Учебник по международным отношениям
него^й^Ынв^^еланий.
^Тризнжвая это, политический реализм отстаивает относительную
автономность указанных аспектов и настаивает на том, что познание каждого
из них требует абстрагирования от других и происходит в собственных
терминах.
Как мы увидим из дальнейшего изложения, не все из вышеприведенных
принципов, сформулированных основателем теории политического реализма Г.
Моргентау, безоговорочно разделяются другими приверженцами — и, тем более,
противниками— данного направления. В то же время его концептуальная
стройность, стремление опираться на объективные законы общественного
развития, стремление к беспристрастному и строгому ана-
23
лизу международной действительности, отличающейся от абстрактных идеалов и
основанных на них бесплодных и опасных иллюзиях, — все это способствовало
расширению влияния и авторитета политического реализма как в академической
среде, так и в кругах государственных деятелей различных стран.
Однако и политический реализм не стал безраздельно господствующей
парадигмой в науке о международных отношениях. Превращению его в
центральное звено, цементирующее начало некоей единой теории с самого
начала мешали его серьезные недостатки.
Дело в том, что, исходя из понимания международных отношений как
«естественного состояния» силового противоборства за обладание властью,
политический реализм, по существу, сводит эти отношения к
межгосударственным, что значительно обедняет их понимание. Более того,
внутренняя и внешняя политика государства в трактовке политических
реалистов выглядят как не связанные друг с другом, а сами государства — как
своего рода взаимозаменяемые механические тела, с идентичной реакцией на
внешние воздействия. Разница лишь в том, что одни государства являются
сильными, а другие — слабыми. Недаром один из влиятельных приверженцев
политического реализма А. Уолферс строил картину международных отношений,
сравнивая взаимодействие государств на мировой арене со столкновением шаров
на бил-лиардном столе (21). Абсолютизация роли силы и недооценка значения
других факторов, — например таких, как духовные ценности, социокультурные
реальности и т.п., — значительно обедняет анализ международных отношений,
снижает степень его достоверности. Это тем более верно, что содержание
таких ключевых для теории политического реализма понятий, как «сила» и
«национальный интерес», остается в ней достаточно расплывчатым, давая повод
для дискуссий и многозначного толкования. Наконец, в своем стремлении
опираться на вечные и неизменные объективные законы международного
взаимодействия политический реализм стал, по сути дела, заложником
собственного подхода. Им не были учтены весьма важные тенденции и уже
произошедшие изменения, которые все в большей степени определяют характер
современных международных отношений от тех, которые господствовали на
международной арене вплоть до начала XX века. Одновременно было упущено еще
одно обстоятельство: то, что указанные изменения требуют применения, наряду
с традиционными, и новых методов и средств научного анализа международных
отношений. Все это вызвало критику в ад-
24
рее политического реализма со стороны приверженцев иных под-хов, и, прежде
всего, со стороны представителей так называемого модернистского направления
и многообразных теорий взаимозависимости и интеграции. Не будет
преувеличением сказать, что эта полемика, фактически сопровождавшая теорию
политического реализма с ее первых шагов, способствовала все большему
осознанию необходимости дополнить политический анализ международных реалий
социологическим.
Представители ^модернизма*, или «научного» направления в анализе
международных отношений, чаще всего не затрагивая исходные постулаты
политического реализма, подвергали резкой критике его приверженность
традиционным методам, основанным, главным образом, на интуиции и
теоретической интерпретации. Полемика между «модернистами» и
«традиционалистами» достигает особого накала, начиная с 60-х гг., получив в
научной литературе название «нового большого спора» (см., например: 12 и
22). Источником этого спора стало настойчивое стремление ряда
исследователей нового поколения (Куинси Райт, Мортон Кап-лан, Карл Дойч,
Дэвид Сингер, Калеви Холсти, Эрнст Хаас и мн. др.) преодолеть недостатки
классического подхода и придать изучению международных отношений подлинно
научный статус. Отсюда повышенное внимание к использованию средств
математики, формализации, к моделированию, сбору и обработке данных, к
эмпирической верификации результатов, а также других исследовательских
процедур, заимствованных из точных дисциплин и противопоставляемых
традиционным методам, основанным на интуиции исследователя, суждениях по
аналогии и т.п. Такой подход, возникший в США, коснулся исследований не
только международных отношений, но и других сфер социальной
действительности, явившись выражением проникновения в общественные науки
более широкой тенденции позитивизма, возникшей на европейской почве еще в
XIX в.
