скачать рефераты

МЕНЮ


Международно-правовой режим мирового океана

компетентную международную организацию. Разбирательства в отношении судов,

добровольно находящихся в порту и совершивших нарушение законов, правил или

международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению

под контролем загрязнения в территориальном море или исключительной

экономической зоне, регулируется ст. 220 Конвенции ООН 1982 г. В обоих

случаях государство применяет правила и стандарты MARPOL.

Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций в отношении судов

в любом порту государства-участника на предмет проверки сброса вредных

веществ в нарушение положений соглашения. Другие положения этой статьи

регулируют сотрудничество с властями государства флага и других, затронутых

сбросом государств при проведении расследования.

Рамки правомерного задержания

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государства

не должны задерживать иностранное судно дольше, чем требуется для целей

расследования. MARPOL в ст. 7(1) устанавливает обязанность государств

предпринимать все необходимые меры для того, чтобы избежать чрезмерной

задержки судна или чрезмерной отсрочки его отхода.

Юрисдикция прибрежного государства

Определение границ прохода

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. предписывает государствам, действуя

через компетентные международные организации или общие дипломатические

конференции, устанавливать международные нормы и стандарты для

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской

среды с судов и установления системы путей для сведения к минимуму угрозы

аварий, которые могут вызвать загрязнение морской среды, включая побережье.

Как уже отмечалось, ИМО является компетентной международной организацией в

вопросах развития и регулирования системы судоходных трасс, а также

предотвращения загрязнения морской среды. В этом отношении необходимо

упомянуть новую резолюцию SOLAS V\8 (a), (j). В соответствии с пар. 2

система судоходных трасс также устанавливается с учетом необходимости

защиты морской среды. Пар. (j) предусматривает, что система судоходных

трасс устанавливается в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г.

В Основное Руководство относительно судоходных трасс (резолюция

А.572(14), принятая Ассамблеей ИМО в 1985 г.) в 1995 г. были внесены

поправки - новые параграфы 3.6 и 3.7, которые имеют отношение к системе

морских трасс в смысле защиты морской среды в особо чувствительных районах.

Пар. 3.6 устанавливает критерии, принимаемые за основу при установлении

системы трасс с учетом требований защиты морской среды. Пар. 3.7

предусматривает ограничения (лимиты) при прокладке морских трасс. В

соответствии с этим параграфом ИМО не должна одобрять такую систему, если

она может чрезмерно сковать судоходство, или затруднит проход судов через

международные проливы.

Территориальное море

В соответствии с положениями ст. 21(l)(f) Конвенции ООН 1982 г.

прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции и другими

нормами международного права может принимать законы и правила, относящиеся

к мирному проходу через территориальное море по вопросам сохранения

окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем ее загрязнения. В этой связи ст. 211(4) Конвенции

предусматривает, что прибрежное государство в пределах своего

территориального моря может «в порядке осуществления своего суверенитета

принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем загрязнения моря с иностранных судов, включая суда,

осуществляющие право мирного прохода». Такие законы и правила не должны

препятствовать мирному проходу иностранных судов. Подобные ограничения

властных полномочий прибрежного государства содержатся также в ст. 21(2): в

случае осуществления мер, направленных на предотвращение загрязнения,

прибрежное государство не может принимать законы и правила, регулирующие

проектирование, конструкцию и комплектование экипажем или оборудование

иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые

международные нормы и стандарты, в этой связи еще раз упомянем MAROPOL.

Ст. 220(2) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет прибрежному государству

право осуществлять фактические инспекции и возбуждать разбирательство в

отношении судна, нарушившего в территориальном море национальные законы и

правила прибрежного государства или применимые международные нормы и

стандарты относительно предотвращения, сокращению и сохранению под

контролем загрязнения с судов (нормы и стандарты, принятые ИМО). В

соответствии со ст. 220(5) прибрежное государство имеет право предпринять

фактическую инспекцию судна, совершившее в ИЭЗ или территориальном море

нарушение применимых международных норм и стандартов или вводящих их

национальных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению

под контролем загрязнения с судов, приведшее к большому сбросу, и если

такое судно отказалось предоставить прибрежному государству информацию или

если информация противоречит очевидным фактам. Если есть объективные

доказательства, подтверждающие совершение подобного нарушения, повлекшего

тяжелый ущерб или угрозу тяжелого ущерба побережью, связанным с ним

интересам прибрежного государства или ресурсам ИЭЗ и территориального моря,

прибрежное государство может возбудить разбирательство, включая задержание

судна, в соответствии со своими законами (ст. 220(6) Конвенции ООН 1982

г.).

Исключительная экономическая зона

Ст. 56(1)(b)(iii) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что прибрежное

государство в своей ИЭЗ имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения

морской среды. В осуществление такой юрисдикции прибрежное государство

принимает законы и правила, относительно предотвращения, сокращению и

сохранению под контролем загрязнения с судов в ИЭЗ. В соответствии со ст.

