Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления
— в состоянии
острого недовольства обстоятельствами жизни;
— в атмосфере
психического беспокойства и тревоги;
— в сильной
степени эмоционального возбуждения;
— в учащении
агрессивно-враждебных столкновений в рамках межличностных отношений;
— в усилении
отклоняющегося или криминального поведения;
— в потребности
в «охоте на ведьм», т.е. в поисках виновного;
— в преобладании
деструктивного состоянии психики над конструктивным.
Ситуации
социальной напряженности могут иметь место на макро-, мезо- и микроуровнях.
Макроуровень — это масштаб общества, в условиях России, например, это или вся
страна, или какая-либо ее часть (субъект федерации). Мезоуровень — это общность
какой-то относительно некрупной административной единицы, небольшой территории
— города, поселка городского типа или села (деревни). Микроуровень — это
предельно малая общность, например, небольшой производственный коллектив,
семья, неформальная группа.
Если
экстремальные ситуации — это факторы внешней среды с пролонгированным эффектом
(последействием); оказывающие сильнейшее воздействие на человека, способные
повлечь за собой личностную катастрофу, то ситуация социальной напряженности —
это факторы среды, сравнительно слабо воздействующие на человека, однако способные
порождать психическую или психологическую травму [16, c. 146].
К ситуациям
социальной напряженности можно отнести:
— длительное
психическое напряжение, вызвавшее усталость или атрофию системы адаптации
человека. Это ситуации, например, когда долго сохраняются разорванный темп
работы и жизни;
— повышенную
ответственность с постепенно развивающимся ощущением внутренней тревожности;
— ситуации с
преобладающим пониженным настроением, вызывающие у человека чувство острого
недовольства собой;
— ситуации, когда
систематически не удовлетворяются базовые жизненные потребности (в пище,
одежде, жилище и др.), а также потребности более высокого порядка;
— острую
агрессивно-враждебную направленность межличностного взаимодействия и взаимоотношений.
Источники социальной
напряженности имеют и внутриличностную природу.
Общие
социально-экономические источники социальной напряженности:
— безработица;
— рост цен;
— высокие
налоги;
— рост стоимости
жизни;
— рост
преступности;
— невозможность
получить квалифицированное образование, медицинское обслуживание и социальное
обеспечение.
Внутриличностные
источники социальной напряженности:
— негативные
акцентуации характера;
— некомпетентные
коммуникации.
Ситуации
социальной напряженности могут отличаться длительностью психологического воздействия
на человека.
Быстропреходящая
ситуация — характеризуется внезапным возникновением (фактор внезапности) и
относительно кратким воздействием. От субъекта требуется оперативно
воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения в условиях, когда она
быстро изменяется.
В напряженной
ситуации выраженной неопределенности субъект поставлен в условия, когда он
должен выбирать одно из нескольких, и нередко более или менее равнозначных
решений. Это также ситуации с определенным риском.
Длительная
ситуация социальной напряженности оказывает: изматывающее, изнуряющее
воздействие на индивида, ослабляет мотивацию к сопротивлению, рождает состояние
безысходности.
Политические,
экономические и особенно социальные процессы в России периода 1991-2000 гг.
характеризовались высокой степенью социальной напряженности. Ее источники можно
определить следующим образом:
— произошел
развал СССР — мощнейшей в мире ядерной державы на фоне ее экономической
отсталости и бедности. Оказались разрушенными долголетние производственные, а
также, межсемейные и межличностные связи;
— административно-командная
система экономики была разрушена;
— промышленность
России во всех своих отраслях — как добывающих, так и обрабатывающих, будучи
неконкурентноспособной на мировом уровне, прежде всего из-за технической
отсталости, переживала состояние упадка, фактического развала, хаоса;
— страна
подверглась массированной товарной интервенции со стороны развитых государств
мира и тем доведена до уровня фактической от них зависимости, т.е. до потери
экономической самостоятельности;
— велись
непрерывные эксперименты с политическим устройством Российского государства
(президентство, вице-президентство, губернаторство и др.) при резком ослаблении
роли государства как политической реальности;
— вся система
выборности законодательных органов страны функционировала под знаком
нестабильности, временности, неустойчивости и на федеральном, и на местных
уровнях, что определяло образ мыслей и способ жизни конкретных субъектов: «Это
для меня звездный час, а после меня — хоть потоп». Характерно и далеко не
случайно, что единственная актуальная проблема, которая тщательно обсуждалась в
высших эшелонах власти страны, — это физическая безопасность президента и его
семьи по окончании срока президентских полномочий;
— стала
реальностью коррумпированность и криминализация практически всех ветвей власти
— законодательной, исполнительной, судебной, административной как на
федеральном, так и на местных уровнях;
— определенный
круг высших должностных лиц в сферах исполнительной власти неоднократно,
предпринимал по отношению к населению страны действия, характеризующиеся всеми
признаками уголовного преступления (например, мошенничества);
— основные
системы жизни населения для его простого воспроизводства (не говоря уже о
расширенном) оказались не обеспеченными;
— невиданных
масштабов достигло обнищание населения, охватившее широчайшие его слои — прежде
всего за счет инженеров и рабочих остановившегося промышленного производства,
работников творческих профессий, сфер образования, здравоохранения, науки и
культуры [17, c. 67].
