скачать рефераты

МЕНЮ


Назначение, цели и методы менеджмента

p> Составьте план действий в направлениях компромисса между работой
(карьерой) и личной жизнью. Обсудите влияние жизненного равновесия на эффективность, Вашей работы:
. отношение к эмоциям подчиненных (коллег) ________________________
. качество обратной связи __________________________________________
. помощь от других _______________________________________________

В дальнейшем постарайтесь соблюдать баланс времени, планируя Ваш образовательный процесс.

Задание 47. Измените нижеприведенную схему б) в соответствии с Вашими важнейшими факторами результативности.
Обсудите отличия терминов «результативность» деятельности
(работы, учебы) и «эффективность» деятельности.

а) факторы результативности менеджера (используйте задание 45)

Пример значимости факторов ( у Вас может быть иначе):

б) вариант схемы факторов результативности менеджера

Рис. 8. Потребители Вашего времени

Задание 48. Проведите сравнение реального преуспевающего менеджера и эффективного руководителя (это можете быть Вы лично или какой-либо известный Вам деятель).
Нижеприводимые схемы предложены Ф. Лутансом в 1988 г. и даны в пособии К. Джайлса и Н. Хеджа «Руководство по эффективному самообучению менеджеров», перевод МЦДО «ЛИНК», г. Жуковский,
1997 г.

Виды деятельности менеджера Работа реального модели
Лутанса менеджера

Обмен информацией

Общение _________

__________________
Сбор информации

Планирование

Принятие решений Традиционное руководство
Контроль __________________

Общение со сторонними лицами

Завязывание и поддер-
Встречи в обществе, полити- живание знакомств ческая деятельность извне ____________

__________________
Мотивация

Оценка персонала

Управление
Разбирательство конфликтов человеческими ресурсами
Найм и отбор персонала

Повышение квалификации, развитие команд

Рис. 9. Работа реального менеджера

Раскройте содержание понятий по схемам:

Приоритет связям

Преуспевающий менеджер

Недостаточное внимание
При определенных условиях управлению человеческими может быть эффективным ресурсами (УЧР)

Рис. 10. Критерий эффективного и преуспевающего менеджера

преуспевающий=относительно быстро продвигающийся

+ + завязывание связей

— — придается малое значение управлению человеческими ресурсами

эффективный = высокопродуктивный отдел и довольные, преданные делу подчиненные

+ + предпочтение общению

— — придается малое значение личным связям

Задание 49. Из результатов выполнения задания 48 выпишите Ваши виды деятельности (как фактических или будущих менеджеров), которые «очень важны» и нуждаются в срочном совершенствовании. Попробуйте привести несколько примеров деятельности, когда Вам помешало недостаточное знание и умение ее выполнить.

Задание 50. Для образного представления сложных взаимосвязей видов деятельности в модели Лутанса достройте причинно-следственную диаграмму (рис. 11). Толщиной либо длинной строк обозначьте степень влияния и выраженность последствий:

Рис. 11. Причинно-следственная диаграмма эффективного и преуспевающего менеджера

3.2. Менеджмент в системе научных знаний

Задание 51. Прочтите гипертекст ГтзМз, определив Ваше понимание его терминов. Проведите дискуссию в группе на тему
«Какое определение менеджмента более правильное? С какими дисциплинами он связан?»

Задание 52. Представьте рис. 1 в виде системной карты, отделив границами элементы, которые должны включаться в систему менеджмента и ее подсистемы на рис. 12:
. внешние внесистемные элементы связаны с обменом информацией ее сбором, завязыванием и поддерживанием знакомств извне (рис. 9), с влиянием опыта и теории, учебно-управленческого консультирования, обучения в вузе

(рис. 1);
. внутренние факторы (элементы и подсистемы) формулируются методом исключения вышеуказанного на рис. 1, 9).

Теоретически правильные названия подсистем будут определены далее (задание 56).

Рис. 12. Системная карта системы менеджмента

Задание 53. Конкретизируйте нижеприводимое теоретическое понятие «система» по отношению к таким объектам, как «организация (предприятие)» и «факультет университета»:

Система-это:
1) совокупность упорядоченно объединенных элементов ________________
_______________________________________________________________
2) элементы взаимодействуют и взаимосвязаны так, что поведение системы меняется при исключении любого из элементов _____________________
_______________________________________________________________
3) упорядоченная совокупность элементов осуществляет определенную деятельность ___________________________________________________
_______________________________________________________________
4) упорядоченная совокупность определена с позиции (точки) зрения заинтересованного лица.

