Конституционное право зарубежных стран
• Ограничение роли государства административно-полицейскими функциями,
• невмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества
• и другие
• Режим социальной демократии. Признаки:
• Государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества
• Государство стремится распределять экономические блага в духе социализма
• Социально ориентированное государство пользуется поддержкой со стороны общества
Авторитарный (властный) режим
Может существовать в различных условиях организации общественного строя. Может быть как в развитых так и в развивающихся.
Доктрины: Концепция героя, концепция вождя, концепция массы, теория правящей элиты.
Эти теории мы должно хорошо знать. Они считают что плюралистическая демократия ведет к неустойчивости государства. Считают, что именно лидер должен определять политику государства. Сейчас авторитарных режимов и тоталитарных режимов становиться все меньше и меньше.
Признаки авторитарного режима:
• Права и свободы граждан признаются, но в ограниченном объеме. Потому что этот объем прав и свобод не обеспечивает активное участие граждан в определении государственной политики и не предоставляет политическим партиям, оппозиционным партиям права активно участвовать в ведении политических дел.
• Признается ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации и на определенных условиях. Все решения обычно принимаются руководящим большинством правящей партии без учета мнения оппозиции, то есть меньшинства. Что касается разделения властей - то НПА президента или правительства вторгаются в другие ветви власти.
• Плюрализм идеологической идеологии тоже ограничивается
Могут быть разные режимы авторитарного режимы, но суть их одна и та же. На взгляд лектора то авторитарный режим является разновидность тоталитарного режима.
Следует отметить, что авторитарный режим часто устанавливается в результате военных переворотов. Латинская Америка - было совершено около 540 военных переворотов. В результате этого устанавливались различные военные технократии. Боливия - за 160 лет было 180 военных переворотов.
Страны можно классифицировать по правовому режиму, по способу ведению власти
Также можно по формам правления.
Форма правления зарубежных стран
Форма правления - это совокупность признаков, в соответствии с которыми строится система высших органов государства, то есть способ организации верховной государственной власти.
Имеется ввиду, глава государства, парламент и судебная власть (законодательная, исполнительная и судебная власть).
В средние века преимущественно была абсолютная монархия. Людовик 14 говорил - Монархия - это я. Власть сосредоточена в одних руках. Термин форма правления содержится во многих конституциях зарубежных стран (Бразилия, Мексика и др.) В некоторых конституциях этого термина нет. Но всегда закрепляется принцип правления, или монархия или республика. Есть отдельные страны, в которых этих терминов нет. Например, государство Израиль, Эфиопия, Румыния.
Монархическая форма правления предполагает что главой государства является лицо которое получает и передает свой государственный пост по наследству и пожизненно. Именуются эти лица по разному. Правда в некоторых странах сейчас существует выборная монархия (Малайзия).
Чиркин насчитал, что монархий в мире 1\4 часть, но он имел в виду и те монархия, которые провозглашают своим монархом королеву Великобритании. Если взять четкий критерий, то монархий всё-таки не так много. В основном они сосредоточены в Европе и Азии. Великобритания, Испания, Саудовская Аравия - примеры стран, где есть монархий. Есть такая страна Свазиленд - она очень маленькая - тоже монархия, есть страны, которые ещё меньше. Общая тенденция не идет к тому, чтобы обязательно осуществлять переход от одной формы правления к другой. Хотя на практике имеет место переход.
Наиболее ранней монархической формой правления является абсолютная монархия. В современном мире тоже наблюдаются абсолютные монархии. Признаки абсолютной монархии:
• Вся власть сосредотачивается в лице одного человека. Законы издает монарх. Исполнительную власть и судебную тоже осуществляет монарх.
• Монарх осуществляет свои функции с помощью консультативных советов.
Примером абсолютной монархии является Саудовская Аравия. Территория и население этой страны велико. Для этой страны характерно, что это не просто абсолютная монархия но и теократическая монархия - потому что королю принадлежит и духовная власть. Политических партий нет. Высший судебный орган - Верховный суд.