Все это не могло
не отразиться на психологическом состоянии населения. Есть основания
утверждать, что широкие слои россиян переживали факт изменения состояния своего
сознания именно в психологическом и даже психиатрическом смыслах слова. Оно
проявлялось во множестве конкретных признаков, прежде всего таких как:
— утрата чувства
исторической перспективы, ощущение безысходности своего положения,
невозможности изменить ситуацию в лучшую сторону собственными усилиями;
— ощущение
невостребованности государством физического, интеллектуального и нравственного
потенциала населения, и, как следствие этого, социальная анемия и депрессия;
— восприятие
государства как враждебной, агрессивной силы, реально, физически угрожающей
самой жизни простого человека;
— глубокая
криминализация сознания, отразившаяся в образе жизни людей, когда практически
любой гражданин, не говоря уже о предпринимателях, убедился, что честно взаимодействовать
с государством невозможно;
— утрата
чувства, называемого патриотизмом, когда понятие «Родина» сведено до уровня
географического и узко социального: места, где родился сам и живут или
похоронены близкие и родственники, до круга коллег, знакомых, товарищей, приятелей
и друзей [17, c. 67].
Это состояние
россиян неизбежно имело свои последствия и результаты.
Напряженность в
обществе начинает изучаться обычно только тогда, когда она обнаруживается в
результатах поведения и характере деятельности больших групп людей. Когда
напряженность приобретает форму массового целенаправленного поведения с целями,
деструктивными по отношению к обществу (волнения, беспорядки и бунт), она, по
сути, перестает быть таковой, поскольку перерастает в процесс, инициирующий новые
направления развития общества (революция общественных структур). Следовательно,
собственно социальной напряженностью в явной форме выступает деструктивное
социальное поведение, приобретшее характер или признаки бунта [17, c. 68].
В отечественной
социологии, в основном в силу непродолжительности эмпирического исследования
феномена, не разработана теория социальной напряженности. Однако существуют
неявные постулаты, на основе которых выстраивается логика эмпирических
исследований напряженности в обществе. Совокупность этих постулатов может быть
представлена как модель социальной напряженности, которая выступает в качестве
квазитеоретической базы эмпирического социологического анализа. Модель
взаимосвязанных постулатов может быть реконструирована в следующем виде:
— в процессе
развития общества всегда существуют условия и факторы (F), определенные
(критические) значения которых могут вызвать деструктивную активность людей
(D), результатом чего будет социальная катастрофа (K) (разрушение существующего
социального порядка);
— в общественном
сознании существует идеальная (нормативная) картина (образ И) социального
порядка, общая для всех членов. В нормальных условиях жизни система реальных
представлений (образ Р) соответствует идеальному образу. Социальная напряженность
(СН) есть рассогласование между реальным и идеальным образами социальной
порядка, которое достигает состояния неудовлетворенности на
индивидуально-психологическом уровне;
CН = |Р – И|
—
рассогласование между реальным положением и идеальным образом возникает тогда,
когда начинают действовать некоторые факторы (F), «сдвигающие» реальную
структуру социальных отношений относительно идеального социального порядка. СН
является, таким образом, функцией этих факторов;
Р = И
если F>0, СН
= f(F); рост СН приводит к увеличению деструктивной активности в обществе,
следствием чего является увеличение вероятности возникновения катастрофы
сложившегося социального;
D = f(СН) P(K) =
f(СН)
Существующий
феномен социальной напряженности представлен не только явными формами, но и
формами скрытыми, не проявляющимися, как правило, в соответствующем поведении
людей. Изучению скрытой напряженности уделяют очень мало, или вообще не
обращают на неё никакого внимания. Между тем, по сути, именно скрытая
социальная напряженность и является опаснейшим источником социального взрыва.
