скачать рефераты

МЕНЮ


Конституционное право зарубежных стран

В Германии законодательным путем определяется правовое положение политичскиъх партий, в том числе и в основном законе. Германия одной из первых приняло специальный закон о политических партиях - принят в 1967 году и действует до сих ор. Закон определил политическую партию германии как объединение граждан которая постоянно или длительное время влияет на формирование политической воли в рамках федерации или земель. В отличие от ВБ членами партии Германии могут быть только физические лица. Коллективное членство не допускается. Партия проходит регистрацию, если она не выдвигает своих кандидатов на выборы в бундестаг или ландтаги земель то она ликвидируется. Закон обязывпется партии иметь свои уставы и программы. Устанавливает какие вопросы они должны содержать. Ежегодно партия должна публиковать отчеты о деятельности. Порядок ликвидации партии которые признаются антиконституционными тоже есть в законе - решение об этом принмиает федеральный конституционный суд. Для Германии характерна - хорошо отлаженная организационная деятельность партии. Одна из наиболее влиятельных партий является Христианский демократический союз (как католики так и протестанты, лютеране). Однако место этого союза занимает христианско-социальный союз. Идеология - консервативно-социальная направленность.

Социал-демократическая партия. Основную часть избирателей этой партии составляют лица наемного труда и мелкие предприниматели, партия влиятельная в профсоюзах, основной упор делает на социальные проблемы.

Также действует свободная демократическая партия. Поддерживает средний класс. В последние годы в предыдущем составе правительства входили социал-демократы и зеленые. Поэтому свободные демократы перестали быть правящей партией.

Зеленые - союз 90 зеленых.

Необходимо отметить, что на территории германии действует и партия демократического социализма. Вполне естественно, что эта партия пользуется большим влиянием на территории бывшей восточной Германией. Она преодолела 5% заградительный пункт в рейстаге. Она выступает под наименованием левая партия-ПДС.

Есть и другие партии но они не пользуются большим влиянием, а крайне правы - запрещены.

Выборы и референдум

Регулируется конституцией и специальными законами. Право голоса с 18 лет. Пассивное избирательное право на выборах в бундестаг обладают избиратели которые имеют немецкое гражданство и возрастом от 18 лет. А так называемые по конституции Баварии там пассивное избирательное право с 21 года.

Бундестаг

Выборы проходят по смешанной избирательной системе. Для выдвижения кандидата требуется не менее 200 подписей в округе, однако те партии, которые представлены в парламенте не менее чем 5 депутатами эти подписи не собираются. Не требуются подписи и для партий национальных меньшинств. Что касается земельных списков, то их выдвигают только партии. Депутатские места распределяются по пропорциональной системе по методу Мейера.

Голоса остаются за партией и в том случае если число голосов превышает, то число исходя из пропорционального представительства. Число депутатов в бундестаге 614, хотя по закону 598.

Заградительный пункт - 5%.

Законодательство с точки зрения возраста несколько иначе регулирует вопрос о выборах в европейский парламент и на местных выборах, здесь право голоса может быть предоставлено гражданами ЕС достигшим 16 лет. Каждая земля устанавливает этот возраст своим законодательством.

Что касается выборов в ЕС, то Германия имеет большое представительство - 99 депутатских мест.

Выборы в Европейский парламент проводится по пропорциональной системе с применением по единому избирательному округу. Распределение мест среди партий которые преодолели 5% заградительный пункт. Есть правило наибольшего остатка.

Депутаты бундестага могут одновременно быть и депутатами Европейского парламента.

Что касается референдума, то он упоминается в статье 29 основного закона и выделяется референдум:

• Консультативный

• Постановляющий

Закон о референдуме 1979 года. В нем указывается что предметом референдума может быть вопрос о новом территориальном делении и день голосования устанавливается министром внутренних дел. Референдум не получил широкого распространения.

Высшие государственные органы

Парламентарная республика. Парламент Германии включает две структуры бундестаг и бундесрат - немцы, исходя из конституции, считают, что это однопалатный парламент, что касается бундесрата, то они считают, что он просто представляет интересы земель. Наши специалисты считают, что парламент Германии двухпалатный.

