скачать рефераты

МЕНЮ


Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

После расследования фактов, изложенных в жалобах граждан, часть из которых подтверждается, при этом процентное соотношение неправомерных действий полицейских выглядит уже несколько иначе (рис. 2). Практически до нулевой отметки уменьшается число подтвержденных фактов расовой дискриминации (с 3,6% до 0,5%), почти вполовину снижается количество подтвержденных фактов агрессивного поведения с параллельным увеличением доли фактов неудовлетворительного выполнения служебных обязанностей.

Рис.2. Распределение подтвердившихся жалоб на полицию Англии и Уэльса, 1994/98 гг.

Удельный вес жалоб ежегодно подтверждающихся в ходе служебных проверок и внутренних расследований невысок для обеих стран - 5,9% в США и 2,2% в Великобритании от их общего количества (табл. 4).

Таблица 4

Соотношение поступивших и подтвердившихся жалоб к численности полиции Великобритании

1993

1994

1995/96

1996/97

1997/98

Уср

Получено
жалоб

34894

36521

35840

36731

35820

35 961

Факты подтвердились

587

2,1%

793

2,2%

749

2,1%

834

2,3%

847

2,3%

762

2,2%

Личный
состав (чел.)

127358

-

-

-

128408

127883

К сожалению, с 1999 г. процент подтвердившихся жалоб не выделяется в качестве отдельного статистического раздела, поэтому здесь и далее в целях сопоставимости мы вынуждены оперировать показателями 1993-1998 гг.

Практически одинаковым является и количество поступающих жалоб в соотношении к числу личного состава полиции - 1 жалоба на каждые 4 чел. в США и 1 жалоба на 3 чел. в Великобритании. Cotton Judith, Povey David. Police Complaints and Discipline. London, 1998. В качестве недостатка следует отметить, что в США, например, трудно судить о содержании жалоб граждан на действия полиции, поскольку в большинстве случаев они фиксируются просто как «поступившая жалоба».

Уровень правонарушений среди британских полицейских на-много ниже, хотя в силу ограниченности статистических данных это может быть только приблизительная оценка:

США

Англия и Уэльс

Уголовные преступления:

4,8 преступления
на 1 тыс. чел.

1,9 преступления
на 1 тыс. чел.

Дисциплинарные
проступки:

нет данных

3.2 проступка
на 1 тыс. чел.

При анализе временной динамики количества правонарушений и дисциплинарных проступков среди полицейских обращает на себя внимание стабильность основных показателей (рис. 3) и тот факт, что примерно четверть ежегодных дисциплинарных взысканий являются результатом рассмотрения жалоб граждан (табл.5).

Рис. 3. Количество проступков в полиции Англии и Уэльса

Таблица 5

Распределение дисциплинарных взысканий в полиции Англии и Уэльса

1993

1994

1995/96

1996/97

1997/98

Всего наказано

485

390

410

377

448

(в результате жалоб граждан)

(149)

(96)

(117)

(102)

(113)

уволено
из полиции

47

27

36

37

37

уволено
с занимаемой должности

55

67

62

40

86

понижено
в звании

20

21

16

15

17

понижена
зарплата

24

38

22

14

21

оштрафовано

184

114

121

147

128

вынесено
выговоров

117

88

110

75

113

получили предупреж-дение

38

35

43

49

46

Рассмотренные положения демонстрируют наличие практически сходных проблем в развитии и деятельности полицейских сил, чьи национальные правительства придерживаются различных подходов в определении места и роли полиции в современном обществе. Американская полиция, укрепляя материально - техническую оснащенность и наделяемая широкими полномочиями для борьбы с преступностью, сталкивается с чрезмерной агрессивностью полицейского персонала и его неготовностью беспристрастно работать с представителями различных этнических меньшинств. Проблема отношения французской полиции к представителям североафриканских народностей также стала постоянным пунктом повестки дня в Европейском Суде по правам человека. Сходные проблемы возникают в работе немецких полицейских с представителями турецкой общины; между полицией Австралии и аборигенами. Chan J.B.L. Changing Police Culture: policing in a multicultural society. Cambridge, 1997.

