Стратегическое планирование в управлении коммунальным комплексом
Годовая экономия при
установке приборов учета тепла на отопление в жилищном секторе представлена на
рис.4.1
Рис 4.1. Годовая
экономия при установке приборов учета тепла на отопление в жилищном секторе,
руб.кв.м.
ГЛАВА
V. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В последние годы
проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего
пристального внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к
настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как
технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ
по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и
низким качеством предоставляемых услуг. Высокая степень износа основных фондов,
тяжелая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила
бизнеса делают отрасль непривлекательной для инвесторов.
Следовательно, системный
характер проблем в ЖКХ требует серьезных политических и экономических решений
на государственном уровне. Именно поэтому государственное регулирование
публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, так как
рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики,
способствует быстрому и свободному перемещению капитала. Но в Федеральной
целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 г. констатируется, что общее состояние ЖКХ страны не отвечает современным требованиям. Динамика
правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует
о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает,
наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не
контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на
жилищно-коммунальные услуги, не проводиться экспертиза их экономической
обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение
работ по оказанию данных услуг населению и т.п. Только за 2007 г. в два раза увеличилось число жалоб от населения. Судя по динамике их поступления в 2008 г. и соотношению с числом поступивших за аналогичный период прошлого года, в 2009 г. ожидается увеличение числа жалоб уже в три раза, что говорит о быстро нарастающем кризисе в
ЖКХ. Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на
современном этапе требуют новых подходов к реформированию.
И поскольку ЖКХ является
сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением
его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас
является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие
социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни
людей.[1]
Итак,
жилищно-коммунальное хозяйство - это многофункциональный комплекс, который
включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные
предприятия и организации социальной и производственной сфер. Производственная
структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности,
ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее
водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод. При наличии ряда общих
родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера,
жилищно-коммунальные услуги имеют видовое своеобразие, т.к. непосредственно связаны
с воспроизводством жилищного фонда, который в значительной мере определяет ход
экономических, социальных, демографических и политических процессов.
ЖКХ, являясь одной из
важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного
хозяйства, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности
населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время в
системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс.
муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел. Однако,
несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли,
многие предприятия являются убыточными.
Согласно проведенным
исследованиям, жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые
отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли являются
следующие:
- местный характер
деятельности жилищно-коммунальных предприятий, потребителями продукции (услуг)
которых являются, прежде всего, население, а также расположенные на нем
предприятия промышленности, транспорта и др.;
- процессы производства и
потребления продукции (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно
связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для
последующей реализации;
- предприятия
жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы отпустить столько продукции
и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент
времени;
- нецелесообразность
предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого
численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки,
своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и
градообслуживающих сфер;
- наличие резерва
мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный
уровень потребления услуг;
- независимость
численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема
производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по
обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;
- отличная от других
отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в
2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;
- особенная структура
затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами
являются расходы на энергоносители;
- многоотраслевой (более
30 отраслей) характер;
- высокая доля
муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы,
жилой и нежилой фонды;
- конечным потребителем
услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы
власти.[2]
Следует обратиться к
проблеме эффективности сложившихся организационно-правовых форм органов
исполнительной власти в процессе их практической деятельности, динамике их
преобразований на региональном уровне.
Так, на федеральном
уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ,
относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростехнадзор. Функции
государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием
и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг,
возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она
состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных
жилищных инспекций субъектов Федерации.
Учитывая особую
значимость стабильности функционирования ЖКХ как системы жизнеобеспечения,
дальнейшего повышения качества коммунальных услуг, а также постоянный рост
правонарушений в сфере ЖКХ, утверждается, что функции государственного контроля,
осуществляемого в ЖКХ, требуют усиления их правовой регламентации и
совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов.
На региональном уровне
реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляет администрация
субъекта Российской Федерации. Как орган исполнительной власти общей
компетенции администрация обеспечивает организацию исполнения единой
государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной
власти с органами местного самоуправления, регулирование,
информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами
отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются ее структурные подразделения
(департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы
администрации.
Стоит напомнить, что ЖКХ
находится в состоянии реформирования. Вместе с тем рост правонарушений,
выявленных Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации,
свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более
ветшает, что говорит о быстро нарастающем кризисе в ЖКХ.
