Учебник по международным отношениям
сталкиваются при этом в жестокой конкуренции друг с другом, постольку
указанная необходимость становится источником мировых политических
кризисов, войн и революций.
Рассмотренные основные теоретические парадигмы в науке о международных
отношениях — классическая, идеалистическая и марксистская — в целом
остаются актуальными и сегодня. В то же время следует отметить, что
конституирование указанной науки в относительно самостоятельную область
знания повлекло за собой и значительное увеличение многообразия
теоретических подходов и методов изучения, исследовательских школ и
концептуальных направлений. Остановимся на них несколько подробнее.
16
2. Современные теории международных отношений
Указанное выше многообразие намного осложнило и проблему классификации
современных теорий международных отношений, которая сама по себе становится
проблемой научного исследования.
Существует множество классификаций современных течений в науке о
международных отношениях, что объясняется различиями в критериях, которые
используются теми или иными авторами.
Так, одни из них исходят из географических критериев, выделяя англо-
саксонские концепции, советское и китайское понимание международных
отношений, а также подход к их изучению авторов, представляющих «третий
мир» (8).
Другие строят свою типологию на основе степени общности рассматриваемых
теорий, различая, например, глобальные экспли-кативные теории (такие, как
политический реализм и философия истории) и частные гипотезы и методы (к
которым относят бихевиористскую школу) (9). В рамках подобной типологии
швейцарский автор Филипп Брайар относит к общим теориям политический
реализм, историческую социологию и марксистско-ленинс-кую концепцию
международных отношений. Что касается частных теорий, то среди них
называются: теория международных акторов (Багат Корани); теория
взаимодействий в рамках международных систем (Джордж Модельски, Самир Амин;
Карл Кайзер); теории стратегии, конфликтов и исследования мира (Люсь-ен
Пуарье, Дэвид Сингер, Йохан Галтуиг); теории интеграции (Амитаи Этциони;
Карл Дойч); теории международной организации (Инис Клод; Жан Сиотис; Эрнст
Хаас) (10).
Третьи считают, что главной линией водораздела является метод,
используемый теми или иными исследователями, и, с этой точки зрения,
основное внимание уделяют полемике между представителями традиционного и
«научного» подходов к анализу международных отношений (11,12).
Четвертые основываются на выделении центральных проблем, характерных для
той или иной теории, выделяя магистральные и переломные линии в развитии
науки (13).
Наконец, пятые опираются на комплексные критерии. Так, канадский ученый
Багат Корани выстраивает типологию теорий международных отношений на основе
используемых ими методов («классические» и «модернистские») и
концептуального видения мира («либерально-плюралистическое» и «материалисти-
17
ческо-структуралистское»). В итоге он выделяет такие направления как
политический реализм (Г. Моргентау; Р. Арон; X. Бал), бихевиоризм (Д.
Сингер; М. Каплан), классический марксизм (К. Маркс; Ф. Энгельс; В.И.
Ленин) и неомарксизм (или школа «зависимости»: И. Валлерстейн; С. Амин; А.
Франк; Ф. Кардозо) (14). Подобным же образом Даниель Коляр останавливает
внимание на классической теории «естественного состояния» (т.е.
политическом реализме); теории «международного сообщества» (или
политическом идеализме); марксистском идеологическом течении и его
многочисленных интерпретациях; доктринальном англо-саксонском течении, а
также на французской школе международных отношений (15). Марсель Мерль
считает, что основные направления в современной науке о международных
отношениях представлены традиционалистами — наследниками классической школы
(Ганс Моргентау; Стэнли Хоффманн; Генри Киссинджер); англо-саксонскими
социологическими концепциями бихевиоризма и функционализма (Роберт Кокс;
Дэвид Сингер;
Мортон Каплан; Дэвид Истон); марксистским и неомарксистскими (Пол Баран;
Пол Суизи; Самир Амин) течениями (16).
Примеры различных классификаций современных теорий международных
отношений можно было бы продолжать. Важно однако отметить по крайней мере
три существенных обстоятельства. Во-первых, любая из таких классификаций
носит условный характер и не в состоянии исчерпать многообразия
теоретических взглядов и методологических подходов к анализу международных
отношений1. Во-вторых, указанное многообразие не означает, что современным
теориям удалось преодолеть свое «кровное родство» с рассмотренными выше
тремя основными парадигмами. Наконец, в-третьих, вопреки все еще
встречающемуся и сегодня противоположному мнению, есть все основания
говорить о наметившемся синтезе, взаимообогащении, взаимном «компромиссе»
между непримиримыми ранее направлениями.
Исходя из сказанного, ограничимся кратким рассмотрением таких направлений
(и их разновидностей), как политический идеализм, политический реализм,
модернизм, транснационализм и неомарксизм.
