скачать рефераты

МЕНЮ


Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины

В настоящее время, наряду со снижением числа преступлений корыстной направленности, наблюдаются рост случаев, когда для достижения преступных целей сотрудники милиции объединяются в преступные группы и совершают ряд общеуголовных корыстных преступлений, что вызывает серьезную обеспокоенность руководства МВД Украины. Про притягнення колишніх працівників міліції до кримінальної відповідаль-ності: Наказ МВС України № 87 від 01.02.2003 р. С. 2. В состав таких групп, как показывает судебная практика, могут входить также сотрудники таможни, прокуратуры, гражданские лица, в том числе - несовершеннолетние.

Категория агрессивно-насильственных преступлений является наиболее резонансной, поскольку каждый факт неправомерного посягательства на жизнь и здоровье граждан со стороны сотрудника ОВД расценивается населением как показатель состояния законности в обществе. Разумеется, такой оценочный критерий, как общественное мнение, страдает излишним субъективизмом, особенно в случаях, когда под насилием рядовые граждане понимают и случаи правомерных, законно оправданных действий сотрудников ОВД при исполнении правоохранительных функций. Однако мы должны признать, что в криминологии тяжкие насильственные преступления, действительно, в силу своей крайне низкой латентности, признаются своеобразными индикаторами, характеризующими всю преступность и моральное состояние общества. Голина В.В. Современные тенденции тяжкой насильственной преступности против личности и основные направления борьбы с ней // Проблеми боротьби з насильницькою злочинністю в Україні: Зб. матер. наук.-практ. конф. Х., 2001. С. 54-60; Бандурка А.М., Давыденко Л.М. Преступность в Украине: причины и противодействие: Монография. Харьков, 2003. С. 20.

При анализе насильственных преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, можно заметить, что динамика различных их видов не отличается однообразием (рис. 20).

Рис. 20. Динамика агрессивно-насильственных преступлений

Наибольших значений достигает амплитуда случаев причинения телесных повреждений, в то время как кривая умышленных убийств выглядит достаточно сглаженной и отражающей постоянство усилий руководства ОВД по укреплению дисциплины среди личного состава. Показатели количества изнасилований и хулиганства, при общей тенденции к снижению, являются нестабильными на всем своем протяжении и, по всей видимости, отражают не столько состояние законности в подразделениях ОВД, сколько степень активности контролирующих ин-станций по выявлению и принципиальной оценке данных право-нарушений.

Обращаясь к анализу динамики удельного веса сотрудников, осужденных за различные виды общеуголовных преступлений, мы также сталкиваемся с фактом несовпадения динамики качественных и количественных показателей преступности (рис.21). Так, при общем снижении числа совершенных убийств и причинен-ных телесных повреждений наблюдается повышение их уде-льного веса среди общей массы общеуголовных преступлений, причем данная тенденция берет начало еще с 1996 г. Симптоматичной в этом отношении является кривая причиненных телесных повреждений, имеющая устойчивую положительную динамику, что указывает на имеющиеся недостатки в ведомственной профилактической работе с личным составом.

Рис. 21. Удельный вес сотрудников ОВД, осужденных за отдельные виды общеуголовных преступлений

Более планомерной работы, исходя из нестабильности графика, требует и предупреждение случаев ДТП, совершаемых при участии сотрудников ОВД.

Насильственные преступления, как и остальные виды общеуголовных преступлений, относительно редко совершаются изолированно от статуса и властных полномочий сотрудников. Как правило, противоправные действия сотрудников представляют собой совокупность общеуголовных и служебных преступлений и носят комплексный характер. Данный фактор существенно осложняет правильную квалификацию действий сотрудников в судебной практике и является неизменным пунктом обсуждения специалистов при анализе качественных особенностей преступности в органах внутренних дел. При анализе обстоятельств совершения преступлений, проведенных в ходе данного исследования, также был установлен тот факт, что более половины (53,1%) случаев превышения власти было связано с фактами совершения вымогательства, равно как и большинство преступлений, квалифицированных как злоупотребление служебным положением, сопровождалось фактами нанесения телесных повреждений различной степени тяжести (68,1%), а также совершением грабежа (24,5%).