211(5) Конвенции такие законы и правила должны соответствовать общепринятым

международным нормам и стандартам, установленным через компетентную

международную организацию (ИМО) или общую дипломатическую конференцию.

Различные положения Конвенции ООН 1982 г. регулируют права прибрежного

государства в случае нарушения международных норм и стандартов относительно

предупреждения загрязнения с судов в ИЭЗ:

- если имеются основания считать, что судно нарушило в ИЭЗ применимые

международные нормы и стандарты или вводящие их национальные законы и

правила по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем

загрязнения с судов, прибрежное государство может потребовать информацию,

касающуюся названия судна и его порта приписки, его последнего и очередного

портов захода и другую относящуюся к делу информацию (ст. 220(3) Конвенции

1982 г.);

- прибрежное государство имеет право предпринять фактическую инспекцию

судна, совершившее в ИЭЗ или территориальном море нарушение применимых

международных норм и стандартов или вводящих их национальных законов и

правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения

с судов, приведшее к большому сбросу, и если такое судно отказалось

предоставить прибрежному государству информацию или если информация

противоречит очевидным фактам (ст. 220(5) Конвенции ООН 1982 г.);

- если есть объективные доказательства, подтверждающие совершение нарушения

применимых международных норм и стандартов или вводящих их национальных

законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем

загрязнения с судов, повлекшего тяжелый ущерб или угрозу тяжелого ущерба

побережью, связанным с ним интересам прибрежного государства или ресурсам

ИЭЗ и территориального моря, прибрежное государство может возбудить

разбирательство, включая задержание судна, в соответствии со своими

законами (ст. 220(6) Конвенции ООН 1982 г.).

Вмешательство в случае инцидента за пределами территориального моря,

повлекшего серьезное причинение вреда

Ст. 221(1) Конвенции ООН 1982 г. закрепляет право прибрежного

государства, «в соответствии с международным правом, принимать и

обеспечивать выполнение мер за пределами территориального моря, соразмерных

фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты своего побережья или

связанных с ним интересов, от загрязнения или угрозы загрязнения в

результате морской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые

приведут к серьезным и вредным последствиям».

Это положение отражает основные особенности права вмешательства

прибрежного государства, закрепленного в Международной Конвенции 1969 г. и

Протоколе к ней 1973 г., включая инциденты, связанные с нефтью и другими

веществами, которые могут вызвать серьезные и вредные последствия. Эти

соглашения относятся только к праву вмешательства в открытом море, т.к. в

момент их принятия концепция ИЭЗ еще не была утверждена. После вступления

Конвенции ООН 1982 г. в силу, правила относительно вмешательства

прибрежного государства, отраженные в обоих этих соглашениях, должны

применяться и к открытому морю и к ИЭЗ.

Специальные обязательные меры

Статья 211(6) Конвенции ООН предусматривает, что в случае, когда нормы и

стандарты, установленные через компетентную международную организацию или

общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, не

соответствуют особым условиям определенного, четко обозначенного района

исключительной экономической зоны, прибрежное государство может после

консультаций через компетентную международную организацию принять в

отношении такого района законы и правила, вводящие нормы и стандарты или

практику мореплавания, признаваемые этой организацией.

В статье предусмотрены специальные условия, наличие которых необходимо

для принятия таких специальных обязательных мер:

- предварительные консультации с любым заинтересованным государством

через компетентную международную организацию (ИМО) и направление такой

организации сообщения, представляющего научные и технические доказательства

необходимости введения специальных обязательных мер (ст. 211 (б)(а));

- в течение 12 месяцев после получения сообщения компетентная

международная организация (ИМО) определяет, существуют ли в районе условия,

требующие введения специальных обязательных мер (ст. 211 (6)(а));

- следуя решению компетентной международной организации (ИМО)

прибрежное государство может принять законы и правила для предотвращения,

сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов, осуществляя

международные нормы и стандарты или практику мореплавания, признанные этой

организацией (ИМО) применимыми к особым районам (ст. 211 (6)(а));

- прибрежное государство опубликовывает границы любого определенного,

четко обозначенного района ИЭЗ, в котором введены специальные обязательные

меры (ст. 211(6)(b)).

Ст. 211(6)(с) предусматривает право прибрежного государства вводить в

отношении определенного, четко обозначенного района ИЭЗ дополнительные

законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем

загрязнения с судов. Такие дополнительные законы и правила могут

затрагивать сброс или практику мореплавания, но не должны требовать от

иностранных судов соблюдения стандартов проектирования, конструкции,

комплектования экипажа или оборудования, иных, чем общепринятые

международные нормы и стандарты. Если прибрежное государство вводит такие

законы и правила, оно обязано уведомить об этом компетентную международную

организацию (ИМО). Законы и правила становятся применимыми через 15 месяцев

после уведомления при условии, что эта организация дала на это свое

согласие в течение 12 месяцев после уведомления.

