Анализ и проектирование структуры системы управления фирмой (на примере ООО МСК "АСКО-ВАЗ"...
Предлагаемая структура имеет
ряд серьезных преимуществ перед тради-ционной бюрократической, основными из
которых являются:
1. Специализация персонала,
более высокий уровень профессионализма сотрудников.
2. Использование сотрудников
в соответствии с их психологическими свойствами: не секрет, что люди с
аналитическим интравертным складом мышления больше пригодны для работы в
качестве актуария, андеррайтера, а коммуникабельные экстраверты лучше работают
в качестве продавцов и т.д.
3. Освобождение продавцов от
выполнения несвойственных им функ-ций, что позволяет больше рабочего время
уделять продажам, значит приносить больше страховой премии.
4. Установление прочных
технологических связей между подразделе-ниями априори способствует переходу от
вертикальной (традиционной) структуры управления к горизонтальной,
делегированию полномочий вниз. Главная задача менеджера в этих условиях не
администрирование сверху вниз по различным и множественным службам, а
координация деятельности техно-логических звеньев. На место линейных
руководителей приходят бизнес-процессные менеджеры по отдельным звеньям
технологической цепи и в целом по всему бизнес-процессу.
5. Информационные технологии
позволяют быстро и качественно обслуживать большое количество клиентов.
Предлагаемый вариант организационной структуры
ООО МСК "АСКО-ВАЗ" предполагает как бы двойную структуру управления
компанией: струк-туру для стратегического развития и структуру, обеспечивающую
прибыль от деятельности. Кратко охарактеризуем функции основных подразделений
предлагаемой структуры, представленных в таблице 12.
Таблица 12
Основные функции
подразделений
предлагаемой
структуры ООО МСК "АСКО-ВАЗ"
Подразделение
Входящие элементы
Основные функции
1
2
3
Дирекция по стратегичес-кому
развитию
Служба маркетинга
·
обеспечение
высшего руководства обосно-ванными рекомендациями по освоению выгодных
целевых рынков сбыта с учетом уровня платежеспособного спроса, конкурен-ции и
реальных возможностей компании
·
разработка
маркетинговых стратегий на всех уровнях иерархии управления для
поступа-тельного развития, сервисного обслуживания клиентов и достижения
коммерческого успеха, на базе маркетинговых стратегий
·
формирование
оптимального товарного ассор-тимента
·
управление
организацией сбыта продукции в соответствии с портфелем заказов и
эффек-тивной системой стимулирования продаж
·
разработка
системы управления маркетин-говыми коммуникациями, организация рек-ламных
компаний, акций паблик рилейшнз, результативного участия в ярмарках,
выста-вках, аукционах
·
создание
МИС
Группа создания страховых продуктов
·
изучение
методов продвижения страховых продуктов, в том числе для различных групп
клиентов, выработка рекомендаций для их внедрения и/или использовании при разработке
собственных технологий продаж.
·
организация
и координация работы по созданию новых страховых продуктов для различных
сегментов рынка потребителей и модификации программ под потребности
конкретных клиентов
·
разработка
договоров, полисов, сопутствую-щих бланков, иной печатной продукции,
необходимой для работы по заключению договоров
Андеррайтинг
(актуарий)
·
обеспечение
рентабельности страхового портфеля
·
определение
страховых тарифов по типовым и по индивидуальным программам страхования с
применением наиболее рациональных методик актуарных расчетов, отвечающих
особенностям страховых продуктов
·
расчет
страховых резервов
·
проведение
анализа операций по ДМС с целью контроля соответствия фактических
показа-телей убыточности нормативным
·
разработка
рекомендаций для компании по формированию ценовой политики, способствующей
устранению или минимизации возможных отрицательных последствий риска
·
подготовка
предложений и постановка задач для автоматизации расчета резервов и анализа
страховых операций
Служба финансового планирования и
контроля
·
анализ
и планирование деятельности компа-нии в рамках системы бюджетирования
·
формирование
и управление денежными потоками организации (в т.ч. инвестирование свободных
средств)
·
экономическое
обоснование и планирование бесплатной медицинской помощи по её видам
Служба по работе с персоналом
Менеджер по персоналу
Специалист по кадрам
·
определение
потребности в специалистах
·
подбор
и штатная расстановка персонала
·
организация
обучения и переподготовки персонала
·
разработка
и внедрение системы мотивации персонала
·
работа
с кадровой документацией
Коммерческая дирекция
Управление продаж
·
Поиск
потенциальных клиентов и заключение договоров страхования, в том числе:
с юридическими лицами –
предприятиями и организациями любой формы собственности,
с физическими лицами
Управление медицинского обеспечения
и страхового обслуживания, в т.ч.:
·
заключение
и сопровождение договоров об оказании медицинских услуг по доброволь-ному
медицинскому страхованию с ЛПУ
·
контроль
и обеспечение исполнения обяза-тельств по действующим договорам
·
формирование,
хранение и передача комп-лексной информации по договорам ДМС в электронном
виде
Группа
урегулирования убытков
·
подготовка
и согласование с ЛПУ – ис-полнителями медицинских услуг в системе ДМС,
прейскурантов, формы заявлений об убытках, порядка информационного и
финан-сового взаимодействия по урегулированию убытков.