Таким образом,
современная стратегия реформы ЖКХ установлена в Федеральной целевой программе
"Жилище" на 2002 - 2010 гг., подпрограммах "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса в РФ" и "Модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры". Намеченные задачи по реформе ЖКХ
требуют скоординированных и последовательных действий всех уровней власти по
обязательному выполнению мероприятий, предусмотренных каждым этапом
подпрограммы.
Необходимо обратить
внимание, что проблема устранения пробелов в существующей правовой базе,
регулирующей отношения в сфере ЖКХ, имеет важное государственное значение.
Установлено, что качество
нормативно-правовой основы, ее полнота и степень соответствия особенностям
регулируемого объекта обусловливает эффективность управления ЖКХ. Но практика
показывает, что как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствуют
последовательные и скоординированные меры по реализации новой модели
экономических взаимоотношений, структурных изменений в ЖКХ на региональном
уровне в свете административной реформы. Обращает на себя внимание отсутствие
ряда необходимых норм в новом законодательстве, в том числе регулирующих
порядок организации управления в сфере ЖКХ, обеспечивающих нормативно-правовое
сопровождение реформы, механизм ее реализации.
В итоге реформа
осуществляется с различными нарушениями в виде несоблюдения федеральных
стандартов, превышения роста стоимости жилищно-коммунальных услуг,
неустойчивого функционирования системы ЖКХ и т.д. В этой связи реформа ЖКХ
нуждается в координации деятельности субъектов Российской Федерации по ее
проведению и комплексном подходе к построению правовой базы, регулирующей
отношения в сфере ЖКХ, а законодательное сопровождение реформ требует
постоянной нормотворческой деятельности.
Положение о том, что
низкое качество правовой основы, регулирующей публично-правовые отношения в
сфере ЖКХ, является одной из основных причин кризиса ЖКХ. Для решения проблемы
представляется необходимым внести необходимые изменения и дополнения в
действующее законодательство, в частности в ЖК РФ, КоАП РФ, а также в
отраслевое законодательство.
Итак, мы определили, что
управление ЖКХ относится к ведению субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, а участие государства заключается в нормативном регулировании,
координации, контроле и обеспечении прав и законных интересов субъектов
управления, определении приоритетов в структурной политике, лицензировании,
регистрации и пр.
Тем не менее сегодня ЖКХ
всех регионов испытывают большие трудности и сильно отстают от современных
требований. Одна из основных причин этого - нехватка средств, выделяемых из
бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата
жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят
стороной эту отрасль.
Отметим, что создание
конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависит от эффективного
разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками
жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица
собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Анализ положений о
структурных подразделениях администраций субъектов Федерации, выполняющих
функции ЖКХ, показал, что, так же как и на федеральном уровне, практически у
всех субъектов Федерации в компетенционных актах отсутствуют цели, недостаточно
полно и четко определены задачи и функции органов управления, наблюдается
подмена этих терминов, имеют место значительные расхождения в формулировках как
на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. В этой связи
предложены возможные формулировки целей управления ЖКХ в Федеральной целевой
программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг. и в положениях об органах
исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На практике органы
местного самоуправления принимают решения об увеличении ставок и тарифов оплаты
за ЖКУ. При этом никаких преобразований и мероприятий в сфере ЖКХ с целью
снижения себестоимости ЖКУ и выявления необоснованных затрат в ЖКХ и, как
следствие этого, снижения тарифов не проводят. Вышеперечисленные проблемы
приводят только к росту тарифов и ставок, тем самым вызывают негативное
отношение со стороны населения.
В связи с проводящейся
административной реформой отмечается, что проблема поиска
организационно-правовых форм органов исполнительной власти субъектов Федерации
не нашла пока адекватного разрешения ни в законодательстве (как федеральном,
так и на уровне субъектов Федерации), ни в научной литературе.
Делается вывод о том, что
в структуре и функциях органов управления ЖКХ на региональном уровне необходима
определенная общая система, отражающаяся в общих подходах к построению
положений об органах исполнительной власти и четком разграничении их функций.
Вместе с тем остается
актуальной проблема выбора модели органа ЖКХ отраслевой компетенции -
самостоятельный орган управления или "орган в органе". В настоящее
время единообразного решения на региональном уровне эта проблема тоже пока не
нашла. В ряде субъектов Федерации отраслевое управление ЖКХ осуществляет отдел
в структуре комитета, главного управления, управления, департамента, что
является аналогией управления ЖКХ на федеральном уровне. Практика показывает,
что реформы ЖКХ проходят заметно успешнее в тех регионах, где в администрации
субъектов Федерации работают самостоятельные департаменты (комитеты),
координирующие политику управления в сфере ЖКХ.
