Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии
2)индивидуальное предупреждение преступности - направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.
Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства.
Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:
1.сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
2.способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
3.устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач.
4.обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию.
5.влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;
Задачи предупреждения преступности
1.Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям.
2.Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.
3.Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.
4.Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению.
Проблемы предупреждения:
основания применения мер предупреждения;
сроки применения мер предупрежде-ния;
процедура предупреждения.
Предупреждение:
-социальная профилактика;
-принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания).
Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
19.Харктеристика системы предупреждения преступности, ее практическая ориентация, содержание и сущность.
Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются на всех уровнях и во всех отраслях права.
Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области преду-преждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах.
Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.
Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям:
государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств;
в борьбе с преступностью должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с федеральным законом.
Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-ском праве.
Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятель-ность по предупреждению преступлений, так называемого «Закона о профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-альной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений, как это уже предлагалось некоторыми крими-нологами.
Правовая база несколько отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон о борьбе с коррупцией", "Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.
Планирование может быть двух видов:
а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в себя кон-цептуальные положения развития, формулировку приоритетов, це-лей и основных задач;
б) текущее, которое содержит перечень меро-приятий, сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.
Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" (получено по рассылке)
В настоящее время в России действует "Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой программы являются:
- преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией;
- противодействие организованной преступности;
- меры по борьбе с терроризмом;
- повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений;
- обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений;
- реформирование уголовно-исполнительной системы;
- реформирование правоохранительной системы;
- развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
- совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.
Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.).
Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона (Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484).
Раздел 4. Система программных мероприятий (указанной выше программы), включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
1. Развитие правовой, социальной и организационной основ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
2. Предупреждение преступлений.
3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан от преступных посягательств, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.
4. Преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией.
5. Противодействие организованной преступности.
6. Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов области.
4.2. Предупреждение преступлений.
Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление причин и условий способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании.
Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.
2 Решение двадцать второй сессии Областного Совета депутатов от 02.12.99 "Об областной целевой программе координации совместной деятельности администрации Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью на 2000 год" (Опубликовано не было).
3.Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году"
¦2.16¦Провести на территории области специализированные комплексные операции "Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт".
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о координации борьбы с преступностью и другими правонарушениями
5.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.
6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"
Классификация мер профилактики преступности
Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.
Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.
I.По методу предупредительного воздействия:
1)меры стимулирования (целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения );
2)меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать в криминогенные отношения).
Это - две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.
II.По механизму воздействия:
1)меры стимулирования (поощрения - предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия);
2)наказания (ответственности - принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и страданий правонарушителю, с достижением целей общего и специального предупреждения);
3)восстановления (компенсации - заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);
4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).
Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.
В уголовном праве Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами безопасности рассматривается в качестве так называемой “третьей колеи” уголовно-правового регулирования.
В реальной жизни более распространены “сплавы” мер предупреждения, в которых они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным (например кара + меры безопасности + возмещение ущерба при основном наказании в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное преступление + запрет на службу в милиции).
III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:
*общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);
*особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);
*индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.
IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:
1)общем;
2)специализированном;
3)индивидуальном уровнях.
Пример, решение проблем занятости населения - это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, - это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова - индивидуальная социальная профилактика.
Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное оружие для всех граждан - это общий уровень мер безопасности, особый режим выдачи лицензий для лиц, ранее судимых - это специальный уровень мер безопасности, а выдача лицензии конкретному гражданину Иванову - индивидуальный уровень мер безопасности.
Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.
V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:
1)на территории Российской Федерации;
2)субъекта Федерации;
3)города, района, микрорайона, предприятия, административного участка.
VI.В зависимости от степени дозволенности:
1)дозволительные меры предупреждения ("разрешено все, что не запрещено " - меры социальной профилактики);
2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);
3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).
VII.По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить:
на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.
VIII.По содержанию:
1)экономические; 2)социально-политические; 3)идеологические; 4) культурно-воспитательные; 5)правовые; 6)организационно-управленческие и технические меры.
ХI.В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия, выделяются следующие меры предупреждения:
1)корыстной, 2)насильственной, 3)сексуальной, 4)экономической, 5)профессиональной, 6)организованной преступности, 7)преступности несовершеннолетних, 8)женщин и т.д.
X.В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:
1)меры ранней профилактики (меры предкриминального контроля - пр., постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);
2)меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля - меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).
ХI.По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение:
1) общественной опасности личности;
2) криминогенных ситуаций;
3) условий формирования криминогенных установок личности.
4)меры, направленные на личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.
ХII.По субъектам применения:
а) государственными органами и их должностными лицами;
б) общественными организациями.
20.Виды и этапы предупреждения.
Виды предупредительного воздействия на преступность
1.Ранняя профилактика - объектом ранней профилактики выступают факторы неблагоприятного формирования личности. И такие формы антиобщественной направленности и жизненной ситуации, которые ведут к совершению аморальных поступков, дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений, могущих перейти в преступное поведение.
2.Непосредственная профилактика - направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. К этой категории близко примыкают те лица, которые совершили деяния, содержащие признаки преступления, но освобожденные от уголовной ответственности и наказания. Непосредственная профилактика занимает значительное место в деятельности ОВД, по выборочным данным она осуществляется в отношении свыше 60% лиц, состоящих на учете.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|