скачать рефераты

МЕНЮ


Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления

Реализация программы с широким медиа-сопровождением реализуется в соответствии с планом мероприятий. При этом огромное значение придается системному информационному сопровождению, так как это один из ключевых механизмов получения широкого общественного резонанса и, соответственно, инструмент внедрения позитивных общественных установок, что в свою очередь способствует снижению уровня социальной напряженности. Как правило, информационное сопровождение программы предполагает четыре направления:

– фоновая кампания;

– информационное сопровождение работы участников;

– информационное сопровождение проектов;

 – информационное сопровождение мероприятий компании, укладывающихся в контекст программы.

Информационная кампания осуществляется на трех уровнях — федеральном, региональном и районном — в соответствии с принципом интегративности, когда все составляющие работают на единый результат. Необходимо отметить важность координации всей информационной кампании из одного центра и по единому медиа-плану, так как наложение всех частей информационного освещения должно иметь строго волнообразный характер [34, c. 78].

Преимущества и результаты ДСП:

– мероприятия программы ориентированы на ожидания населения, они отвечают представлениям людей о наиболее актуальных задачах и наиболее «справедливом» вложении ресурсов. Долгосрочный характер программ, во-первых, является определенной гарантией стабильности, что всегда вызывает доверие и признание населения. Во-вторых, последовательная реализация цепи мероприятий программы дает возможность константной демонстрации реальных дел («результаты здесь и сейчас»), управленческой и политической воли;

– предлагаемый алгоритм программы позволяет системно подойти к формированию оргсхемы проекта и эффективно консолидировать ресурсы всех участников программы, что в результате значительно удешевляет затраты на ее проведение при максимальном охвате различных аудиторий;

– кроме того, неотъемлемой частью программы является, во-первых, системное целенаправленное информирование населения региона о ходе и результатах программы и, во-вторых, сопутствующий эффект «социального заражения». Он возникает в связи с массовым привлечением к участию в программе самого широкого круга волонтеров и профессионалов (работники муниципальных и бюджетных организаций в области образования, здравоохранения, социального попечения, науки, спорта и т.п.). По опыту, эти участники невольно становятся самыми искренними и активными «пропагандистами» программы, носителями позитивного настроя. Все это позволяет получить несопоставимый с иными формами социальной деятельности общественный резонанс, способствующий внедрению позитивных установок в массовое сознание.

Важнейшим результатом реализации программы становится фактическое снижение уровня социальной напряженности в регионе, что соответствует поставленным федеральной властью задачам.


3.2 Опыт регулирования социальной напряженности в российских регионах


Во многих регионах России разрабатываются разноплановые социальные программы, направленных на решение социальных проблем.

Городская целевая программа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в городе Магнитогорске Челябинской области на 2006-2010 годы (далее – Программа) была утверждена 29 марта 2006 года. Основной целью программы стало: комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Программа реализуется в два этапа:

– I этап - 2006-2007 годы;

– II этап-2008-2010 годы.

В комплект программы входя следующие подпрограммы: «Переселение граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу на 2006-2010 годы», «Обеспечение жильём работников бюджетных организаций», «Обеспечение жильём молодых семей», «Обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

Мониторинг реализации Программы будет проводиться в городе Магнитогорске ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Представленные в таблице 1 показатели определяют размер финансовых средств, выделенных на реализацию областной целевой программы «Жильё» на 2002-2010 годы, в том числе объем жилья, введенного в эксплуатацию, приобретенного и повторно заселенного, а также количество семей, улучшивших свои жилищные условия.


Таблица 1 – Размер финансовых средств, выделенных на реализацию программы


2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2002-2005 годы

Профинансировано, всего (млн. руб.), в том числе:

643,759

639,449

857,255

1439,354

3579,817

из федерального бюджета






из областного бюджета


8,84

14,05

39,66

62,55

из городского бюджета

4,66

18,93

34,82

17,84

76,25

другие источники

639,099

611,679

808,385

1381,854

3441,017

Объем жилья (кв. м.)