Действительно, еще Сеи-Симон и О. Конт предприняли попытку применить к
изучению социальных феноменов строгие научные методы. Наличие солидной
эмпирической традиции, методик, уже апробированных в таких дисциплинах как
социология или психология, соответствующей технической базы, дающей
исследователям новые средства анализа, побудило американских ученых,
начиная с К. Райта, к стремлению использовать весь этот багаж при изучении
международных отношений. Подобное стремление сопровождалось отказом от
априорных суждений относительно влияния тех или иных факторов на характер
меж-
25
дународных отношений, отрицанием как любых «метафизических предрассудков»,
так и выводов, основывающихся, подобно марксизму, на детерминистских
гипотезах. Однако, как подчеркивает М. Мерль (см.: 16, р. 91—92), такой
подход не означает, что можно обойтись без глобальной объяснительной
гипотезы. Исследование же природных явлений выработало две противоположных
модели, между которыми колеблются и специалисты в области социальных наук.
С одной стороны, это учение Ч. Дарвина о безжалостной борьбе видов и законе
естественного отбора и его марксистская интерпретация. С другой —
органическая философия Г. Спенсера, в основу которой положена концепция
постоянства и стабильности биологических и социальных явлений. Позитивизм в
США пошел по второму пути — пути уподобления общества живому организму,
жизнь которого основана на дифференциации и координации его различных
функций. С этой точки зрения, изучение международных отношений, как и
любого иного вида общественных отношений, должно начинаться с анализа
функций, выполняемых их участниками, с переходом затем к исследованию
взаимодействий между их носителями и, наконец, — к проблемам, связанным с
адаптацией социального организма к своему окружению. В наследии
органицизма, считает М. Мерль, можно выделить два течения. Одно из них
уделяет главное внимание изучению поведения действующих лиц, другое —
артикуляции различных типов такого поведения. Соответственно, первое дало
начало бихевиоризму, а второе — функционализму и системному подходу в науке
о международных отношениях (см.: там же, р. 93).
Явившись реакцией на недостатки традиционных методов изучения
международных отношений, применяемых в теории политического реализма,
модернизм не стал сколь-либо однородным течением — ни в теоретическом, ни в
методологическом плане. Общим для него является, главным образом,
приверженность междисциплинарному подходу, стремление к применению строгих
научных методов и процедур, к увеличению числа поддающихся проверке
эмпирических данных. Его недостатки состоят в фактическом отрицании
специфики международных отношений, фрагментарности конкретных
исследовательских объектов, обусловливающей фактическое отсутствие
целостной картины международных отношений, в неспособности избежать
субъективизма. Тем не менее многие исследования приверженцев модернистского
направления оказались весьма плодотворными, обогатив науку не только новыми
методиками, но и весьма значи-
26
мыми выводами, сделанными на их основе. Важно отметить и то обстоятельство,
что они открыли перспективу микросоциологической парадигмы в изучении
международных отношений.
Если полемика между приверженцами модернизма и политического реализма
касалась, главным образом, методов исследования международных отношений, то
представители транснационализма (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най), теорий
интеграции (Дэвид Митрани) и взаимозависимости (Эрнст Хаас, Дэвид Мо-урс)
подвергли критике сами концептуальные основы классической школы. В центре
нового «большого спора», разгоревшегося в конце 60-х — начале 70-х гг.,
оказалась роль государства как участника международных отношений, значение
национального интереса и силы для понимания сути происходящего на мировой
арене.
Сторонники различных теоретических течений, которые могут быть условно
названы «транснационалистами», выдвинули общую идею, согласно которой
политический реализм и свойственная ему этатистская парадигма не
соответствуют характеру и основным тенденциям международных отношений и
потому должны быть отброшены. Международные отношения выходят далеко за
рамки межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных
интересах и силовом противоборстве. Государство, как международный актор,
лишается своей монополии. Помимо государств, в международных отношениях
принимают участие индивиды, предприятия, организации, другие
негосударственные объединения. Многообразие участников, видов (культурное и
научное сотрудничество, экономические обмены и т.п.) и «каналов»
(партнерские связи между университетами, религиозными организациями,
землячествами и ассоциациями и т.п.) взаимодействия между ними, вытесняют
государство из центра международного общения, способствуют трансформации
такого общения из «интернационального» (т.е. межгосударственного, если
вспомнить этимологическое значение этого термина) в «транснациональное*
(т.е. осуществляющееся помимо и без участия государств). «Неприятие
преобладающего межправительственного подхода и стремление выйти за рамки
межгосударственных взаимодействий привело нас к размышлениям в терминах
транснациональных отношений», — пишут в предисловии к своей книге
«Транснациональные отношения и мировая политика» американские ученые Дж.
Най и Р. Коохейи.
Революционные изменения в технологии средств связи и транспорта,
трансформация ситуации на мировых рынках, рост числа
27
и значения транснациональных корпораций стимулировали возникновение новых
тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся:
опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством,
проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств
коммуникации в развивающиеся страны, усиление международной роли малых
государств и частных субъектов, наконец, сокращение возможностей великих
держав контролировать состояние окружающей среды. Обобщающим последствием и
выражением всех этих процессов является возрастание взаимозависимости мира
и относительное уменьшение роли силы в международных отношениях (23).
