скачать рефераты

МЕНЮ


Международно-правовой режим мирового океана

внутри территориального моря прибрежного государства.

Суда с ядерными установками и суда, перевозящие опасные грузы

Ст. 22(2) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что прибрежное государство в

отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящие

ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или

материалы, при осуществлении мирного прохода через его территориальное

море, может выдвинуть требования пользоваться морскими коридорами и схемами

разделения движения, установленными или предписанными для регулирования

прохода судов.

Основные положения, установленные относительно перевозимых судами

грузов п. 1 и п. 2 ст. 22 Конвенции ООН 1982 г., дополняются положениями

ст. 23, которая относится непосредственно к иностранным судам с ядерными

двигателями и судам, перевозящим ядерные и другие опасные или ядовитые по

своей природе вещества.

В соответствии со ст. 23 Конвенции ООН 1982 г., такие суда при

осуществлении мирного прохода через территориальное море должны иметь на

борту специальные документы и соблюдать особые меры предосторожности,

установленные для этих судов международными соглашениями. SOLAS является

одним из таких соглашений, в частности часть VIII SOLAS относится к судам с

ядерными двигателями, а Глава VII говорит о перевозке опасных грузов.

Суда с ядерными установками

В соответствии с VIIIMO SOLAS суда с ядерными установками должны

иметь специальный сертификат. Глава VIII дополняет Свод безопасности для

ядерных торговых судов и Рекомендации по безопасности в портах для ядерных

торговых судов.

Принимая во внимание риск стоянки торговых ядерных судов, регулирование

SOLAS включает специальные меры контроля. В дополнение к основным властным

полномочиям государства порта, Правила 1\19 и VIIIM 1 предусматривают, что

ядерные суда должны быть предметом особого контроля до захода в порт и в

портах Договаривающихся государств, особенно в отношении проверки наличия

на борту действительного Сертификата ядерной безопасности судна, и что нет

«непредусмотренной» радиации или опасности морю или порту, команде,

пассажирам или общественности, или морским путям или живым и минеральным

ресурсам. Таким образом, государство порта имеет полномочия по введению в

силу мер контроля в отношении иностранных судов, осуществляющих мирный

проход через их территориальное море и заход в порты.

Опасные грузы

Суда, перевозящие опасные грузы - предмет Главы VII SOLAS, которая

регулирует меры безопасности относительно перевозки опасных грузов морем,

включая упаковку и размещение груза.

Эта глава дополняется несколькими документами ИМО:

- Международный Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих

опасные химические грузы наливом 1983 г.;

- Международный Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих

сжиженный газ наливом 1983 г.;

Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов 1960г.

Кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и

радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту

судов (IMF Code), дополнительно к SOLAS и IMDG в отношении всех судов,

перевозящих высокорадиоактивных материалов. В резолюции А. 790(19),

Ассамблея ИМО утвердила технические «основы» ИМО, через консультации с IAEA

и UNEP, в продолжение обзора INF Code. Это включается в Долговременный

рабочий план ИМО. Обзор INF Code по резолюции А. 790(19) включает такие

вопросы, как планирование трасс, уведомления прибрежного государства и

прохода судов через установленные особо чувствительные районы, имея в виду

международные конвенции, находящиеся в силе. Code будет включаться в SOLAS

и предусматривается, что он будет императивен согласно этой конвенции.

С точки зрения важности применения для защиты морской среды INF Code

также будет императивен в соответствии с MARPOL 73\78.

Искусственные острова, установки и оборудование

Конвенция ООН 1982 г. устанавливает, что в территориальном море

прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями

Конвенции и другими нормами международного права законы и правила для

защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или

установок (ст. 21(1)(b)).

Конвенция ООН 1982 г. предусматривает, что в ИЭЗ прибрежное

государство обладает юрисдикцией в отношении создания и использования

искусственных островов, установок и сооружений (ст. 56(b) (i)). Ст. 60

Конвенции устанавливает в ИЭЗ исключительное право прибрежного государства

сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование

искусственных островов и установок. Пар. 3-7 этой статьи обеспечивают

возможность проведения деятельности, направленной на обеспечение

безопасности судоходства и регулируют обязательства прибрежного государства

в этом отношении.

Регулирование сооружения искусственных островов, установок и сооружений в

связи с использованием системы морских трасс и схем разделения движения

посвящена резолюция А. 572(14), относящаяся к основным условиям плавания по

таким трассам и схемам. Пар. 3.10 резолюции рекомендует Правительствам

обеспечивать, так быстро, как это может быть возможным, чтобы нефтяные

вышки, платформы и другие сооружения не размещались без учета системы

морских трасс, утвержденных ИМО или возле таких трасс. Если этого нельзя

избежать, то схемы разделения движения судов изменяются в соответствии с

руководством, данным в Части 7 данной резолюции. В случае сооружения

стационарных установок, в районе, где имеются установленные схемы

разделения движения, такие схемы изменяются окончательно, если будет

признано необходимым, такое изменение может быть произведено через встречи

в ИМО.

