скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

Конституции закрепляют целостность территории. Иногда конституции подробно описывают территории. В КРФ это не подробно. Но есть яркий пример - конституция Мексики, глава 2 «О составных частях государства и государственной территории»: территория государства включает территорию штатов, территорию островов, территорию рифов и островков. Это острова Гваделупа. Это континентальный шельф и зона морского дна островов, островков. Это зона территориальных морей, в соответствии нормами МП и НП, это воздушная территория, в соответствии с нормами МП и НП. В ст.2 или 3 конституции Демократической республики Вьетнам говорится, что территорией государства является вся территория, включая и Южный Вьетнам. К этому единству Вьетнам шел долго, воюя то с французами, то с американцами. В конце концов образовалась единая социалистическая республика. Руководство КНР считает до сих пор, что Китай должен быть единым, включая республику Тайвань. Ст.2 Конституции Ирландии говорит, что территория республики Ирландии - весь остров. Когда Ирландия стала суверенным государством, Великобритания отколола кусок от Ирландии, включив Северную Ирландию в свой состав.

Проблема территории имеет очень важное практическое значение. Сколько непризнанных государств существует сегодня.

Конституция Германии 1949 года в преамбуле включает положения о том, что данная конституция распространяется на всех немцев (т.е. подразумевалось, что ГДР будет включена в территорию ФРГ), рассчитывая на 2020-е годы. Когда произошло объединение Германии, точнее поглощение ГДР, конституция была просто немного изменена. Новой конституции не было разработано.

Что касается ФГУ, мы исходим из того, централизованное это или децентрализованное государство. Государства делятся на унитарные и федеративные. Говоря о централизации, степень централизации и децентрализации в этих государствах различна. Может и унитарное государство быть децентрализованным, и федеративное, а может быть и наоборот.

При централизации главную роль играют представители центральных органов, которые имеют значение в сфере контроля за работой местных органов. В условиях демократического государственного режима предпочтение должно отдаваться децентрализованным государствам. Естественно, степень эта складывается в соответствии с расстановкой политических сил в центре и в регионе. Но и в унитарных государствах степень централизации различна.

Унитарная государственная форма означает, что в составе государства нет составных частей, которые выступали бы как государственное образование. Компетенция центральных органов здесь распространяется на всю территорию. Государственное управление осуществляется с учетом того административно-территориального деления, которое существует в стране. А оно устанавливается центральными органами государства.

В системе унитарных государств принято различать государства централизованные и относительно децентрализованные. Суть открыто-централизованных государств: Финляндия, Иран, Швеция, Норвегия, Франция, Нидерланды. Важную роль играют назначаемые из центра чиновники, которые являются носителями исполнительной власти на местах. Остро-централизованные государства: Финляндия делится на губернии и на комунны. В комуннах есть представительные органы, а в губерниях назначается чиновник из центра. Нечто аналогичное существует в польских воеводствах, где есть «сеймики». Отголоски жесткой централизации есть в Болгарии, где есть администрация округов.

Во Франции в регионах есть свои представительные органы. Суперпрефект в регионах, префект и супрефект для ряда коммун.

Наиболее децентрализованные государства не имеют в регионах назначаемых правительством чиновников. Уровень территориальной демократизации здесь выше. Большей децентрализацией обладают те государства, где регионы получают особый статус. Это касается тех территорий, которые имеют иной национально-лингвистический состав или иное географическое положение (Корсика - французская территория, Азорские острова удалены от Португалии).

• В таких регионах создаются свои парламенты и свои органы исполнительной власти.

• Парламенты в них вправе принимать законы по вопросам, входящим в их компетенцию, действие которых распространяется только на территорию данного автономного образования.

• Правовое положение данных автономных образований регулируется либо конституцией, либо отдельными законами.

Признаки унитарных государств:

• Единая территория

• Единая конституция

• Единое гражданство

• Единая система государственных органов

• Отдельные области не признаются государственными образованиями

• Органы этих образований не относятся к системе высших органов.

Что касается автономии, унитарные государства делятся на 2 группы:

• Государства с единичными автономными образованиями (Финляндия, Дания, Португалия, Франция и др.)