В качестве примера подобного преступления может служить случай с капитаном милиции О., старшим инспектором ДПС ГАИ, который ехал в рабочее время на служебной машине, в гражданской форме одежды и с табельным оружием. Болезненно отреагировав на то, что по пути следования его неоднократно обгонял автомобиль марки «Ниссан-Максима», капитан милиции О. оста-новил его и потребовал у водителя документы. В ходе возникшей словесной перепалки сотрудник ДПС избил водителя табельным оружием и ногами, после чего похитил у него 400 дол. США, документы и скрылся с места происшествия. Архів ДВБ УБОЗ МВС України. НС по надзвичайним подіям у Харківській обл. № 151. 2001. Т.1 (нетаємно). С. 231.

Говоря об имеющей место внутренней взаимосвязи общеуголовных преступлений и преступлений в сфере служебной деятельности, нельзя обойти вниманием и такой феномен противоправной деятельности сотрудников ОВД, как пытки и жестокое обращение с гражданами. Инициированное рядом правозащитных организаций и поддержанное законодателем, рассмотрение данного феномена лишь недавно привело к закреплению в УК Украины повышения санкций за совершение пыток со стороны должностных лиц правоохранительных органов. Это является одной из причин, по которой статистика МВД абсолютно не отображает указанную категорию, невзирая на многочисленные случаи применения пыток к задержанным лицам. В ходе исследования было обнаружено лишь одно уголовное дело, возбужденное по факту пыток, относящееся к 2001 г. Второй причиной отсутствия в ведомственной статистике каких-либо упоминаний о случаях пыток является именно упомянутый выше комплексный характер противоправных действий сотрудников, что позволяет маскировать факты пыток под другие, менее тяжкие и резонансные правонарушения, чаще всего квалифицируя их как превышение служебных полномочий либо злоупотребление властью.

Подробное же рассмотрение материалов уголовных дел и содержания приговоров судов, вынесенных в отношении бывших сотрудников милиции, показывает, что факты пыток в деятельности милиции не только имеют место, но и являются достаточно распространенным явлением.

К такому же выводу пришли эксперты Комитета по предупреждению пыток Совета Европы (КПП), инспектировавшие Украину на протяжении последних лет, начиная с 1998 г. Во время каждого посещения представители КПП получали многочисленные утверждения задержанных и осужденных граждан различных регионов Украины о применении к ним физической жестокости со стороны оперативных работников милиции. Потерпевшие указывали, в основном, на избиение их ногами, кулаками и резиновыми дубинками. В то же время ряд жалоб касался таких жестоких форм обращения, как электрический шок; удары пистолетом, прижигание зажигалкой; асфиксия в результате надевания противогаза или пластикового пакета на голову заключенного; избиение заключенных в наручниках и подвешенных за руки или ноги (способы известные как «слоник», «ласточка», «попугай»); битье по ступням ног. Во многих случаях жестокость подобного обращения достигала уровня, когда обращение можно квалифицировать как пытки. Жалобы на жестокое обращение касались как момента ареста, так и последующих допросов, при этом практически все потерпевшие указывали на то, что это делалось с целью добиться признания. Предупреждение пыток в Украине. 2-е изд. Донецк, 2003. С. 147.

Социологический опрос, проведенный в 2001 г. Украинско-американским бюро защиты прав человека, также выявил широкое применение пыток в практике подразделений милиции. Из 869 опрошенных осужденных почти 72% респондентов указали на то, что их били или подвергали пыткам сотрудники правоохранительных органов либо с целью получения показаний, либо для фальсификации материалов следствия. В 81% случаев незаконное насилие применялось на стадии предварительного следствия. Беца А. Аргумент «третьей степени» // Зеркало недели. 2002. № 45 (420). С. 6. Проблема распространенности пыток в милиции не раз становилась темой журналистских расследований, а число обращений граждан к Уполномоченной Верховной Рады по правам человека относительно издевательств и пыток задержанных граждан в 2004 г. превысило 13 тыс. В докладе Уполномоченной Верховной Рады по правам человека 2005 г. Также отмечался тот факт, что за последние 2 года не намечается тенденции к снижению случаев использования незаконных методов ведения следствия и применения пыток. Широченко В. Человек на ломе // Правда Украины. 2004. 7 октября. С. 22-23; Шехов-цова Н. Ноу-хау харьковских ментов // Время. 2005. № 15. С. 1-2; Выступление Уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Н. Карпачевой на представлении в парламенте Ежегодного доклада о положении с соблюде-нием и защитой прав и свобод человека в Украине // Правда Украины. 2005. № 133 (3633). С. 7.