Попытки установления различных форм общественного контроля встречают не только активное сопротивление со стороны полиции, но и трудности объективного характера, что находит свое отражение в чрезвычайно низком уровне фактов злоупотреблений полиции, подтверждающихся в ходе расследований жалоб граждан, недостаточно гибком реформировании большинства полицейских структур в США, Европе, Индии и Австралии. Wood J.R.T. Royal Commission into the New South Wales Police Service: Final Report. Sydney, 1997. Volume 1: Corruption; Raghavan R.K. Policing a democracy: a comparative study of India and US. New Delhi, 1999. С. 227.

Британцы, направив основные усилия на реорганизацию полицейских сил, придали деятельности полиции не столько карательный, сколько превентивно-сервисный характер, делегируя борьбу с преступностью обществу в целом, а не только самой полиции. Однако и для британского общества проблема агрессивного поведения полицейских сопровождается ростом числа летальных исходов среди задержанных и арестованных, недостаточным уровнем «прозрачности» полицейской работы, продолжаю-щимися фактами коррупции. Police Complaint Authority. Death in Custody: reducing the risk. London, 1999; HMIC. Police Integrity: Securing and maintaining public confidence: Report of Her Majesty's Inspectorate of Constabulary. London, 1999. С. 7.

Опыт таких стран, как Нидерланды, не принявшие ни одного из указанных направлений, показывает, с той же долей очевидности, что в работе современной полиции основными проблемами являются ее автономность, злоупотребление властными полномочиями и коррупционные действия со стороны полицейских. Van Traa M. Report of the Parliamentary Inquiry Committee Concerning Investigation Methods. Translation of article from the Netherlands Juristenblad, 1996, 9 February, № 6; Under Surveillance. Justice. London, 1998. Действия некоторых комиссаров полиции, активно препятствовавших выполнению административных и политических решений относительно полиции, дополняются многочисленными фактами того, что на практике голландская полиция далеко не всегда соблюдает правила субординации. Секретарь голландского министерства юстиции, в свое время высказал мнение: «Полиция больше не слушается властей. Она стала независимой», практически сформулировал вслух опасения граждан о неприступности поли-цейской организации. Аалберс М.М., Ван де Бунт Х.Г., Ван дер Лаан П.Х. Тенденции развития преступ-ности и уголовной юстиции в Нидерландах // Криминологические исследования в мире. М., 1995. С. 81.

Правозащитной организацией «Международная амнистия» было выдвинуто обвинение против австрийской полиции в отношении 130 случаев применения пыток, имевших место в 1990-1995 гг. в ходе проведения следствия, основанное на показаниях потерпевших, адвокатов, заключениях экспертов-медиков. Наличие систематических пыток зафиксировано в Индии, Пакистане, Египте. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М., 1999. С. 42; Polizia Nuova. 1995. № 12. С. 16.

В странах бывшей социалистической ориентации наиболее распространенными формами полицейских правонарушений являются коррупция и злоупотребление служебным положением. Опрос института Геллапа, проводившийся в 2001 г. в Хорватии, выявил, что полицейские наряду с офицерами таможни и врачами являются наиболее коррумпированными чиновниками в стране, хотя в официальной статистике на их долю приходится только 1% всех дел, возбужденных по обвинению во взяточничестве и коррупции. Djikic Ivica. Corruption, Croatia's tragedy, (AIM Zagreb) in Corruption in the countries of South-Eastern Europe //www.aimpress.org/dyn/-dos/archive/data-/2001-/11029dose0103.htm