Современная система
региональных органов исполнительной власти в сфере ЖКХ общей и отраслевой
компетенции отличается значительным разнообразием как в количестве, так и в
формах составляющих их органов, что делает их классификацию весьма
затруднительной. Их компетенционные акты не позволяют определить главное
назначение органа управления.
Собственные полномочия
местного самоуправления для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ
устанавливаются Законом об организации местного самоуправления. Вместе с тем
правовым закреплением полномочий местного самоуправления в сфере ЖКХ служат
иные федеральные и региональные законы, отраслевые законодательные акты, в том
числе и кодифицированного характера (ЖК РФ), уставы муниципальных образований.
Анализ текущего
законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного
самоуправления, установленные федеральными и региональными законами,
отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной
действительности значительно шире, чем это предусмотрено в ст. 17 Закона об
организации местного самоуправления. В то же время перечень вопросов местного
значения не может быть расширен путем принятия нормативных актов, возлагающих
на органы местного самоуправления дополнительные полномочия в какой-либо сфере,
поскольку это противоречит п. 1 ст. 18 данного Закона.
Очевидно, что общий объем
полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления
должен обеспечивать их нормальное функционирование и поэтому нуждается в
расширении. В целях обеспечения реального объема полномочий органов местного
самоуправления необходима законодательная инициатива в решении проблемы
расширения перечня вопросов местного значения и полномочий по собственной
инициативе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с
соблюдением определенных условий.
Теперь рассмотрим
проблему совершенствования методов управления органов исполнительной власти.
Обращается внимание на
то, что методы регулятивного воздействия на всех субъектов, осуществляющих
деятельность в сфере ЖКХ, взаимосвязаны и образуют единый комплекс. Они
нуждаются в постоянном совершенствовании содержания и способов применения,
основанном на научном подходе. Так, рост нарушений правил в области
жизнеобеспечения населения на региональном уровне требует усиления метода
принуждения.
Кроме того, права граждан
на получение качественных жилищно-коммунальных услуг, улучшение условий
проживания нуждаются в защите.
Сравнительный анализ
законов субъектов Российской Федерации "Об административных
правонарушениях" показывает, что правовое регулирование отношений в сфере
ЖКХ, устанавливаемых этими законами, осуществляется с разной степенью полноты.
Законы значительно отличаются друг от друга по объему правонарушений, имеют
разную структуру. В целом обзор регионального законодательства позволяет
заметить явно недостаточное количество статей, посвященных сфере ЖКХ, что
влечет рост числа административных правонарушений.[3]
Действующее
законодательство не обеспечивает системного решения проблем управления ЖКХ и не
соответствует рыночным правилам поведения хозяйствующих субъектов, населения и
работников ЖКХ.
В этих условиях задача
местных органов власти заключается в разработке комплекса мер, способствующих
повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в
том числе:
1. Создание правовой
среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей
территориальные особенности.
2. Организация конкурсов
инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов.
3. Контроль за процессом
реализации инвестиционных проектов.
4. Содействие
практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы,
поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных
ссуд и др.).
5. Создание
информационной базы об экономическом потенциале муниципального образования,
состоянии ЖКХ и его предприятий.
При рассмотренном подходе
система управления ЖКХ на уровне муниципального образования представляется как
трехзвенная система, включающая:
- собственников жилищного
фонда и других объектов недвижимости;
- организации по
управлению муниципальным жилищным фондом;
- подрядные организации,
обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Анализ
административно-правового регулирования ЖКХ в субъектах РФ показывает, что
реформа, проводимая муниципальными образованиями, заключается в создании
отдельных элементов преобразований в ЖКХ, а коренного реформирования не
происходит. Более того, проводя реформу ЖКХ, государство должно играть активную
роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры,
капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества
коммунальных услуг, снижении их себестоимости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегический план -
план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный
процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых
управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности
стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии
внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные
системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.
Стратегическое планирование
– это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных
работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.
Цель дипломной работы –
разработка стратегического плана организации ООО «Жилсервис – достигнута с
помощью разработки стратегии организации, а также программы по реализации
данной стратегии, включающую в себя предложения по внедрению энергосберегающих
технологий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|