скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

Тренто Альте Адидже делит полномочия областного совета и двух внутриобластных советов. Тут проблема между южнотирольцами (немецкий язык и итальянский язык). Статут в Тироле закрепляет вопросы касательно культуры народов.

Поставлен вопрос о предоставлении Венеции особого статуса (из 15 перевестись в первую группу), но в 1999 году парламент отклонил запрос Венеции.

Представительство центра в областях. Области тоже представляют свои интересы в центральных органах. Каждая область, в зависимости от численности населения, избирает своих представителей в Сенат Италии. Сейчас, говоря об Испании, можно сказать, что вопрос о представительстве верхней палаты в Сенате решается иначе.

Испания

Автономия была упразднена по окончанию гражданской войны. По окончанию режима Франко король вернулся. За автономию стали выступать исторические области.

Процесс шел постепенно, в соответствии с конституцией (там нация, страна - единое и неделимое отечество, состоящее из национальностей и регионов, имеющих право на автономию. Никак не определено, что такое нация, национальность или регион. Не объясняется, у кого больше прав из этих субъектов). Понятие нации относится ко всей Испании, а к населению исторических регионов применяется понятие национальности - признание неполной государственности, т.е. автономии. В Испании конституция, закрепляя автономию, не дает поименный перечень областей. Просто говорится об автономии. Пограничные друг с другом провинции могут создать автономии. Если 5 провинций ставят данный вопрос, то абсолютное число голосов должно быть в каждой провинции. Следующий вопрос при ненабрании голосов можно поставить только через 5 лет.

В Испании сегодня существуют 17 региональных автономных образований. Эти региональные образования представляют следующее:

3 созданы национальностями (Каталония, Страна басков, Галисия)

2 созданы национальными общностями (Валенсия и Андалусия)

12 остальных созданы территориальными регионами по описанному принципу. Все регионы должны идти своим путем.

Правовое положение областей:

Для каждого автономного образования принимается статут путем создания органического закона. В последнее время автономные области стали все более и более настаивать на расширении их полномочий, прежде всего финансовых, а также вопрос о внешнеэкономических связях с пограничными государствами. Каталанцы приняли закон, названный конституцией Каталонии, вместо закона 1979 года в июне 2006 года. Страна басков тоже сегодня решает этот вопрос. В соответствии с конституцией, автономии нельзя передавать вопросы финансов, военной и внешнй политики.

Ст.148 дает перечень вопросов, отнесенных к компетенции области - 22 вопроса. По истечении 10 лет можно продолжать расширять полномочия.

Ст.149 дает перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению государства (похоже на федерацию).

Полномочия более детально закреплены в статутах кажой области.

Есть парламент (ассамблея), правительство, формируемое из партий, имеющих большинство. Ассамблея избирается по пропорциональной системе. Правительство (совет) выполняет административные функции. Формально председатель правительства назначается королем. Есть еще высший суд правосудия. Органы аналогичны всем органам автономных образований.

Регулирование: КС Испании, органы административной юстиции, Счетная палата и т.д. их представители есть в автономиях.

Различия автономии в Италии и Испании

• В Конституции Испании нет перечня автономных единиц.

• В Италии области создаются директивным путем, в Испании ставится вопрос о волеизъявлении граждан

• В Италии имеются области с четко выраженным компактным проживанием национальных меньшинств. Идентичность населения не вызывает сомнения. Баски, каталанцы, галисийцы рассеяны по территории всей страны. Прежде всего деление производится не по видам, а по способам получения автономии.

• Особые права имеют области со специальным статутом в Италии. Но в Испании в статутах закреплены особые полномочия тоже.

• В Италии есть области с максимальной автономией и с минимальной автономией. В Испании максимальную автономию имеет только страна басков.

• На практике по-разному решается вопрос о степени вмешательства центральных органов в деятельность органов власти. Центральные органы не вмешиваются в Испании в дела автономий.

Регионализм, по новым учебникам, считается формой перехода от унитаризма к федерации. Но что касается правительства Испании и Италии, они не очень хотят слышать об этом. Они выступают за единое унитарное государство.

Страна басков беспокоит Испанское государство все больше.