Другой страной является государства Оман. Во главе Омана находится султан, который тоже создал консультативный совет, частично избираемый парламент, в котором есть две женщины. Более того он в 1996 году провозгласил основной закон (конституция) вместе с биллем о правах. В этой стране нет ни одного политического заключенного. Иначе говоря, султан проводит довольно таки позитивную политику в этом регионе. У султана вся полнота власти.
К числу этих государств можно отнести и Бруней. Законодательная и исполнительная власть тоже принадлежит султану. Султан - очень богатый.
Есть государства которые теперь уже формально не являются абсолютными монархиями, они находятся в переходном периоде, некоторые называют их дуалистическими. Признаки:
• Исполнительная власть - монарх и правительство
• Законодательная власть - парламент
Дуализм потому, что министры несут двойную ответственность - перед монархом и парламентом.
Бутан - это тоже переходная форма монархии из абсолютной в парламентарную. Там парламент 2хпалатный. Нижняя палата избирается, а вторая палата наполовину избирается, а наполовину назначается монархом.
Бах и Рейн - тоже пример -исполнительная власть принадлежит монарху и правительству, законодательная парламенту.
В 2003 году был проведен референдум в котором участвовали и женщины и было одобрена на этом референдуме Хартия свобод.
Кувейт - с 1962 года действует конституция. Действуют партии - Сунниты, Шииты, Либералы, и даже 17 независимых партий.
Что касается этих монархий, то пожалуй наиболее высокого уровня дуалистические монархии получили свое развитие в Иордании и Марокко. Особенности этих стран - это крупные государства, не столь многочисленное население, значительно более развитые по сравнению со странами персидского залива, но следует иметь в виду что:
• Конституции этих стран предусматривают смешанные формы дуалистических и парламентарных монархий. Если взять Иорданию то здесь преобладают элементы дуалистической монархии, в Марокко преобладают элементы парламентарных монархий
• В конституции этих стран закреплено, что правительство ответственно перед парламентом, что является одним из главных признаков парламентарных монархий. Все нормы должны быть подтверждены монархом.
Право монарха распустить парламент. Этим пользуется монарх и фактически управление страной осуществляет монарх.
• Применяется признак вотум недоверия правительству. Это присуще двум этим странам. В Марокко такое решение не нуждается в подтверждении короля. В Иордании необходимо подтверждение Короля.
• В то же время правительство ответственно и перед монархом.
То есть тут налицо полудуалистическая и полупарламентарная монархия. То есть тут смешанная форма правления которая является промежуточной между парламентарной и дуалистической монархией. Обще руководство в Марокко осуществляет Монарх, хотя он и не занимает пост главы правительства. Из двух видов ответственности правительства более весомой является ответственность перед монархом. Монарх обладает в этих странах реальной государственно-политической властью, к тому же монарх имеет отлагательное вето по отношению к законам парламента. Таким образом, И в Иордании и в Марокко существует дуалистическая монархия с незначительными чисто внешними элементами парламентаризма.
К указанным формам (формы правления Марокко и Иордания) правления относили и Непал. Непал стал не только республикой, но и федеративным государством после событий 1990 года.
Парламентарная монархия
Характерна для высокоразвитых стран. В Европе это ВБ, Испания, Люксембург, Дания и др.
Признаки парламентарной монархии:
• Во главе государства стоит монарх, но власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере управления, то есть в сфере исполнительной власти.
• Министров и правительства формально назначает монарх, но фактически они назначаются парламентом.
• Правительство несет ответственность перед парламентом, и чтобы приступить к работе оно должно получить вотум доверия. Если выражается вотум недоверия, то есть два выхода:
• Уйти в отставку
• Обратиться к главе и попросить распустить парламент и назначить новые выборы.