Представьте системное видение объектов со следующих точек зрения:
. специалист, исполнитель на рабочем месте _________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. рядовой работник функционального подразделения __________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. менеджер нижнего звена управления _______________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. менеджер среднего звена управления _______________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. менеджер высшего звена _________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________

Факультет университета
. студент ________________________________________________________
. преподаватель __________________________________________________
. Ваши спонсоры _________________________________________________
. администраторы ВУЗа ___________________________________________

Задание 54. После превращения структурно-логической
(статичной) схемы организации (рис.1) в функционирующую
(рис.14) покажите управление ею в контуре с прямыми и обратными связями (рис.17), как целевое воздействие субъекта управления на процессы объекта управления.

Задание55. Используя технику групповой работы
(«снежный ком» либо «жужжащая группа»), охарактеризуйте в докладе основные этапы истории менеджмента (фамилии, имена, характеристики):
. первые отчеты о производственно-коммерческой деятельности (5000 лет до н.э.) _________________________________________________________
. разные формы оплаты труда (18 век до н.э.) _________________________
. принципы программно-целевого менеджмента и единоначалия (1 век н.э.)
___________________________________________________________
. разделение деятельности менеджера и предпринимателя (17 век) _______
_______________________________________________________________
. управленческие стороны реформ Петра I (17 век) _____________________
_______________________________________________________________
. регулирование экономики в 18 веке (Екатерина II, М.В. Ломоносов,
Д.А.Голицын, А.Н. Радищев) ______________________________________
. реформы Александра I и министров его правительства ________________
_______________________________________________________________
. реформы Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина ________________
_______________________________________________________________
. школа научного управления 19...20 веков (Ф. Тейлор, Ф. И Л. Гильберты, Г.
Эмерсон, Г. Форд) ____________________________________________
. «военный коммунизм», НЭП, индустриализация и коллективизация в СССР (В.И.
Ленин, И.В. Сталин, А.А. Богданов, А.К. Гастев) __________
_______________________________________________________________
. административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л.Урвик и другие) _______________________________________________
. школа человеческих отношений (Р. Лайкерт, Э. Мейо, А. Маслоу) ______
_______________________________________________________________
. изменения в управлении СССР в 1945...1960 гг. (И.В. Сталин, Н.С. Хрущев,
Л.В. Канторович, С.Г. Струмилин) _________________________
. реформы 1965 и 1979 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и другие) _______
_______________________________________________________________
. перестройка и начало перехода к рыночному регулированию экономики (М.С.
Горбачев, Б.М. Ельцин, Е.Т. Гайдар) __________________________
_______________________________________________________________
. особенности американской и японской систем управления ____________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________
. социальное рыночное хозяйство и государственное регулирование в Западной
Европе ________________________________________________
_______________________________________________________________

3.3. Структура и содержание системы общего менеджмента

Задание 56. Методом «снежного кома» определите возможные понятия «менеджмент», «международный менеджмент»,
«инновационный менеджмент», «производственный менеджмент»,
«финансовый менеджмент», «управление персоналом», «экономика предприятия». При обсуждении конкретизируйте понятия схемы
(рис. 14), дав примеры (общие либо конкретные) для Вашей или известной Вам организации.

конкуренты

клиенты

Рис. 14. Модель организации в виде схемы влияний

Внешние факторы деятельности (макросреда, регион, микросреда) показываются на основе STEP-анализа:
S - социальные ____________________________________________________
T - технологические ________________________________________________
E - экономические и экологические ___________________________________
P - политические __________________________________________________

Региональная инфраструктура
Рыночная _________________________________________________________
Мониторинг природной среды _______________________________________
Промышленность __________________________________________________
Строительство ____________________________________________________
Другие ___________________________________________________________

Микросреда (прямое воздействие)
Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________
Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________
__________________________________________________________________
Контактные аудитории _____________________________________________
Конкуренты _______________________________________________________
Материальные ресурсы _____________________________________________
Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный компьютер», «Международный финансовый менеджмент») _
__________________________________________________________________
Основные фонды __________________________________________________

Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации
1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________
2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________
3-подсистема стратегического планирования __________________________
4-подсистема организационной культуры _____________________________
5-подсистема структуры управления __________________________________
6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________
7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная подсистема _______________________________________________________

Задание 57. Конкретизируйте состав элементов операционной системы Вашего места работы в виде схемы «вход- выход» (рис. 15).

