Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления
Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления
Введение
Актуальность
темы исследования. В последнее время в России изучение особенностей
муниципальной среды управления в период реформирования местного самоуправления
приобрело особую актуальность. Не смотря на принятие нового Федерального закона
№131-ФЗ от 16 сентября 2003 года «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», значительно укрепившего правовую базу
муниципального управления, реализация его привела к проблеме создания
качественной и удовлетворяющей потребности граждан среды жизнедеятельности.
Глубокие
изменения общественных отношений в России во второй половине восьмидесятых
годов ХХ века привели к кризису советского общества и, в конечном итоге, к
распаду СССР. Состояние общественных слоев, выражавших недовольство по поводу
невыплат заработной платы, роста преступности, резкого имущественного
расслоения населения, непродуманности социальных, экономических и политических
реформ, стали называть социальной напряженностью.
Она
проявляется в усилении противоположных тенденций, потребностей и целей
социальных общностей и индивидов, сопровождается ростом недовольства,
негативной психологической направленностью, дестабилизацией социальных связей и
коллизиями в различных сферах жизнедеятельности людей.
Постоянно
высокая социальная напряженность делает невозможным реализацию любой
сколько-нибудь значимой социально-экономической программы, препятствует
совместным действиям, ведет к противостоянию различных социально-политических
сил в обществе, к огромным материальным и духовным потерям. Именно поэтому
вопросам социальной напряженности в последнее время уделяется много внимания
как в теории, так и на практике. Поиском путей и способов преодоления
социальной напряженности заняты политические и государственные деятели,
профсоюзные лидеры и руководители других общественных организаций,
хозяйственники, предприниматели, словом, представители всех социальных групп и
слоев. Вместе с тем уровень социальной напряженности в обществе не снижается,
напротив, исследователи отмечают тенденцию к ее усилению. Это обеспечивается и
непрекращающейся борьбой за власть на разных уровнях социального управления, и
непродуманностью ряда реформ, что приводит к ухудшению социального самочувствия
граждан, и неспособностью различных общественных сил строить нормальные деловые
отношения, и многими другими конфликтогенными факторами.
Социальная
напряженность предстает как специфический духовный феномен, превращающий
массовые общности в субъекты социального действия. Снижение или рост социальной
напряженности могут быть результатом спонтанного или ситуативного изменения
обстоятельств.
Степень
разработанности проблемы.
Изучению
социальной напряженности в муниципальной среде управления уделяется большое
внимание со стороны современных ученых. В.И. Митрохин определил сущность и критерии
социальной напряженности М.Н. Руткевич осветил исторический аспект возрастания
и падения социальной напряженности в обществе, коллектив ученых во главе с М.Л.
Бутовской изучали механизмы контроля социальной напряженности. Ю Хабермас составил
концепцию типологии социальной напряженности , Н.В. Губина исследовала
социальную напряженность в г. Нижнекамске. В настоящее время возрастает интерес
к данной проблеме на муниципальном уровне. Методики оценки социальной
напряженности в муниципальном образовании разработали Ю.М. Плюснин , В.А.
Быковский. Однако не рассмотрены пути оптимизации социальной напряженности в
муниципальном образовании.
Цель
выпускной квалификационной работы – исследовать сущность социальной
напряженности в муниципальном образовании и разработать рекомендации по
оптимизации социально напряженности в муниципальной среде управления.
В
соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи
выпускной квалификационной работы:
–
изучить концептуальные подходы к пониманию сущности социальной напряженности;
–
определить сущность и выделить критерии социальной напряженности;
–
обозначить виды и формы социальной напряженности;
–
выявить особенности социальной напряженности в муниципальном образовании на
современном этапе;
–
оценить социальную напряженность в г.Нижнекамске;
–
изучить опыт социального программирования в России;
–
проанализировать позитивный опыт снижения социальной напряженности в
муниципальной среде управления в регионах России;
–
составить рекомендации по совершенствованию организации системы мер по
профилактике социальной напряженности в г.Нижнекамске.
Объект
выпускной квалификационной работы – социальная напряженность как фактор
дестабилизации муниципальной среды управления.
Предмет
выпускной квалификационной работы – сущность социальной напряженности, ее
особенности в муниципальном образовании, факторы, влияющие на отклонение
социальной напряженности от нормы.