• Правительство должно быть угодно парламенту а не монарху
• Институт контрасигнатуры - подпись против подписи. За акты изданные монархии ответственность несет премьер-министр или министр скрепивший подписью
Пример:
Великобритания. В этой стране сложились основные институты, основные принципы парламентарной монархии. Следует иметь ввиду что государственно-правовые институты здесь функционируют с некоторыми особенностями.
• В условиях демократического государственного режима существует двухпартийная система, что означает, что кроме лейбористов и консерваторов никакая партия не может сформировать правительство. Избирательная система ВБ приспособлена к той системе
• Роль монраха ничтожна мала. У монарха нет выбора и он назначает премьер-министром лидера победившей партии. Правительство не несет ответственность перед монархом.
• Монарх в ВБ не обладает правом вето следовательно не может влиять на законодательный процесс.
• В ВБ сложилась традиция, что монарх не может не утвердить законопроект.
• Реально вотум недоверия правительству не выносится, практически. Это за всю историю было только 2 раза.
Примерно аналогичное положение занимает и император Японии. Не так давно ему было дано право выезжать за границу. Власть монарха тоже ограничена и связана с партийной системой. В Японии в качестве правящей партии действует одна - либерально-демократическая партия.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) - роль монарха более значительна чем в названных ранее странах. Нет партии которая преобладала бы и могла единолично сформировать правительство, как правило здесь коалиционное правительство. Выбирают форматора - ведет переговоры с партиями с тем, чтобы сформировать коалиционное правительство, обычно и стает главой правительства. Король имеет право отклонить ту или иную кандидатуру или посоветовать кого назначить.
Своеобразное положеие занимает монарх и в скандинавских странах. В большинстве своем социал-демократы раньше формировали единолично правительство. Сейчас ситуация несколько поменялось и сформировать единолично правительство они не могут. В этих странах совершенна незначительна роль монарха, особенно в Швеции и Норвегии. Король не может влиять на законодательную политику, потому как даже не подписывает акты принятые парламентом.
В большинстве случаев монархи остаются лишь символом единства нации.
Более существенные полномочия у монархов Малайзии и Таиланда.
Малайзия - парламентарная выборная монархия. Верховный правитель Малайзии. Малайзия федеративное государство. Делится на штаты и султанаты. Султаны каждые 5 лет избирают монарха.
В Таиланде был военные авторитаризм. Сейчас гражданская форма правления.
ОАЭ - это страна состоит из 7 эмиратов. И 7 эмиров собираются и избирают своим председателем на пятилетней срок одного из эмиров. В отличие от Малайзии здесь не очередность.
Своеобразная монархия существует и в ряде мусульманских стран, что связано с концепцией Халифата.
Для маленьких африканских стран характерно - создание совета племенных вождей.
Кроме того существует Вестминстерская монархия, где главой государства признается королева ВБ.
Надо ли сохранять монархию или нет? - количество монархий поубавилось, монархии пали в Греции, Румынии, Болгарии и так далее.
Вопросы об отмене монархи поднимался и в Бельгии и в ряде других стран.
В 70е годы были совершены государственные перевороты в ряде стран Азии (Иране, Ираке, Ливии) и в Африке (Эфиопии).
В Бразилии тоже поднимался этот вопрос и даже выносился на референдум, однако население не поддержало установить монархию.
В Австралии хотели своего президента, а не чтобы у них монарх был королева ВБ.
Республика
Законы издаются при обязательном участии парламента, управление осуществляется под контролем парламента. Политическое значение состоит в том что она несравненно больше способствуют политическому просвещению населению чем монархия. Высшие органы государства формируются либо непосредственно избирателями либо выборными органами. Каковы признаки республики:
Глава государства - президент. Избирается на определенный законом срок. Президент избирается различными способами.
