скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

Избирательное право и избирательные системы имеют очень важное значение в любом демократическом государстве, так как на основе действующего законодательства регулируется порядок формирования государственных органов. Выборы - атрибут демократического государства. Основные принципы избирательного права завоеваны в результате упорной борьбы. Акты регулирующие избирательное право:

• Конституция. В общем виде регулирует

• Избирательные кодексы

• Избирательные законы

• Дргуие законы. Например, о политических партиях, о финансировании выборов и другие.

В демократических государствах избирается глава государства, представительные органы (парламент, региональные парламенты, местные органы). В одной стране глава правительства избирается населением - это Израиль. Когда речь идет об избирательном праве, то речь идет об избирательном корпусе. Избирательный корпус - совокупность граждан страны имеющих право голоса. Понятие избирательного корпуса значительно уже понятия взрослого населения страны. Ценз - это условия на основании которых гражданин должен участвовать в выборах:

• Имущественный ценз - практически его сейчас нет.

• Ценз грамотности - иногда говорят о цензе образования. Это умение читать и писать или толковать конституцию

• Ценз оседлости - проживание.

• Ценз пола, но не половой ценз. Женщинам практически везде предоставлено право голоса. В Европе последние страны предоставившие право голоса женщине Швейцария и Лихтенштейн

• Возрастной ценз

• Проблема с военнослужащими. В одних странах предоставляется всем военнослужащим, но в других странах право голоса предоставляется только лицам офицерских званий.

Регистрация избирателей бывает:

• Обязательной - списки составляют уполномоченными органами

• Необязательной - по закону обязанность включения в список лежит на самом избирателе.

В условиях проведения избирательных компаний важное место занимает выдвижение кандидатов. Может быть:

• Индивидуальные выдвижения

• Выдвигают зарегистрированные политические партии.

• Представлены в парламенте. Они спокойно выдвигают кандидатов

• Не представлены. Здесь требуются дополнительные условия

Применительно к выборам равное избирательное право является когда:

• Каждый избиратель имеет один голос. Ранее большее количество голосов предоставлялось тем, кто более богат.

• Кандидаты участвовали в выборах на равных условиях. В отдельных африканских странах этому принципу противоречил куриальная система.

• Депутат должен избираться от равного количества жителей, что бы были равные по численности жители и избирательные округа. Здесь имеются отступления, потому что и сам законодатель допускает отступления. Великобритания - средняя величина округа 560 тысяч 60 человек. Закон допускает отступления на 5-7%.

Выборы проводятся безусловно в условиях активной борьбы политических партий. Основную роль в избирательных компаниях играют политические партии.

Кто обладает пассивным избирательным правом?

В абсолютном большинстве стран возраст пассивного избирательного права значительно выше активного избирательного права.

Во многих странах не требуется ценз оседлости. Хотя в ряде законов говорится что кандидат должен проживать в субъекте или штате или избирательном округе. У нас ценз оседлости не предусмотрен.

Внесение избирательного залога кандидатом в депутаты: нередко за кандидата залог вносит политическая партия. Закон устанавливает что избирательный залог не возвращается если кандидат не получит минимум процентов голосов.

Избирательная компания

После выдвижения кандидатов начинается проведение избирательной компании. Включает два момента:

• Проведение агитационной компании

• Голосование избирателей.

Избирательная компания понимается и в широком и в узком. В широком - избирательная компания охватывает подготовку и проведение выборов. Часть мероприятий проводится государством. Но наиболее важные мероприятия проводят политические партии, а не государство. Потому как на выборах идет борьба не сколько между кандидатами, а между партиями.

Способы агитации:

Самые разные.

• Законодательство во всех странах предусматривает что партии могут вывешивать плакаты, щиты и так далее. В основном эти щиты пустые. В лучшем случае - на нем изображено лицо, или лозунг

• Предвыборные собрания. Когда то эти собрания играли очень большую роль, потому что не было так развито СМИ. Что касается нынешнего времени, то посещаемость таких собраний очень низкая. На такие собрания ходят когда снимаются очень большие залы и когда очень много людей, когда все превращается в шоу.