·
проведение
медико-экономической экспертизы заявлений об убытках.
·
разработка
мероприятий по управлению убытками и их внедрение с целью удержания
убыточности
Отдел медицинского обеспечения
·
контроль
исполнения гарантий по объему, качеству, условиям оказания медицинской помощи
застрахованным, заявленных в прог-раммах страхования, медицинскими
организациями
·
внедрение
мероприятий по обеспечению доходности ДМС на этапах согласования условий
договоров с ЛПУ, организации медицинской помощи и ее оказания.
·
защита
прав застрахованных в системе ДМС.
·
информационное
обслуживание застрахо-ванных по ДМС (диспетчеризация)
Управление по обязательному
медицинскому страхованию
Центры страхования по ОМС
·
выдача
полисов и их обмен в случае измене-ния социального положения, места работы
или места жительства
БЭК-офис
·
заключение
договоров ОМС с предприятиями
·
заключение
и сопровождение договоров об оказании медицинских услуг по ОМС с ЛПУ
·
поддержание
в актуальном состоянии базы данных застрахованных по ОМС
Отдел медицинской экспертизы
·
медицинская
экспертиза соответствия оказанных лечебным учреждением услуг и выставленных
за них счетов
·
экспертиза
качества медицинской помощи в сложных случаях
Отдел по защите прав застрахованных
·
защита
прав застрахованных по ОМС граждан
Информацион-но-аналитичес-кий центр
Отдел развития и сопровождения
программного обеспечения
·
внедрение
и сопровождение автоматизиро-ванных информационных систем
·
внедрение
и сопровождение пакетов прик-ладных программ для организации работы
учреждений здравоохранения
Сектор технического обслуживания
·
техническое
обслуживание программно-технических систем
Финансовая группа
Бухгалтерия
·
формирование
полной и достоверной отчет-ности о результатах хозяйственной деятель-ности
компании;
·
учет и
своевременные расчеты с бюджетом, учредителями, поставщиками и другими
кре-диторами и дебиторами.
·
обеспечение
контроля за наличием и движе-нием имущества, использованием материаль-ных,
трудовых и финансовых ресурсов
Расчеты по договорам страхования
·
осуществление
расчетов по договорам страхования
Расчеты с ЛПУ за оказанные
медицинс-кие услуги
·
осуществление
расчетов с ЛПУ за оказанные услуги по ОМС и ДМС;
·
формирование
и контроль баз данных счетов по ОМС и ДМС
Референт – технический помощник
генерального директора
-
·
оперативно-организационное,
документационное и информационно-справочное и обеспечение деятельности
генерального директора
·
взаимодействие
с учредителями и советом директоров компании
·
подготовка
информации и отчетности о деятельности компании для вышестоящих и
контролирующих органов
·
контроль
за выполнением решений совещательных органов и поручений генерального
директора
·
контроль
за выполнением установленных в компании правил работы с документами
Юридическая служба
-
·
анализ
и согласование договоров страхова-ния по ОМС, ДМС, на оказание медицинских услуг,
хозяйственных договоров;
·
анализ
законодательных и нормативных документов в соответствии с направлениями
деятельности компании и инновационной деятельностью
·
иное
юридическое сопровождение деятельности компании
Секретарь
-
·
оперативное
и информационное обеспечение деятельности генерального директора
Канцелярия
-
·
осуществление
экспедиционной обработки, регистрации документов и учётно–справоч-ной работы
по документам
·
организация
работы архива
Хозяйственный отдел
Водители
Обслуживающий персонал
·
транспортное
обслуживание сотрудников компании
·
хозяйственное
обслуживание компании
Далее
обоснуем предлагаемые изменения.
1.
Дирекция по стратегическому развитию.
