скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

Различают несколько видов списков:

Партия А

Партия Б

Партия В

Партия Г

• 1

• 2

• 3

• 4

• 5

• 6

• 7

• 8

• 9

• 1

• 2

• 3

• 4

• 5

• 1

• 2

• 3

• 4

• 1

• 2

• Связанные (жесткие) Избиратель обязан голосовать за список в целом и не имеет право выбирать кандидата. Депутатские места распределяются в порядке очередности. Списки составляют руководство партии

• Полусвязаные. В этом случае избиратель может голосовать либо за список в целом либо за отдельного кандидата. Если например 5й наберет больше чем 4й то он поднимается в верх. Преимущество имеет тот кто первый.

• Свободные. Производится перемещение, но преимущество имеет тот кандидат, который стоит во главе списка.

Панашаш - выбирает пять кандидатов из любого списка.

Система заградительного пункта искажает пропорциональную избирательную систему. Обычно заградительный пункт устанавливается не очень высокий. Но в некоторых странах величина заградительного пункта устанавливается из расчета количества партий.

Смешанная избирательная система

Соединяет элементы мажоритарной избирательной системой и пропорциональной.

Пропущена лекция

Система высших и местных органов государства зарубежных стран

Это тема включает парламент, правительство, главу государства, государственный аппарат и местные органы. Если останется время - то рассмотрим судебную систему.

Центральные органы:

Законодательная власть

Вопрос о разделении властей.

Разделение властей это один из основополагающих принципов конституционализма, согласно нему единая государственная власть разделяется на самостоятельные и независимые друг от друга - законодательную, исполнительную и судебную власть. В настоящее время некоторые выделяют учредительную власть, контрольную власть. Обычно эти три власти контролируют друг друга через систему сдержек и противовесов. Менее последовательно этот принцип проведен в парламентарных государствах, так как у парламента власть над парламентом. Родоначальником теории разделения властей Монтескье говорил, что главная задача разделить законодательную и исполнительную власть, эти власти должны уравновешивать друг друга. В свое время эта теория имела прогрессивное значение, она была направлена на ограничение феодалов, но она также стремилась сблизить монархию с буржуазией.

Позже получила развитие теория народного суверенитета - органы государства осуществляют власть от имени народа или от имени нации, речь шла о том, что разделение властей это разделение полномочий между различными органами власти.

Монтескье выступал за дуалистическую монархию, но когда на смену пришли президентские и парламентарные республики, то идея была пересмотрена. В условиях развития государства в 20м веке уже речь шла о том, что не только парламент, но и исполнительная власть правительство может издавать акты законодательного характера в силу делегированного законодательства, которое получает все большее развитие. Это приводит к тому что с высшим законодательным и контролируемым органом усиливается исполнительная власть, но тем не менее парламент по прежде играет важную роль в системе органов государства.

Парламент

Парламент в зарубежных странах по своей структуре может быть однопалатным или двухпалатным. Двухпалатный парламент сложился исторически и в свое время верхняя палата выступала как орган представительства определенных сословий сходящих с политической арены феодалов и других подобных слоев населения, тогда как нижняя палата (обычно именуется как палата представителей) это орган который в то время представлял интересы зарождающейся буржуазии. Двухпалатный парламент образовался на основе компромисса между двумя палатами.

В послевоенный период в ряде европейских стран был упразднен двухпалатный парламент и учреждался однопалатный парламент (Швеция). Он характерен для небольших стран.

Следует иметь ввиду, что обычно в двухпалатном парламенте нижняя и верхняя палата имеет свое название. Применительно к нижней палате - палата депутатов, палата представителей, применительно к верхней палате - обычно применяется термин сенат.

В ряде стран парламент имеет общее название. Например, в Испании кортесы, в Нидерландах - генеральные штаты, в большинстве стран Латинской Америке - Национальный конгресс.

Как же формируется палаты парламентов?