В Испании принят пакт о гармонизации национально-региональных отношений. Главный смысл: недопустить конфронтации и столкновения по такому вопросу, как отношения между автономными образованиями.

Что касается представительства автономии в центральных органах, в Испании иной подход. В Италии Сенат формируется в зависимости от численности жителей областей. В Испании Сенат, верхняя палата, формируется по территориальному принципу. Сенаторы там - представители территорий, от которых они избираются. Можно провести классификацию автономий по самым различным признакам.

Великобритания.

По населению ВБ неоднородна. Шотландцы, уэльсцы, северные ирландцы отрицают свое британское гражданство. Ставились вопросы о предоставлении автономии этим народам. Если во время референдума относительное большинство населения одобрит этот закон, им будет предоставлена автономия. Но при подсчете оказалось, что 40% не набралось нигде. После этого наступила тишина. Она была недолгой. Когда лейбористы решили дать бой на выборах консерваторам, правые силы пообещали автономию. И в 1997 году было проведено голосование референдумом (76% голосов за отделение в Шотландии, 50,6% в Уэльсе). В регионах создали небольшие парламенты. Парламент Шотландии получил широкие полномочия. Положение же уэльсского парламента подразумевают лишь расширительное толкование британских законов. Издание для него недоступно. К компетенции отнесено просвещение, культура, спорт, жилищное строительство и еще несколько. На выборах большинство мест должны были получить националистические партии. Но предпочтение отдали лейбористам.

Наконец, еще одна автономия - Северная Ирландия. Здесь ситуация сложная. Начиная с кризиса 60-х годов введено прямое правление. Затем опять вводится ассамблея и правительство, потом опять роспуск и прямое правление. Националисты хотят, чтобы Ольстер вошел в состав Северной Ирландии. В Конституции указано, что автономией обладает весь остров Ирландия. В конце концов работу статьи прекратили, потом опять вводилось прямое правление. Об автономии можно говорить, что она номинальна. «Трех вещей остерегайся: копыта лошади, рогов быка и улыбки англичанина».

Кроме тех автономий, которые мы разобрали, есть культурно-национальная и персональная (проживание немцев в Дании, датчан в Германии). Есть корпоративная автономия. В Скандинавии проживают компактно саами. Здесь созданы законодательные, исполнительные органы этих народов (культура, быт, язык, промыслы, развитие рыболовства, оленеводства). Создан полярный совет (Финляндия, Норвегия, Швеция). В Мурманской области эта проблема не решается.

Федерации в зарубежных странах

Является следующей формой децентрализации. В федеративных государствах существ3ует 2 группы отношений:

• Между федеральными органами и органами штатов

• Между органами штатов и местными органами

Субъекты в зарубежных странах называются по разному. Наиболее распространенные - штаты. Также бывают провинции, земли и другие.

Территория федерации кроме штатов могут включать владения (Венесуэла), федеральный исторический округ (Колумбия). Ассоциированные государство занимает особое положение.

Количество федераций меняются. К числу распавшихся относят - СССР, Чехословакия, Возникшие - Бельгия, Непал, Гималаи. Применительно к федерации в Европе - Бельгия Австрия, Швейцария, Сербская, Хорватская Мусульманская Федерация Боснии и Герцеговины. Азия - Малайзия, ОАЭ, Новый Непал, Америка - Бразилия, Аргентина, Америка, Канада, Мексика. Африка - Нигерия, Танзания, Эфиопия. Австралия - Папуа, Новая Гвинея и другие.

По уровню экономического, политического развития это далеко не одинаковые страны.

Причины установления федеративных форм правления:

• Исторические причины возникновения федерации.

Примером таких исторических причин можно привести США, Германию, Швейцария.

• Федерация бывает возникает с учетом национально-лингвистических причин. Каждый из народов стремится создать свое государство, чтобы сохранить самобытность. Пример: Индия, Нигерия, Бельгия, Эфиопия.

В некоторых странах количество субъектов меняется в зависимости от различных обстоятельств

Много штатов создаются с установленным законом порядком. Иногда закон это предусматривает. В Мексике предусматривается что в штате не может менее 120 тысяч человек. В Эфиопии предусматриваются стадии образования нового штата, в частности:

• Удобрение предложения двумя третями совета штата

• Этот вопрос выносится на референдум. Население данной территории должно высказать свое отношение.