Бундесрат - орган представляющий интересы земель и он назначается правительством земель и отзывается правительством земель. Представительство в бундесрате зависит от численности населения земли. Как правило это 3 места, это минимум, но может быть и больше.

Бундестаг действует на основе регламента. После избрания создаются фракции. Партия может создать фракцию если имеет 5% от количества депутатов бундестага. В германии президиум парламента который возглавляет президент, у него есть заместители и все они образуют президиум, в этот президиум входят представители партийных фракций. Президент - это важнейшее должностное лицо, он осуществляет и полицейскую власть. Бундестаг избирает протоколистов с учетом представительства фракций. Их обычно много - до 60 депутатов. В Бундестаге - образуются комитеты и комиссии. Кроме того бундестаг по требованию 1\4 должен создать следственный комитет который расследует определенные дела и доводит до сведения депутатов. В Бундестаге существует две группы комитетов:

• Обязательно в силу конституции должны быть созданы и создаются. Это:

• комитет по делам ЕС

• комитет по обороне и комитет по иностранным делам

• комитет по петициям для рассмотрения просьб и жалоб, направляемых в бундестаг

• Комитеты, которые образуются по решению самого бундестага.

Что касается статуса депутатов - то эти привилегии депутатам для того чтобы они работали, они должны не только пользоваться привилегиями , но и работать. За клевету, за клеветнические высказывания можно привлечь к ответственности. Никакой работой нельзя заниматься кроме преподавательской и то на 1\4 ставки.

Прогул - от 30 до 100 евро.

Бундесрат - организация немного иная. Образуют комитеты обязательно по делам ЕС. Они также образуют Европейскую палату решения которых являются решениями бундесрата. Есть специальный орган - совместный комитет, организован в 1968 году. Он образовывается в военное время. Образуется большинством- 2\3 голосов. Бундесрат сам определяет время окончания и начала своих заседаний, кроме того он обязан созвать заседание по требованию 1\3 членов.

Работает - публично, но может проводить и закрытые заседания.

Законодательный процесс парламента Германии

Есть свои особенности. Законодательная инициатива - правительство, депутаты и бундесрат.

Законопроект могут внести группа депутатов (бундестаг), которая насчитывает не менее 5% депутатов, иначе говоря только фракция.

В Германии существует обсуждение в порядке 3х чтений.

Первое чтение - обсуждение смысла и целей закона, после чего направляется в комитет

Второе чтение -постатейное обсуждение

Третье чтение - принимаются поправки и утверждается законопроект

Если Бундесрат возражает против проекта закона принятого бундестагом большинством голосов, то и бундестаг в свою очередь отклонить его большинством.

В Германии у Президента никакого права вето нет. Принятый закон после контрасигнатуры оформляется в установленном порядке и публикуется в официальном издании (Бундесгазет че то там). Президент никакой роли не играет в принятии законов.

Бундестаг осуществляет и контроль за деятельностью правительства:

• Малые вопросы

• Обычные вопросы

• Краткий частный вопрос для письменного или устного ответа

• Регламентом предусмотрен актуальный час, в течение которого происходит обсуждение основных проблем.

• Отчет министра финансов о расходовании бюджетных средств

Политический режим

Избирательные системы

Формы государственного устройства

Формы правления

Политические партии

Главой государства в Германии является федеральный президент. Кандидатом в президенты может быть немец не менее 40 лет. Кто избирает президента? Он избирается косвенными выборами, федеральным собранием, который состоит из бундестага и такого же представительства земель, которое избирается в землях и участвует в избрании президента. Каждый депутат ландтага имеет на выборах один голос, а места на выборах в федеральном собрании кандидатов распределяются по методу Донта.

Кто может выдвигать кандидата на пост президента.

Кандидата выдвигают в письменной форме любой член федерального собрания, не только перед первым туром. Голосование проводится официальными запечатанными бюллетенями и для избрания достаточно набрать наибольшее число голосов. Если в первом туре никто не избран, проводится второй, если во втором, проводится третий. Обычно много туров не проводится и во второму туре как правило избирается президент.

