скачать рефераты

МЕНЮ


Международно-правовой режим мирового океана

согласно которым, правом такого захода пользуются суда, и корабли всех

государств без какой бы то ни было дискриминации в соответствии с нормами

международного права.

Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных

обстоятельств, таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или

сильный шторм, угрожающий безопасности судна; ледовых условий, угрожающих

безопасности судна; буксировки поврежденного судна; доставки спасенных

людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или

пассажиру, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным

иностранным судам, иностранным военным кораблям и другим государственным

судам с ядерными двигателями или судам, перевозящим ядерные или другие

опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут

нанести ущерб Российской Федерации значительно больший, чем ущерб,

угрожающий такому аварийному судну.

Все споры в отношении действий иностранных военных кораблей, нарушающих

законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах, морских

портах и в территориальном море, разрешаются исключительно дипломатическим

путем.

При применении иностранным военным кораблем оружия против кораблей,

судов, летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры

для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом 1993 г. и

Уставом Организации Объединенных Наций.

Законом 1998 г. регламентируется правовой режим исследования, использования

и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов

внутренних морских вод и территориального моря, при этом устанавливается,

что иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим

лицам, а также не имеющим статуса юридического лица объединениям

юридических лиц иностранных государств и международным организациям

запрещаются исследование, разведка и разработка (добыча) водных

биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и

территориального моря, проведение морских научных исследований во

внутренних морских водах и территориальном море, а также другая

деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, в том

числе с борта летательного аппарата, если иное не предусмотрено другими

федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, судоходство во внутренних морских водах и

территориальном море арктического региона России регламентируется

Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и

прилежащей зоне» 1998 г., а также Правилами плавания по трассам Северного

морского пути 1991 г., совокупность норм которых представляет собой

правовой режим судоходства в этом регионе.

1.2. Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне

российской Арктики

Правила плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. регулируют

судоходство на всем протяжении трасс СМП, по каким бы морским пространствам

в тот или иной навигационный период они не проходили - внутренним морским

водам, территориальному морю или исключительной экономической зоне.

Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Российской

Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем

загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безопасности

мореплавания в данном регионе, «... поскольку существующие в Арктике особо

суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года

создают препятствия либо повышенную опасность для судоходств, а загрязнение

моря или северного побережья СССР может нанести тяжелый вред экологическому

равновесию или необратимо нарушить его, а также причинить ущерб интересам и

благосостоянию народов Крайнего Севера».

Устанавливая статус исключительной экономической зоны, права и

обязанности других государств в исключительной экономической зоне

Российской Федерации, в проекте Федерального закона «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации» (далее - проект Федерального

закона) воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая

предоставляет прибрежному арктическому государству право в «покрытых льдом

районах» исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для

предотвращения загрязнения морской среды с судов, более строгие, чем

международные.

В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики

действуют нормы общие для всей исключительной экономической зоны Российской

Федерации.

Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федерация,

осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической

зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и

свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными

принципами и нормами международного права.

Это положение проекта Федерального закона находится в полном

соответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя граница

исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина

территориального моря.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и

сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых

ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам»

морского дна и его недр;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском

дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разрешать и

регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов,

установок и сооружений.

юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от

загрязнения из всех источников, создания и использования искусственных

островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными

островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении

таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а

также законов и правил, касающихся безопасности.

Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответствии с

положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанавливает,

что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по

признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и

экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо

принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов

нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых

международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут

быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской

среды.

В проекте Федерального закона также предусматривается, что в случае

столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, происшедшей в

исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий

таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям,

Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного

права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или

грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо

связанных с ним интересов от загрязнения или угрозы загрязнения.

Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое значение для

правового регулирования предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем загрязнения морской среды арктической исключительной

экономической зоны.

В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны

исключительной экономической зоны при выполнении ими служебных обязанностей

имеют право останавливать суда, если имеются достаточные основания считать,

что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной

экономической зоне. У капитана останавливаемого судна может быть

затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли

совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением

протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого имеются

достаточные основания.

Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Федерации органы

охраны имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные

суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку

выловленных (добытых) живых ресурсов на другие суда: разведку и разработку

неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную

деятельность в исключительной экономической зоне. В случаях,

предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами

Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или

прекращать указанную деятельность;

задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все

незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вынесения

окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения

доказательств факта такого нарушения, а также для обеспечения исполнения

решений суда; задерживать суда - нарушители и доставлять их в ближайший

порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской

Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим

следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.

Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и

задержания судов, порядок составления протоколов и порядок нахождения

задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации определяются

в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами

международного права.

В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения

органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального закона и

международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и

прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов

охраны подвергается непосредственной опасности.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов

- нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других

исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны

все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые

для прекращения нарушения и задержания нарушителей.

Органы охраны пользуются правами, предусмотренными в проекте

Федерального закона, также в отношении судов, находящихся в территориальном

море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные

основания считать, что эти суда нарушили в исключительной экономической

зоне нормы настоящего Федерального закона или международные договоры

Российской Федерации.

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г.

ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и

ИМО

Конвенция ООН 1982 г. может быть названа «конвенция-зонтик», т.к.

большое количество ее положений может быть реализовано только через

специальные механизмы - оперативное регулирование или международные

соглашения.

Различные положения Конвенции ООН обязывают государства учитывать

международные нормы и стандарты, принимаемые через «компетентную

международную организацию» (ИМО).

Такие положения можно найти в следующих статьях Конвенции ООН 1982г.:

- статья 21(2), которая содержит указания на законы и правила, вводящие

«общепринятые международные нормы и стандарты» относительно проектирования,

конструкции, комплектования экипажа или оборудования иностранных судов,

осуществляющих мирный проход через территориальное море;

- статья 211(6)(с), указывающая на «общепринятые международные нормы и

стандарты»;

- статья 217(2), содержит ссылку на требования международных норм и

стандартов;

- статья 94(3, 5) ссылается на общепринятые международные правила,

процедуры и практику, принимая необходимые меры для обеспечения

безопасности в море;

- статьи 21(4), 39(2) и ст. 54 по ссылке, в которых есть указание на

«общепринятые законы и правила, касающиеся предотвращения столкновения на

море»;

- статья 22(3)(а), 41(3) и 53(8) содержит ссылку на «рекомендации

компетентной организации» (ИМО) при установке морских коридоров и схем

разделения движения;

- статья 23 обязывает иностранные суда с ядерными двигателями, а также

суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые вещества, при

осуществлении мирного прохода через территориальное море иметь на борту

документы и соблюдать особые меры предосторожности, «установленные

международными соглашениями»;

- статья 60 и статья 80 указывают на «общепринятые стандарты,

установленные компетентной международной организацией» в отношении

искусственных островов, установок и сооружений (3), а также на «применимые

стандарты» в отношении зон безопасности вокруг таких объектов (5) и

«общепринятые международные стандарты» в отношении судоходства вблизи

искусственных островов, установок, сооружений или зон безопасности (б);

- статья 94(3, 4, 5), статья 39(2), а также статьи 54 и 58(2)

предусматривают обязанность каждого государства придерживаться

«общепринятых международных правил, процедур и практики» для обеспечения

безопасности на море, а также в целях предупреждения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды;

- статья 210(4, 6) указывает на «глобальные или региональные нормы,

стандарты и рекомендуемые практики и процедуру» для предотвращения,

сокращения и сохранения под контролем загрязнения, вызываемого

захоронением, а статья 216(1) указывает на «международные нормы и

стандарты, принятые в этих целях через международные организации или

дипломатическую конференцию;

- статья 211 ссылается на «международные нормы и стандарты» (1) и

«общепринятые международные нормы и стандарты» (2,5), установленные для

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской

среды с судов, а статьи 217(1, 2), 218(1, 3), 220(1, 2, 3) имеют ссылку на

«международные нормы и стандарты» в отношении обеспечения выполнения таких

норм государствами флага, порта и прибрежными государствами соответственно,

статьи 217(3) и 226(1) ссылаются на «свидетельства, требуемые

международными нормами и стандартами», «сертификаты, судовые журналы или

другие документы, которое судно обязано иметь в соответствии с

общепринятыми международными нормами и стандартами;

- статья 221(6)(а) указывает на «международные нормы и стандарты или

практику мореплавания», которые признаются компетентной международной

организацией (ИМО) для специальных районов;

- статья 211(7) ссылается на «международные нормы и стандарты, включая

нормы и стандарты, касающиеся незамедлительного уведомления прибрежных

государств, побережье или связанные с ним, интересы которых могут быть

затронуты происшествием, включая морские аварии, влекущие за собой сбросы

или вероятность сбросов»;

- статьи 219(7) и 226(1 )(с), а также статья 94(3, 5) имеют ссылку на

«применимые международные нормы и стандарты», касающиеся годности судов для

плавания.

Все эти положения обязывают государства-участников Конвенции ООН 1982

г. применять нормы и стандарты ИМО. Решение также может быть найдено между

документами ИМО, в которых содержаться такие положения, а именно, между

рекомендациями, принимаемыми Ассамблеей ИМО, Комитетом по безопасности на

море, МЕРС и другими нормами и стандартами, содержащимися в соглашениях

ИМО.

Безопасность судоходства

Основные положения

Различные положения Конвенции ООН 1982 г. устанавливают правовую основу

для принятия и введения в законодательство общепринятых норм и стандартов,

обеспечивающих безопасность судоходства. Как уже было отмечено, компетенция

ИМО в отношении разработки и одобрения таких норм и стандартов делает ее

компетентной международной организацией, через которую происходит выработка

и принятие международно-правовых норм.

В компетенцию ИМО входят вопросы, относящиеся к конструкции,

оборудованию, мореходности и комплектованию судов личным составом, т.е.

вопросы, первоначально отнесенные к компетенции государства флага. Вопросы,

относящиеся к оповещению, связи и недопущению помех на установившихся путях

международного судоходства отнесены к компетенции государства флага и

прибрежного государства. Механизмы ИМО обеспечивают гарантии того, что при

осуществлении государствами принудительных мер, направленных на обеспечение

безопасности судоходства, не будут нарушать права иностранных судов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.