Республика делится на:
• Президентскую
• Республиканскую
Президентская республика
Глава государства - президент, избираться может или прямыми выборами либо выборщиками. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется президентом без учета расстановки политических сил в парламенте. В этой связи президентские выборы являются в таких странах важнейшими выборами. Президент назначает министров как правило из представителей своей партии. Правительство формируется президентом и ответственность несет перед президентом. Тут нет должности премьер-министра, президент и глава государства и глава правительства, имеет решающий голос при принятии решения.
В некоторых странах где есть должность премьер-министра - это является административной должностью. В президентских республиках существует четкое разделение властей. Это проявляется в том, что президент не может распустить парламент, а парламент не может отправить в отставку министров. В отдельных странах можно выразить вотум недоверия премьер-министру. В отдельных странах (США) государственных секретарей, судей президент назначает с согласия верхней палаты. Для президентской республики характерно разделенное и совпадающее правление. Президентская республика сочетает принцип разделения властей и систему сдержек и противовесов. Этой форме правления характерно:
• Сосредоточение большинства важных полномочий в руках президента
• Практическая независимость от законодательных органов исполнительной власти
• Соединение в одном политическом институте полномочий главы государства и главы правительства.
Есть такое понятие «суперпрезидентская республика». Это понятие было характерно для многих стран Латинской Америки. Однако позиции президентов в этих странах за последнее время сильно ослабились. Это понятие было характерно и для стран тропической Африки в 80е годы, такие как Ганна, Гвинея, Заир и другие страны, здесь суперпрезиденство ещё объяснялось тем, что президент skyне только главой государства и главой правительства, но и лидером партии. В таких странах как Заир, Уганда - у власти фактически находились пожизненные президенты.
В последние годы произошло смягчение президентских республик, то есть произошло усиление роли парламентов и снижение влияния президентов, это характерно для Португалии, Финляндии.
В отдельных странах предусматривается ответственность министров перед парламентом. И считается что для таких республик присущи элементы парламентарных республик.
В некоторых странах сложились полупрезидентские республики. Примером является Франция.
Парламентарная республика
Признаки парламентарной республики:
• Президент - выборное лицо.
• Законодательная власть принадлежит парламенту
• Правительство формируется парламентом
• Президент назначает членов правительства которых предложил лидер правящей партии.
• Ответственность правительства перед парламентом.
• Глава государства не свободен в выборе премьер-министра.
Президент единолично назначает тех лиц, которые указаны в законе. В большинстве стран президент является чисто номинальной фигурой.
В последнее время очень заметно наблюдается одна характерная особенность присущая некоторым республикам зарубежных стран. Наблюдается в некоторых странах «семейная республика». Например, корейская народная доминиканская республика. Другая страна - Куба, Был Фидель Кастро, сейчас Рауль Кастро.
Мусульманское духовенство, в Иране имеется избранный президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства. Пост руководителя государства принадлежит духовному лицу.
Политико-территориальное устройство
Территориальное устройство и иные формы государственного устройства.
Во многих странах существует проблема с организацией публичной власти и организацией государственного устройства. Дело в том, что государства за рубежом, как, впрочем, и Россия, не имеют целостной территории. Некоторые государства имеют островные территории. Во многих государствах проживают лица с разным национальным и лингвистическим составом. Естественно возникновение таких регионов говорит о том, что многие будут требовать расширения своих прав, обосновывая это своим особым национальным, территориальным или лингвистическим фактором. Центральные органы в ответ стараются либо концентрировать власть в центре, либо распределять ее на местные территории.
В новой большой теме проблема связана с территорией государства.
Территория государства - это не только собственно территория, суша, но и воздушное пространство над сушей, водное пространство. Это регулируется не только национальными нормами, но и нормами международного права. Территориальное устройство, или территориальная организация государства, - это система взаимоотношений между государством в целом и территориальными составными частями, точнее говоря, их населением и действующими там органами публичной власти. Говоря о ФГУ, речь идет об отношениях по вертикали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|