• Решение совета штата о передачи полномочий новым органам. Это решение происходит после решения верхней палаты, которая решает этот вопрос.

Создание новых штатов характерно и для многоязычных государств. Во Франции образовался новый штат Юра.

• Федерация иногда является переходной формой к унитарным государствам. Пример: Камерун, в ней большинство граждан высказалось за унитарное государство.

Наряду с образование есть и распад. Это Югославия, Чехословакия, СССР.

Признаки зарубежных федераций:

• Суверенитет. Субъекты не обладают полным суверенитетом

• Вопрос о конституциях субъектов. Вопрос о конституциях штатов решается по-разному. В одних странах наряду с федеральной конституцией есть и конституция субъектов, В других странах наоборот нет конституций, например, Бельгия, Индия (за исключением одного штата), Нигерия.

• Гражданство. Сало субъектов имеют своё гражданство. В США все штаты имеют свое гражданство. Но в большинстве стран гражданства у субъектов нет.

• Наличие собственных высших органов государственной власти, а в некоторых странах и судебной системы. В США есть своя судебная система у штатов, органы государственной власти субъектов строятся аналогично федеральным органам государственной власти. Та же ситуация и с судебной системой. Но в ряде федераций отдельные должностные лица назначаются из центра. В США губернатор выборный, в Индии назначается правительством, формально президентом.

• Представительство субъектов центральных федеральных органов. В одних федерациях каждый субъект имеет равное представительство. В других по другому, например от численности населения субъекта - пример, Германия, Канада и другие. Индия - своеобразное решение представительства - некоторые недопредставлены а другие перепредставлены. В некоторых странах кроме избрания от штатов ещё избираются представители от федеральных округов или отдельных территорий. В большинстве случаев представители верхней палаты избираются, но есть и такие в которых назначаются (Германия). Бывает смешанный способ. Конституции некоторых стран формируют верхние палаты от различных народов.

В зарубежных странах три перечня разграничения компетенции (федеральная, совместная, субъектов). Но размежевание происходит по разному.

• Федерации, в которых законодатель закрепляет две сферы:

• Компетенция федерации

• Компетенция субъектов

Например, в Эфиопии основные вопросы относятся для федерации, а всё остальное для субъектов. Есть также когда перечень вопросов - субъектам а остальное федерации.

• Федерации, в которых три уровня:

• Федеральная

• Совместная

• Компетенция субъектов

В Бразилии в размежевании компетенции участвуют не только штаты, федерация, но и муниципии.

В Федерациях иногда наблюдаются и централистские тенденции. Это отражается в таких институтах - институт федеральной интервенции, федеральное принуждение. Таким образом, централизация выражается в обычном конституционном контроле, специальном и другие. Эта тенденция проявляется во всех странах

Проблема языка существует в Канаде, Бельгии, Швейцария. Это многоязычные страны.

Вопрос о некоторых проблемах в отдельных зарубежных федерациях

Сецессия - это право на выход из состава федерации. В Конституции СССР 1936 года было закреплено право на сецессию, но никто не воспользовался. В следующей конституции эта статья была исключена. Нынешняя конституция тоже о сецессии ничего не говорит.

Что касается зарубежных стран, то этот институт не закрепляют. В США - это единство Америки. В Мексики были попытки выхода, но они были подавлены. В 19 веке католические кантоны в Швейцарии намеревались выйти из состава федерации, но эти попытки не увенчались успехом. В 20м веке проблема выхода и состава федерации имела место в Нигерии, но также не получилось. В некоторых странах выйти из состава федерации удавалось некоторым штатом. Например, Из федерации Бангладеш хотела выйти Бенгалия. Мирные переговоры не увенчались успехом, и с помощью вооруженного противостоянии они организовали страну Бангладеш.