Эмпирическую базу исследования
составили:
– законодательные и нормативные акты
органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан;
– материалы общероссийских и
республиканских социологических исследований и социологических опросов;
– материалы анкетного опроса,
проведенного автором данной работы.
Для достижения выдвинутой цели был
привлечен обширный круг специальной литературы по теме исследования.
Теоретико-методологическая
основа работы.
Цель,
задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание
общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих
получить достоверное знание об объекте исследования.
В
процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы.
Эмпирико-теоретический
общенаучный метод – описание.
Логико-теоретические общенаучные методы
– сравнение и историко-логический, позволяющий проследить процесс
дестабилизации муниципальной среды управления, в результате повышенной
социальной напряженности.
Комплексный
подход, позволяющий рассмотреть муниципальное управление и субъективные
представления о сущности, принципах социальной напряженности. Получить
достоверную информацию об объекте исследования и определить практические
рекомендации позволил эмпирический метод – опрос респондентов с помощью
анкетирования.
Научная новизна
выпускной квалификационной работы.
Социальная
напряженность как показатель активности во многом определяет направленность
идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и
экономического роста. Вступление России на путь демократии и рыночных отношений
— закономерный, болезненный и сложный процесс, сопровождающийся обострением
конфликтов, вовлечением в них всех слоев общества, невиданным разрушением
производства, науки, социальной сферы, ростом безработицы, невыплатой
заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий, снижением цены труда
и уровня жизни большинства населения, резким его расслоением по имущественному
признаку. В результате страна оказалась отброшенной по ряду важнейших
показателей состояния народного хозяйства и уровня жизни населения на многие
годы назад, увеличив свое отставание от развитых промышленных стран и усугубив
кризис, в котором она пребывала в последнюю четверть XX столетия. Абсолютизация
реформаторами чисто экономического подхода привела к явно негативным
последствиям, причем не только экономического характера для стабилизации
муниципальной среды управления необходимы конкретные меры. Поэтому изучение
выбранной нами темы актуально и своевременно.
Практическая значимость работы состоит в
возможности использования полученных результатов:
– в принятии
управленческих решений с учетом результатов исследования в работе данных;
– в разработке стратегии
и тактики взаимодействия систем управления города в процессе управленческой
деятельности;
– при подготовке
специалистов по управлению муниципальному управлению, для практической
деятельности в новых рыночных условиях.
Структура работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, заключения, четырех разделов,
списка использованных источников, приложений.
В
первом разделе были рассмотрены теоретико-методологические подходы к
рассмотрению проблемы социальной напряженности. Во втором разделе исследовали
проблемно-аналитический взгляд на исследование социальной напряженности на муниципальном
уровне. В третьем разделе изучили методы и составили рекомендации по совершенствованию
организации системы профилактики социальной напряженности как фактора
дестабилизации муниципальной среды управления. В четвертом разделе составили
программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. В заключении сделали
выводы по всем разделам выпускной квалификационной работы.
1 Теоретико-методологические подходы к рассмотрению
проблемы социальной напряженности
1.1
Генезис
напряженности
Этимология, исходный смысл понятия
«напряженность» выражаются с помощью таких слов и словосочетаний, как
сверхнормальность, избыточность, концентрированность эмоций, воли, характера,
интеллекта и иных жизненных ресурсов.
Отсюда достаточная распространенность
словосочетаний «эмоциональная напряженность», «умственная напряженность»,
«физическая напряженность», «политическая напряженность».
Из контекста подобных лексических
стереотипов и были занесены в пространство социальных наук и областей знания
понятия «жизненная напряженность», «социальная напряженность».
Традиционно, для отечественного
лексического аппарата, понятие «напряженность» содержало некий компонент
негативности.
Между тем, это понятие фиксирует,
отображает, выражает феномен как негативной, так и позитивной жизненной
динамики. Вся проблема лишь в мере того и другого, в типе напряженности,
способе, направленности ее развития. В принципиальном, онтологическом смысле
напряженность есть избыточность, концентрированность индивидуально-личностных и
социально-групповых ресурсов в той или иной точке жизненного пространства.
Концентрация избыточности человеческих,
жизненных ресурсов выражается, отражается в системе отношений, причем отношений
не только публичных, внешних, но и отношений к себе, отношений саморефлексии,
саморазвития.