Рис. 15. Операционная система организации

Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо желаемое) в структуре предприятия и тип операционной системы
(рис. 15.)

Рис. 16. Структура процесса производства и его типы

Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите структуру менеджмента Вашей организации:

Входы

или или

или

Рис.17. Структура системы менеджмента

Опишите состав подсистем, приведите примеры:

Подсистема менеджмента 1
Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих решений») по процедуре: выявление проблемы __________
__________________________________________________________________ предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и анализ информации __________________________________________ уточнение проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________
__________________________________________________________________ построение формализированной модели решения проблемы _____________
__________________________________________________________________ альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________
__________________________________________________________________ экономическое обоснование выбора варианта __________________________
__________________________________________________________________ утверждение варианта решения ______________________________________ организация выполнения решения ____________________________________ мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль прогресса в процессе реализации решения ____________________
__________________________________________________________________ анализ рассогласования _____________________________________________

Подсистема менеджмента 2

Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части менеджмента подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия» или «Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и операций, зависящих от вида деятельности:
. характеристика процесса (операций): ______________________________ вспомогательные _______________________________________________ организация во времени _________________________________________
. принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих мест

___________________________________________________ непрерывность

_________________________________________________ параллельность

_________________________________________________ прямоточность

_________________________________________________ ритмичность

___________________________________________________
. тип производственной структуры: технологическая ________________ предметная ____________________________________________________ поточная

______________________________________________________ предметно- технологическая ______________________________________
. тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается в дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная

______________________________________________________ функциональная

________________________________________________ матричная

_____________________________________________________ проектная

_____________________________________________________
. оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное планирование

__________________________________________________ сменно-суточные задания ________________________________________ обеспечение рабочих мест

________________________________________ контроль и регулирование

_______________________________________
. организация обслуживания производства: материально-техническое обеспечение ___________________________________________________ энергетическое _________________________________________________ инструментальное ______________________________________________ ремонтное

_____________________________________________________ транспортно- складское __________________________________________ контроль и сертификация ________________________________________ другое

________________________________________________________

Подсистема менеджмента 3

Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной деятельности подробно изучается дисциплинами «Управление качеством»,
«Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление проектами»): повышение качества товаров (услуг) __________
__________________________________________________________________ ресурсосбережение _________________________________________________ выход на новые рынки ______________________________________________ расширение рынков ________________________________________________ организационно- техническое развитие ________________________________ социальное развитие
_______________________________________________ переход на принципы устойчивого развития ___________________________
__________________________________________________________________ другие изменения __________________________________________________

Подсистема менеджмента 4

Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах
«Маркетинг», «Практический маркетинг», «Международный маркетинг и менеджмент») __________________________________________ планирование
_____________________________________________________ организация
______________________________________________________ мотивация
________________________________________________________ регулирование
_____________________________________________________

3.4. Методы и модели эффективного менеджмента

Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя рекомендации П.2.4.3.

Таблица 5
| |Насколько важен этот вид |
| |деятельности в Вашей работе |
|Виды деятельности трех |Очень | |Не |Совсем|
|менеджеров |важен |Важен |очень |не |
| | | |важен |важен |
|Выяснение, что нужно сделать| | | | |
|Планирование путей | | | | |
|достижения целей | | | | |
|Поиск информации | | | | |
|«Поддержка контакта» с | | | | |
|командой | | | | |
|Проверка осуществления плана| | | | |
| | | | | |
| | | | | |

Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности, которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.

Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий
(как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?), предложенной в 1916 году:

. Прогнозирование и планирование _________________________________
. Организация ____________________________________________________
. Отдача распоряжений (руководство) _______________________________
. Координация действий исполнителя _______________________________
. Контроль выполнения планов _____________________________________

Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый
Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на деятельность менеджера?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
______________________________________________
Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________
__________________________________________________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.