мешает гражданам принять тот факт, что детективы - воплощение экранных героев, составляют лишь 10-15% от всей численности полицейских, а основной частью деятельности полиции являются не уголовные расследования и поимка преступников, а рутинное патрулирование, разрешение бытовых конфликтов и вполне мирное поддержание правопорядка. Police Executive Research Forum, Survey of Police Operational and Administrative Practices 1981. Washington, 1981. С. 586-590. Узнавая, что реальная раскрываемость преступлений составляет всего 20-30%, общество испытывает глубокое разочарование, что часто приводит к оказанию давления на полицию с требованием немедленно повысить эффективность работы. The Kansas City Preventive Patrol Experiment: A Summary Report / Kelling George et al. Washington, 1974.
Руководители полицейских подразделений, в свою очередь, вынуждены были оказывать неоправданно большее внимание именно «борьбе с преступностью» и уголовному преследованию, дабы подтвердить свое реноме и общественно-полезную функцию полиции. В реальности же только треть патрульных офицеров связана с выполнением уголовно-принудительных функций, а осуществление ими ареста за совершение серьезных преступлений - явление редкое. Разрыв между сложившимся имиджем и реальными обязанностями полиции наглядно демонстрируют и «Стандарты, касающиеся функций городской полиции», разработанные Американской ассоциацией юристов. Очевидно, что из 11 основных задач полиции, определенных в «Стандартах …», далеко не все непосредственно связаны с противодействием преступности:
1. Выявлять преступников и преступную деятельность и, когда это возможно, задерживать преступников и принимать участие в уголовном судопроизводстве.
2. Уменьшать возможность совершения определенных видов преступлений путем патрулирования и применения других мер.
3. Помогать лицам, которым угрожает физическая опасность.
4. Защищать конституционные гарантии.
5. Регулировать движение людей и транспорта.
6. Помогать лицам, находящимся в беспомощном состоянии.
7. Разрешать бытовые конфликты.
8. Выявлять проблемы, потенциально серьезные для интересов государства и охраны правопорядка.
9. Создавать и поддерживать в обществе чувство безопасности.
10. Обеспечивать и защищать общественный порядок.
11. В случае необходимости оказывать иную помощь. American Bar Association, Standards for Criminal Justice. 2d. ed. Boston, 1980. С. 131-132.
Наиболее тщательное исследование деятельности 60 полицейских подразделений, проведенное в США и содержащее анализ поступивших в полицию 26418 звонков, показало, что только 19% ежедневных звонков и вызовов граждан относится к совершенным преступлениям, из них только 2% - к совершенным преступлениям насильственного типа (табл. 1). Scott Eric J. Calls for Service: Citizen Demand and Initial Police Response. Washington, 1981.Таблица 1
Распределение телефонных сообщений, поступающих в полицию США
Тип проблемы
|
Кол-во
звонков
|
%
категории
|
|
Насильственные преступления - 642 звонка (2%)
|
|
Убийства
|
9
|
1
|
|
Сексуальные нападения
|
26
|
4
|
|
Грабежи
|
118
|
18
|
|
Нападения при отягчающих обстоятельствах
|
74
|
12
|
|
Простое нападение
|
351
|
55
|
|
Нападение на детей
|
38
|
6
|
|
Похищения детей
|
26
|
4
|
|
Ненасильственные преступления - 4489 звонков (17%)
|
|
Кража со взломом