Авторский анализ судебной практики в отношении 330 сотрудников, осужденных в 2000-2003 гг., показал, что удельный вес противозаконных действий, содержание которых подпадает под определение «жестокое обращение и пытки», составляет в среднем 28%. В остальных 72% случаев преступления сотрудников ОВД не были связаны с формами жестокого обращения с гражданами.

Наиболее часто в изученных материалах встречались случаи избиения граждан (24,9%), психологического издевательства и оскорблений (20,1%), избиения с помощью подручных предметов (13,2%). Гораздо реже применялись такие изощренные способы, как приковывание, подвешивание или связывание задержанных (7,2%), удушение их противогазом (2,4%) и раздевание (1,2%). В судебной практике мы обнаружили 36 таких случаев, что составляет 10,9% от общей массы осужденных сотрудников милиции. Протизаконне насильство в органах внутрішніх справ: соціологічний та історико-правовий аналіз / За заг. ред. О.Н. Ярмиша. Х., 2005. С. 43.

Общее процентное распределение всех фактов, связанных с при-чинением сотрудниками различных подразделений физического ущерба гражданам, выглядит следующим образом (табл. 14).

Таблица 14

Распределение видов незаконного насилия по службам ОВД

Подразделение

Легкие
телесные повреждения

Телесные повреждения средней тяжести

Тяжкие телесные повреждения

Тяжкие
телесные поврежде-ния, повлекшие смерть

Убийство (все виды)

Ранг

Уголовный розыск

25

38,2

27,3

12

11

1

Участковые инспектора

21,7

8,8

18,2

28

11

2

ППСМ

15

14,7

9

8

22

3

ГАИ

13,3

5,9

9

16

0

4

Админ. служба милиции

0

5,9

0

8

11

5

Дежурная часть

1,67

14,7

0

8

11

6

СП «Беркут»

5

0

18

0

0

7

Служба охраны

1,7

2.9

9

8

0

8

КМДН

5

2.9

9

0

0

9

УБНОН

3,3

5.9

0

0

0

10

Анализ показывает, что чаще всего неправомерное применение мер физического воздействия имеет место в работе подразделений уголовного розыска, службы участковых инспекторов, ППСМ и ГАИ. При этом следует учитывать, что причинение физического ущерба в приведенной таблице охватывало все разнообразие случаев - неосторожное обращение с оружием, дорожно-транспортные происшествия, превышение мер необходимой обороны, конфликты на бытовой почве, не связанные со служебным положением сотрудника и т.п.

Для получения более четкой картины мы выделили из приведенного общего количества те 10,9% случаев, которые непосред-ственно относятся к фактам жестокого обращения с задержанными лицами. Соотнося ту или иную службу милиции не только с непосредственным фактом незаконного обращения с задержанными, но и с конкретным видом такого обращения, мы получили следующее распределение (табл. 15).

Таблица 15

Распределение видов пыток и жестокого обращения по службам ОВД

Оскорб-ления

Избиение руками

Избиение подручными предметами

Связывание, сковывание

Удушение противогазом

Раздевание

Ранг

Уголовный розыск

47,7

38,5

45,5

54,2

62,5

75

1

Участковые инспектора

12

16,9

18,2

8,3

12,5

0

2

Дежурная часть

6

4,8

4,5

8,3

0

25

3

УБНОН

6

4,8

9

12,5

12,5

0

4

ППСМ

6

9,6

6,8

4,2

0

0

5

ГАИ

3

9,6

2,3

4,2

0

0

6

Админ. служба
милиции

1,5

1,2

2,3

0

12,5

0

7

КМДН

4,5

3,6

0

4,2

0

0

8

СП «Беркут»

0

3,6

6,8

0

0

0

9

УБЭП

3

2,4

0

0

0

0

10

Служба охраны

1,5

0

0

0

0

0

11

«География» преступности. Исследуя «географию» преступности сотрудников ОВД, т.е. распределение совершенных преступлений по территориальному признаку, мы можем выделить, прежде всего, области и регионы с наиболее высокими абсолютными показателями. В их число входят АР Крым, где за период с 1992 г. по 2003 г. было осуждено 236 сотрудников, г.Киев - 229 осужденных, Донецкая, Луганская, Днепропетровская области с показателями в 204-213 осужденных сотрудников ОВД. Наиболее низкие числа наблюдаются в таких областях, как Ровенская - 40 осужденных сотрудников, Черновицкая - 61 чел., Херсонская - 65 чел., г. Севастополь - 37 чел.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.