69147

68407

88754

102923

329231

введенного в эксплуатацию

69147

66958

87475

102811

326391

приобретенного и повторно заселенного

-

1449

1279

112

2840

Количество семей, улучшивших свои жилищные условия


55

46

3

104


Реализация этой программы должна привести к улучшению жилищных условий населения города Магнитогорска (рост жилищной обеспеченности до 21,8 кв.м. на человека), формированию рынка земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры, снижению среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 до 10 лет, обеспечению адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг, улучшение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах, полному экономически обоснованному обеспечению природным газом домов (квартир), требующих газификации, совершенствованию нормативной правовой базы по городу Магнитогорску, направленной на повышение доступности жилья для населения, созданию условий для улучшения демографической ситуации, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществe [35, c. 58].

За период 2002 – 2005 годов в городе Магнитогорске:

– были созданы правовые условия развития рынка доступного жилья путем принятия ряда нормативных документов;

– произошло снижение темпов жилищного строительства в 2003 году по сравнению с 2002 годом из-за отсутствия задельных объектов в 2002 году (снижение жилищного строительства в 2003 году по сравнению с 2002 годом составило 3,2%);

– обеспечен рост жилищного строительства в 2004 году (прирост жилищного строительства в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 30,6%), в 2005 году по сравнению с 2004 годом прирост жилищного строительства составил 17,5%;

– осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению коммунальных услуг населению;

– повысилась эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, что, в первую очередь, связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.

В 2004 году 5557 семей с минимальными доходами получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Общая сумма начисленных субсидий составила 31,735 тыс. рублей

За период реализации областной целевой программы «Жилье» в 2002-2004 годах по подпрограммам «Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, а также членов их семей», «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», «Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» обеспечено жильем 25 семей. Участниками подпрограмм приобретено жилых помещений общей площадью 1480 квадратных метров.

Реализация жилищной политики в рамках Программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.

Реализация Программы должна обеспечить достижение к 2010 году следующих показателей по городу Магнитогорску (по сравнению с 2004 годом):

– улучшение жилищных условий населения города (рост жилищной обеспеченности до 21,8 кв.м. на человека);

– улучшение жилищных условий 29,3 тысячам семей;

– увеличение объемов жилищного строительства с 87,5 тыс. кв. м жилья до 218,6 тыс. кв. м.;

– снижение количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу, на 30% или 23,3 тыс.кв.м.;

– формирование рынка земельных участков, обеспеченных объектами коммунальной инфраструктуры;

– снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 10;

– обеспечение адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

– повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 66% до 53%);

– полное (100%) экономически обоснованное обеспечение природным газом домов (квартир), требующих газификации;

– совершенствование нормативной правовой базы, направленной на повышение доступности жилья для населения;

– создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.

Планомерное выполнение этой программы решит важнейшую задачу регулирования социальной напряженности граждан, нуждающихся в приобретении жилья [36, c. 60].

В российских регионах принимается большое количество долгосрочных социальных программ, направленных на решение различных социальных проблем. Так, в г. Санкт-Петербурге была принята и реализуется программа по ликвидации безработицы в городе. В Челябинске реализуется программа, направленная на решение жилищных проблем работников бюджетной сферы.

Таким образом, решая социальные проблемы разных слоев общества, муниципальные власти снижают социальную напряженность в муниципальной среде в целом.


3.3 Рекомендации по совершенствованию организации системы мер по профилактике социальной напряженности в г. Нижнекамске


2007 год объявлен в Татарстане годом Благотворительности, то есть год, когда внимание общество было обращено на самые незащищенные и нуждающиеся слои населения.

Нами была разработан программа «Социальная поддержка жителей г. Нижнекамска», способствующая оптимизации социальной напряженности в г. Нижнекамске.

Мероприятии программы направлены на:

– оказание адресной социально-экономической помощи населению;

– социальную реабилитацию инвалидов, детей-инвалидов;

– координацию деятельности различных служб, учреждений и организаций для решения проблем нуждающегося в помощи населения,

– профилактику и предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, работу с семьями, имеющими детей, для повышения ответственности семьи за воспитание детей:

– оптимизацию численности неработающего населения территории.

В Нижнекамском муниципальном районе насчитывается более 35 000 получателей пенсии. В это число входят граждане, достигшие пенсионного возраста, лица, утратившие работоспособность в результате инвалидности, и дети-инвалиды и возрасте до 18 лет. В течение ряда лет численность неработающий пенсионеров, проживающих на территории города и района возрастала, усиливалась тенденция «старения» населения.