• Государства с многочисленными автономными образованиями (территория вся состоит из автономных областей: Италия - 20 областей, Испания - 17 областей, КНР - более 100 областей).

Государства с единичными автономными образованиями

В автономных образованиях расстановка политических сил нередко бывает иной, нежели в стране. В автономиях наряду с общенациональными партиями часто действуют свои региональные партии или движения. В правительстве этих образований может быть совершенно иной состав. В стране Басков есть своя партия, Шотландия имеет свою партию, существует Курдская народная партия.

Остановимся на отдельных странах более конкретно.

Финляндия.

Автономным образованием в Финляндии выступают Аландские острова, они же Аланды. Политическое положение менялось. Когда Финляндия была в составе Швеции, Аланды тоже туда входили. Но когда Петр I победил в Северной войне, забрал их. Он построил там крепость-блокпост перед Кронштадтом. Во время Крымской войны французская и английская эскадры подошли к этим островам и разрушили все крепости. Со временем Финляндия отделилась от Швеции, а затем и от молодой Советской России (в 1918 году). Стал вопрос об Аландах. По настойчивому требованию Лиги Наций было принято решение о передачи Аландских островов Финляндии. Конституция 1919 года предоставила Аландским островам автономию. Но учитывая, что конституция была из нескольких актов, признавалось, что автономия законодательная. Шведы на территории Аландов составляют около 6% населения. Государство обеспечило равноправие народов.

• Был установлен принцип двуязычия.

• Все предложения парламент и правительство составляют на двух языках, если это вносит правительство

• Рядовые депутаты вносят предложение закона на любом языке, а эдускунта переводит законопроект на другой язык. Это положение закреплено и в новом Основном законе 1999 года.

• В суде каждый гражданин может изъясняться на родном языке.

• Служащие в школах и институтах, чиновники должны знать два языка.

Половина шведов двуязычна, но финны только на 6-7% владеют шведским языком. Из всех президентов Финляндии кажый владеет двумя языками. На островах действует своя партия со своими предствителями.

Ныне действующая конституция закрепляет два государственных языка.

Кроме того, власть должна удовлетворять культурные потребности на одинаковых принципах. Надо поощрять языки и культуру иных народов.

Параграф 120 называется «Автономия Аландских островов». В этой стране существует конституционная автономия.

Ныне правовой статус Аландов регулируется законом 1991 года (с 01.01.1999).

На Аландах есть:

Парламент (избирается населением). Вопросы таможенной политики, уголовное и гражданское право, судебная практика, оборона, безопасность, МО - в руках центра

Парламент избирает правительство

Парламент избирает лицо в эдускунту.

С другой стороны, Президент назначает полномочного предствителя.

Аланды имеют автономию с выраженным национальным фактором: собственная экономическая, политическая структура, своя языковая культура в рамках унитарного государства. Закон 1999 года детально регулирует все вопросы самоуправленческой деятельности Аландов - это «миниконституция». Он стоит выше других региональных законов. Этот закон разрабатывается Аландами, обсуждается и принимается и отправляется в эдускунту. Губернатор назначается с дополнительного согласия.

Законодательные полномочия Аландов делятся на собственные и делегированные. Парламент Финляндии может делегировать часть полномочий. Одной из составляющих автономии является финансовая система.

Что касается некоторых других вопросов, то Финляндия военнообязанных, призванных на службу, отправляет вести обучение на родном языке. Еще на Аландах есть свой флаг, герб, почтовые марки. Марки очень ценятся.

Другое государство - Датское королевство.

Фарерские острова, Фареры и остров Гренландия. Автономия островам была предоставлена в 1948 году по закону об их правовом положении:

• Группа А: компетенция центральных органов Дании

• Группы Б: компетенция Фарерских островов.

Есть свой парламент, есть компетенция, есть вопросы. Фареры избируют двух депутатов в фолькетинг Дании.

На Фарерах два государственных языка: датский и фарерский. Более того, там даже есть своя валюта - фарерские кроны. Их, правда, не принимают даже в Дании, не то, что в Европе.

Остров Гренландия.