Онтологическая напряженность в
определенном смысле есть собирательное, суммативное понятие, выражающее
различные виды напряженности, предопределяемые жизненной, легитимной позицией
того или иного социального субъекта (личности, гражданина, семьи, нации,
поколения, государства и т.д.), его местом в системе общественных отношений и
функциональной специализацией. Это
напряженность, обусловленная положением и действиями социализированного
субъекта в социальном пространстве.
Онтологическая напряженность социальна
по своим внешним признакам и проявлениям
и индивидуальна по своим исходным, базовым детерминантам. Причем
«переход-перелив» энергии внутренней персонифицированной, интимной
напряженности в напряженность публичную вариативен до бесконечности.
Все люди — мужчины и женщины, взрослые и
дети, сильные и слабые, богатые и бедные, верующие и неверующие, горожане и
жители сельской местности, католики и христиане, альтруисты и циники, злые и
добрые, подчиненные и начальники, работающие и безработные, а также иные
категории людей, отличающиеся
друг от друга индивидуальными и социальными особенностями, вносят свою
уникальную лепту в общий «котел» гендерной,
поколенческой,
межнациональной, профессионально-экономической, политической и иной социальной
напряженности.
Как отметил Т. Парсонс, известный
американский ученый, один из ведущих представителей системно-функционального
направления социальной философии и социологии, «напряжение есть тенденция к
нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более компонентами системы».
Исходная концентрация жизненных ресурсов,
ведущая к онтологическому дисбалансу, проявляется, прежде всего, на
физиологическом и психическом уровнях.
По мнению М. Шелера, «...физиологический
и психический процессы жизни онтологически строго тождественны, как предполагал
уже Кант. Они различны лишь феноменально, но и феноменально строго тождественны
по структурным законам и по ритмике их протекания: оба процесса не механичны,
как физиологический, так и психический; оба целенаправленны и ориентированы на целостность».
Можно было бы поставить под сомнение
обоснованность и излишнюю категоричность суждений известного философа и
антрополога по поводу «строгой тождественности» и ритмики протекания
физиологических и психических процессов. Но в принципиальном плане Шелер
безусловно прав, обратив внимание на фундаментальные свойства базовых жизненных
проявлений - их немеханистичность, целенаправленность, ориентированность на
целостность и упорядоченность.
И физиологическая и психическая энергии
жизненной напряженности предопределяют потенциал самосохранения, потенциал
развития человека.
В данном контексте феномен
целенаправленности, целеполагания рассматривается в широком смысле и значении,
как порыв к существованию, к жизни, к самореализации, к упорядочению бытия.
Целеопределенная пульсация
физиологических и психических процессов единичного человека образует исходную
точку генезиса жизненной напряженности и социальной напряженности в целом.
Подобная пульсация-неравновесность
выступает основанием исходного типа напряженности, которую можно было бы
обозначить как внутреннюю напряженность, проявляющуюся в самых разнообразных
ипостасях: от интуитивного беспокойства до медитации и творческого экстаза.
Но человек не одинок и не только
единичен. Он часть огромного биологического вида, часть природного Космоса,
часть многомерного, многоликого социального пространства. Подобное многообразие
и бесконечность «целеустремлений» создают некий всеобщий хаос бытия, как среду
человеческого существования, среду неопределенности и переходности.
«Знаменитый закон возрастания энтропии
описывает мир как непрестанно эволюционирующий от порядка к хаосу, — отмечают
И. Пригожин и И. Стенгерс.
Вместе с тем, как показывает
биологическая или социальная эволюция, сложное возникает из простого. Как такое
может быть? Каким образом из хаоса может возникнуть структура? В ответе на этот
вопрос ныне удалось продвинуться довольно далеко. Теперь нам известно, что
неравновесность — поток вещества или энергии — может быть источником порядка».
Новое измерение очеловеченной реальности
включает: 1) пространство внутреннего самобытия человека, его потенциальной
напряженности; 2) жизненный мир личности, пространство его индивидуальной
напряженности, ограниченное пределами интимных, дружеских, неформальных отношений;
3) социальный мир, в котором социализированная личность проявляет себя как субъект
и объект социальной напряженности [2, c.
48].
Фундаментальное свойство «нового
измерения реальности», причем реальности не только внешнего, но и внутреннего
мира человека, — ее рефлексивность, оценивание с использованием ресурсов
интеллектуально-волевого напряжения.