Собственно скрытая социальная напряженность может быть определена как второй из
выше отмеченных признаков — состояние дисфункции общественного сознания,
вызванной нарушением деятельности ключевых социальных институтов
(экономических, политических, идеологических), которая, в свою очередь,
отражается на душевном (психологическом) состоянии значительной части общества
[17, c. 69].
Такое состояние
(диагностируемое на обыденном уровне как психологический стресс и «вакуум»
мировоззрения) рассматривается людьми как ненормальное, связывается ими, с
одной стороны, с «поверхностными» экономическими и политическими кризисами,
отражающими коренные нарушения в деятельности социальных институтов (прежде
всего института власти), и, с другой стороны, вынуждает людей предпринимать
попытки к действиям (или, в предельном случае, сами действия), которые
способствовали бы нормализации состояния (для подавляющего большинства членов
общества – это возврат к прежнему стабильному состоянию, но не в политическом,
а в индивидуальном, прагматическом смысле).
Изучение скрытой
социальной напряженности предполагает прежде всего анализ установок, намерений
(социальных ценностных диспозиций) и эмоционального состояния людей [18, c. 79].
Таким образом, социальная
напряженность определяется такими моментами как:
—
рассогласованием между идеальным (нормативным) и реальным образами социального
порядка в сознании большинства членов общества;
— дисфункцией
общественного сознания, проявляющейся в эмоциональном стрессе,
мировоззренческой неопределенности (трансформации социальных ценностных
установок) и распространении отклоняющихся форм поведения;
— стремлением
устранить рассогласование на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях,
которое проявляется в нарастании готовности к действиям, рассматриваемым как
вынужденное поведение, направленное против существующего социального порядка
ради достижения желаемого состояния;
— вовлеченностью
в этот процесс значительной части общества.
Таким образом, мы пришли к выводу, что
социальная напряженность – это нормальное естественное состояние общества, а
вот ее отклонение от нормы вызывает негативные явления и ситуации, рост или
падение уровня социальной напряженности приводит к проявлению либо агрессии и
бунта, либо к скрытой форме социальной напряженности, такие как суициды, наркомания
и т.д.
2 Проблемно-аналитический взгляд на исследование
социальной напряженности на муниципальном уровне
2.1 Особенности социальной напряженности
в муниципальном образовании
Одной из основных характеристик
общественных отношений России во второй половине 90-х годов прошлого столетия
стала социальная напряженность. В это время она становится синонимом таких
негативных явлений, как межнациональные коллизии, забастовки, конфронтация
политических движений, партий и т.д.
Однако не следует рассматривать это
явление только в негативном аспекте, так как существует множество примеров
положительного влияния напряжения на различные сферы жизнедеятельности людей.
Это и массовый энтузиазм молодежных строек, и радостный подъем праздничных
демонстраций и тому подобное, что можно было наблюдать в нашем недавнем прошлом
[19, c. 101].
Автор присоединяется к мнению, что под
социальной напряженностью следует понимать естественное состояние общества,
характеризующееся концентрацией внутренней энергии, функционирующее под
воздействием как доминирующих тенденций развития общества, так и особых условий
и обстоятельств.
В Ямало-ненецком автономном округе
организована работа по отслеживанию рейтингов исполнительных и социальных
структур органов власти, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне
округов и муниципальных образований. Негативные процессы, происходящие в
регионе, в том числе и зависящие от общероссийских неудач в экономической и
социальной политике, создают определенный фон социальной напряженности в
муниципальных образованиях.
В.А. Быковским была предложена методика
оценки работы администрации. По стабилизации социальной напряженности на
муниципальном уровне.
В качестве примера приведем картину
динамики уровня социальной напряженности в Ямало-Ненецком автономном округе с
апреля 1997 года по октябрь 2001 года, определенную в результате
социологического опроса (N=1300
за каждый раз).
Резкий рост напряженности, последовавший
за кризисом 1998 года сменился плавным ее снижением и на момент избрания нового
Президента РФ достиг докризисного уровня. Осложнение социально-экономической
ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе весной 2001 года и определенное
разочарование результатами деятельности структур власти привели к новому скачку
напряженности. Однако осенью 2001 года напряженность вновь пошла на убыль [20,
c. 23].