В Нижнекамске проживает более 50000 малообеспеченных граждан. Стоимость жизни на территории постоянно возрастает, и особенно эта часть населения нуждается в социальной поддержке. Наиболее уязвимыми оказываются семьи, имеющие высокую иждивенческую нагрузку. Растет число семей, в которых родители с низким уровнем заработной платы являются работниками частных предприятий, не предоставляющих социальные льготы и гарантии.

Анализ обращений граждан показывает, что население обращается за помощью в крайне трудной жизненной ситуации, возникшей не только по причине низкого дохода, но и вследствие инвалидности, внезапной или длительной болезни, преклонного возраста, одиночества, сиротства, отсутствия определенного места жительства и иных обстоятельств. Мероприятия, направленные на оказание социально-экономической помощи, позволяют поддерживать приемлемый уровень обеспеченности этих семей.

Реформа уголовно-исполнительной системы призывает на новом качественном уровне решать проблемы освобождающихся из мест лишения свободы граждан. Часть из них утратила родственные связи Большей части этих граждан необходима помощь в трудоустройстве и социальной адаптации. В такой же помощи нуждаются лица без определенного места жительства.

Программа позволит оказывать периодическую адресную помощь малообеспеченным гражданам и семьям, которые имеют доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Кабинетом министров Республики Татарстан, а также оказывать единовременную материальную помощь в тех случаях, когда в семьях и у отдельных граждан складывается трудная жизненная ситуация, требующая незамедлительного решения.

В Нижнекамском районе проживает более 4000 инвалидов, в том числе около 700 детей-инвалидов.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются: неблагоприятные условия труда, экология, высокий уровень заболеваемости, в том число у матерей, травматизм, нежелание вести здоровый образ жизни.

Необходимо развитие системы медицинской, психологической и социальной реабилитации инвалидов, которая позволит снизить тяжесть последствий заболеваний.

Мероприятия Программы предусматривают оказание помощи на лечение, организацию мероприятий социальной и бытовой реабилитации инвалидов.

Наиболее важной на сегодняшний день становится работа с проблемными семьями по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Остро стоит проблема наркотиков и алкоголизма среди подростков. Возрастает количество ходатайств Управления социальной защиты с просьбами по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, которые выявляются в процессе социального мониторинга.

Важным и перспективным направлением в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений являются координация усилий Управления социальной защиты, Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации города, Управления образования по реализации мероприятий социальной поддержки подростков, формирования активного образа жизни. Данная Программа включает в себя ряд мер, позволяющих осуществить позитивное воздействие на подростков.

Основной целью работы Программы является реализация социальной политики на территории Нижнекамского района, направленной на совершенствование системы социальной защиты населения за счет эффективного использования бюджетных средств.

К задачам Программы относятся;

– улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов;

– реализация комплекса мер социальной и материальной помощи ветеранам ВОВ, участникам трудового фронта, реабилитированным гражданам;

– предоставление адресной помощи и услуг неработающим пожилым гражданам пенсионного возраста с учетом возрастных особенностей и состояния их здоровья;

– формирование условий для поддержания уровня жизни, положительного социального состояния граждан, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– оказание социальной поддержки и материальной помощи малообеспеченным и проблемным семьям, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей;

– создание системы комплексного решения проблем инвалидов;

– содействие получению инвалидами эффективной медицинской помощи;

– обеспечение условий для их реабилитации и адаптации в изменяющихся социальных условиях. Обеспечение равных условий для получения образования и участия в общественной жизни города. Повышение эффективности профилактической работы по предупреждению инвалидности;

– создание условий для социально-бытовой и социологической адаптации участников боевых действий;

– координация деятельности различных ведомств по комплексному решению проблем, указанных категорий населения.

Реализация Программы в 2008 году качественно позволит уменьшить социальную напряженность, обеспечить принцип адресности оказываемой помощи, сформировать решение основы комплексного решения проблем инвалидов (лечение, обеспечение лекарствами, вспомогательными техническими средствами, адаптация и интеграция в социальной среде), улучшить социально-экономическое положение граждан пожилого возраста и малообеспеченного населения Нижнекамского муниципального района, создать систему ранней профилактики безнадзорности несовершеннолетних через социальную реабилитацию проблемных семей и адаптацию подростков, смягчить социально-экономические последствия, привлечь внимания общественности к проблемам граждан преклонного возраста, инвалидов и других категорий населения.

К основным мероприятиям по реализации Программы относятся:

– оказание материальной и социальной помощи малообеспеченной части населения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.