скачать рефераты

МЕНЮ


Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

· · каким путем их удовлетворить и какими средствами.

Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств, в частности, как от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой потребности, так и от морально - нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.

При этом преступность совершаемого деяния определена преимущественно не самим характером испытываемой потребности, а тем, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами.

Так, в основе хищений лежит стремление к удовлетворению потребностей, связанное с материальными благами, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение потребности должно осуществляться законным путем и согласовываться с возможностями общества.

А поскольку в основе механизма индивидуального преступного поведения лежит по известной формуле А.С. Макаренко “дефектность каких - то социальных отношений”… испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества”, то важно увидеть, где, когда, каким образом и почему, в силу каких причин и обстоятельств происходит это рассогласование между требованиями индивида и общества. Известно, что нравственные свойства человека, влекущие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают внезапно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности.

32.Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

высокая латентность, преступность несовершеннолетних как бы «подпирают» правонарушения подростков, не достигших возраста уголовной Ответственности;

преступность несовершеннолетних имеет обширный "фон", который составляют подростки, склонные к правонару-шениям.

Неблагоприятные изменения в структуре преступности не-совершеннолетних:

увеличение доли участия девушек в преступлениях;

появление новых видов преступлений несовершеннолет-ию;

рост распространенности имеющихся видов преступле-ний;

ухудшение мотивации корыстных и насильственных пре-ступлений;

большинство преступлений является групповыми

Негативные последствия преступности несовершеннолетних:

существенно мешает надлежащему формированию личности подростка

наносит общ-ву непроизводительные потери

играет значительную роль в формировании рецидивной преступности

По половому признаку:

-девушки составляют около 8%, хотя в отдельные годы этот показатель возрастает, причем за счет традиционно «мужских» видов преступлений - насильственных деяний и хулиганства.

По возрасту:

-наблюдается омоложение преступности несовершеннолетних около 30-33% лица, старшей подростоковой группы.

По соц. положению (за 1999):

-учащиеся школ - 83317 (38,3%);

-работающие - 23733 (11,4%);

-лица, без постоянного источника доходов - 56188 (27%);

-студентами - 4201 (2%).

Возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).

Влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.

Культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.

Низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности, стремление к получению частого удовольствия за счет других лиц, равнодушие к окружающим и стремление самоутвердиться, причиняя страдания более слабым.

Эмоционально-волевая сфера несовершеннолетних преступников характеризуется легкой возбудимостью, как правило, без значительного на то основания, грубостью, лживостью, эмоциональной неуравновешенностью, агрессивность, оглаблением чувств стыда, несамокритичностью.

Сравнительный анализ личности взрослого преступника, преступника с рецидивным и несовершеннолетнего преступника.

Типология личности несовершеннолетнего преступника.

33.Особености личности несовершеннолетнего преступника.

1. Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. При определенных условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации. Например, такие определяемые возрастом особенности, как недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования социальных установок, повышенная внушаемость, ориентация на неформальную группу, стремление показать себя слишком взрослым, демонстрации независимости, в большей части характерны для несовершеннолетних.

2. Социально-демографические особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с тем, что «преступная активность» в сфере различных возрастных групп несовершеннолетних значительно различается. Это обусловлено особенностями статуса, уровнем развития, условиями воспитания и контроля.

Подростки младшего возраста (14--15 лет) составляют не более одной пятой среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Девушки -- менее 5%.

В отличие от прошлых лет факт воспитания в неполной семье уже не занимает ведущего места в характеристике личности несовершеннолетних преступников, хотя и сейчас он встречается в два-три раза чаще, чем в контингенте подростков, не совершающих преступлений. В то же время для несовершеннолетних преступников типично нахождение их в таких семьях, возможности которых в воспитании детей ограничены или которые непосредственно оказывают на них отрицательное влияние. Существенных различий в материальных и жилищных условиях несовершеннолетних, совершающих преступления, по сравнению с теми, кто не преступает закон, не наблюдается.

По выборочным данным, от двух пятых до половины преступлений несовершеннолетних совершаются работающими подростками. На долю учащихся общеобразовательных школ и учащихся ПТУ приходится по 15 -- 20% и на долю подростков, уклоняющихся от учебы и работы, -- 10 --15%.

3. Особенности культурно-образовательной характеристики большинства несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с их отставанием по образовательному уровню от сверстников, хотя после перехода к обязательному среднему образованию это различие несколько сглаживается. Вместе с тем значительная часть несовершеннолетних преступников, образовательный уровень которых формально соответствует возрасту, фактически его не достигает, так как оценки успеваемости были заведомо завышены школой или ПТУ. Все еще значительна доля второгодников и лиц, оставивших школу (этот показатель в 20 раз выше, чем в контингенте несовершеннолетних, не совершающих преступлений).

Отмечается также: а) ограниченность использования ряда каналов культурной информации (регулярно читали книги не более 10--20% обследованных подростков, совершающих преступления, газеты -- менее 10%, причем в основном спортивную и развлекательную информацию); б) использование кино, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации; в) предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде которой преимущественно проводится свободное время; г) ограниченность интересов и потребностей в сфере образования и культуры, предпочтение пассивно-потребительского досуга.

