Назначение, цели и методы менеджмента
Назначение, цели и методы менеджмента
Введение: назначение, цели и методы Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении
как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент".
Причиной тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера
любого уровня начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного
развития личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный
менеджер должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть
знаниями, умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера,
но и самообразования (учения) и обучения других (подчиненных, например). Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом
конкурентного окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет
понимание сути стратегических изменений в организации. Можно утверждать,
что они представляют единый процесс самообучения персонала и организации
как суммы компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно,
обучение и работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся
организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей менеджера.
Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном "корабля-
организации", его штурманом, определяющим направление, рулевым
выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом,
управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений. Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя,
наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного
процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего
типа. Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное
обучение в направлениях идеального видения будущего состояния организации,
умения предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа. Такие модели служат целями новых методологий образования и управления
организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы
обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без
создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного
копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры
самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей. Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных
форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет готовить
хороших специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности
(Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и учения (самостоятельной
работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение (запоминание) материала. За
это в отечественной практике обычно выставляется оценка
"удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания (может
сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических
ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения
материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из
книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы
стать эффективным и компетентным специалистом. Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры
должны не только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных
знаний, информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с
внешним окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения,
либо системы управления организацией как динамические системы управления,
то на их входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как
наши возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах
мира? готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на
принципы устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других
видах деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального
видения будущего? В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются
и реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более
реальное целеполагание с ответами на следующую группу вопросов:
поддерживается ли устремления работников к обучению и полному раскрытию их
потенциала? готовы ли мы к новому миропониманию в части ограничений по
знаниям, культуре и другим ресурсам? что следует изменить в системе
управления? На выходе системы управления организацией оцениваются результаты
процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на
последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в
процессе перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания,
показатели, нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и
конечных измеряемых результатов процессов самообразования изменения? дает
ли система менеджеров, способных эффективно изменять себя и персонал в
направлениях видения организации? Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от
современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития
организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого
и настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая
(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от
прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего". В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что
главная информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых
дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а
на ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется
обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При
этом преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения
обучаемого и организации в направлениях большего согласования их видения и
целей. Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше
вопросов, рассматривая как динамическую систему Вашу
организацию. Какова связь менеджмента и обучения? Определите
Ваше начальное понимание элементов схемы на рис. 1. Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно-
логической схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла
рисунка и двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить
основные темы. Это полезно в начале изучения и при повторении материала. Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия (структурно-логическая схема) Часть 1. Как учить и учиться менеджменту? Недоговоренная мысль всегда интереснее высказанной до конца; кроме того, она дает простор воображению ... П. Пороховщиков 1. Рекомендации по использованию пособия Назначение раздела Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что
развитие навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и
преуспевающим менеджерам. Разъяснений требует также особое построение
пособия, как опорного конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также
необходимость разных подходов пользования им в режимах очного, очно-
заочного или дистанционного обучения. Вы должны понять, почему для
овладения теорией и практикой менеджмента следует применять специальные
методы проведения занятий и самостоятельной работы. Цели раздела После изучения данных предложений Вы будете:
. знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в разных формах образования (режимах), определять ключевые слова и термины;
. понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям обучения и учения, ключевые слова и термины;
. уметь практически пользоваться опорными конспектами - рабочей тетрадью, представлять в правильном виде контрольные или курсовые работы либо проверять их. Ключевые слова и термины раздела Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и
деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема,
андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный
и творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование,
лекция. Гипертекст раздела (рис.2). 1.1. Компетентность профессионального менеджера Для достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и
учиться". Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным
участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту
(тьютору) и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков
рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?",
"В чем суть профессии и каковы представления о результативном и эффективном
специалисте?" Для обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования
взрослых людей целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные
вопросы. Необходимо обязательное соединение в них двух частей:
содержательно-теоретической (по возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы исходные цели обучаемого накладываются после самооценки на ключевые понятия
теории и позволяют уяснить уровня знаний или необходимость
овладения содержание и компетенции умениями и
навыками значение теорий в сравнительно-проблемном схемно-табличном первоначально представлении изучаются ведут к
необходимости особых методов интерактивного подкрепленное по назначению учения и
самообучения раздела занятиями по практике недирективно-
деятельностного применения теории затем по и проектно-
ориентированного типа в опорных конспектах структурно-логической на основе опорных
конспектов- историей менеджмента схеме и гипертексту рабочих тетрадей
обучаемого содержащих теорию и задания в процессе учебно - управленческого рассматриваемым также консультирования
как понятийное изложение
дисциплины "Менеджмент" конкретизировать цели задачи и методы самооценку и оценку уровня или
прогресса изучения раздела 1 овладения теорией менеджмента, определяющие успех деятельности ГтМ2 Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия
дисциплине специальности) и методико-практической. Это важно как для
очного, так и для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех
формах имеются этапы самостоятельной работы студента). Особенно необходимы пособия такого вида для дисциплин, в которых
требуется образование либо повышение уровня компетентности. Под
компетентностью менеджера в данном пособии понимается совокупность трех
результатов овладения дисциплиной "Менеджмент": - знания в объеме государственного или профессионального стандарта
менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист),
как фактические результаты образования личности в рассматриваемой области
знания (науки); - профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически
проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения; - навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели организации. В рассматриваемой области знаний результативность развития и
самообучения менеджера может оцениваться специальными критериями по трем
элементам компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом
компетентности эффективного менеджера можно считать его предпочтение
общению внутри, а не вне организации (с коллегами и подчиненными).
Содержательными направлениями компетентности (ее повышения) являются:
управление процессами изменения товаров, услуг и систем управления;
использование ресурсов; найм и отбор персонала; создание и развитие команд;
использование различий и разрешение конфликтов; принятия решений и
мотивации деятельности. 1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины Для повышения методической самонаправленности образовательной среды
(облегчения самостоятельного изучения пособия) книга начинается со
структурно-логической схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую
последовательность овладения ее теорией и практикой. Каждая глава
открывается гипертекстом, наглядно устанавливающим смысловые и
ассоциативные связи между терминами, ключевыми словами и выражениями
основных разделов дисциплины. Самомотивирующий характер среды обучения обеспечивается структурой
пособия, отвечающей требованиям четырех главных иерархии уровней изучения
дисциплины (аудиторно и самостоятельно): 1. Знание теории и исторического опыта дисциплины (элементарно-
репродуктивный, первичный уровень ознакомления на основе краткого,
сравнительно-проблемного, схематического представления теории по темам
дисциплины в форме опорных конспектов). Теоретические предложения образуют
содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе
интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен
заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет
оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры
ее применения. 2. Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем
дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова,
с которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и
гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены). 3. Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется
на основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в форме
диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и
таблиц. Они позволяют структурировать опыт применения теории (на
видеокассетах, в пособии, самих обучаемых). 4. Трансформация и синтез теорий либо их использование для решения
новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого
консультирования в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также
самостоятельной углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики
заданий, оформленных в рабочей тетради). При этом используется
рекомендуемая в пособии литература. Следовательно, структура пособий для интерактивного и
самостоятельного (очного и заочного, либо дистанционного) изучения
дисциплины может быть следующей: . структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как правило, в виде «карт памяти», показывающих состав дисциплины; добавление стрелок направленности образует схему последовательности изучения, или диаграмму предшествования). Пример схемы дан на рис. 1; . назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения пособия (во введении) и каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения конкретных теорий и материалов, их актуальность и способы изложения); . цели раздела (перечисляются основные результаты, которые желательно достичь в итоге изучения); . ключевые слова и термины раздела (представляют минимум остаточных знаний по дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или иной форме контракта); . гипертекст раздела (информационный массив с указанием смысловых и ассоциативных связей между понятиями основных разделов рассматриваемой дисциплины). Графическое представление главных ее взаимосвязей облегчает дистанционное или самостоятельное изучение, позволяя как бы "одним взглядом" охватить суть дисциплины, изучая гипертекст разделов; . ключевые выводы по разделу (используются в целях ускоренного повторения материалов курса при подготовке к зачету или экзамену). Гипертексты могут быть составлены по ряду связанных дисциплин.