|
1544
|
34
|
|
Кража
|
1389
|
31
|
|
Угоны автотранспорта
|
284
|
6
|
|
Вандализм, поджоги
|
866
|
19
|
|
Проблемы с деньгами, кредитами, документами
|
209
|
5
|
|
Преступления против семьи
|
29
|
1
|
|
Бегство с места происшествия
|
168
|
4
|
|
Межличностные конфликты - 1763 звонка (7%)
|
|
Бытовые конфликты
|
694
|
39
|
|
Небытовые споры
|
335
|
19
|
|
Небытовые угрозы
|
277
|
16
|
|
Небытовые драки
|
457
|
26
|
|
Необходимость медицинской помощи - 810 звонков (3%)
|
|
Просьбы о медицинской помощи
|
274
|
34
|
|
Смерть
|
38
|
5
|
|
Самоубийства
|
34
|
4
|
|
Просьбы о неотложной транспортировке
|
203
|
25
|
|
Ранения, травмы, ДТП
|
261
|
32
|
|
Дорожно-транспортные проблемы - 2467 звонков (9%)
|
|
Повреждение имущества в результате ДТП
|
1141
|
46
|
|
Нарушение правил дорожного движения
|
543
|
22
|
|
«Пробки», заторы на дорогах
|
322
|
13
|
|
Нарушение правил обгона и маневров
|
292
|
12
|
|
Брошенные автомобили
|
169
|
7
|
|
«Проблемные» граждане - 774 звонка (3%)
|
|
Пьяные
|
146
|
19
|
|
Пропавшие без вести
|
318
|
41
|
|
Сбежавшие из дома подростки
|
121
|
16
|
|
Субъекты, представляющие интерес для полиции
|
134
|
17
|
|
Психически больные
|
55
|
7
|
|
Нарушение общественного порядка - 3002 звонка (11%)
|
|
Приставания, оскорбления
|
980
|
33
|
|
Громкие звуки, шум
|
984
|
33
|
|
Вход без разрешения, нарушения пропускного режима
|
302
|
10
|
|
Насилие в состоянии алкогольного/ наркотического опьянения
|
130
|
4
|
|
Нарушение общественной морали
|
124
|
4
|
|
Преступления подростков
|
439
|
15
|
|
Нарушение административных правил
|
43
|
1
|
|
Подозрительные обстоятельства - 1248 звонков (5%)
|
|
Подозрительные лица
|
674
|
54
|
|
Подозрительно оставленное имущество
|
475
|
38
|
|
Опасные лица или ситуации
|
99
|
8
|
|
Звонки о помощи - 3039 звонков (12%)
|
|
Проблемы с животными
|
755
|
24
|
|
Проверка имущества
|
616
|
20
|
|
Необходимость эскорта и транспортировки
|
86
|
3
|
|
Коммунальные проблемы
|
438
|
14
|
|
Найденные вещи
|
240
|
8
|
|
Помощь водителям
|
154
|
5
|
|
Пожар, срабатывание сигнализации
|
112
|
4
|
|
Нетерпеливые, назойливые звонки
|
114
|
4
|
|
Неопределенные требования
|
425
|
14
|
|
Другие требования
|
99
|
3
|
|
Граждане, нуждающиеся в информации - 5558 звонков (21%)
|
|
Информация неопределенного рода
|
248
|
5%
|
|
Информация, относящаяся к работе полиции
|
1262
|
23
|
|
Информация относительно конкретного случая
|
1865
|
34
|
|
Информация, не относящаяся к работе полиции
|
577
|
10
|
|
Вопросы о направлении дорог
|
189
|
3
|
|
Вопросы о местонахождении учреждений и улиц
|
55
|
1
|
|
Обращения к конкретному подразделению
|
1362
|
25
|
|
Граждане, желающие дать информацию - 1993 звонка (8%)
|
|
Общая информация
|
1090
|
55
|
|
Возвращение имущества
|
156
|
8
|
|
Ложный вызов
|
176
|
9
|
|
Жалобы на конкретных офицеров
|
105
|
5
|
|
Общие жалобы на работу полиции
|
350
|
18
|
|
Благодарность в адрес полиции
|
20
|
1
|
|
Сообщения из больниц
|
96
|
5
|
|
Внутренние операции - 633 звонка (2%)
|
|
Служебные процедуры
|
63
|
10
|
|
Звонки о служебном содействии
|
134
|
21
|
|
Полицейские, нуждающиеся в информации
|
298
|
47
|
|
Полицейские, желающие дать информацию
|
132
|
21
|
|
Другие внутренние процедуры
|
6
|
1
|
|
Всего звонков
|
26418
|
100
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|