Анализ и проектирование структуры системы управления фирмой (на примере ООО МСК "АСКО-ВАЗ"...
Социально-экономические
факторы. Существенное влияние на компа-нию оказывает политический и правовой
компонент среды, состоящий из за-конодательства на федеральном и местном
уровнях, а также общего полити-ческого климата. Важным фактором оказывается
экономический компонент среды [43] (темпы инфляции, уровень безработицы и
заработной платы, тен-денции экономического роста, специфика конкурентов,
особенности постав-щиков и т.д.). Технологический компонент охватывает
специфику техноло-гического процесса. Социально-культурный компонент
подразумевает демо-графические сдвиги. Организации, функционирующие в условиях
изменчи-вой среды, нуждаются в структурах, приспособленных для принятия гибких
решений [42,c.205].
В условиях стабильных
производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера
предприятия появляется необходи-мость к росту масштаба деятельности. Расширение
номенклатуры выпускае-мой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки
дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно
новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия [43].
На формирование
структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в
которых функционируют предприятия [3, 4]. Так, при вхождении фирмы в состав
какого-либо объединения, скажем, ассоциа-ции, концерна и т.п., происходит
перераспределение управленческих функ-ций (часть функций, естественно,
централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже
если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью
сетевой организа-ции, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных
предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему
приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с
необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента
других компаний, входящих в сеть.
Важно обратить
внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла
организации [70], о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и
специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На
стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим
предпринимателем. На стадии роста происхо-дит функциональное разделение труда
менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется
тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по
совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и
тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения
существования организации структура управления или полностью разрушается (если
фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фир-му
приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабли-вающая
структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится). В
действующих организациях к процессу изменения организа-ционной структуры
следует относиться как к реорганизации, т.к. этот про-цесс, как и все функции
организации бесконечен [30,c.52].
Под влиянием
изменений во внешней среде организация постоянно развивается, в процессе чего
отмирают прежние элементы и связи и форми-руются новые, в большей мере
соответствующие новым условиям; восста-навливается нарушенное внутреннее и
внешнее равновесие, обеспечивается ее переход в новое качественное состояние [10,c.215].
Процесс
формирования новой организационной структуры включает в себя формулировку целей
и задач, определение состава и места подразделе-ний, их ресурсное обеспечение
(включая численность работающих), разра-ботку регламентирующих процедур,
документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы,
которые осуществляются в организационной системе управления [42,c.207].
Весь этот процесс
можно организовать по трем крупным стадиям:
-
формирование
общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение,
поскольку при этом определяются главные харак-теристики организации, а также
направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое
проектирование, как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов
системы (способность переработки информации);
-
разработка
состава основных подразделений и связей между ними – предусматривает реализацию
организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и
программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых)
подразделений аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и
построение внутриорганиза-ционных связей. Под базовыми подразделениями
понимаются самостоятель-ные структурные единицы (отделы, бюро, управления,
сектора, лаборато-рии), на которые организационно разделяются
линейно-функциональные и программно–целевые подсистемы. Базовые подразделения
могут иметь свою внутреннюю структуру;
-
регламентация
организационной структуры – предусматривает раз-работку количественных
характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она
включает: определение состава внут-ренних элементов базовых подразделений
(бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений;
распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление
ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих
работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей
эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной
струк-туры.
Почти в любой
крупной организации можно найти примеры, когда осуществлению хорошо задуманных
стратегических планов мешала органи-зационная структура, которая задерживала их
выполнение или отдавала предпочтение решению второстепенных вопросов [2, c.351].
Взаимосвязь
стратегии и структуры лежит в основе всех рекомендаций [39,56,70] по
корректировке и изменению организации управления предприя-тием. Аналитический
процесс по изучению стратегии предприятия является неотъемлемым элементом
корректировок в структуре. Используемые методы анализа, как правило, состоят из
пяти этапов.
1.
Выяснение задач предприятия, областей неопределённости и наибо-лее
вероятных альтернатив развития. В случае образования совершенно новых
предприятий определение задачи может быть ограничено установле-нием проектных
параметров.
2.
Анализ организационной структуры заключается в определении
переменных, которые значительно влияют на выполнение задачи. На этом этапе
необходим глубокий анализ экономической и производственной структуры
предприятия и её основных компонентов.
3.
Изучение целей и программ развития предприятия. Важно убедить-ся,
что текущие цели соответствуют главной задаче предприятия, а програм-мы
согласованы с ключевыми факторами успешного функционирования. Это является
существенным моментом, поскольку цели и планы оказывают не-посредственное
воздействие на организационную структуру путём определе-ния приоритетов и
значения ранее принятых решений.