Схожая картина наблюдается и в Венгрии, где сотрудники полиции также входят в первую тройку наиболее коррумпированных чиновников наряду с представителями таможни и акцизного ведомства. 25% населения страны уверено, что дача взятки является обязательной для правильного рассмотрения дела полицией. В ходе опросов респонденты чаще всего указывают на подразделения дорожной полиции и следствия. Open Society Institute. Monitoring the EU Accession Process: Corruption and AntiCor-ruption Policy in Hungary. 2000. Part 8.1: «Police» //www.eumap.org/reports/2002/ content/50/348/2002_c_hungary.pdf

В Болгарии, после роспуска значительной части силовых ведомств, общество столкнулось с проблемой преступности, порожденной отставными сотрудниками милиции и госбезопасности. Уже к 1991 г. около 17 тыс. бывших правоохранителей заняли ведущую роль в теневой экономике и курортном бизнесе, активно вовлекая в процесс незаконного товарооборота своих коллег и по сути дела, образуя в стране специфическую форму полицейской организованной преступности. Nikolov Jovo. Crime and Corruption after Communism. Organized Crime in Bulgaria // East Europian Constitutional Review. 1997(Fall). Vol. 6, № 4. //www.law.nyu.edu/eecr/ vol6num4/feature/organizedcrime.html

В соседней с Украиной Российской Федерации наблюдается аналогичный феномен - на теневом рынке группы коррумпированных сотрудников милиции успешно конкурируют с криминальными группировками, оказывая частным лицам не только услуги уклонения от правосудия, но и обеспечивая нелегальную защиту коммерческих структур, возврат их долгов силовыми методами, устранение конкурентов, снабжение оперативно - служебной инфор-мацией. Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001. С. 73. При этом наблюдается интенсивное участие в совершении преступлений руководящего состава подразделений, чей показатель с 1991 по 1997 гг. вырос в 14,5 раз, тогда, как число правонарушений среди сотрудников увеличилось в среднем в 3,8 раза. Среди наиболее коррумпированных указываются, прежде всего, сотрудники ГИБДД, чей удельный вес в общей массе коррупционеров в ОВД составляет 27,3%. Для руководителей подразделений данный показатель составляет 6%, для сотрудников ОБЭП - 15,1%, следователей - 9,1%, ОУР - 6%, участковых инспекторов - 3%. Клюковская И.Н. Коррупция в России: понятие, состояние и проблемы противодействия: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Краснодар, 1999.

Общий уровень преступлений в органах внутренних дел РФ характеризуется показателем в 3,5 преступления на 1 тыс. чел. личного состава в 1998 г. и в 3,2 преступления на 1 тыс. чел. личного состава в 1999 г. При этом в официальную уголовную статистику, по оценкам самих сотрудников, не попадает около 80% совершаемых «милицейских» преступлений. Варыгин А. Характеристика преступности среди сотрудников органов внутрен-них дел // Российская юстиция. 2002. № 12. С. 62.

На сегодняшний день в структуре преступности сотрудников ОВД Российской Федерации преобладают правонарушения общеуголовной направленности. Если в начале 1990-х гг. число общеуголовных преступлений составляло 1/3 всех посягательств, то уже в 1998 г. за общеуголовные преступления к ответственности было привлечено 56,2% всех осужденных сотрудников. Рост числа убийств за 1992-1998 гг. составил 11%, грабежей и разбоев - 10%, количество изнасилований возросло в 3 раза, тяжкого вреда здоровью - в 2,4 раза. Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001. С. 74.

По оценке экспертов Human Rights Watch, осуществившими интервью с более чем 50 потерпевшими и десятками сотрудников правоохранительных органов, в Российской Федерации одной из наиболее острых остается проблема насилия и пыток в отношении задержанных и арестованных лиц. Печально известные методы удушения пластиковыми пакетами и противогазом, длительное избиение, связывание задержанных «ласточкой» и подвешивание их за конечности, применение электрошока - являются широко распространенными в милицейской практике. Жестокому обращению и пыткам в ходе следствия, по оценке омбудсмена Российской Федерации и ведущих работников суда, подвергаются от 50 до 80% всех подозреваемых. Confession at any Cost: Police Torture in Russia / The Human Rights Watch. N.Y., 1999.

