скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

Конституционный контроль зарубежных стран

Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за соблюдением всех актов действующей конституции. Для это существуют специальные органы. Иногда, считается, что такие функции присущи и отдельным государственным органам, например, Президенту, который вправе накладывать вето, но это все-таки не тот контроль, который предусматривается конституциями зарубежных стран. Эти функции возлагаются на специально уполномоченные на то органы, независимые ни от какой власти. В абсолютном большинстве стран действуют такие органы, но есть государства, где нет таких органов.

Когда возник конституционный контроль?

Впервые институт конституционного контроля возник в США, но функции конституционного контроля были возложены на верховный суд США, после этого такие органы стали появляться в странах Латинской Америки, они использовали практику суда США. Что касается Европы, то там не находилось подходящей почвы для этого. Государства в Европе были монархическими, это объясняется господствовавшей теории Руссо о суверенитете, согласно которой закон принятый народом не может быть неправильным. Институт конституционного контроля получил наибольшее развитие после 1ой мировой войны. В послевоенный период многие государства (Франция, Сенегал, Германия) стали включать нормы о конституционном контроле включать в конституции

Где закрепляются нормы о конституционном контроле?

• Конституция (бывают даже отдельные главы, а иногда закрепляются в отдельных статьях)

• Специальные законы, например, законы о конституционном суде, которые развивают нормы конституции. Например, во Франции - это ордонанс, которой содержит органический закон о конституционном совете.

Задача органов конституционного контроля проверить соответствуют ли законы действующей в стране конституции. Конечно, в отдельных странах такие органы толкуют конституции и делают это часто в угоды правящим.

Органы конституционного контроля не имеют права и не имеют возможности проверять каждый издаваемый закон. Они проверяют только те акты, которые оспариваются физическими или юридическими лицами.

Какие органы выступают в качестве органов конституционного контроля?

Порядок комплектования таких органов различен:

• Главой государства с согласия парламента (США)

• Только парламентом (Венгрия, Германия)

• Законодательной властью с участием исполнительной властью (Франция, Румыния)

• Законодательной, исполнительной и судебной властями (Испания, Монголия)

Например, Италия, конституционный суд состоит из 15 человек, назначаемых по пять человек от парламента, магистратов, и Президента республики.

Своеобразно составлен Арбитражный Суд в Бельгии. Характерно для него что он состоит из 12 судей и они комплектуются на основе паритета от 2х лингвистических групп, по 6 судей от каждой лингвистической группы. Для рассмотрения дел создается коллегия 7 судей, то есть по два представителя от каждой группы и 2 председателя плюс один представитель.

В Иране есть наблюдательный совет, который состоит из 12 человек - 6 юристов (назначает президент), 6 богословов (назначает Богослов).

Таким образом такие функции могут выполнять:

• Верховные суды

• Несудебные органы

• Конституционные суды

• Специальные своеобразные органы

Какие требования для комплектования?

Предусматриваются возраст, образование, компетентность. Например, В Австрии надо иметь высшее образование в области государственно-правовых наук и стаж 10 лет. В Германии надо быть полным юристом (диплом + специальный экзамен). В Испании назначается из числа прокуроров, профессоров университетов, должностных лиц, которые должны быть компетентными юристами и иметь стаж более 15 лет. В Венгрии составляется из выдающихся юристов, профессоров, либо юристов практиков не менее чем с 20летним стажем, быть не моложе 45 лет и не старше 70ти лет.

Требования:

• Возраст

• Время пребывания в практической должности

• Образование

Каков срок деятельности конституционного контроля (Сколько можно быть судьей)?

Этот вопрос решается от того специальным ли органом осуществляется или общим судом. Если специальным органом - то пожизненно, предельный возраст здесь не устанавливается. Если брать европейскую модель, где действуют специальные органы, то здесь устанавливаются разные сроки. Обычно устанавливается срок на который избираются члены конституционного суда. Например, Германия, Австрия -12 лет. В некоторых странах устанавливается и порядок обновления членов конституционного суда, порядок обновления различен:

• Наполовину

• Частично (Франция 1\3)

В некоторых странах устанавливается другой срок. Это зависит от законодательства той или иной страны. Что касается возрастного ограничения, то в некоторых странах устанавливается возрастной предел (Германия 68, Австрия 70).

Субъекты права на обращение в органы конституционного контроля?

• Страны с традиционной американской системой конституционного контроля таким правом обладают субъекты, которые имеют право обращаться в общие суды.

• В европейской системе почти во всех странах правом запроса наделены органы исполнительной власти и прежде всего правительство. Возможность обращения в конституционный контроль правительством в некоторых конституциях оговаривается по каким именно вопросам (Италия - по законам областей, во Франции такое право предоставляется премьер-министру или президенту)

• Вопрос об обжаловании может поднять и часть членов парламента

• Иногда в органы конституционного контроля предоставляется право обращения судебным органам (Германия, Испания)

• Органы субъектов федерации или территориальные единицы в унитарном государстве (Португалия, Испания, Италия)

• Правом обращения в органы конституционного контроля предоставляется таким должностным лицам как прокурорам, народному защитнику и некоторым другим

• В некоторых странах таким правом наделены и индивиды (Венгрия, Германия, Австрия, Испания)

Таким образом круг субъектов очень широк.