Сторонники транснационализма1 часто склонны рассматривать сферу
транснациональных отношений как своего рода международное общество, к
анализу которого применимы те же методы, которые позволяют понять и
объяснить процессы, происходящие в любом общественном организме. Таким
образом, по существу, речь идет о макросоциологической парадигме в подходе
к изучению международных отношений.
Транснационализм способствовал осознанию ряда новых явлений в
международных отношениях, поэтому многие положения этого течения продолжают
развиваться его сторонниками и в 90-е гг. (24). Вместе с тем, на него
наложило свой отпечаток его несомненное идейное родство с классическим
идеализмом с присущими ему склонностями переоценивать действительное
значение наблюдаемых тенденций в изменении характера международных
отношений. Заметным является и некоторое сходство положений, выдвигаемых
транснационализмом, с рядом положений, которые отстаивает неомарксистское
течение в науке о международных отношениях.
Представителей неомарксизма (Пол Баран, Пол Суизи, Самир Амин, Арджири
Имманюель, Иммануил Валлерстайн и др.) — течения столь же неоднородного,
как и транснационализм, также объединяет идея о целостности мирового
сообщества и определенная утопичность в оценке его будущего. Вместе с тем
исходным пунктом и основой их концептуальных построений выступает мысль о
несимметричности взаимозависимости современ-
' Среди них можно назвать не только многих ученых США, Европы, других
регионов мира, но и известных политических деятелей — например таких, как
бывший президент Франции В. Жискар д'Эстэн, влиятельные неправительственные
политические организации и исследовательские центры — например. Комиссия
Пальме, Комиссия Брандта, Римский клуб и др.
28
ного мира и более того — о реальной зависимости экономически слаборазвитых
стран от индустриальных государств, об эксплуатации и ограблении первых
последними. Основываясь на некоторых тезисах классического марксизма,
неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде
глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после
обретения ранее колониальными странами своей политической независимости.
Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном
развитии (25).
Так например, «центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех
мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов
«периферии». В свою очередь, страны периферии являются потребителями
промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают
в зависимость центра, становясь жертвами неравного экономического обмена,
колебаний в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны
развитых государств. Поэтому, в конечном итоге, «экономический рост,
основанный на интеграции в мировой рынок, есть развитие слаборазвитое™»
(26).
В семидесятые годы подобный подход к рассмотрению международных отношений
стал для стран «третьего мира» основой идеи о необходимости установления
нового мирового экономического порядка. Под давлением этих стран,
составляющих большинство стран — членов Организации Объединенных Наций,
Генеральная Ассамблея ООН в апреле 1974 года приняла соответствующую
декларацию и программу действий, а в декабре того же года — Хартию об
экономических правах и обязанностях государств.
Таким образом, каждое из рассмотренных теоретических течений имеет свои
сильные стороны и свои недостатки, каждое отражает определенные аспекты
реальности и находит то или иное проявление в практике международных
отношений. Полемика между ними способствовала их взаимообогащению, а
следовательно, и обогащению науки о международных отношениях в целом. В то
же время, нельзя отрицать, что указанная полемика не убедила научное
сообщество в превосходстве какого-либо одного над остальными, как не
привела и к их синтезу. Оба этих вывода могут быть проиллюстрированы на
примере концепции неореализма.
Сам этот термин отражает стремление ряда американских ученых (Кеннет
Уолц, Роберт Гилпин, Джозеф Грейко и др.) к сохранению преимуществ
классической традиции и одновре-
29
менно — к обогащению ее, с учетом новых международных реалий и достижений
других теоретических течений. Показательно, что один из наиболее давних
сторонников транснационализма, Коохейн, в 80-е гг. приходит к выводу о том,
что центральные понятия политического реализма «сила», «национальный
интерес», рациональное поведение и др. — остаются важным средством и
условием плодотворного анализа международных отношений (27). С другой
стороны, К. Уолц говорит о потребности обогащения реалистического подхода
за счет той научной строгости данных и эмпирической верифицируемости
выводов, необходимость которой сторонниками традиционного взгляда, как
правило, отвергалась.
Возникновение школы неореализма в Международных отношениях связывают с
публикацией книги К. Уолца «Теория международной политики», первое издание
которой увидело свет в 1979 году (28). Отстаивая основные положения
политического реализма («естественное состояние» международных отношений,
рациональность в действиях основных акторов, национальный интерес как их
основной мотив, стремление к обладанию силой), ее автор в то же время
подвергает своих предшественников критике за провал попыток в создании
теории международной политики как автономной дисциплины. Ганса Моргентау он
критикует за отождествление внешней политики с международной политикой, а
Раймона Арона — за его скептицизм в вопросе о возможности создания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|