скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

• Правительств

• Федеративное правительство (Германия)

• Совет министров (Болгария, Венгрия)

• Государственный совет (Скандинавские страны, КНР)

• Административный совет (КНДР)

• Федеральный совет (Швейцария)

• Кабинет министров (скандинавские страны)

В целом о правительстве принято говорить как о кабинете министров или совете министров.

Министры бывают:

• Министры

• Министры без портфеля, те которые возглавляют ведомства входящие в состав другого ведомства

• Государственные министры

• Государственные секретари

• Министры-председатели

• Министры-советники

• И другие

Кто главнее? В абсолютном большинстве стран министерства публикуются по важности (МИД, министерство финансов и другие), но есть страны где они публикуются по алфавиту.

В отдельных странах в состав правительства входят и главы правительств субъектов федерации. Применительно к некоторым странам следует заметить, что министры могут учреждаться при различных должностных лицах и органах.

В некоторых странах правительства формируются с учетом национального представительства и представительства религиозных конфессий. В Бельгии правительство состоит из 15 министров - 7 на одном языке, 7 на другом, плюс глава правительства знает оба+английский+немецкий.

В Ливане правительство формируется с учетом религиозного представительства. В некоторых странах министры делятся (страны англосаксонского права)

• Министры входящие в кабинет, министры-члены кабинета

• Министры невходящие в кабинет, министры-не-члены кабинета. Вызываются если вопрос касается их ведомства. Права решающего голоса они не имеют. Например, США

Министры занимают разное положение в правительствах.

Правительством обычно руководит председатель правительства, глава правительства. В ряде стран встречаются и иные заседания. Например, заседание с премьер министром, заседание с президентом.

В отдельных странах есть министры ведающие определенным ведомством или определенной территорией (Канада, Греция и другие). Каждое правительство само предусматривает какие учередить ещё дополнительные ведомства для того что бы осуществлять эффективное руководство.

Какой срок пребывания?

В президентских республиках - обычно от выборов до выборов президента. Что касается парламентарных форм правления, то здесь министрам может быть в любое время может быть выражен вотум недоверия. В некоторых странах предусмотрен специальный срок полномочий министра. Более жесткая норма содержится в законодательстве Колумбии - ежегодно 7 августа министры подают в отставку, чтобы президент мог реорганизовать правительство. Таковы сроки пребывания.

Кто возглавляет правительство?

Прежде всего это зависит от формы правления. Если президентская республика то президент, а если парламентарная республика то премьер-министр. В Швеции, Норвегии глава правительства называется государственный министр. Обычно о главе правительстве принято говорить как о премьер-министре. Встречается что в некоторых странах премьер министр-женщина.

Глава правительства играет большую роль в формировании правительства, он проводит предварительную работу по формированию правительства, таким образом он является главной фигурой и его правовое положение определяется конституцией и законами страны.

Кто формирует правительство?

Если президентская республика - председатель правящей партии, если парламентарная республика - то коалиционное правительство или решается парламентом.

Более сложное формирование происходит в той стране где нет ярко выраженного лидера среди партий.

В японии глава правительства избирается, но его кандидатура выдвигается членами палат, а император назначает. Министры назначаются императором, по предложению премьера.

В Болгарии порядок формирования своеобразен. Сначала президент поручает формировать правительство партии большинства, если такое правительство не получает поддержки правительства, то президент предлагает формировать правительство другой по численности партии, если 3 раза так не получилось, то распускается парламент и формируется правительство. Что касается смешанных форм правления, то президент назначает премьер-министра, президент предлагает министров, а если президент соглашается то нужно получить вотум доверия парламента.

Во всех зарубежных странах главную роль какие бы ни были юридические нюансы, главную роль играют политические партии, а глава государства в этом вопросе играет второстепенную роль.

В Румынии буквально практически все списано с конституции Франции. Такое нередко случается. Там все также как и во франции по крайней мере относительно формирования правительства.

Партийный состав правительства определяется в соответствии с правилами которые предусматриваются формой правления.

Виды правительства:

• Однопартийное правительство

• Коалиционное правительство. Состоит из 2х или более партий.

• Правительства меньшинства. Также встречается из представителей одной или нескольких партий, которые обладают в парламенте меньшинство м депутатских мест - такие правительства называются правительства меньшинства.

• В отдельных случаях при определенных обстоятельствах состав правительства назначается из чиновников, которые либо не принадлежат ни к одной партии или из лиц которые хотя и принадлежат к какой либо партии но в ходят в состав правительства в качестве беспартийных деятелей. Такое правительство называют чиновничье, или технократичным правительством.

• Правительство национального единства. Это коалиционное правительство особого рода. Оно состоит из представителей различных наций. Партии и общественные движения обрауют такое правительство, они объединяются часто на основе первоочередных интересов и для осуществления первоочередных целей и расходятся при последующих целях и затем начинается борьба внутри правительства. Правительства национального единства называют себя и те кто приходят к власти после государственного переворота

• Переходные правительства, которые формируются на определенный период. Иногда при временной конституции. Переходное правительство было в Нигерии. За ним следует постоянное правительство.