• СМИ играют очень важную роль. В частности это газеты. Не все политические партии имеют возможности в силу финансовых потребностей. Крупные политические партии издавая газеты крупными тиражами имеют возможности вести активную агитационную компании. Сейчас газеты уже читают меньше. Безусловно самой важным средством агитации является радио и телевидение. В последние годы в большинстве стран это важнейший источник агитации.

Законодательство зарубежных стран предусматривает ведение агитации. Три принципа:

• Предоставление всем кандидатам равных затрат на предоставления агитации

• Требование лояльного отношения к своим политическим противникам

• Невмешательство государства в избирательную компанию. Это у нас называется административный ресурс - когда должностные лица и мэры и другие начинают участвовать в избирательной компании.

Партии располагающими большими финансовыми средствами имеют больше возможностей для ведения избирательных компаний.

Законодатель регулирует вопрос о выступлении по радио и телевидению, возможность выступления зависит от места партии в партийно-политической системы, роли которой она играет в политической системе. Например, во Франции довольно демократический порядок - предоставляется равное время для выступления. В рамках этого времени партии распределяют между собой. В других странах - партии, которые не представлены в парламенте, чтобы выступить должны выступить не менее 75 депутатов.

Во многих западноевропейских странах телевизионные каналы принадлежат государству и как правило плата за выступление не взимается. Имеются нормы, которые устанавливают, что такое право предоставляется официально зарегистрированным партиям, а не индивидуальным выдвиженцам. Так, например, происходит в Италии. В Португалии закреплено в Конституции, что партии имеют равное время на выступление бесплатно на государственных и негосударственных каналах. В Великобритании первыми начинают выступать представители правящей партии, затем оппозиционной, а потом заканчивают снова представители правящей партии. Применительно к националистическим партиям Уэльса и Шотландии, то они могут выступать только в своих регионах. Все остальные имеют право выступать если были выдвинуты не менее 50 кандидатов от партии.

В США это платно - стоимость одной минуты - 200 тысяч долларов. Кандидаты стараются выступать с краткими заявлениями. Доминирующее положение на телевизионном рынке занимают три крупнейшие сети NBC, CBC, BBC.

Линкольн потратил на избирательную компанию потратил 50 центов.

Возможно возмещение расходов, но при условии если партия выдвинула определенное количество кандидатов, набрала определенное количество голосов.

Голосования

До дня голосования закон предусматривает день тишины. Обычно это 24 часа до начала голосования. В некоторых странах, например, 48 часов (Румыния). В это время никто не может вести агитацию.

Голосование производится либо с помощью бюллетеней, либо с помощью машин. Бюллетени делятся на:

• Официальные

• Неофициальные

В большинстве странах используется официальный бюллетень, бремя расходов государства, разрабатывается один бюллетень для всех партий. В них указывается название партии.

В других странах проводится жеребьевка и партия выступает не под собственным именем, а под номерами. В этом случае конечно труднее вести избирательную компанию. В тех странах, где значительная часть населения не грамотные, применяется эмблема.

В зарубежных странах можно голосовать не только лично, но и по почте. Голосование по почте в последнее время получило распространение в ряде стран, особенно в скандинавских. В Швеции примерно 30% голосовали по почте, в Финляндии примерно 25-30%.

В последнее время появился институт обязательного голосования. В последние годы у избирателей апатия. И процент явки стал очень низкий. Поэтому законодатель ввел обязательное голосование. В случае неявки на избирателя могут быть наложены санкции:

• Порицания

• Вывешивание фамилии на здание мэрии

• Штраф

• Нахождение в тюрьме.

В Австралии за неявку штраф 50 долларов. Сложности возникали в отдельных мусульманских странах. Виной тому женщины, а в избирательной комиссии сидят в основном мужчины. А женщина не должна показывать свое лицо. И стали думать, что делать. Было сделано предложение, чтобы в комиссию включать женщин.