Ст. 60(3) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает обязанность оповещать

о создании искусственных островов, установок и сооружений, а также убирать

подобные объекты, если они больше не используются. Резолюция ИМО А. 672(16)

устанавливает руководящие стандарты для удаления таких объектов,

находящихся в пределах ИЭЗ и на континентальном шельфе. Заброшенные

установки должны быть убраны в любом случае. Решение, позволяющее оставить

установки полностью или частично на морском дне должно приниматься в

соответствии с положениями резолюции. Этот инструмент также включает

обязанность давать «надлежащее оповещение» о глубине, местонахождении и

размерах любых установок и сооружений, которые убраны не полностью, как это

предусмотрено в ст. 60(3) Конвенции. В соответствии с резолюцией А. 672(16)

ИМО уведомляется о частично и полностью неубранных установках и

сооружениях.

ИМО может постановить, что решение, принятое с учетом глубины,

местонахождения и размеров установок и сооружений, не вполне отвечает

требованиям ст. 60(3) Конвенции ООН 1982 г. относительно обязательного

удаления установок и сооружений. Если удаление приводит к возмещению

ущерба, может быть применена Лондонская конвенция. В этом отношении 11-ая

консультативная встреча в рамках Лондонской конвенции постановила, что

Руководство ИМО и стандарты, изложенные в резолюции А. 672(16) включаются в

Конвенцию.

Ст. 60(4) Конвенции ООН 1982 г. закрепляет право прибрежного государства

устанавливать вокруг искусственных островов, установок и сооружений зоны

безопасности. Резолюция А. 671(16) рекомендует Правительствам принимать

унифицированные (единые) образцы для установления таких зон безопасности

(правило 1(с)). Резолюция включает Приложение со специальными руководствами

для прибрежных государств, принимающее во внимание характер и функции

искусственных островов, установок или сооружений при определении зон

безопасности вокруг таких объектов, как это указано в ст. 60(5) Конвенции

ООН 1982 г. Резолюция предусматривает, что прибрежное государство несет

ответственность за распространение информации относительно искусственных

островов, установок и сооружений и зон безопасности вокруг таких объектов.

Такая информация дается в Извещениях мореплавателям, в радиосообщениях,

световыми и звуковыми сигналами и т.д. (Nos. 1, 4 Приложения). Стационарные

установки и зоны безопасности вокруг них должны быть отмечены на морских

картах (No,.5 Приложения).

Резолюция А. 671(16) предусматривает дополнительные стандарты в

отношении судоходства вблизи искусственных островов, установок и сооружений

(No. 2 Приложения), как установлено в ст. 60(6) Конвенции ООН 1982 г.

Резолюция призывает государства принимать меры, направленные против

нарушения зон безопасности и стандартов судоходства вблизи искусственных

островов и сооружений и уведомлять государство флага о подобных нарушениях,

совершенных его судами.

Пункты 3-6 статьи 60 Конвенции ООН 1982 г.

3. О создании искусственных островов, установок и сооружений должно

даваться надлежащее оповещение, а постоянные средства предупреждения об их

наличии должны содержаться в исправном состоянии. Любые покинутые или более

неиспользуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях

обеспечения безопасности судоходства, с учетом любых общепринятых

международных стандартов, установленных в этой связи компетентной

международной организацией. При удалении таких установок или сооружений

должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской

среды, права и обязанности других государств. О глубине, местонахождении и

размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью,

дается надлежащее оповещение.

4. Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать

вокруг искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны

безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения

безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и

сооружений.

5. Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом

применимых международных стандартов. Эти зоны устанавливаются таким

образом, чтобы они разумно соотносились с характером и функциями

искусственных островов, установок или сооружений, и не простирались вокруг

более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за

исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными

стандартами или рекомендациями компетентной международной организации. О

протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение.

6. Все суда должны уважать эти зоны безопасности и соблюдать общепринятые

международные стандарты в отношении судоходства вблизи искусственных

островов, установок, сооружений и зон безопасности.