Рыночные
условия работы предъявляют высокие требования к уровню руководства, требуют
чуткого реагирования на изменение как коньюктуры спроса на услуги, так и
изменения внешней среды. Данная задача не выпол-нима без отлаженной системы
долгосрочного прогнозирования, кратко-срочного и среднесрочного планирования
финансовых потоков компании, ее своевременного мониторинга и глубокого анализа
на всех этапах деятель-ности. Экономически обоснованный расчет финансового
плана служит одним из обязательных условий выполнения задач по улучшению
эффективного руководства, повышению объемов страховых премий и рентабельности
деятельности компании, повышению, в конечном счете, уровня благосос-тояния как
компании в целом, так и каждого ее работника. Острым
вопросом выживаемости страховой компании является разработка и внедрение новых
страховых продуктов и программ страхования.
В связи с этим в структуру компании была введена
должность дире-ктора по стратегическому развитию. Под его началом
сосредотачиваются все стратегические службы, на которых возлагается
ответственность за стра-тегическое развитие, в том числе: за поиск и разработку
маркетинговой стра-тегии предприятия, её воплощение и оценку, долгосрочное и
краткосрочное финансовое и организационное планирование, управление созданием
новых страховых продуктов, управление кадрами, а также за своевременную
реак-цию руководства на внешние изменения.
В структуре дирекции по стратегическому развитию
предусмотрена маркетинговая служба. Это связано с тем, что в стратегически
ориентиро-ванной страховой компании роль и значение управления маркетингом
приобретает такое же значение, как и управление продажами, финансами и кадрами.
Это обусловлено следующими факторами.
Во-первых,
поскольку такая компания сориентирована на клиента, разработка новых страховых
услуг невозможна без изучения его потребнос-тей. Поэтому работа по исследованию
вкусов и предпочтений клиентов из эпизодической должна превратиться в
постоянную (источник новаций и информации для планирования).
Во-вторых,
маркетинговое подразделение страховой компании должно превратиться из
«исследовательского центра», дающего рекомендации, в организатора продаж
(взаимодействие со службой продаж).
В-третьих,
маркетинг в компании выполняет функцию внедрения инновационных систем продаж на
базе современных информационных технологий и средств коммуникаций
(взаимодействие с IT-службой).
В-четвертых,
маркетинговая структура страховой компании становится своеобразным центром
информации, куда стекаются все данные о клиентах как существующих, так и
потенциальных, о конкурентах и т. д. Именно это подразделение создает и ведет
маркетинговую информационную систему (МИС), без которой успешная организация
продаж страховых продуктов невозможна (взаимодействие с группой разработки
страхового продукта, IT-службой, службой продаж).
И, наконец, взаимодействие предприятия с внешней
средой предпола-гает двухсторонние связи: с одной стороны, на предприятие
должна поступать информация о рынке, с другой – предприятие должно активно
воздействовать на рынок. Отсюда вытекает необходимость развития имиджевой
рекламы, мероприятий по связи с общественностью (паблик рилейшнз), внутреннего
маркетинга.
Для повышения эффективности
продаж надо освобождать продавцов от выполнения несвойственных им функций. Как
известно, конкуренция ведет к специализации, а специализация требует
профессионализма. Основные биз-нес-процессы страховой деятельности здесь есть
распределенные функции, поэтому для их выполнения предлагаются специальные
подразделения. Каждый должен заниматься свойственным ему делом: маркетологи –
иссле-довать рынок и определять требования к страховым продуктам, методологи –
создавать страховые продукты, продавцы – продавать, андеррайтеры – при-нимать
риски, бэк-офис – оформлять договоры, обслуживать клиентов и т.д.
Почему необходимо передать
функции андеррайтинга и подготовки договоров страхования к специализированным
сотрудникам (службе)?
Во-первых, потому
что этого объективно требует страховая деятель-ность компании. В процессе
продаж возникает определенное противоречие между продавцами и самой страховой
компанией, которое заключается в следующем. Поскольку главным критерием
деятельности продающих подраз-делений являются объемы продаж, то они объективно
заинтересованы в реализации страховой услуги любой ценой. Интересы же компании
состоят в том, чтобы осуществить продажу рентабельно, то есть без убытков.
Поэтому сосредотачивать в одних руках и продажи, и андеррайтинг не совсем
разумно, более того, экономически небезопасно. Андеррайтинг и есть та фигура,
которая не позволяет продавцу осуществить продажи «любой ценой», обеспечивая
рентабельность страхового портфеля по своему виду.