4.
Оценка того, насколько структура организации отвечает задачам,
целям и факторам, от которых зависит успешность её функционирования. Для этого
необходимо тщательно изучить существующую формальную структуру, определить все
её слабые и сильные стороны, выяснить, какие недостатки в формальной структуре
компенсируют неформальные элементы и насколько эффективно.
5.
Трудным, но неизбежным моментом в анализе организации является
оценка человеческих ресурсов предприятия. Исследователь изучает основные
процессы управления – планирование, распределение ресурсов, оперативный
контроль – для того, чтобы установить, насколько они способствуют выпол-нению
задачи, цели и стратегических программ.
Анализ организации и
окружающей среды представляет колоссальный объём информации, который необходимо
оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре, что является
конечным этапом аналитического процесса [2,c.443].
1.3.2 Анализ методов
проектирования организационных структур
Специфика проблемы
проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не
может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего
варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному,
математически выраженному критерию оптимальности [34]. Это –
количественно-качест-венная, проблема, решаемая на основе сочетания научных, в
том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организацион-ных
систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и
экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов орга-низационных решений.
Процесс организационного
проектирования состоит в последователь-ности приближения к модели рациональной
структуры управления, в кото-ром методы проектирования играют вспомогательную
роль при рассмотре-нии, оценки и принятия к практической реализации наиболее
эффективных вариантов организационных решений [26,c.27].
Существуют взаимодополняющие
методы:
Метод аналогий
состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению
к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых
структур управления произ-водственно-хозяйственных организаций и определение
границ и условий их применения.
Использование метода аналогий
основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в
выявлении для каждого типа произ-водственно-хозяйственных организаций и для
различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных
характеристик и соответ-ствующих им организационных форм и механизмов
управления. Второй под-ход представляет типизацию наиболее общих принципиальных
решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных
должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного ти-па в
конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных ха-рактеристик
аппарата управления для этих организаций и отраслей [34,c.14].
Типизация решений является
средством повышения общего уровня ор-ганизации управления производством.
Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не
однозначными, во-вторых, пе-ресматриваемыми и корректируемыми с регулярной
периодичностью и, до-пускающими отклонения в случаях, когда условия работы
организации отли-ваются от чётко сформулированных условий, для которых
рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры
управления.
Экспертно-аналитический метод
состоит в обследовании и аналити-ческом изучении организации силами
квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других
работников для того, чтобы выя-вить специфические особенности, проблемы, в
работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его
формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности
оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также
обоб-щение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации
управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководите-лей и
членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и
функционирования аппарата управления, обработка получен-ных экспертных оценок
статистико-математическими методами [30.c.125].
К экспертным методам следует
отнести также разработку и примене-ние научных принципов формирования
организационных структур управле-ния [34]. Принципы формирования
организационных структур управления являются конкретизацией более общих
принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства,
специализации). Примеры формирования организационных структур управления [10]:
построение орга-низационной структуры исходя из системы целей, отделение
стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание
функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.
Особое место среди экспертных
методов занимает разработка графи-ческих и табличных описаний организационных
структур и процессов управ-ления, отражающих рекомендации по их наилучшей
организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений,
направлен-ных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих
научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому
уровню количественно-качественных критериев оценки эффек-тивности
организационных структур[30,c.125].
Метод структуризации целей
предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную
и качественную формули-ровки. При его использовании чаще всего выполняются
следующие этапы:
·- Разработка системы (дерева)
целей, представляющей собой струк-турную основу для увязки всех видов
организационной деятельности исходя из конечных результатов;
·- Экспертный анализ
предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной
обеспеченности достижения каж-дой из целей, соблюдения принципа однородности
целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений
руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей
и т.п.;
·- Составление карт прав и
ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по
комплексным межфункциональным ви-ам деятельности, где регламентируется сфера
ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные
и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые
устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения
результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).
Метод организационного
моделирования представляет собой разработ-ку формализованных математических,
графических, машинных и других отображений распределения полномочий и
ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и
оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их
переменных [30.c.126].
Процесс проектирования
организационной структуры управления должен быть основан на совместном
использовании охарактеризованных выше методов.
Выбор метода решения той или
иной организационной проблемы зависит от её характера, а также возможностей для
проведения соответст-вующего исследования.