4. Особенности потребностей и интересов в сфере учебной, трудовой, общественной деятельности несовершеннолетних, совершающих преступления, включают: а) утрату интереса к учебе, отрыв от учебного коллектива, от его требований и оценок, потерю чувства ответственности перед ним (в четырех случаях из пяти эти несовершеннолетние существенно отставали в учебе, причем по мере ослабления социальной мотивации обучения подросток все более тяготеет к бесцельному, беспорядочному проведению свободного времени);

б) отсутствие интереса к работе, узко утилитарное отношение к профессии, отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от трудового коллектива и несформированность чувства ответственности перед ним (по данным различных исследований, две трети преступников из числа работающих подростков относились недобросовестно к своим обязанностям, более половины успели сменить одно или несколько мест работы, несмотря на небольшой общий стаж);

в) неучастие в общественной работе.

Соответственно и в сфере досуга и быта для большинства несовершеннолетних преступников типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в выпивках и кутежах. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству и вытесняют благородные стремления и общественно полезные цели. Кредо этих юношей и девушек -- повеселее пожить, взять от общества все, ничего не отдавая взамен. «Веселая жизнь» в их представлении -- это безделье, бессмысленное проведение досуга. Люди такого склада, такого понимания жизни не утруждают себя заботой о том, чтобы использовать свободное время для своего нравственного совершенствования, для повышения культурно-образовательного уровня, а к тем, кто это делает, относятся презрительно. Исследования показывают, что интересы к сфере техники, к художественной самодеятельности, занятиям спортом проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков, не совершающих преступлений. В условиях указанного понимания жизни и отношения к ней усиливаются эгоистические привычки и создаются ситуации, способствующие правонарушениям.

5. Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения правового и нравственного сознания (толкование долга, совести, дозволенности, исходя из групповой солидарности, с позиций личной выгоды и индивидуалистических интересов; ориентация на получение сиюминутного удовольствия; равнодушие к переживаниям и страданиям других людей или даже стремление самоутвердиться, причиняя их более слабым). Это, в частности, понимание законодательных запретов как формальных и не обязательных «для себя лично»; непонимание социальной роли закона, противопоставление закона целесообразности, групповых норм нормам закона; искаженность понятий правомерного и неправомерного поведения; отрицание справедливости правоприменительной практики, враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам; убежденность в возможности избежать наказания за содеянное, неверие в то, что ответственность преступников неотвратима.

6. Для эмоционально-волевой сферы несовершеннолетнего преступника характерно ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, грубости и жестокости, лживости и несамокритичности. Значительное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15 -- 25% случаев. Следовательно, в «механизме» преступного поведения чаще играет роль не слабоволие, а отрицательная волевая направленность.

7. Преобладающая часть несовершеннолетних преступников не обнаруживает выраженного нарушения физического здоровья.

Вместе с тем, как показывают данные разных исследований, нервно-психические расстройства встречаются у несовершеннолетних, совершивших преступления, чаще в три-шесть раз, чем у их правопослушных сверстников. Из этих данных также видно, что указанные расстройства -- это не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм. Сами же психопатические черты характера в своем подавляющем большинстве (четыре, пятых) приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

8. Применяя общую типологию личности преступников к рассматриваемому контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно говорить о четырех основных типах несовершеннолетних, совершивших преступления в результате:

а) случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности ;

б) попадания в соответствующую ситуацию в результате неустойчивости общей направленности личности («шатающегося» характера);

в) преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивости (несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете и т. п.);

г) относительно устойчивой антиобщественной направленности личности, обусловливающей поведение

(несовершеннолетние, совершившие преступления неоднократно, рецидивисты и т. п.).

Доля названных типов в контингенте несовершеннолетних преступников выражается, по выборочным исследованиям, соответственно как: 25 -- 30%, 25 -- 30%, 30 -- 40%, 10 -- 15%.

Данная типология позволяет выделить не только основные варианты направленности личности несовершеннолетних преступников, но и этапы постепенного перехода от единичных элементов деформации личности к их «цепочке», а следовательно, определить исходные положения для дифференциации и индивидуализации мер профилактики и наказания.

34.Причины и условия преступности несовершеннолетних.

1. Причины и условия преступности и преступлений несовершеннолетних -- это те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступления в целом, о которых шла речь в главах 6 и 7. Вместе с тем их действие конкретизировано на уровне детерминирования преступлений данной группы как применительно к характеру криминогенной мотивации, связанной с социально негативными потребностями и интересами, о которых говорилось при характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, так и применительно к их формированию.

Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются социально-ролевыми и социально-психологическими свойствами лиц до 18-летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация «служебной корысти», т.е. стремления паразитически извлекать материальные выгоды, злоупотребляя служебным положением. Нет у них и мотивации профессиональной небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность. Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность формирования семейно-бытовой агрессивности, столь распространенной в преступлениях взрослых.

Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищества», «псевдоромантизма», «престижно-потребительских» интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» и т. п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.

2. При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за поведением несовершеннолетних, что приводит к возникновению безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А .это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения -- «детской мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступлениям, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически-потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т. п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с поля), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.

Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или мотивации, которые возникают в пьяных компаниях. Так, каждое третье изнасилование совершено лицом до 18 лет в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказались впоследствии потерпевшими.

3. В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации вершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

а) Отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным иным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30--40% случаев вступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Выборочные исследования показывают, что образовательный уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает неправильное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.

б) Отрицательные влияния в б л и ж а и -ем окружении -- бытовом, учебном, производственном и так далее со стороны сверстников или рослых. Они оказываются особенно значимыми в язи с отмеченным стремлением несовершеннолетних отрицательным поведением включаться в обособленныe группы для совместного времяпрепровождения, противопоставляющие себя коллективу. Дорожа преданием в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду поведению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.