В период с 1870 года первой мировой войны уровень посещаемости выборов между 40% и 80%. Этот рост продолжится между 2мя мировыми войнами. После второй мировой войны этот показатель достигает 90%. Эта активность поднялась за счет стимулирующих факторов (санкций). Чаще всего от голосования уклоняются молодые люди и люди престарелые. Меньшую активность проявляют и женщины.

Избирательные округа

Избирательные округа делятся на три вида с точки зрения территории:

• Одномандатные - избирается один депутат

• Многомандатные - избирается несколько депутатов

• Единый избирательный блок - когда не делится на округа

В некоторых странах (Румыния например) создаются избирательные участки отдельно для выборов в нижнюю и верхнюю палату.

В отдельных конституциях устанавливается перечень округов. Это характерно для Норвегии, Исландия и другие - маленькие страны.

Формирование палат парламента осуществляется на основе нормы представительства. Различается два вида нормы представительства:

• Твердая норма - закрепляется непосредственно в конституции. Твердая норма - это то, количество жителей, населения от которых избирается один депутат. Например, Бельгия. В ранее действовавшей конституции - один депутат избирается от 40 тысяч жителей.

• Подвижная норма представительства - при подвижной норме представительства в конституции закрепляется численный состав палат парламента. В новой конституции Бельгия закрепляется, что в парламенте 150 членов парламента. Здесь норма представительства вычисляется перед каждыми выборами.

Избирательные системы

Это способ определения результатов выборов. Избирательные системы имеет огромное значения для партий. Способ определения результатов выборов называется избирательной системой в узком смысле этого слова. Различают три основных вида избирательных систем:

• Мажоритарные (от французского слова «мажорите») - система большинства. Избранным считается кандидат, который собрал большинство голосов в данном округе, остальные кандидаты считаются неизбранными и голоса пропадают. Большинство подразделяется на три вида:

• Абсолютное

• Относительное

• Квалифицированное. Оно на парламентских выборах, как правило, не применяется. А используется при избрании должностных лиц

Мажоритарная система относительного большинства - при которой избранным считается тот кандидат который получил в избирательном округе большинство голосов избирателей по отношению к каждому из других кандидатов участвующих на выборах в этом округе. Пример: в округе 100 тысяч избирателей. Выставлено четыре кандидата А, Б,В, Г. А- 40 тысяч, Б -30, В - 20, Г - 10. A - выиграл.

Минусы:

• Большое количество голосов пропадает

• Кандидат может избираться от меньшинства

• Кандидаты от партии представлены не пропорционально числу голосов.

Система абсолютного большинства. Суть этой системы состоит в том, что избранным считается кандидат той партии, который получил более половины голосов избирателей, остальные голоса пропадают.

А=55 - избран

B=25

C=15

D=5

Эта система более справедливая. В условиях многопартийности эта система приводит к тому, что после состоявшихся выборов оказывается, что депутаты избраны далеко не во всех избирательных округах.

Иногда назначается второй круг голосования нельзя путать с перебалатировкой. Во втором туре участвует все кандидаты которые участвовали в 1м круге. Но во Франции установлено, что во втором туре участвует только те, кто получил 12,5 процентов.

Во втором туре действует система относительного большинства.

Если выборы проводятся по многомандатным округам то это система дает ещё более антидемократические результаты.

1

2

3

A

50

50

40

Получает два места

B

40

40

60

Эта партия получает одно место

Плюсы:

• Способствует стабильности правительства

• Установление в стране понятной двухпартийной системы

• Обеспечивает независимость депутата от партии

• Крайне проста

Пропорциональная избирательная система

В свое время её введения добивались левые партии с тем, чтобы обеспечить представительство в парламенте. Суть этой системы состоит в том, что каждая партия получает столько депутатских мест, сколько пропорционально это соответствует числу собранных голосов. Если партия собрала больше голосов то она должна получить и больше депутатских мест. Полагается, что при этой системе должно пропасть как можно меньше голосов. В основе этой системы лежит понятие избирательная квота. Избирательная квота - это то количество голосов которое необходимо собрать политической партии в округе для того что бы обеспечить представительство одного депутата, то есть квота - это тот минимум голосов которая партия должна собрать в округе для победы одного депутата.