В том случае если президент не может исполнять свои функции эта миссия возлагается на председателя бундестага, а затем назначаются выборы президента.

Каковы полномочия президента?

Президент назначает и смещает федеральных судей, чиновников, офицеров, унтер офицеров. В отдельных случаях он вправе осуществлять помилование, кроме того указанные полномочия он может передать другим органам. Он представляет федерацию в международно-правовых отношениях, принимает договоры, аккредитует послов и дипломатических представителей. С согласия бундестага он может делать заявление о наличии состоянии обороны и так далее. Если говорить откровенно, то полномочия президента незначительны, он даже не имеет права вето.

Для президента установлена ответственность и он может быть лишен должности в случае умышленного нарушения конституции или законов страны. Обвинение могут выдвигать только бундесрат и бундестаг. Предложение об обвинении может быть выдвинуто 1\4 из состава одной из палат. Это обвинение рассматривается другой палаты и там должно быть 2\3 голосов. Потом передается в федеральный конституционный суд где принимается окончательное решение.

Отрешенный от должности президент потом может быть привлечен к уголовной ответственности

Правительство ФРГ

Оно функционирует в тех рамках как это предусмотрено конституцией и с учетом формы правления. Форма правления - это парламентарная республика.

Кто формирует правительство?

Правительство Германии не носит официального названия, не кабинета, ни совета министров, но обычно говорят просто - правительство. Правительство возглавляется федеральным канцлером. Кандидатура федерального канцлера выдвигается правящей партией (большинство в парламенте).

Впервые в истории Германии канцлер - женщина.

Кандидатуру федерального канцлера затем предлагает бундестагу, и бундестаг избирает канцлера без обсуждения. Если большинство за - то он назначается официально президентом. Остальных членов правительства назначает президент по предложению канцлера.

В рамках правительства канцлеру отводится большое место. Именно канцлер, а не правительство определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство Германии полностью контролирует законодательную деятельность бундестага. Правительство вносит большую часть законопроектов.

Правительство в целом или отдельные министры издают большое количество нормативных актов в силу основного закона. Таким образом всю работу проводит правительство как во внутренней так и внешней политике.

Что касается контроля за деятельностью правительства, то он осуществляется различными органами. Конституция кроме того предусматривает того предусматривает актуальный час, когда на заседании бундестага приглашается правительство, и оно в этот час отвечает на вопросы члены законодательного органа.

Впрочем отстранить от власти правительство очень сложно. Потому как в Германии - конструктивный вотум недоверия правительства. Канцлер и правительство может быть смещен если одновременно будет избран новый канцлер. Кроме того канцлер располагает сильным конституционным правом для давления на бундестаг - он может сам поставить вопрос о доверии, в этом случае депутаты немного сдержаннее. В этом случае в Германии очень редко выносится решение об отставке канцлера.

Правительство Германии занимает очень прочные позиции. Именно оно осуществляет всю исполнительную власть Германии.

Форма государственного устройства Германии

Если вспомнить из истории средние века, то на территории нынешней Германии были разлчные княжества и только в 19 веке сложилась та самая Германия которая развязала вторую мировую войну, в состав её территории входили земли западной Польши, а также Восточная Пруссия, но тогда Германия была унитарным государством в котором действовала Веймарская Конституция.

После второй мировой войны Германия была разделена на 4 оккупационные зоны - Германскую, Французскую, Американскую, СССР. В 1949 году была создана федеративная республика Германия на территории западных оккупационных зон. На территории восточной Германии была создана Германская демократическая республика. Бытовало выражение - одна нация два государства. Западная Польша отошла - Польше, Калининградская область была включена в состав РСФСР.

На территории западной Германии было образовано 11 земель. Что касается Берлина то он был разделен в свое время на 4 сектора, потом стал западный и восточный берлин. Западный Берлин имел особый международно-правовой статус. С образованием и принятием конституции на территории ФРГ были созданы высшие органы государственной власти и высшие органы в каждом субъекте, а субъекты называются землями.