Как решается вопрос о принадлежности министров к парламенту.

В одних странах депутаты не могут быть членами правительства. В других странах члены правительства обязательно должны быть депутатами или сенаторами, в других странах смешанный порядок. В некоторых странах конституция запрещает главам правительства и министрам быть депутатами.

Особое место в деятельности комитетов. Большее значение в президентских республиках, меньше в парламентарных. Именно канслер определяет общую политику государства (в Германии). Члены правительства сформированы из партии большинства. Из деятельность заключается на основе делегированного законодательства.

Делегировать - (передавать что то от одного к другому). С помощью делегированного законодательства правительство широко осуществляет нормотворческую деятельность. Через Парламент проводится не законодательная передача полномочий, а присвоение Правительством полномочий.

• Английское понятие - нужно получить специальные полномочия от Парламента на осуществление полномочий.

• Акты должны обладать меньшей юридической силой чем законы

• Акты издаваться должны под контролем парламента

Следует иметь ввиду, что формально в Великобритании делегированное законодательство считается очень умным законодательством, по сравнению со статутами. Статуты не могут оспариваться судами, тогда как акты делегированного законодательства могут.

В свое время теория делегированного законодательства была отвергнута и судом и юристами. Но прошло время и Верховный суд и американские юристы решили пересмотреть эти отношения. Решили что Правительство может издавать такие акты.

• Континентальная доктрина. Классический пример-Франция.

• Доктрина регаментирующей власти - Правительство в силу своих собственных полномочий может в пределах закона издавать нормативные акты.

Наступила 4 республика. Начиная с 48 года правительство неоднократно проводило через парламент законы о предоставлении полномочий. И на основании таких законов правительство Франции получило право изменять законы посредством издания декретов.

5 республика . Конституция включила понятие регламентирующей власти в свой текст, но существенно изменила понятие. Фактически оставила акты Правительства выше закона. Правительство Франции может издавать законы не только в сфере действия регламента, но и в сфере действия закона. Но в этом случае Правительство должно получить согласие со стороны Парламента.

В Италии разрешают издавать декреты имеющие силу закону, законы предоставляющие такое право называются законы по предоставлению полномочий. Такой закон должен содержать:

• Круг вопросов по которым правительство может издавать законодательные декреты

• Принципы издания

• Срок издания декретов

В случае срочности и необходимости правительство имеет право издавать декреты и без предварительного разрешения, и такие декреты называются чрезвычайные декреты. Такие декреты должны быть в течение 2хмесяцев утверждены парламентом. Издание чрезвычайных декретов не получило в Италии распространения.

Что касается декретов имеющих силу закона, то они издаются.

В конституции Дании, Исландии разрешают правительству в случае особой срочности или крайней необходимости издавать от имени главы государства в период между сессиями парламента временные законы, но эти временные законы не должны противоречить конституции хотя они могут изменять или даже отменять обыкновенные законы. Временные законы должны быть представлены на утверждение парламента как только он соберется на сессию. Делегирование законодательных полномочий предусмотрены и в Бельгии, правда конституция в этой стране об этом фактически ничего не говорит.

Делегированное законодательство ведет к усилению роли правительства и снижению роли парламента.

В Великобритании ежегодно парламент принимает 60-70 законов в год. Число актов делегированного законодательства превышает 2000 актов. В США в этот же период президент ежегодно публиковал таких исполнительных приказов. Во Франции таких актов с 1998 года достигало более чем 1000 в год.

Ответственность правительства

В зарубежных странах разилчается:

• Персональная (индивидуальная) - если выражено недоверие, то выходит в отставку

• Коллегиальная - связана с вынесением вотума недоверия либо правительству в целом либо только премьер-министру. В этом случае если всему правительству выражено недоверие то уходит в отставку все правительство. Такой же результат и в случае выражения недоверия премьер-министру в знак солидарности.

За что несут ответственность министры?

• Злоупотребление служебным положением

• Выдача государственных тайн

• Государственная измена

Перечень перечислен в конституции в любом случае

В ряде стран условженный порядок ответственности правительства. В Германии при выражения вотума недоверия необходимо избрать нового канцлера. В некоторых странах вотум недоверия может давать группа депутатов (Швеция - 35 депутатов).

В Великобритании в прошлом веке только дважды был выражен вотум недоверия, но за это время правительство распускало палату общин 20 раз. Аналогично положение складывается нередко и в других странах. Таким образом вотум недоверия может срабатывать а может и не срабатывать, все зависит от обстоятельств. Таковы основные формы ответственности правительства перед парламентом.

Государственный аппарат

Он включает в себя:

• Чиновники

• Полиция

• Вооруженные силы

!!Самостоятельно!!

Местное управление и самоуправление в зарубежных странах или местные органы государства

Местное управление - самые большие расхождения среди мнений ученых.