Несмотря на повышенные требования к морально - деловым качествам кандидатов и тщательный отбор со стороны национальных правительств, нарушения дисциплины и законности не единичны и среди сотрудников Гражданской полиции ООН. Теличкин А.А. Управление Гражданской полицией ООН / Под общ. ред. А.М. Бан-дурки. Х., 2003. С. 349-351. Одним из последних резонансных случаев можно указать получившую официальную огласку жалобу 29 членов миротворческого пакистанского контингента в Косово на коррупцию, предубежденное и дискриминирующее отношение со стороны командира контингента и 4 его офицеров. Причиной жалобы стали неоднократные факты взяточничества со стороны командира и злоупотребления служебным положением. Поскольку первая жалоба в адрес национального министерства внутренних дел не привела к положительному результату, а напротив, послужила поводом для угроз со стороны командира «разобраться с виновными по возвращению в Пакистан», полицейские направили вторую жалобу с обвинениями командира в грубом и неуважительном поведении. Asghar M. Crisis in Pakistani peace contingent at Kosovo deepens // DAWN. 2002. 28 January.

По данным автора, уровень нарушений дисциплины среди сотрудников Гражданской полиции ООН является достаточно высоким. Так, в Косово на протяжении 1999-2002 гг. было совер-шено 851 нарушение дисциплины, что составило в среднем 5,7 нарушения на 1 тыс. чел. Более высокие показатели имела миссия ООН в Боснии-Герцеговине, где в течение с 1998 г. по май 2000 г. было наказано 287 чел., что ежегодно составляло в среднем 6,4% от количества личного состава Гражданской полиции. Объясняется это, прежде всего многонациональностью международных полицейских контингентов, сложностью рабочих условий в стране пребывания, а также большими различиями в профессиональных навыках и национальных стереотипах полицейских.

Наиболее распространенными видами нарушений в упомянутых миротворческих миссиях являлись прогулы и отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, управление служебным автомобилем в нетрезвом состоянии и совершение ДТП, неподчинение приказу начальника, нарушение профессиональных стандартов полицейской работы. В приведенной ниже таблице показано распределение всех дисциплинарных проступков, имевших место среди сотрудников Гражданской полиции ООН в Боснии-Герцеговине:

Таблица 6

Число нарушений среди сотрудников Гражданской полиции ООН в Боснии-Герцеговине, 1998 г. - май 2000 г.

Кол-во чел./случаев

Незначительные нарушения правил дорожного движения

8/6

Серьезные нарушения правил дорожного движения

4/2

Превышение скорости

14/11

Вождение автомобиля в нетрезвом состоянии

4/3

Нарушение уставных требований и правил ношения формы одежды

1/0

Несанкционированное использование служебного авто-мо-биля

8/8

Несанкционированное использование служебного телефона

4/4

Несанкционированное использование компьютерного программного обеспечения

2/0

Небрежное обращение со служебным имуществом, нарушение правил его сохранности

42/37

Совершение действий, несовместимых со званием поли-цейского наблюдателя ООН

24/10

Недостойное поведение по отношению к местному на-селению

1/0

Нарушение требований, предъявляемых к профессио-нальным качествам

33/17

Невыполнение законного приказа или распоряжения

14/8

Дискриминация

11/5

Использование циничных, непристойных или оскор-бительных выражений

2/2

Драка, физическое насилие по отношению к другим членам Гражданской полиции

7/4

Халатное отношение к служебным обязанностям

9/6

Лжесвидетельство, неправдивость предоставляемых офи-циальных сведений

3/2

Сексуальные домогательства

7/5

Разглашение служебной информации

5/3

Превышение власти и злоупотребление служебным положением

3/0

Незаконное отсутствие на работе

70/52

Кража и другие преступления

11/5

Должностные преступления и акты коррупции

8/7

Участие в торговле женщинами и проституции

0

Всего

287/191

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.