Верхняя палата парламента

Верхняя палата образуется на менее демократической основе, чем нижняя палата.

Способы:

В некоторых странах сохранились НЕвыборные верхние палаты

• Наследственная верхняя палата (наследственная палата Лордов). Палата лордов включает в себя четыре вида членов:

• Наследственные лорды

• Пожизненные лорды - получили место за особые заслуги в различных сферах. Наследники и их дети не могут получить место в палате лордов.

• Судебные лорды. Палата лордов по определенной категории дел является высшей судебной инстанцией

• Духовные лорды, которые два архиепископа и 22 епископа.

В Великобритании давно ставился вопрос о реформировании палаты лордов, или упразднения её. В 1999 году был принят закон, который говорит, что никто не может быть в палате лордов по наследству (кроме 90 человек). 751 пэр практически был упразднен, это даже те, кто ведут свой род от Вильгельма завоевателя, есть даже графы от 14 поколения. В Великобритании был термин потомственная номенклатура и она упразднена.

В Великобритании сейчас идет реформа и судебные лорды выводятся из состава палаты лордов и предполагается создание Верховного Суда Великобритании, эти судебные лорды должны быть основой этого суда

• Назначаемые палаты. Пример: В Канаде сенат назначается губернатором по представлению премьер-министра. Если освобождается вакантное место, то премьер-министр замещает свободное место представителем своей партии. Такие назначаемые сенаты есть и в других странах, например в Ирландии верхняя палата состоит из 60 членов, часть из которых избирается непрямыми выборами, а вторая часть назначается правительством. Другая страна - Камерун - учрежден сенат из 100 сенаторов по 10 от каждой провинции, из которых 70 избирается коллегией выборщиков, а 30 назначается. В Германии Бундесрат назначается из числа членов правительства земель.

• В ряде стран верхняя палата выборная, но она избирается менее демократическим путем, чем нижняя. Сенаторы избираются на 6 лет, специальной коллегией выборщиков. Индия - совет штатов избирается законодательными собраниями штатов. Могут быть и иные способы избрания. Нидерланды - избирается провинциальными советами Нидерландов. Норвегия - 165 членов парламента (Стортинг) избираются путем выборов и из этого числа избранных членов парламента четверть избирается в качестве верхней палаты, но чаще всего этот парламент заседает всё время вместе.

• В некоторых странах существует сложный порядок формирования верхней палаты. Бельгия - избирается и путем прямых выборов и путем назначения провинциями.

Для избрания членов верхней палаты установлены иные требования: Возраст к кандидатам в сенаторы обычно 25-30 лет, он более высок чем в нижней палате.

Порядок обновления верхней палаты: решается по другому, чем в нижней палате, здесь частичное обновление. В большинстве стран верхние палаты обновляются частично. Варианты самые разные такого частичного обновления.

Среди зарубежных стран можно выделить палаты у которых сроки нижних и верхних палат совпадающие (Бельгия, Австрия, Исландия, Румыния, Польша). Но чаще всего существует несовпадающий срок: обычно верхняя палата избирается на более длительный срок (Мексика: 3 года и 6 лет).

Выборы в парламент могут быть:

• Очередными.

• Внеочередными. При роспуске парламента

Как созывается парламент на сессии?

Два вида:

• В силу акта главы государства. Если время созыва не определено конституцией.

• В силу собственного права. Закреплено когда созывается парламент.

В некоторых странах парламенты действуют на постоянной основе и нет деления на сессии. Такой парламент более независим от исполнительной власти.

В большинстве стран сессионный порядок - осенняя и весенняя сессия.

Рабочие языки парламента

Рабочим языком являются официальные государственные языки. Точно также поступают и с выступлением. Однако, в Индии депутат вправе выступать на официальном языке штата с разрешения председателя палаты.

Палаты состоят из депутатов или из сенаторов.