Ст. 80 Конвенции ООН 1982 г. гласит, что «статья 60 применяется к

искусственный островам, установкам и сооружениям на континентальном шельфе»

Содействие судоходству

В соответствии со ст. 21(1)(Ь) прибрежное государство может принимать

в соответствии с «Конвенцией и другими нормами международного права законы

и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в

отношении вопросов защиты навигационных средств и оборудования, а также

других сооружений или установок». Ст. 21(4) обязывает иностранные суда,

осуществляющие право мирного прохода через территориальное море, «соблюдать

все такие законы и правила и все общепринятые международные правила,

касающиеся столкновения в море» Обязанность Договаривающихся правительств

приходить к согласию в отношении содействия судоходству содержится в SOLAS

(V\14).

Конвенция ООН 1982 г. содержит большое количество различных положений,

направленных на облегчение и содействие судоходству в случае осуществления

транзитного прохода по морским путям, используемым для международного

судоходства. Ст. 43 (а) Конвенции предусматривает, что государствам,

использующим проливы, и государствам, граничащим с проливами, следует

сотрудничать посредством соглашения «в установлении и поддержании в

исправном состоянии в проливе необходимого навигационного оборудования и

средств безопасности или в совершенствовании других средств содействия

международному судоходству». Имеются различные международные механизмы,

регулирующие сотрудничество в настоящее время. Например, если

предпринимаются какие-либо меры по установлению морских трасс в проливах,

ИМО должна объединять усилия в целях содействия судоходству в случае

принятия решения относительно морских трасс. Любые действия, предпринятые

относительно объединения и введения документов должны приниматься ИМО, как

компетентной международной организацией.

Другие, вытекающие обстоятельства

Государство флага, в соответствии со ст. 94 (3) Конвенции ООН 1982 г.,

«принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над

каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и

экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросах,

касающихся данного судна» Ст. 94(5) устанавливает, что, принимая такие меры

государств «обязано придерживаться общепринятых международных правил,

процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их

соблюдения»

В этом отношении можно сослаться на резолюцию 3(18), направленную на

обеспечение безопасности жизни на море.

Правила относительно оказания помощи на море.

Обязанность оказывать помощь

Ст. 98 Конвенции ООН 1982 г. вменяет в обязанность государствам

оказывать помощь терпящим бедствие на море и сотрудничать в этом вопросе с

другими государствами. Обязанность капитана оказать помощь любым лицам,

находящимся в опасности на море содержится в SOLAS (Правило V\10) и в

Международной конвенции по спасанию 1989 г. (ст. 10).

Cm. 98 Конвенции ООН 1982 г.

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого

судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан

может эти сделать, не подвергая серьезной опасности судно,

экипаж или пассажиров:

а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает

гибель;

в) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если

ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с

его стороны можно разумно рассчитывать;

с) после столкновения оказывать помощь другому судну, его экипажу и его

пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну

наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в

который оно зайдет.

2. Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности

и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для

обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют

обстоятельства, сотрудничать в этих целях с соседними государствами

посредством взаимных региональных договоренностей. Ст. 18(2) Конвенции ООН

1982 г. допускает остановку и стоянку на якоре во время осуществления

мирного прохода, если они связаны с оказанием помощи лицам, судам и

летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Ст. 39(1)(с) Конвенции ООН 1982 г. обязывает суда и летательные аппараты

при осуществлении права транзитного прохода воздерживаться от любой

деятельность, «кроме той, которая свойственна их обычному порядку

непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая

деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием».

Согласно ст. 54 Конвенции это правило применяется mutatis mutandis к

архипелажному проходу по морским коридорам.

Поиск и спасание

Согласно ст. 98(2) Конвенции ООН 1982 г. каждое прибрежное государство

способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей

эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на

море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает

в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных

договоренностей. SOLAS в Правиле VMO предусматривает обязанность капитана

судна полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие, сообщив,

если это возможно, им об этом. Правило VM5 предусматривает, что каждое

Договаривающееся правительство обязуется обеспечивать принятие всех

необходимых мер по организации наблюдения с берега и спасания людей,

терпящих бедствие в море вблизи его берегов. Эти меры должны включать

создание, эксплуатацию и техническое обслуживание таких морских

спасательных средств, какие рассматриваются как практически возможные и

необходимые исходя из интенсивности движения судов и навигационных

опасностей, а также, насколько практически возможно, должны предоставлять

достаточные средства обнаружения и спасания таких людей.

Специальные правила по поиску и спасанию устанавливает Международная

конвенция по морскому поиску и спасанию 1979 г. (SAR). Она обязывает

участников учреждать специальные службы для таких целей (Правило 2.1.1).

Для этого устанавливаются районы поиска и спасания, в которых прибрежное

государство несет ответственность за поиск и спасание. Участники SAR

обязаны сотрудничать в поиске и спасании с государствами-соседями. Если нет

иной договоренности. Участники должны незамедлительно разрешать проход

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.