Это островок площадью 2 миллиона с лишним километров, в основном покрытый льдами и снегом. Население около 60000 человек. Два языка: эскимосский и датский. Своей валюты нет.

До 1953 года Гренландия была колонией Дании, в 1953 году статус упразднили и включили в состав. Большинством голосов в 1953 году датский парламент принял закон о расширении внутренней автономии Гренландии. Органы те же самые, назначается представитель и два депутата идут в парламент Дании.

Закон о Гренландии тоже состоит из нескольких частей:

• Закрепление полномочий Дании

• Закрепление полномочий Гренландии

В конституции Дании не говорится о предоставлении автономии. Речь идет только о представительстве депутатов в датском парламенте. Т.е. автономия тоже только законодательная.

У парламента законодательные полномочия:

• Вопросы, решения по которым принимает Парламент Дании

• Вопросы, решения по которым передаются центральными органами автономным территориям.

Датский парламент при сотрудничестве с гренландскими властями принимает важные решения.

В отношении тех стран, к которым Гренландия имеет экономические интересы, можно назначать специальных представителей для защиты этих интересов. Они входят, например, в ООН.

Нужно подчеркнуть и то обстоятельство, что Дания - член ЕС. Но Фареры и Гренландия не являются членами ЕС. Отношения этих территорий с ЕС регулируются своими специальными соглашениями. Особые соглашения заключены по вопросам рыболовства, в т.ч. с Российской Федерацией.

Говоря об автономии в странах Северной Европы, нужно подчеркнуть этнический фактор образования автономий в этих странах. Для них характерно то, что наблюдается поддержание лингвистических связей между коренным населением островов и Данией. Большое внимание уделяется сохранению их родного языка, традиций и обычаев.

В последнее время раздаются голоса прежде всего правых экстремистских партий, чтобы путем переговоров создать государства из нынешних автономных образований. Ни одна страна не согласится дать часть своей территории, чтобы создать новое государство. В последнее время в этих странах наметилась тенденция к независимости (активность националистических партий). Население этих автономий живет на значительных дотациях государств. В последнее время вокруг Фареров и Гренландии нашли нефть и газ. Это большие деньги, которые и зарабатывают, и воруют. Это энергоносители. Обнаружили и драгоценные металлы. Проблема отделения - лишь гипотеза.

Что касается Португалии, находящейся на берегу Атлантики (крайняя точка Европы там находятся), в ее составе есть два автономных образования: Азорские острова (Азоры) и архипелаг Мадейра.

Автономия Португалии является конституционной, она урегулирована конституцией этой страны, эти острова пользуются автономией с 1976 года. Но закон об автономии был принят парламентом (Собранием) республики только в 1987 году. Этот закон пересмотрел автономию в части Азоров, значительно расширив самостоятельность органов власти в этой стране. Административный режим этих островов определяется их географическими, экономическими и социальными условиями, а также давним стремлением населения островов к автономии.

Следующий пункт статьи закона говорит о целях автономии. Одна из важнейших целей - укрепление национального единства и солидарности между всеми португальцами. Единство государственной территории, т.о., непоколебимо.

Правовое положение автономных образований в законах вырабатывается в органах автономий, а затем проекты передаются на рассмотрение парламенту Португалии. В автономиях есть парламент, избираемый населением, правительство, формируемое из депутатов автономной ассамблеи, с учетом расстановки политических сил в парламенте. Правительство несет ответственность перед ассамблеей. Во главе правительство стоит председатель, назначаемый правительством из центра. Министр республики, осуществляет контроль за исполнением актов центральных органов и т.п. Он назначает и отстраняет от должности членов правительства по представлению председателя правительства.

Законы проводят четкое размежевание компетенции между центром и автономии. В Конституции (ст.229) есть перечень вопросов, отнесенных к компетенции автономных областей. Он велик. С другой стороны, конституция дает перечень вопросов, которые относятся к компетенции центральных органов. Автономия может ставить целью обеспечивать демократическое развитие своей территории, активное участие граждан в политической и прочей жизни страны. Иначе говоря, структура высших органов автономных образований, как и в других странах, создается по одному и тому же образцу.

Министр республики имеет значительные права: он может опротестовывать законы. Что касается президента республики, он вправе приостанавливать деятельность органов автономных образований, в случае необходимости даже распускать парламент.