Для каждого муниципального образования
существует целый ряд общих факторов, влияющих на уровень социальной
напряженности: российских и региональных, но в каждом муниципальном образовании
своя специфика. Поэтому целесообразно рассмотреть, какие факторы влияют на
социальную напряженность в муниципальном образовании и какая зависимость
прослеживается в этом процессе от качества и уровня работы администраций
городов и районов [20, c.
23].
Алгоритм анализа социальной
напряженности муниципальных образований и определение эффективности работы
администраций:
– определение показателей входного
воздействия (Н1) – 13 ед;
– присвоение баллов муниципальным
образованиям в разрезе показателей : негативно -13, позитивно – 1;
– определение удельного веса значимости
показателей;
– корректировка баллов показателей
входного воздействия на удельный вес значимости (Н1);
– определение социальной напряженности
на основе социологического опроса муниципальных образований (Н2);
негативно – 5, позитивно – 1;
– приведение показателей входного
воздействия в пятибалльную систему: Н51= Н1х5:13;
– Сопоставление показателей Н51
и Н2: А = Н2 : Н51.
Для исследования берутся наиболее
характерные показатели, влияющие на уровень социальной напряженности (Н1)
в конкретном каждом муниципальном образовании.
Итоги подводятся по двум методикам: по
методике В.А. Быковского и по результатам социологического опроса.
Если расчетный уровень социальной
напряженности , определенный по методике автора, выше, чем уровень социальной
напряженности, определенный на базе социологического опроса, то это говорит о
том, что администрация муниципального образования эффективно использует свои
административные ресурсы.
Результаты исследования в конце апреля
2001 года показали, что администрации городов Ямало-Ненецкого автономного
округа эффективно используют административные ресурсы [20, c.
24].
Большую работу по определению уровня
социальной напряженности в г.Нижнекамске провела Н. В. Губина . Исследование
проводилось во всех сферах муниципальной среды г. Нижнекамска в 90-е годы. Свой
подход к исследованию Н.В. Губина назвала «тонусологическим», то есть в
качестве субъективного жизнеобеспечивающего фактора, можно рассматривать
социальный тонус, детерминирующий социальную, гражданскую, инновационную и
другие виды активности населения. Исследования Н.В. Губиной показали, что
уровень социальной напряженности населения г. Нижнекамска в девяностые года был
достаточно высок [1, c.
356].
Опыт исследования Н.В. Губиной мы
используем для исследования социальной напряженности на современном этапе,
исследуя уровень социальной напряженности в г. Нижнекамске.
Отклонение социальной напряженности от
нормы, сопровождающееся ростом недовольства населения, негативной
психологической напряженностью, дестабилизацией социальных связей и коллизиями
в различных сферах жизнедеятельности людей, характеризует ее как негативное
явление, которое требует оптимизации и приведения ее к нормальному состоянию.
Вместе с тем уровень социальной напряженности в обществе не снижается,
напротив, многие исследователи отмечают тенденцию к ее усилению. В связи с этим
на первый план выдвигается задача выявления факторов, влияющих на состояние
социальной напряженности. С этой целью автором было проведено исследование в
городе Нижнекамске. Методология исследования предполагала рассмотрение
состояния социальной напряженности в муниципальном образования с помощью
методов вторичного анализа документов в единстве экономико-статистических
данных и материалов анкетного опроса [20, c.
31].
Результаты исследования, проведенного
социологами в январе-марте 2003 г., в виде анкетного опроса свидетельствуют о
том, что респонденты практически в равной степени (42% и 35%) оценивали
ситуацию в городе Нижнекамске как спокойную и напряженную соответственно. В
настоящее время ситуация осталась практически без изменений.
Определяющим фактором в социальном и
психологическом самочувствии являлся уровень экономического благосостояния. У
большинства респондентов (67%) доходов хватало только на питание и лишь 21%
проживало без материальных затруднений. Жилищными условиями были не
удовлетворены 62% опрошенных, а жизнью в целом –
57%. И лишь 20% респондентов были не удовлетворены собственной работой.
Среди наиболее острых проблем, стоящих
на тот момент в городе Нижнекамске, 54% опрошенных отметили работу
жилищно-коммунального хозяйства. Это во многом подтверждали данные анализа
местной периодической печати. Так, 1/3 часть всех обращений граждан в газеты
«Ленинская правда», «Нижнекамское время» и «Ваша газета» в 2002 году содержала
недовольство работой жилищно-коммунального хозяйства и оплатой коммунальных
услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|