В соответствии со ст. 220(8) Конвенции ООН 1982 г. положения п. 3 этой

статьи относительно нарушения в ИЭЗ применимых международных норм и

стандартов по предотвращению, сокращению или сохранению под контролем

загрязнения морской среды или вводящих такие стандарты национальных

законов, применяются и в отношении законов и правил, принятых согласно ст.

211 (а) Конвенции.

Особые районы и особо чувствительные районы

Положения относительно предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем морской среды в особых районах содержаться в Приложениях I, II, и

V к Конвенции MARPOL. Руководство для определения Особых районов согласно

MARPOL сформулировано в резолюции А.720(17) по определению особых районов и

особо чувствительных районов, принятой ИМО в 1991 г.

Сравнение положений ст. 211(6) Конвенции ООН 1982 г. и положений

Руководства для определения Особых районов согласно MARPOL показывает, что

относительно сферы юрисдикции в ИЭЗ, Руководство MARPOL предусматривает

охват закрытых и полузакрытых районов, которые могут включать части

территориального моря, ИЭЗ и открытого моря.

Положения MARPOL охватывают только предотвращение ущерб от вредных

веществ, а ст. 211(6) не дает специальных указаний на природу веществ,

которыми может быть вызвано загрязнение морской среды.

Руководство определяет особо чувствительные районы как районы, которые

требуют особой защиты через действия ИМО, т.к. особенности экологических,

социально-экономических или научных характеристик таковы, что такие районы

особо уязвимы от морской деятельности. Среди специальных обязательных мер

Руководство называет меры относительно морских трасс, включая объявление

портов и частей района закрытыми для судов. Меры относительно морских трасс

в таких районах должны согласовываться с Генеральным Руководством ИМО по

морским трассам (резолюция А. 572(14). Другие возможные меры включают

установление летных трасс и развитие системы судоходных путей. Руководство

показывает, что особо районы могут включать буферные зоны, которые

способствуют адекватной защите районов, определенных как особо

чувствительные.

Сегодня имеется только один район, который определен ИМО как особо

чувствительный - Большой Барьерный РИФ. Члены ИМО должны применять критерии

и процедуры Руководства для определения и применения специальных

обязательных мер в морских районах, требующих особой защиты.

Государства, граничащие с международными проливами и государства-архипелаги

Ст. 42(1)(b) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает право государств,

граничащих с проливами, принимать законы и правила, относящиеся к

транзитному проходу через проливы, по вопросам предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие «применимых

международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и

других ядовитых веществ в проливе». Такие законы и правила не должны

допускать дискриминации по форме или по существу между иностранными судами,

а их применение не должно сводиться к лишению, нарушению или ущемлению

права транзитного прохода (ст. 42(2) Конвенции). В соответствии со ст.

39(2)(b) суда при транзитном проходе через проливы, используемые для

международного судоходства, должны соблюдать «общепринятые международные

правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем загрязнения с судов», например, предусмотренные в MARPOL и других

применимых документах ИМО.

Ст. 43(Ь) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государства,

использующие проливы, и государства, граничащие с проливами, сотрудничают в

предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения с судов.

ИМО может объединять принятое международное регулирование в этом вопросе,

если в этом возникнет необходимость.

В соответствии со ст. 54 Конвенции ООН 1982 г. положения относительно

прав и обязанностей государства флага относительно предотвращения,

сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие

применимых международных правил относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих

отходов и других ядовитых веществ в проливе применяются mutatis mutandis к

архипелажному проходу по морским коридорам.

Ст. 233 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государства, граничащие

с проливами, используемыми для международного судоходства, могут принимать

меры против судов, осуществляющих транзитный проход, если они нарушили

законы и правила относительно безопасности судоходства и регулирования

движения судов (ст. 42(1)(а) Конвенции ООН 1982 г.), а также относительно

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем

введения в действие применимых международных правил относящихся к сбросу

нефти, нефтесодер-жащих отходов и других ядовитых веществ в проливе (ст.

42(1 )(b)) Конвенции ООН 1982 г.), что повлекло тяжелый ущерб морской среде

или угрозу такого ущерба. В этом случае предпринятые граничащим с проливом

государством меры становятся предметом Части XII, Раздела 7 Конвенции ООН

1982 г. (Часть XII - «Защита и сохранение морской среды», Раздел 7

-«Гарантии»).

2.3.Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по

морскому праву 1982 г.

Документация и специальные предосторожности в отношении судов с ядерными

установками и судов, перевозящих ядерные или другие особо опасные или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.