скачать рефераты

МЕНЮ


Учебник по международным отношениям

2. Методы анализа ситуации

Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур

междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной

систематизации эмпирического материала («данных»). Поэтому соответствующие

методы и методики называют иногда также «техниками исследования». К

настоящему времени известно более тысячи таких методик — от самых простых

(например, наблюдение) до достаточно сложных (как, например, формирование

банка данных, построение многомерных шкал, составление простых (Check

lists) и сложных (Indices) показателей, построение типологий (факторный

анализ Q) и т.п.

Рассмотрим наиболее распространенные из аналитических методик:

наблюдение, изучение документов, сравнение.

Наблюдение

Как известно, элементами данного метода являются субъект наблюдения,

объект и средства наблюдения. Существуют различные виды наблюдений. Так,

например, непосредственное наблюдение, в отличие от опосредованного

(инструментального), не предполагает использования какого-либо технического

оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.). Оно бывает

внешним (подобным тому, которое, например, ведут парламентские журналисты,

или специальные корреспонденты в иностранных государствах) и включенным

(когда наблюдатель является прямьм участником того или иного международного

события: дипломатических переговоров, совместного проекта или вооруженного

конфликта). В свою очередь, прямое наблюдение

79

отличается от косвенного, которое проводится на основе информации,

получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.п. В Международных

отношениях в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение.

Главный недостаток данного метода сбора данных — большая роль субъективных

факторов, связанных с активностью субъекта, его (или первичных

наблюдателей) идеологическими предпочтениями, несовершенством или

деформированностью средств наблюдения и т.п. (6).

Изучение документов

Применительно к международным отношениям, оно имеет ту особенность, что у

«неофициального» исследователя часто нет свободного доступа к источникам

объективной информации (в отличие, например, от штабных аналитиков,

экспертов международных ведомств, или работников органов безопасности).

Большую роль в этом играют представления того или иного режима о

государственной тайне и безопасности. В СССР, например, предметом

государственной тайны долгое время оставался объем добычи нефти, уровень

промышленного производства и т.д.; существовал огромный массив документов и

литературы, предназначенной только «для служебного пользования», сохранялся

запрет на свободное хождение иностранных изданий, огромное множество

учреждений и институтов было закрыто для «посторонних».

Существует и другая проблема, затрудняющая использование данного метода,

который является одним из исходных, базовых для любого исследования в

области социальных и политических наук: это проблема финансовых средств,

необходимых для приобретения, обработки и хранения документов, оплаты

связанных с этим трудовых затрат и прочее. Понятно, поэтому, что чем более

развитым является государство и чем более демократическим является его

политический режим, тем более благоприятные возможности существуют и для

исследований в области социальных и политических наук.

Наиболее доступными являются официальные документы:

сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о

визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее

влиятельных межправительственных организаций, декларации и сообщения

властных структур, политических партий и общественных объединений и тд.

Вместе с тем широко используются и неофициальные письменные, аудио

80

и аудиовизуальные источники, которые так или иначе могут способствовать

увеличению информации о событиях международной жизни: записи мнений частных

лиц, семейные архивы, неопубликованные дневники. Важное значение могут

играть воспоминания непосредственных участников тех или иных международных

событий — войн, дипломатических переговоров, официальных визитов. Это

касается и форм подобных воспоминаний — письменных или устных,

непосредственных или восстанавливаемых и т.п. Большую роль в сборе данных

играют так называемые иконографические документы: картины, фотографии,

кинофильмы, выставки, лозунги. Так, в условиях господствовавшей в СССР

закрытости, повышенной секретности и, следовательно, практической

недоступности неофициальной информации, американские советологи уделяли

важное внимание изучению иконографических документов, например, репортажей

с праздничных демонстраций и парадов. Изучались особенности оформления

колонн, содержания лозунгов и плакатов, количества и персонального состава

официальных лиц, присутствующих на трибуне и, разумеется, видов

демонстрируемой военной техники и вооружений (7).

Сравнение

Это — также метод, являющийся общим для многих дисциплин. По утверждению

Б. Рассета и X. Старра, в науке о международных отношениях он стал

применяться лишь с середины 60-х годов, когда непрекращающийся рост числа

государств и других международных акторов сделал его и возможным, и

совершенно необходимым (8). Главное достоинство данного метода состоит в

том, что он нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере

международных отношений. Необходимость сравнения между собой государств и

их отдельных признаков (территория, население, уровень экономического

развития, военный потенциал, протяженность границ и т.д.) стимулировала

развитие количественных методов в науке о международных отношениях, и в

частности измерения. Так, если имеется гипотеза о том, что крупные

государства более склонны к развязыванию войны, чем все остальные, то

возникает потребность измерения величины государств с целью определения,

какое из них является крупным, а какое малым и по каким критериям. Кроме

этого, «пространственного», аспекта измерения, появляется необходимость

измерения «во времени», т.е. выяснения в исторической ретроспективе, какая

81

величина государства усиливает его «склонность» к войне (см.:

там же, р. 47—48).