Подобный подход применен, например, по восьми главам и заключению
междисциплинарно-дидактического пособия проф. А.А. Алабугина "Теория и
практика менеджмента" (Челябинск, Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В
этом случае вначале рекомендуется рассматривать гипертекст по интересующей
теме, словарь или предметный указатель, затем - соответствующую главу
пособия, совпадающую по номеру с гипертекстом. Далее осуществляется возврат
в гипертекст и т.д. Следовательно, можно говорить об управлении процессом
учения дисциплинам общего менеджмента, объединенных и связанных между
собой логикой проекта управления организационными изменениями. Система гипертекстов менеджмента является, в свою очередь,
подсистемой блока гипертекстов других экономико-управленческих наук,
представленных отдельными пособиями (по дисциплине). К ним, например,
относятся книги указанного автора "Маркетинг: теория и практика",
"Финансовый менеджмент: основы теории и практики", настоящее пособие,
пособия "Организационное поведение", "Управление персоналом", "Экономика
предприятия" и другие. Понятия или темы, заключенные в рамки, подробно
объясняются в указанных пособиях и могут быть найдены по их оглавлениям. Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо в предметных
указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий отвечает на
вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам наиболее
эффективным недерективно-деятельностным методом". Методика работы с гипертекстами следующая: 1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi). Для этого их
следует читать по стрелкам всевозможных направлений с согласованными
окончаниями слов. При этом образуются предложения той или иной длины. Если
стрелка закончилась на термине, его подробное разъяснение разыскивается в
словаре и пособиях (по их оглавлениям). 2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав соответствующих
пособий. Буква "М" - означает "Менеджмент", "Фi" - главы пособия
"Финансовый менеджмент: основы теории и практики", "Мкi" - главы пособия
"Маркетинг: теория и практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине
"Международный маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу). 3. Если стрелка закончилась на сокращении "ГтМi" и т.п., это означает
необходимость перехода к соответствующему гипертексту, приведенному в главе
пособия с аналогичным номером по оглавлению. Следовательно, гипертекст служит заочным "консультантом",
представляющим справочную информацию сверх (гипер) обычного словаря и
пособия. Графическое описание ключевых слов, или понятий, их полных
смысловых связей в виде модели гипертекста позволяет "одним взглядом", "по
диагонали" охватить основное содержание дисциплины (в данном случае
менеджмента). Структурно-логические схемы дают представление лишь о составе
и некоторой (вертикальной) взаимосвязи тем курса. Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в
пособии: чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и
разветвлениям вплоть до очередного термина (ключевого слова) в рамке
(должны получаться осмысленные законченные предложения) - нахождение общего
содержания и/или отличий в образовавшихся предложениях - для устранения
неясностей или углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова -
термины словаря заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к
предметному указателю (если нет словаря) - обращение к тексту пособия по
соответствующей дисциплине (если нет словаря, указателя или Вы хотите более
подробно раскрыть содержание ключевого слова) - изучение литературных
источников, рекомендуемых пособием по данной дисциплине (для написания
реферата, контрольной или курсовой работы, дипломного проекта). Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные
представления о соответствующей профессии, приведите примеры
по четырем уровням иерархии изучения дисциплины
"менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2. Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам),
заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо
иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие
вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена). 1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты"
организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности
персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на
пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии
образования и менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного
копирования и приспособления к внешним изменениям). На первое место
выдвигаются требования знаний и умений работы в условиях неопределенности.
Поэтому успехов могут добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в
направлениях идеальных представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня
должны уметь использовать теории для решения инновационных задач.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|