' Впрочем, они и не ставят перед собой подобную цель. Их цель в другом —
осмысление состояния и теоретического уровня, достигнутого наукой о
международных отношениях, путем обобщения имеющихся концептуальных подходов
и сопоставления их с тем, что было сделано ранее.
18
Наследие Фукидвда, Макиавелли, Гоббса, де Ватгеля и Клаузевица, с одной
стороны, Витория, Греция, Канта, — с другой, нашло свое непосредственное
отражение в той крупной научной дискуссии, которая возникла в США в период
между двумя ми-Лрвыми войнами, дискуссии между реалистами и идеалистами.
|ИгИдеализм в современной науке о международных отношени-уУ имеет и более
близкие идейно-теоретические истоки, в качес-'тве которых выступают
утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. Его основная посылка —
убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и
вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования
и демократизации международных отношений, распространения на них норм
нравственности и справедливости. Согласно данному направлению, мировое
сообщество демократических государств, при поддержке и давлении со стороны
общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его
членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования,
увеличения числа и роли международных организаций, способствующих
расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из его
приоритетных тем — это создание системы коллективной безопасности на основе
добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента
международной политики. В политической практике идеализм нашел свое
воплощение в разработанной после первой мировой войны американским
президентом Вудро Вильсоном программы создания Лиги Наций (17), в Пакте
Бриана-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в
межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по
которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения,
если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая
традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских
политиков как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бже-
зинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и
академическую элиту своей страны), президент Джимми Картер (1976—1980) и
президент Джордж Буш (1988—1992). В научной литературе она была
представлена, в частности, книгой таких американских авторов как Р. Кларк и
Л.Б. Сон «Достижение мира через мировое право». В книге предложен проект
поэтапно-
' Иногда это направление квалифицируется как утопизм (см., например:
СаггЕ.Н. The Twenty Years of Crisis, 1919-1939. London. 1956.
19
го разоружения и создания системы коллективной безопасности для всего мира
за период 1960—1980 гг. Основным инструментом преодоления войн и достижения
вечного мира между народами должно стать мировое правительство, руководимое
ООН и действующее на основе детально разработанной мировой конституции
(18). Сходные идеи высказываются в ряде работ европейских авторов (19).
Идея мирового правительства высказывалась и в папских энцикликах: Иоанна
XXIII — «Pacem in terns» or 16.04.63, Павла VI — «Populorum progressio» от
26.03.67, а также Иоанна-Павла II — от 2.12.80, который и сегодня выступает
за создание «политической власти, наделенной универсальной компетенцией».
Таким образом, идеалистическая парадигма, сопровождавшая историю
международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние
на умы и в наши дни. Более того, можно сказать, что в последние годы ее
влияние на некоторые аспекты теоретического анализа и прогнозирования в
области международных отношений даже возросло, став основой практических
шагов, предпринимаемых мировым сообществом по демократизации и гуманизации
этих отношений, а также попыток формирования нового, сознательно
регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего
человечества.
В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного
времени (а в некотором отношении — и по сей день1) считался утратившим
всякое влияние и уж во всяком случае — безнадежно отставшим от требований
современности. И действительно, лежащий в его основе нормативистский подход
оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе
30-х годов, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания
мирового конфликта 1939—1945 гг. и «холодной войны» в последующие годы.
Результатом стало возрождение на американской почве европейской
классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе
международных отношений таких понятий, как «сила» и «баланс сил»,
«национальный интерес» и «конфликт».
Политический реализм не только подверг идеализм сокрушительной критике, —
указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии
государственных деятелей того вре-
' В большинстве изданных на Западе учебников по международным отношениям
идеализм как самостоятельное теоретическое направление либо не
рассматривается, либо служит не более, чем "критическим фоном" при анализе
политического реализма и других теоретических направлений.
20
мени в немалой степени способствовали развязыванию второй мировой войны, —
но и предложил достаточно стройную теорию. Ее наиболее известные
представители — Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж
Шварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уол-
ферс и др. — надолго определили пути науки о международных отношениях.
Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон.
1 Работа Г. Моргентау «Политические отношения между наци-\я]Ми. Борьба
за власть», первое издание которой увидело свет в •|48 году, стала своего
рода «библией» для многих поколений (Д||аентов-политологов как в самих США,
так и в других странах ''JSffaaa. С точки зрения Г. Моргентау международные
отношения / ппЬдставляют собой арену острого противоборства государств. В
остюве всей международной деятельности последних лежит их стремление к
увеличению своей власти, или силы (power) и уменьшению власти других. При
этом термин «власть» понимается в самом широком смысле: как военная и
экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и
процветания, славы и престижа, возможности для распространения его
идеологических установок и духовных ценностей. Два основных пути, на
которых государство обеспечивает себе власть, и одновременно два
взаимодополняющих аспекта его внешней политики — это военная стратегия и
дипломатия. Первая из них трактуется в духе Клаузевица: как продолжение
политики насильственными средствами. Дипломатия же, напротив, есть мирная
борьба за власть. В современную эпоху, говорит Г. Моргентау, государства
выражают свою потребность во власти в терминах «национального интереса».