Германия однонациональное государство, но там проживают и представители других национальностей - это прежде всего Сорбы. Кроме того там проживают Фризы, а также датчане. Датчане имеют особую культурную автономию. Кроме того следует иметь ввиду, что на территории Германии значительная доля иностранцев - 7 млн. иностранцев.

Важное значение при создании федерации имел вопрос о размежевании компетенции между федеральными органами и её субъектами. В основном законе это расписано тщательно.

Размежевание компетенции в Германии закреплено в конституции. В этой конституции проводится разграничение вопросов которые относятся к компетенции федерации и компетенции субъектов. Выделяется сфера исключительного законодательства, сфера конкурирующего законодательства федерации и земель.

В сферу исключительного законодательства входят наиболее важные вопросы такие как, иностранные дела, оборона, паспортная система, воздушное сообщение и так далее. В этой сфере земли могут издавать свои акты только по специальному уполномочию специальных органов.

Конкурирующее законодательство - гражданское право, право собраний, горное дело, торговля и так далее - то в этой сфере могут издавать законы как федерация так и земли.

Все что не относится к этим двум сферам это относится к сфере исключительного законодательства земель.

В сфере конкурирующего законодательства могут издавать закон и земли и федерация однако приоритет здесь отдается федерации. Земли могут издавать законы если бундестагом не приняты законы по вопросу который входит в рамки конкурирующего законодательства. Однако на практике, для земель не остается жизненного пространства. Например, именно на федеральном уровне достаточно полно разработано гражданское законодательство, уголовное законодательство, право объединений. Кроме того есть группа где федерация осуществляет так называемое рамочное законодательство. Оно представляет собой издание общих законов без детальной конкретизации. Здесь можно издавать законы о печати, телевидении, охране природы, земельное и водное законодательство и так далее. Детализация этих законов в рамках этих законов уже может осуществляться землями. Можно сказать, что в Германии помимо классического горизонтального деления власти (законодательной, исполнительной, судебной) имеется более определенная вертикальная власть (распределение полномочий между федерацией и землями).

Основной закон Германии дифференцирует такие полномочия. Законодательство это в основном прерогатива федерации. Административное управление лежит в основе деятельности земель. Что касается судопроизводства, то оно тесно связано с судами земель.

Такое разделение усиливает позиции федерации. Федерация издает законы обязательные для всей страны, следовательно, и для земель. Земли участвуют в законодательном процессе через своих представителей в бундесрате. Без их участия закон может быть признан неконституционным.

Земли издают законы по таким вопросам - культура, школьное образование, радио и телевидение, а также вопросы коммунального хозяйства, издание актов о полиции, структура органов общественного порядка.

Земли, издавая законы, учитывают специфику своей территории, населения, обычаев и так далее. Хотя земли ограничены рамочными законами они играют важную роль в нормотворческой деятельности.

Отношения между федерацией и землями урегулированы основным законам. Закон четко перечисляет случаи когда федерация может вторгаться в правление земель. Существенное давление - финансовое.

Второй вопрос это участие земель в межгосударственных отношениях. Основной закон разрешает это, особенно с приграничными странами в пределах компетенции, обязаны правда уведомлять федерацию о своих действиях.

В Германии тоже говорят о реформе. Что касается Германии, то здесь реформа должна была осуществляться по совершенствованию федеративного устройства. Дело в том, что высказывалось мнение о необходимости одновременно с объединением страны провести административно-территориальную реформу.

Статья 29 Конституции инициирует федерацию с тем что может быть проведен всенародный референдум по вопросам реорганизации земель. Реформа потому что в Германии есть очень крупные земли и очень маленькие земли. Маленькие земли не в состоянии обеспечить деятельность своей промышленности. В германии было предложение сократить число земель с 16 до 7, при этом на востоке должно остаться 2 земли, а на западе 5 вместо 11. Центрами земель с населением не менее 9 млн. человек каждая, должны быть крупные города (Берлин, Штутгарт и так далее). Была проведена одна попытка в 1999 году по объединению Берлина и Бранденбурга - население проголосовало против. Ещё одно фактор - это необходимость сокращение численности представительных органов власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.