Конституции или законы о конституционных судов обычно дают исчерпывающий перечень субъектов.

Каковы функции органов конституционного контроля?

• Проверка соответствия правовых актов основному закону (конституции)

• В некоторых странах (Франция, и др.) проверка конституционности международных договоров

• Рассмотрение споров между федерацией и её субъектами или между субъектами федерации (США, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия)

• Вопросы споров в унитарном государстве между государством в целом и областями (Италия)

• На органы конституционного контроля часто возлагается обязанность по разрешению споров между различными органами государственной власти по поводу принадлежащей им компетенции (Швейцария, Италия)

• В ряде стран органам конституционного контроля предоставляется функция суда над высшими должностными лицами государства

• Контроль в связи с созданием специальных учреждений или за избранием должностных лиц

• Специфическая функция есть у конституционного суда Турции, Германии которые решает вопрос о запрещении политических партий по подозрению нанесению ими ущерба основам свободного демократического порядка

• В Австрии на конституционный суд возложена обязанность на рассмотрение имущественных споров между различными органами государства

• В некоторых странах вопрос о предмете разрешения споров конституционными судами решается несколько иначе. Например, Бельгия, арбитражный суд разрешает только те вопросы, которые устанавливает конституция.

• Конфликты между законом и декретом, а также между самими декретами (декреты имеют силы закона на территории субъекта)

• Рассматривает вопросы о нарушении законом или декретом статей 10 (равенство перед законом), 11 (запрещение дискриминации), 24 (свобода обучения) Конституции

• Нарушение законом или декретом статей конституции которые определяют вопрос об использовании языков принятых в Бельгии, а также нарушение статей Конституции 127, 129 (вопрос о компетенции сообществ)

• Другие конституции дают перечень всех вопросов, которые могут рассматривать конституционные суды

По времени применения конституционный контроль может быть предварительным и последующим, определяющим моментом здесь является момент контроля. При предварительном контроля проверка акта проводится до его вступления в силу, например, Франция.

Последующий контроль, контроль актов вступивших в силу. Критика предварительного контроля противоречит провозглашенному верховенству закона, следовательно такой контроль является вмешательством в законодательный процесс.

Надо иметь ввиду, что последующий контроль в какой-то мере ущемляет престиж законодательного органа.

По своей обязательности конституционный контроль может быть обязательным и факультативным. При обязательном контроле любой акт в обязательном порядке независимо от чьей либо воли должен быть проверен с точки зрения соответствия основному закону, например, Франция - все органические законы подлежат обязательному конституционному контролю.

Что касается факультативному контролю, то он имеет место, когда его проведение зависит от чьей либо воли, органа, должностного лица или индивида. И, конечно, наиболее часто имеет место последующий контроль.

Постановления органа конституционного контроля носит окончательный характер и не подлежит изменению. Иногда это прямо закреплено в конституции.

Порядок и процедура рассмотрения споров

Порядок рассмотрения споров зависит от того кто осуществляет конституционный контроль. В тех странах, где в качестве органа конституционного контроля выступает общий суд, оспаривать может любой гражданин, но лишь в связи с конкретным (уголовным, административным и другим) делом.

В тех странах, где учреждены специальные органы конституционного контроля круг обращения в них более узкий - президенты, правительство, определенная часть депутатов, председатели палат, некоторые органы государства на местах, правительства земель и т.д. В некоторых странах право обращения имеют суды и граждане, как правило, не наделены таким правом.

Очень важно, что обсуждение вопроса о конституционности закона протекает в разных странах по-разному. В общих судах этот вопрос решает судья. В некоторых странах решение может быть принято частью суда. Что касается тех стран, где конституционный надзор осуществляют конституционные советы, то там главную роль играет докладчик по делу. В конституционных судах в основном это происходит по правилам гражданского процесса.

Следует иметь в виду, что во всех случаях, когда принимается решение органом конституционного контроля, то оно принимается большинством и оглашается резолютивная часть.

Наука конституционного права. История её развития. Основные направления.

Самостоятельно

Основы общественного строя, политической системы и духовной жизни

Самостоятельно, обратить внимание на классы, слои и т.д.

Политические партии и партийный системы

Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом, они пронизывают все звенья конституционно-правовой системы власти и оказывают решающее воздействие на их функционирование. Без политических партий невозможна выработка национальной политики. Без них невозможно обеспечения демократии как таковой.

Почему возрастают партии?