Результатом стремления каждого из государств к максимальному удовлетворению
своих национальных интересов является установление на мировой арене
определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое является
единственным реалистическим способом обеспечить и сохранить мир.
Собственно, состояние мира — это и есть состояние равновесия сил между
государствами.
Согласно Моргентау, есть два фактора, которые способны удерживать
стремления государств к власти в каких-то рамках — это международное право
и мораль. Однако слишком доверяться им в стремлении обеспечить мир между
государствами — означало бы впадать в непростительные иллюзии
идеалистической школы. Проблема войны и мира не имеет никаких шансов на
решение при помощи механизмов коллективной безопасности или по-
21
средством ООН. Утопичны и проекты гармонизации национальных интересов путем
создания мирового сообщества или же мирового государства. Единственный
путь, позволяющий надеяться избежать мировой ядерной войны — обновление
дипломатии.
В своей концепции Г. Моргентау исходит из шести принципов политического
реализма, которые он обосновывает уже в самом начале своей книги (20). В
кратком изложении они выглядят следующим образом.
1. Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами,
корни которых находятся в вечной и неизменной человеческой природе. Поэтому
существует возможность создания рациональной теории, которая в состоянии
отражать эти законы — хотя лишь относительно и частично. Такая теория
позволяет отделять объективную истину в международной полигике от
субъективных суждений о ней.
2. Главный показатель политического реализма — «понятие интереса,
выраженного в терминах власти». Оно обеспечивает связь между разумом,
стремящимся понять международную полигику, и фактами, подлежащими познанию.
Оно позволяет понять политику как самостоятельную сферу человеческой
жизнедеятельности, не сводимую к этической, эстетической, экономической или
религиозной сферам. Тем самым указанное понятие позволяет избежать двух
ошибок. Во-первых, суждения об интересе политического деятеля на основе
мотивов, а не на основе его поведения. И, во-вторых, выведения интереса
политического деятеля из его идеологических или моральных предпочтений, а
не из его «официальных обязанностей».
Политический реализм включает не только теоретический, но и нормативный
элемент: он настаивает на необходимости рациональной политики. Рациональная
полигика — это правильная политика, ибо она минимизирует риски и
максимизирует выгоды. В то же время рациональность политики зависит и от ее
моральных и практических целей.
3. Содержание понятия «интерес, выраженный в терминах власти» не является
неизменным. Оно зависит от того политического и культурного контекста, в
котором происходит формирование международной политики государства. Это
относится и к понятиям «сила» (power) и «политическое равновесие», а также
к такому исходному понятию, обозначающему главное действующее лицо
международной политики, как «государство-нация».
Политический реализм отличается от всех других теоретических школ прежде
всего в коренном вопросе о том, как изменить
22
современный мир. Он убежден в том, что такое изменение может быть
осуществлено только при помощи умелого использования объективных законов,
которые действовали в прошлом и будут действовать в будущем, а не путем
подчинения политической реальности некоему абстрактному идеалу, который
отказывается признавать такие законы.
4. Политический реализм признает моральное значение политического
действия. Но одновременно он осознает и существование неизбежного
противоречия между моральным императивом и требованиями успешного
политического действия. Главные моральные требования не могут быть
применены к деятельности государства как абстрактные и универсальные нормы.
Они должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и времени.
Государство не может сказать: «Пусть мир погибнет, но справедливость должна
восторжествовать!». Оно не может позволить себе самоубийство. Поэтому
высшая моральная добродетель в международной политике — это умеренность и
осторожность.
5. Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления
какой-либо нации с универсальными моральными нормами. Одно дело — знать,
что нации подчиняются моральному закону в своей политике, и совсем другое —
претендовать на знание того, что хорошо и что плохо в международных
отношениях.
6. Теория политического реализма исходит из плюралистической концепции
природы человека. Реальный человек — это и «экономический человек», и
«моральный человек», и «религиозный человек» и т. д. Только «политический
человек» подобен животному, ибо у него нет «моральных тормозов». Только «мо-
ральныйчеловек» — глупец, т.к. он лишен осторожности. Только
*PeJЭДi^^fe^йLчeлoвeкoм'> может быть лишь святой, поскольку у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|