Глава 2
Исследование структуры системы управления фирмой на примере ООО МСК «АСКО-ВАЗ»
2.1 Технико-экономические
показатели деятельности ООО МСК «АСКО-ВАЗ»
Общие положения
Общество с ограниченной ответственностью Медицинская страховая компания
“АСКО-ВАЗ” создано путем реорганизации в форме преобразова-ния Открытого
акционерного общества Медицинская страховая компания “АСКО-ВАЗ” (на основании
решения общего собрания участников и в соот-ветствии с требованиями
Федерального закона РФ “Об обществах с ограни-ченной ответственностью” от
08.02.98г. № 14-ФЗ) и действует на основании устава. ООО МСК «АСКО-ВАЗ»
является универсальным правопреемником ОАО Медицинская страховая компания
“АСКО-ВАЗ”.
Юридический адрес
компании: 445051, РФ, Самарская область, г.Тольятти, ул.Жукова, д.36.
Уставный капитал, имущество
Размер уставного капитала компании составляет 35 000 000 (Тридцать пять
миллионов) рублей и состоит из номинальной стоимости долей участ-ников.
Размеры долей
участников в уставном капитале Общества составляют:
-
Открытое
акционерное общество “АВТОВАЗ ” - 84,0 %
-
Жилищно-бытовой
ПК «Социальный» - 8,0%
-
Закрытое
акционерное общество ФСК “ЛАДА-ДОМ” - 4,0%
-
Профком
Открытого акционерного общества “АВТОВАЗ” - 3,0%
-
Миляков
В.П.- 1,0%
В 2004 году
компанией получено в качестве взноса в уставный капитал от ОАО «АВТОВАЗ» и
введено в эксплуатацию административное здание, стоимостью 21 187 000
рублей.
Кроме того, на
балансовом учете ООО МСК "АСКО-ВАЗ" на сегод-няшний день числится:
-
более 150
единиц вычислительной и офисной техники;
-
13
транспортных средств;
-
3
гаражных бокса;
-
мебель,
средства связи, рабочие машины и оборудование и др. (см. приложение 1).
Органы управления и контроля
Высший
орган управления ООО МСК "АСКО-ВАЗ" – общее собрание участников.
Основные полномочия по управлению компанией участники делегируют Совету
директоров. Для обеспечения текущего управления компанией общее собрание
участников назначает единоличный исполни-тельный орган. Органом контроля за
финансово-хозяйственной деятель-ностью компании является ревизионная комиссия.
Резервный
фонд
В
ООО МСК "АСКО-ВАЗ" создается резервный фонд путем ежегод-ных
отчислений 5 процентов чистой прибыли, до достижения размеров резервного фонда
5 процентов от уставного капитала компании. Резервный фонд предназначен для
покрытия убытков Общества, а также для выкупа долей участников Общества в
случае отсутствия иных средств.
Управление
финансами
Финансовая
политика МСК "АСКО-ВАЗ" реализуется через управле-ние финансовыми
ресурсами в рамках системы бюджетирования.
Характеристика
деятельности страховой компании
МСК «АСКО-ВАЗ» начала
деятельность 15 апреля 1992 года. Главная задача, изначально поставленная перед
компанией – реализация «Закона о медицинском страховании граждан в РФ» на ОАО
«АВТОВАЗ» и в Автоза-водском районе г.Тольятти. Первые учредители компании –
Волжский авто-мобильный завод и страховая компания «Тольятти-АСКО».
С момента основания и до
настоящего времени бессменным руково-дителем компании «АСКО-ВАЗ» является ее
генеральный директор Миляков Валерий Павлович.
МСК «АСКО-ВАЗ»
осуществляет свою деятельность как коммерческая организация. Основным видом
деятельности компании является осуществ-ление медицинского страхования
(обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское
страхование (ДМС)). В соответствии с Федеральным законодательством, иные виды страховой деятельности компа-ния
осуществлять не имеет права.
Медицинское страхование – это
система социальной защиты, которая гарантирует возмещение расходов по оказанию
медицинских услуг, вклю-ченных в программу медицинского страхования.
Медицинское страхование существенно отличается от других видов страхования, но
суть их неизменна: если застрахованное имущество пострадало, то расходы будут
возмещены в нужном объеме. Аналогично, если застрахованный заболел – ему будет
пол-ностью оплачена необходимая медицинская помощь независимо от финансо-вого
вклада. В России медицинское страхование осуществляется в двух видах:
обязательном и добровольном.
Обязательное
медицинское страхование
Обязательное
медицинское страхование является очень специфичным видом деятельности.
Территориальный
фонд ОМС Самарской области (ТФОМС) – это само-стоятельное государственное некоммерческое
финансово-кредитное учреж-дение, созданное для обеспечения гарантии всеобщности
государственной системы ОМС, которое аккумулирует страховые взносы и платежи.
Таким образом, ТФОМС осуществляет финансирование в системе ОМС и организует
контроль за объемом и качеством медицинского обслуживания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|