Возрастание политических партий это характерная черта развития государственности в целом. Партии продолжают сохранять центральное место в связи государства и общества. Они являются активными участниками политического процесса, они играют активную роль в выработке и принятии государственных решений. Более того это необходимая предпосылка демократического режима.

Каковы функции политических партий?

• Выступают за обладание правительством и властью, как в центре, так и на местах.

• Принимают важнейшей участие в формировании и деятельности всех органов государственного аппарата

• Принимают прямое или опосредованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутренней и внешней политики государства.

Политические партии это лишь одно негосударственное звено политической системы зарубежных стран. Конституции уделяют им различное внимание. Например, в конституции Франции говорится, что политические партии содействуют выражению мнений и голосованию. В германии, говорится в конституции, что партии выражают политическую волю народу. В Китае, партиям уделяется большее внимание. Какие бы ни были формулировки партии:

• Означают превращение партий из института де факто в институт де юре.

• Партии стали основой для появления правовых актов, которые определяют статус политических партий, порядок их финансирования и так далее.

• Первоначальным источником положений о партиях является Конституция

• Положения о партиях содержаться и в законах. Например, специальные законы о политических партия (Италия, Австрия).

• Также содержаться в законах о финансировании политических партий (Франция)

• А также такие акты содержаться в специальных избирательных законах.

Требования:

• Численность. Иногда закон устанавливает численность, при котором может партия быть зарегистрирована.

• Гражданство.

• Собрание минимум голосов от общего числа избирателей

• Наименование. Под партией понимается любое объединение и группа избирателей, которая выступает на выборах под особым наименованием.

• В некоторых странах необходимо разрешение на создание.

• В настоящее время господствует теория политического плюрализма. Необходимо соблюдать политический плюрализм

Как определить сущность политических партий?

Можно определить сущность политической партии исходя:

• Из названия. Однако зачастую это бывает трудно.

• По программе партии - документ, в котором партия делает обещания и расписывает свои будущие действия

• Социальный состав партии. Хотя полной картины состав партии тоже не предоставляет

• Реальная деятельность партии, чьи интересы защищает.

В зарубежных партиях выделяют индивидуальное членство и коллективное. В отдельных партиях существует коллективное членство, то есть, например, через профсоюзы, наряду с индивидуальным членством.

Почему много партий в зарубежных странах:

• Различные слои населения. Каждый слой населения пытается создать свою партию чтобы защитить свои интересы

• Отдельное население, проживающие на определенной территории, также стремится создать партию для защиты своих интересов.

• Отношение граждан к религии. Исходя из этого, создаются конфесионные партии.

• Иногда партии создаются для показной борьбы, однако политику проводят одну и ту же.

Классификация партий

В зарубежной и отечественной литературе проводится классификация политических партий. Классификаций очень много. Мы поговорим о направленности идеологий партий. Эта классификация является, по мнению лектора, наиболее четкой.

Консервативная партия

Партии стали возникать в 19-20 веке. Пожалуй, одним из старейших партий являются консервативные. Можно обратиться для примера к Англии, там две партии Тори (консерваторы) и Виги (Либералы). Консервативные партии появились очень давно и выражали интересы землевладельцев, они выступали против всего нового, под видом необходимости защиты прежних порядков и традиций и всякие преобразования считали угрозой существующего строя. Почему такая политика? - потому что им надо было бороться со своими противниками.

В 19 веке главное в различиях между партиями решался путем решения вопроса о таможенных пошлинах - так считают некоторые авторы.

Консервативная партия по переменке с другой, Лейбористкой партией, находится у власти.

В США влияние демократической партии в бывших рабовладельческих штатах пользуются популярностью, в других штатах пользуются преимуществом консервативная.

Довольно таки влиятельной партией является консервативная партия во Франции, сейчас она носит название союз поддержки народного движения. Это партия долгое время была безраздельно правящей партией.

Бывает такое положение, что президент из одной партии, а в парламенте большинство у другой партии.

Партии консервативного типа носят прагматический характер. Они ставят перед собой лишь одну задачу добиться победы на выборах.

Либеральная партия

Потом стали появляться и Либеральные партии. Либерализм - это учение, которое ставит перед собой свободу личности. Она основывается:

• На частной собственности

• Конкуренции

• Невмешательство государства в частные дела

Они защищали интересы зарождающейся буржуазии. Неслучайно в Англии конкурировали эти партии.

С течением времени программы партий реформировались.

Некоторые ученые говорят, что раздел между консервативными и либеральными партиями в настоящее время решается путем решения вопроса о налогах и социально-экономической политики.

Низкие налоговые ставки способствуют росту доходов населения. Хотя есть и противники низких налогов. Высокие налоги повышают доходы государства.

Вот эти партии практически утратили своё влияние. Из всех стран наибольшим влиянием пользуется либеральная партия Канады, Бельгии, Нидерландов, но наиболее влиятельной является Свободная Демократическая Германия - это типичная либеральная партия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.