Потенциал рефлексивности, восприятия
себя и иного — обусловливает следующую субстанциональную точку генезиса жизненной,
человеческой напряженности.
Механизм рефлексивности не только
мобилизует, напрягает внутренние физические, физиологические, психические,
интеллектуальные ресурсы, но и раздвигает пространство онтологической
напряженности, как среды самореализации, наполненной феноменами и различий, и
конструктивности, и деструктивности, феноменами возбуждения и тревожности. Как
отмечают Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гудмэн, «возбуждение (excitment)
— лингвистически подходящий термин — включает как физиологическое возбуждение (excitation),
так и недифференцированные эмоции. Сюда можно отнести фрейдовское представление
о катексисе, бергсоновский «жизненный порыв», психологические проявления
метаболизма. Здесь же мы находим основание простой теории тревожности (anxiety)».
В отличие от растительной среды и
животного мира, жизненный мир человека — это, говоря словами А. Гелена, «поле
неожиданностей» [2, c. 49].
Тревожность — напряженность представляет
собой естественно-генетический способ первичной эмансипации личности, ее
исходной социализации.
Генезис жизненной напряженности во
многом предопределен не только пространством самореализации человека, но и его
сущностными свойствами, динамикой развития базовых характеристик.
Природа и феномен человека по-разному
рассматриваются в контексте теоцентризма, логоцентризма, космоцентризма,
социоцентризма, антропоцентризма.
Проблематика жизненных напряжений,
особенно на индивидуально-личностном уровне, наиболее плодотворно
разрабатывалась западными исследователями, и прежде всего представителями
психологической науки. Несмотря на многообразие методологических подходов, идей
и концептуальных положений, категориально-понятийный плюрализм в осмыслении
генезиса жизненных беспокойств-напряжений, можно выделить некую общую тенденцию
развития и накопления научных знаний в этой актуальной области
социально-гуманитарных, антропологических наук.
По мнению большинства исследователей,
истоки инновационного, комплексного осмысления природы онтологических
беспокойств-напряжений заложены Зигмундом Фрейдом. Особое методологическое
значение имеет открытие сложной, нелинейной диалектики отношений между
осознаваемыми и неосознаваемыми психическими процессами, создающей
энергетические ресурсы жизненной напряженности [3, c.
34].
Возможно, в выводе Фрейда о том, что
пульсация желаний в сознательно-бессознательном пространстве, порождая симптом
напряженности, замещает кратковременный конфликт «бесконечным страданием», и
содержится некая доля излишней категоричности и гиперболизации феноменов
страдания. Но в принципиальном, методологическом смысле положения Фрейда
позволяют существенно продвинуться по пути осмысления генезиса и механизма
развертывания энергетики внутренней напряженности — «страдания».
Весомый вклад в развитие теории
деструктивного и конструктивного психического, жизненного напряжения внесли
такие представители неофрейдизма, как Карен Хорни и Эрик Фромм. В 1995 году в
серии «Лики культуры» была опубликована книга «Психоанализ и культура», в
которую вошли избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. Редакционная коллегия серии
предварила публикации авторов следующим коротким резюме: «Неофрейдизм пережил
свой «звездный час» около полувека назад, как самое радикальное движение по
пересмотру устаревших положений метапсихологии Фрейда. Некоторые, высказанные
еще в 30-е годы, тезисы К. Хорни (1885 — 1952) и Э. Фромма (1900—1980) стали
общепризнанными даже среди ортодоксальных фрейдистов. Другие оказались
оспоренными как в рамках психоанализа, так и в результате развития наук о
человеке. Но работы К. Хорни и Э. Фромма представляют самостоятельный интерес
независимо от той роли, которую они сыграли в истории психоанализа. Центральную
тему тома можно определить как анализ судьбы человека через динамику его
мотивов и потребностей, их внутренних конфликтов и противоречий» [ 3, c.
35].
Особенно актуальна для осмысления
генезиса жизненной напряженности проблематика базальной тревожности-напряженности,
детально исследованная К. Хорни.
Данное положение ориентирует
исследовательский интерес от статики человеческого бытия и жизненной
напряженности к его динамике. Однако само признание противоречивости
человеческой природы, имманентной изменяющемуся бытию, можно рассматривать лишь
в качестве исходного тезиса, последующего познавательного процесса. Вариант
разрешения одной дилеммы, предложенной Фроммом, инициирует появление новых познавательных
проблем и вопросов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|