Как и во всех странах, где есть автономные образования, автономии требуют расширения своих прав. Особенно остро стоит вопрос получения автономией субсидий и увеличения денежных средств для автономий. СМИ сейчас заговорили о «прогрессивной автономии» в Португалии. Мэр города подразумевает периодическое обновление статуса путем принятия законодательных актов путем расширения полномочий региональных ассамблей в целях расширения их полномочий. Некоторые законодатели выступают за ограничение полномочий министра республики (представителя центральных органов).

Еще есть Франция.

Со стороны Франции можно доплыть до Корсики. Но проще это сделать из Италии. Корсика состоит из двух департаментов, управляемыми соответствующими местными органами. Но корсиканцы, очень гордящиеся Наполеоном Бонапартом, утверждают, что они не французы, а корсиканцы. Они требуют закрепления особого правового статуса своего региона. Левые партии (социалисты, коммунисты и левые радикалы) в своих предвыборных обещаниях стали говорить, что если они придут к власти, Корсика получит подобие автономии. Действительно, когда Миттеран пришел к власти, был принят закон о правовом положении Корсики. Но принятие этого закона длилось долго и напряженно, т.к. корсиканцы настаивали на том, чтобы в законе написать норму о том, что есть корсиканский народ. Долгие усилия в жестко централизованном государстве привели к франкизации региона. Министр внутренних дел вынужден был 18 раз летать на Корсику для урегулирования проблем. Был принят закон 309 голосами против 263 с гибкой формулировкой: Французская республика гарантирует корсиканскому народу - части французского народа автономию, если они не будут наносить ущерб целостности и единству французского государства. Этот закон нашли не соответствующим конституции в той части, что он отделил корсиканский народ. Предоставление статуса корсиканцам дало бретонцам мотивацию требовать автономии. Окситания тоже стала говорить, что ее жители не французы, а окситанцы.

Французская газета «Юманитер» напичатала краткую заметку о том, что положение, существующее в СССР, действительно многонациональном государстве, на почву Франции - единого государства с единой французской нацией. Надо очень осторожно относиться к этому. Много лет назад вышел учебник по КПЗС, где наши авторы применительно к Болгарии написали, что там существует не только болгарское население, но и турецкоязычное.

Учитывая, что на Корсике два департамента, Французское руководство решило сократить там аппарат управления. За проект высказалось только 0,02% избирателей. Объединения не произошло.

Только окситанцы поднимают вопрос о признании их языка официальным, но это очень проблематично.

Страны с многочисленными автономными образованиями

Это страны, где вся территория разделена на автономии.

В число этих стран относятся две теплых страны: Италия и Испания. Автономия в этих государствах является конституционной, но закрепление правового положения автономий шло по разному. В Италии в конституции перечислено 20 областей поименно. Они разделены на две группы: 5 областей (Сицилия, Сардиния, Валь д'Аосте, Приули Венеция Джули, Франтите Альтеадидже - две островные, три - инонациональные). Для каждой из этих пяти автономий принимается собственный статут и утверждается принятие конституционного закона. Что касается остальных 15 областей, то итальянский парламент принимает один статут для всех - общий, утверждаемый обыкновенным законом. Реализация автономии в Италии шла долго с 1947 года. Полная реализация была осуществлена в 1970 году на основе закона 1967 года, предоставившего автономию пяти областям.

Конституция перечисляет органы государственной власти в автономии: Областной совет (собрание на Сицилии), областная Джунта (председатель во главе. Раньше избирался областным советом, с 2000 года - населением путем прямых выборов). В каждую область назначается правительственный комиссар (государственный на Сицилии), осуществляющий надзор за деятельностью этих органов. Областные советы издают областные законы, устанавливают местные налоги, но издают их по ограниченному кругу вопросов. В Сицилии областные законы оспариваются в специальном органе - верховном суде Сицилии. Этот суд наполовину состоит из лиц, назначенных Италией, наполовину - областным советом Сицилии. Этот суд находится не на Сицилии, а в Риме. Конституция разрешает правительству распускать областной совет, если это нарушает законы страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.