В своё время южная часть Эфиопии вела вооруженную борьбу за независимость. Имел ли место выход из состава федерации мирным путем? - Сингапур вышел мирным путем из состава Малайзии. Македония вышла из состава федерации Югославии. Согласно конституциям и реалиям сецессию можно разделить на:

• Вооруженную сецессию

• Мирную сецессию

В одной единственной стране - Эфиопии закреплено право выхода из состава федерации субъекта. При этом четко расписывается порядок выхода. Выход может быть осуществлен путем следующей процедуры:

• Требование сецессии должно быть поддержано большинством 2\3 всех членов законодательного совета данной нации

• После этого в течение 3х лет федеральное правительство обязано организовать референдум на данной территории и требование сецессии должно быть поддержано абсолютным большинством избирателей

• Сецессия фактически осуществляется после того как принято разделение материальных средств в соответствии со специальным законом принятым парламентом Эфиопии

Проблемы выхода возникала и в Чехословакии - разделились на Чехию и Словакию.

Югославия - распад произошел не без участия НАТО, которые бомбили Белград.

Проблемы существуют в отдельных странах. Например, в Индии, в цивилизованных странах. Остановимся на Канаде и Бельгия

Канада - федерация, состоит 8 англоязычных, одна франкоязычная, остальные 2 двуязычные провинции. Конфликт между разноязычными провинциями. В Канаде по конституции закреплен один официальный язык - английский, этот вопрос был решен положительно и был принят закон о двуязычии. Французский тоже стал официальным языком. Потом закрепили и в хартии прав и свобод. Квебек требовал для себя особого правового статуса. Дело дошло до того что в 1980 году был проведен референдум и 40,5% избирателей высказались за выход из федерации. Парламент Квебека принял закон №101 согласно которому единственным официальным языком Квебека является французский язык. Последствия были существенные так как после принятия этого закона сразу 60000 англоязычного населения покинули Квебек, спустя пять лет ещё 40 тысяч покинули Квебек. Остальные смирились, что нужно учить второй язык. Половина чиновников - не французы. Дело доходило до парадокса, когда знаки обозначались на французском языке. Этот закон признан не конституционным. Но квебекцы на этом не успокаиваются и они требуют предоставления Квебеку статуса особого сообщества. Квебек отказывался ратифицировать новую конституцию и переговоры шли долго. Снова квебекцы поставили вопрос на референдум за расширение своих прав. И население 47% поддержали, а 53% выступили против.

Квебекцы снова провели референдум об отделении от Канады и на этом референдуме за это отделение выступили 49,4%. Выход нашли такой: парламент Канады принял закон, который запрещает проведение референдума на территории Квебека по вопросу об отделении от Канады.

Бельгия

Фландрия выступала за признания недерландского языка в качестве официального. Они своего добились. После войны Волония стала требовать равенства с Фландрией. Началось изменение конституции. Были созданы лингвистические районы. В итоге ситуация вроде бы нормализовалась. Но затем снова начались противоречия между волонами и фламандцами. Фламандцы выступают за отделение и создание независимого государства. Таким образом проблема остается.

Что касается других регионов мира то тоже есть проблемы. Например Шри-Ланка.

Здесь противоречия существуют между Сингальцами и Тамилами. Война между ними унесла где то 70 тысяч человеческих жизней. Война была прекращена. Началась выработка создания федеративного государства на основе принципа самоопределения в рамках единого государства в соответствии с декларацией принятой в Осло.

Кипр

Греки-киприоты и турки-киприоты. Между ними противостоянии. Они разделены. Фактмчески остров разделен на две части. Турция провозгласила северную территорию Кипра северной федеративной республикой КИПР.

Курдское население

Проживают в многих странах, Большинство в Турции и Ираке. Во времена Хусейна курдам была предоставлена автономия и они имели представительство. В нынешнее время автономии нет. Турецкие курды выступают за автономию, но правительство Турции на это не идет и подавляет такое желание. Наиболее крайние правые требуют создание независимого Курдистана.

ВИДЫ

• По способу образования федерации

• Договорные

• Конституционные

• По структуре

• Симметричные. Германия

• Ассиметричная. Турция

• Централизоанные

• Нецентрализованные

• По территориальному признаку

• Лингвистический признак

• Территориальный признак

• По национальностям

• Многонациональные

• и не многонациональные

Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.