В то же время сравнительный анализ дает возможность получить научно-

значимые выводы и на основе несходства явлений и неповторимости ситуации.

Так, сравнивая между собой иконографические документы (в частности, фото- и

кинохронику), отражающие отправление французских солдат в действующую армию

в 1914 и в 1939 гг., М. Ферро обнаружил впечатляющую разницу в их

поведении. Улыбки, танцы, атмосфера всеобщего ликования, царившая на

Восточном вокзале Парижа в 1914 году, резко контрастировала с картиной

уныния, безнадежности, явного нежелания отправляться на фронт, наблюдаемой

на том же вокзале в 1939 году. Поскольку указанные ситуации не могли

сложиться под влиянием пацифистского движения (по свидетельству письменных

источников, оно никогда не было столь сильным, как накануне 1914 г. и,

напротив, почти совсем не проявляло себя перед 1939 г.), постольку была

выдвинута гипотеза, согласно которой одним из объяснений описанного выше

контраста должно быть то, что в 1914 г., в отличие от 1939 года, не

существовало никаких сомнений относительно того, кто является врагом:

враг был известен и идентифицирован. Доказательство данной гипотезы стало

одной из идей весьма интересного и оригинального исследования, посвященного

осмыслению первой мировой войны (9).

3. Экспликативные методы

Наиболее распространенными из них являются такие методы, как контент-

анализ, ивент-анализ, метод когнитивного картирования и их многочисленные

разновидности.

Контент-анализ

В политических науках он был впервые применен американским исследователем

Г. Лассуэлом и его сотрудниками при изучении пропагандистской

направленности политических текстов и был описан ими в 1949 г. (10). В

самом общем виде данный метод может быть представлен как

систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с

фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов.

Далее частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в

других письменных или устных сообщениях,

82

известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической

направленности содержания исследуемого текста. Описывая данный метод, М.А.

Хрусталев и К.П. Боришполец выделяют такие стадии его применения как:

структуризация текста, связанная с первичной обработкой информационного

материала; обработка информационного массива при помощи матричных таблиц;

квантификация информационного материала, позволяющая продолжить его анализ

при помощи электронно-вычислительной техники (11).

Степень строгости и операциональности метода зависип от правильности

выделения первичных единиц анализа (терминов, словосочетаний, смысловых

блоков, тем и т.п.) и единиц измерения (например, слово, фраза, раздел,

страница и т.п.).

Ивент-анализ

Этот метод (называемый иначе методом анализа событийных данных) направлен

на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает,

что, по отношению к кому и когда». Систематизация и обработка

соответствующих данных осуществляется по следующим признакам: 1) субъект-

инициатор (кто); 2) сюжет или «issue-area» (что); 3) субьекг-мишень (по

отношению к кому) и 4) дата события (когда) (12, р. 260—261).

Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы,

ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ. Эффективность данного метода

предполагает наличие значительного банка данных. Научно-прикладные проекты,

использующие ивент-анализ, отличаются по типу изучаемого поведения, числу

рассматриваемых политических деятелей, по исследуемым временным параметрам,

количеству используемых источников, типологии матричных таблиц и т.д.

Когнитивное картирование

Этот метод направлен на анализ того, как тот или иной политический

деятель воспринимает определенную политическую проблему.

Американские ученые Р. Снайдер, X. Брук и Б. Сэпин еще в 1954 году

показали, что в основе принятия политическими лидерами решений может лежать

не только, и даже не столько действительность, которая их окружает, сколько

то, как они ее воспринимают. В 1976 году Р. Джервис в работе «Восприятие и

неверное восприятие (misperception) в международной политике» показал, что

помимо эмоциональных факторов на принимаемое

83

тем или иным лидером решение оказывают влияние когнитив"» ные факторы. С

этой точки зрения, информация, получаемая ЛПР, усваивается и

упорядочивается ими «с поправкой» на их собственные взгляды на внешний мир.

Отсюда — тенденция недооценивать любую информацию, которая противоречит их

системе ценностей и образу противника, или же, напротив, придавать

преувеличенную роль незначительным событиям. Анализ когнитивных факторов

позволяет понять, например, что относительное постоянство внешней политики

государства объясняется, наряду с другими причинами, и постоянством

взглядов соответствующих лидеров.

Метод когнитивного картирования решает задачу выявления основных понятий,

которыми оперирует политик, и нахождения имеющихся между ними причинно-

следственных связей. «В результате исследователь получает карту-схему, на

которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля,

отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней»

(см.: 4, с. 6).