Правовое положение депутата зарубежных стран

В конституциях зарубежных стран говорится, что вся власть исходит от нации или от народа и в этой связи получается что депутат представляется нацию или народ а не избирательный округ.

Теория свободного мандата - депутат не отчитывается ни за что, по закону депутат должен руководствоваться только своей совестью в интересах своего народа.

Подчиняется депутат:

• По линии партийной фракции. Он должен подчиняться партии. Правда в Великобритании есть так называемые заднескамеечники, которые идут в разрез со своей фракцией и выступают несколько от тех рекомендаций, которые дает фракция. Фракции не являются едиными, в них, безусловно, внутри идет раскол, даже в ряде стран есть депутаты которые получили звание перебежчиков, которые не соблюдают строжайшую дисциплину партии и переходят из одной партии в другую, отсюда в последние годы приняты законодательные акты, что бы пресечь вот таких перебежчиков, это особенно было характерно для Индии.

• Институт лоббистов. Лоббисты - влиятельные люди, которые действуют в кулуарах палат парламента. Они ведут соответствующую обработку депутатов. Этот институт появился в Америке. Они официально регистрируются в качестве таковых. Эти люди занимаются тем чтобы любыми путями протолкнуть или задержать принятие тех или иных законопроектов. Законы о регистрации лоббистов существуют в Германии и в других странах. В США один юрист приходится на 600 жителей. Во Франции если депутат был замечен в лоббировании, то его политическая карьера заканчивается. Иногда говорят о группах давления, но суть одна и та же.

Привилегии депутатов:

• Иммунитет, парламентская неприкосновенность, нельзя арестовать без согласия палаты где он заседает. В последние годы в зарубежных странах иммунитет начинают ограничивать

• Не ответственность депутатов за речи и высказывания депутатов в парламенте. Индемнитет.

• Вознаграждение за работу в виде жалования. Правда во многих странах палата может принять закон о повышении жалования но этот закон не распространяется на тех кто его принял.

Что касается процедуры лишения депутатского мандата то она установлена по разному:

Обычно это осуществляется принятием соответствующего решения квалифицированным большинством (обычно 2\3). В некоторых странах требуется ещё и решение конституционного суда, например, как в Австрии и Германии.

Внутренняя структура палат парламента

Создаются фракции, для этого устанавливается минимальное число депутатов от той или иной партии. В нижней палате больше, например, в Швеции 5 депутатов, в Ирландии -10, В Италии - нижняя плата 20, верхняя -15. В некоторых странах это определяется в процентном соотношении (Германия).

Фракции имеют собственные регламенты, есть свой председатель, советы, старейшины, создаются рабочие группы.

Рассаживание депутатов

Что касается стран англосаксонского права, то там консерваторы сидят с одной стороны, лейбористы с другой, правые - вперед. Там где многопартийная система и где залы заседаний полукруглые то там идет рассаживание в зависимости от численности партий - правые справа, затем центристы, левые и так далее.

Значение фракции

Регламент предусматривает условия формирования фракции, фракции создаются обычно по партийной принадлежности. В большинстве стран указывается численный состав чтобы образовать фракцию. В некоторых странах указывается процент необходимый для создания фракции (Германия).

Решающую роль в фракции играет председатель партии. В Великобритании например очень строгая партийная дисциплина, там есть определенные лица называемые кнутами, которые в случае чего принимают соответствующие меры

Фракция это первый этап всякого парламента.

Может разбирать любые вопросы, формируется на основе пропорционального представительства от фракций, принимает свои собственные решения по определенным вопросам, руководители фракций имеют очень большую власть в отношении фракции и играет важную роль.

В некоторых странах депутаты и сенаторы делятся по лингвистическому принципу. Например, в Бельгии образуются две лингвистические группы.

Должностные лица палат парламента

После того как парламент избран, депутаты собираются на первое заседание либо в силу закона или в силу акта главы государства.