В зарубежных странах управление на местах осуществляется органами местного управления а также другими органами которые представляют центр и органами местного самоуправления. Местное управление это относительно децентрализованная форма управления. Главным признаком органов этого управления является их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения. Органы местного управления с их аппаратом стали одним из крупнейших звеньев в государственной организации зарубежных странах. В 70-80 годы в ряде зарубженых стран, прежде всего стран континентальной европы были предприняты реформы местного управления. Эти реформы устранили архаизмы. Органы местного управления и самоуправления наиболее приближены к населению. Именно граждане в первую очередь сталкиваются с их деятельность. Местные органы, особенно региональные в зарубженых странах строятся по разному. В течение времени менялись воззрения на местные органы, отсюда появились теории местного самоуправления и управления. Одной из таких теорий стала теория свободной общины. Согласно этой теории община возникла самостоятельным путем независимо от государства и следовательно когда люди договорились о создании государства община уже существовала и поэтому община должна существовать и в дальнейшем после возникновения государства самостоятельно без какого либо воздействия на нее государства. Когда рухнула теория происхождения договорного государства то такая теория тоже поколебалась. Появилась общественная теория которая утверждает что государственные органы это лишь центральные органы власти, отсюда возникла терминология органы центральной власти и органы самоуправления. Ещё одну теорию можно назвать - государственная теория местного самоуправления. Теория несколько иначе объясняет и считает что местное самоуправление относится к государственному управлению и порядок образования местных органов не имеет особо решающего значения. Местные органы по мнению представителей государстсвенной теории якобы является только формой децентрализации государственной власти поэтому вопрос о формировании приобретает более серьезное политическое значение.

Надо иметь ввиду что выборные органы отражаются отношение сил на местном уровне в ходе проведения выборов. Объем полномочий местных органов определяется центральным органами. Административные районы не создают местных законодательных органов. Провинции не могут принимать законы. Самостоятельность проявляется в их административной деятельности. Во многих странах Наряду с местными выборными органами существуют органы назначаемые из центра.

Регулируется все это по разному.

В унитарных государствах регулирование осуществляется центральными органами и законы принимаются единые для всех региональных и муниципальных.

Что касается федеративных государств то регулирование в руках федераций. Исключение - Индия.

Подавляющее большинство зарубежных стран имеют 2 или 3х-звенную систему местных органов, однако есть и 5-звенная. Но есть и однозвенные системы - Лихтенштейн.

Система таких органов строится на основе административно-территориального деления, то есть в основе лежит административное-территориальное устройство унитарного государства или федеративного государства.

Различаются две системы:

• система построенная на принципе соподчинения (Франция)

• Система где отсутствует соподчинение.

Классификация:

• В ряде стран главным образом Европы функции органов региональной администрации выполняют назначаемые чиновники (Губернатор, например в Финляндии)

• Те страны в которых наряду с назначаемые чиновниками есть представительные органы (Франция, Италия)

• Те страны, в которых на региональном уровне нет назначаемых из центра чиновников

Формирование

Как правило, формируются на основе тех же избирательных систем, по которым избирается парламент страны.

Что касается возраста, то возраст пассивного избирательного права колеблется от 18 лет до 25 лет (в Турции). Срок полномочий колеблется от 3х лет (Швеция) до 6ти лет (Франция, Люксембург).

Интересно решается вопрос о мандатах. Как правило один мандат. Бывает и два мандата - местные органы и парламент. Во Франции - мер является даже министром, но последнее время появился европейский парламент, и в этом случае если депутат обладает 3мя мандатами то все равно жалование получает за один мандат.

Термин местное управление понимается в двух значениях в широком смысле и узком:

• Широкий смысл: управление делами на местах которые осуществляются как государственными органами так и органами местного самоуправления

• Узкий смысл: выполнение местных административных функций органами государственной власти назначаемыми центральным правительством

Европейская Хартия о местном самоуправлении 1985 года пытается дать понятие местного самоуправления в ней говорится: под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и так далее. Одновременно хартия обращает внимание, что в самоуправлении могут участвовать граждане путем сходов и референдумов на местном уровне.

Местное самоуправление - представляет собой существование автономий. Той автономии в которой местные органы самостоятельны в решении местных вопросов.

Уровень автономии местных органов безусловно не был никогда постоянным и он изменяется в зависимости от различных факторов. Он изменяется в зависимости от административно-территориального устройства страны. В определенные периоды времени создаются новые административные единицы, создаются новые органы, но это все на основе закона. В зарубежных странах в середине прошлого века проводились реформы местного управления. Это постоянная забота и необходимость любого зарубежного государства. Развитие местного управления прошло несколько этапов:

• 1 этап Во время буржуазных революций

• 2 этап развитие экономическое

• 3 этап 60-90е годы прошлого столетия и нынешний век

Эти реформы затронули государства с устойчивыми системами так и государства которые в последнии годы прошли значительные перемены политико-территориального устройства. Эти реформы касались и структуры органов, и сроков деятельности, а также полномочий. Смысл их втом чтобы расширить местное самоуправление. Отсюда 2 тенденции:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.