Метод естественной квоты: квота = число голосов на количество депутатских мест. Ещё употребляется такой термин искусственная квота, лектор считает, что лучше называть исправленная квота. Исправленная формула: квота = число голосов разделить на число депутатских мест + 1. Это направлено на то, чтобы понизить избирательную квоту.

В Исландии более сложная формула: общая сумма голосов - голоса партии получившей большинство разделить на число депутатских мест - 1.

Избирается 5 мест

A=16 тысяч

B=11,200 голосов

С=7 тысяч голосов

D=3,800 тысяч

• Необходимо сложить все голоса, получается 38 тысяч

• Потом разделить на 5, получим 7,600

• Делим каждую партию на 7,600, в итоге А получает 2, В получает - 1, С - 0, D - 0. Осталось 2 места кому надо отдать места. Есть несколько правил:

• Правила большего числа. Из числа нераспределенных мест по одному месту получают те партии, которые получили наибольшее число голосов избирателей партии следовательно A - получает дополнительно 1, а B - тоже получает 1. - Это не совсем справедливо.

• Противоположным является правило наибольшего остатка - по одному из числа нераспределенных депутатских мест получают те политические партии, у которых осталось наибольшее число неиспользованных голосов. В таком случае С и D получают по одному месту. Это правило более справедливо

• Правило наибольшей средней. Применяется в европейских странах. Суть правила состоит в том что для того чтобы распределить оставшиеся места необходимо голоса собранные каждой партии разделить на число полученных ими депутатских мест плюс единица.

A=16 тысяч:(2+1)=5333

B=11,200 голосов:(1+1)= 5600 + тоже плюс один

С=7 тысяч голосов:0+1=7000 соответственно плюс одно место

D=3,800 тысяч:0+1=3800

7000:(1+1)равно+3500

• В отдельных странах есть ещё один метод метод Донта.

A=16 тысяч= 8000, 5333, 4000 в итоге 2

B=11,200 голосов=5600, 3733, 2800 в итоге 2

С=7 тысяч голосов=3500, 2333, 1756 в итоге 1

D=3,800 тысяч= 1900, 1260, 966 в итоге 0

Делим все на единицу, делим на 2, делим на 3, делим на 4. Этот метод устраивает крупные партии.

• Сен Лагу предлагает делить на нечетные числа, но первым делителем брать не единицу а 1,4, потом 3, 5, 7, 9. Есть мнение, что нужно делить на дробные числа.

В некоторых странах в округах могут применяться различные методы в зависимости от того сгпурированны ли списки или таких списков нет. Если в округе нет сгруппированных списков, то избирательная квота избирается по методу Донта, а если нет, то он вычисляется по другим методам.

Существует двойное распределение депутатских мест. 9 земель - каждая избирательный округ. Первоначально распределение депутатских мест проводится по избирательным округам. По методу избирательной квоты, но остаются неиспользованные голоса и места, затем создаются два округа (в одном 5 земель, во втором 4) каждый из этих округов складывает оставшиеся в округах неиспользованные голоса, а с другой стороны суммируются незамещенные депутатские места, тем самым более справедливо.

Скандинавы делят все депутатские места в парламенте на окружные и уравнивающие. Окружные места - это те места, которые замещаются от округа, а уравнивающие депутатские места - это те места, которые распределяются в масштабе всей страны. Эта система называется системой выравнивания. Дания - 175 депутатских мест, 135 - окружные, 40 - в масштабе всей страны (уравнивающие). Суть этой системы - распределяется вначале по округам, а затем оставшиеся голоса складывают в целом по стране, и эти голоса делятся на уравнивающие мандаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.