Фракция это первый этап всякого парламента. Главное это решить вопрос о руководящих органах палат парламента:

• единоличные органы (председатель)

• коллегиальные органы (бюро, президиумы и так далее)

Формирование таких органов:

• На всю легислатуру

• Только на период сессии (например в Швейцарии на 1 год)

Важнейшее должностное лицо - председатели палат, обычно это представитель правящей политической партии.

Спикер - обладает большими правами, руководит заседанием палаты, предоставляет слово, дает толкование регламента палаты, руководит дисциплиной, руководит административно хозяйственной деятельностью палаты. В отдельных странах председатель палат должен быть беспартийным и не участвует в голосовании. В других странах он голосует, когда голоса разделились поровну, но надо иметь ввиду, что председатель в этом случае должен быть за правительственный законопроект. Есть страны, где разрешено голосовать (Дания). Считалось что спикер является высшим должностным лицом после главы государства.

Но последнее время спикера стали теснить премьер-министры.

Кроме председателя избираются его замы. Заместители формируются по принципу пропорционального представительства от фракции. Кроме того Заместитель выполняет функции председателя если его нет. В некоторых странах представителем верхней палаты является вице-президент (США).

Секретарь палаты - в зарубежных странах это депутат, который следит за состоянием, ведением протоколов, они проверяют, как составлен протокол. Записывают протокол специальные должностные лица (стенографисты).

Пост секретаря распределяется в зависимости от численности партии

???? Квесторы - образуют коллегиальный орган - президиум либо бюро палаты. ????

Важнейшую роль в работе палат парламента играют комиссии. В странах англосаксонского права чаще эту роль играют комитеты. Через их руки проходят все законопроекты, они выносят вопросы на обсуждение палат парламента. Комиссии делятся:

• Постоянные. Играют основную роль потому что постоянные комиссии работают по предусмотренным регламентом срокам.

• Временные. Создается на определенный период времени для решения определенного вопроса, обычно создаются для решения важных вопросов, по выполнению своей функции она распускается.

Вопросы о составе и количестве комиссий решается регламентом.

На заедании комиссии могут присутствовать члены правительства, депутаты не члены комиссии, но это далеко не во всех странах. Постоянная комиссия делится на:

• Специализированные. Важнейшая роль

• Неспециализированные

Формирование комиссий:

• В одних странах члены комиссии назначаются председателем палаты (Япония)

• В других странах комиссии избираются на пленарном заседании (США, Италия)

• Избирается комиссией по формированию комиссий (Финляндия)

Каков бы ни был порядок формирования комиссий персональный состав комиссий и партийная принадлежность решается политическими партиями.

Задачей комиссии, прежде всего, является законотворчество. В некоторых странах перечисляют комиссии которые обязательно должен быть образованы в палате, вопрос об остальных комиссии решает сам парламент. Вот, например, в КНР такой порядок.

В тех странах, где несколько официальных языков при формировании парламентских комиссий строго соблюдается принцип пропорционального представительства языковых групп (меньшинств). Если брать Бельгию, то здесь происходит тоже самое. В других странах учитывается религиозная принадлежность, особенно в многонациональных странах.

Комиссии работают под руководством председателя комиссии. Как они избираются:

• председатели комиссий избираются палатой

• Избирается самой комиссией

• Назначение председателя комиссий спикером палат

Председатели комиссий ведут большую работу.

Кроме специализированных комиссий есть и неспециализированные комиссии. Неспециализированные комиссии обозначаются обычно буквами a,b,c,d и так далее.

Там где только неспециализированные то законопроект направляется в любую комиссию, если есть специализированные комиссии то в специализированную.

Из 57 стран :в 37 странах председатели комитетов избираются всем составом комитетов, 5 назначаются, 3 занимают посты по должности (каждый из депутатов должен возглавлять комиссию, назначается председателем), 11 избираются всей палатой.

В некоторых странах комиссии могут принимать законы, если нет возражений со стороны правительства, определенной части депутатов, или комиссии (например, Дания).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.