В применении описанных методов, которые обладают целым рядом несомненных

достоинств — возможность получения новой информации на основе

систематизации уже известных документов и фактов, повышение уровня

объективности, возможность измерения и т.п. — исследователь сталкивается и

с серьезными проблемами. Это — проблема источников информации и ее

достоверности, наличия и полноты баз данных и т.п. Но главная проблема —

это проблема тех затрат, которых требует проведение исследований с

использованием контент-анализа, ивент-ана-лиза и метода когнитивного

картирования. Составление базы данных, их кодировка, программирование и

т.п. занимают значительное время, нуждаются в дорогостоящем оборудовании,

вызывают необходимость привлечения соответствующих специалистов, что в

конечном итоге выливается в значительные суммы.

Учитывая указанные проблемы, профессор Монреальского университета Б.

Корани предложил методику с ограниченным количеством индикаторов поведения

международного актора, которые рассматриваются в качестве ключевых

(наиболее характерных) (см.: 12). Таких индикаторов всего четыре: способ

дипломатического представительства, экономические сделки,

межгосударственные визиты и соглашения (договоры). Эти индикаторы

систематизируются в соответствии с их типом (например, соглашения могут

быть дипломатические, военные, культурные или экономические) и уровнем

значимости. Затем составляется 84

матричная таблица, дающая наглядное представление об исследуемом объекте.

Так, таблица, отражающая обмен визитами, выглядит следующим образом:

Глава государства: король, президент, шейх эмирата, первый секретарь

компартии, канцлер ..................................3

Вице-президент: премьер-министр или глава правительства, председатель

Верховного Совета..................2

Вице-президент: министр иностранных дел, министр обороны, министр

экономики.................................!

Что касается способов дипломатического представительства, то их

классификация строится на основе их уровня (уровень посла или более низкий

уровень) и с учетом того, идет ли речь о прямом представительстве или через

посредничество другой страны (резидент или не резидент). Комбинация этих

данных может быть представлена в таком виде:

Посол резидент

..............................................................

Посол не резидент

.........................................................

Резидентное дипломатическое представительство (на уровне ниже

посла).................................................

Нерезидентное дипломатическое представительство Другие дипломатические

отношения ..........................

На основе подобных данных строятся выводы, касающиеся способа поведения

международного актора во времени и в пространстве: с кем он поддерживает

наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они

происходят и т.п.

Используя данную методику, Б. Корани установил, что почти все военно-

политические отношения, которые имел, например, Алжир в 70-е годы,

поддерживались им с СССР, тогда как уровень экономических отношений со всем

социалистическим лагерем был довольно слабым. Фактически, большая часть

экономических отношений Алжира была направлена на сотрудничество с Западом,

и особенно с США, — «главной империалистической державой». Как пишет Б.

Корани: «Подобный вывод, противоречащий «здравому смыслу» и первым

впечатлениям — (напомним, что Алжир принадлежал в эти годы к странам

«социалистической ориентации», придерживающимся курса

«антиимпериалистической борьбы и всестороннего сотрудничества со странами

социализма»), — не мог быть сделан, и в него нельзя было поверить без

использования строгой методики, подкрепленной систематизацией данных» (см.:

там же, р. 264). Возможно, это несколько пре-

85

увеличенная оценка. Но в любом случае данная методика довольна эффективна,

достаточно доказательна и не слишком дорогостояща,

Следует, однако, подчеркнуть и ее ограниченность, которая, впрочем,

является общей для всех вышеназванных методов. Как признает сам ее автор,

она не может (или же может только частично) ответить на вопрос о причинах

тех или иных феноменов. Подобные методы и методики гораздо более полезны на

уровне описания, а не объяснения. Они дают как бы фотографию, общий вид

ситуации, показывают, что происходит, но не проясняя, почему. Но именно в

этом и состоит их назначение — выполнять диагностическую роль в анализе тех

или иных событий, ситуаций и проблем международных отношений. Однако для

этого они нуждаются в первичном материале, в наличии данных, которые

подлежат дальнейшей обработке.

Эксперимент

Метод эксперимента как создание искусственной ситуации с целью проверки

теоретических гипотез, выводов и положений, является одним из основных в

естественных науках. В социальных науках наиболее широкое распространение

получил такой его вид, как имитационные игры, являющиеся разновидностью

лабораторного эксперимента (в отличие от полевого). Существует два типа

имитационных игр: без применения электронно-вычислительной техники и с ее

использованием. В первом случае речь идет об индивидуальных или групповых

действиях, связанных с исполнением определенных ролей (например,

государств, правительств, политических деятелей или международных

организаций) в соответствии с заранее составленным сценарием. При этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.