скачать рефераты

МЕНЮ


Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, тунеядцев, хулиганов и т. п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определенного вида (например, фактов бесхозяйственности, приписок, бытовое хулиганство); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей, в) Подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое, по данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы «допреступного» антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явиться и самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.

г) Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек.

д) Проникновение по разным каналам идеологического влияния империалистической пропаганды, пытающейся внедрить в среду молодежи, например при помощи радиопередач, туристских контактов, взгляды и привычки повседневного поведения, несовместимые с целями и идеалами нашего общества.

е) Формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствует:

Безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она констатируется не менее чем в четырех пятых случаев преступлений рассматриваемой группы. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т. д.

Безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые «накладываются» в таких случаях на ситуацию. Например, выборочные исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20 -- 50% случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это -- неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т. п.

Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, процентомании, отказа от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, учащиеся не получают должной «закалки» против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется, как уже отмечалось (см. § 2), обычно за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье: ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет узость запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.

Недостатки в организации трудоустройства и воспитания в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления -- особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», -- способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками отрицательных влияний.

Недостатки в организации досуга, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания '. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов. 10. Наряду с недостатками в деятельности семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, культурно-воспитательных и спортивных учреждений, формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в поведении несовершеннолетних существенно способствуют также недостатки организационно-управленческого характера в правовоспитательной и правоохранительной деятельности.

Недостатки правового воспитания -- это отрыв разъяснения прав молодых членов общества от разъяснения их обязанностей; подмена вопросов о личной ответственности несовершеннолетних за право-нарушающее поведение вопросами ответственности воспитателей; недостаточное внимание к формированию четких представлений о социальной роли закона, убеждения о единстве требований законности и целесообразности, о значимости законности в каждодневном поведении, классовой характеристики правомерного и право-нарушающего поведения.

Недостатки в деятельности органов, на которые возложены непосредственное предупреждение и борьба с преступностью несовершеннолетних. Сюда относятся: недостатки надзора за исполнением законов о воспитании и охране прав подрастающего поколения; неполнота выявления и постановки на учет несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, и «трудных» семей; неполнота регистрации и несвоевременность раскрытия преступлений, применение необоснованно мягких мер наказания, преждевременное условно-досрочное освобождение или выпуск из специального воспитательного учреждения; игнорирование необходимости длительного наблюдения за поведением лиц, освобожденных из ВТК, условно осужденных, лиц, к которым применена отсрочка исполнения приговора; слабая работа шефов и общественных воспитателей и т. д.

Затрудняют борьбу с преступностью и недостатки в применении правовых актов о борьбе с пьянством в среде несовершеннолетних (в том числе о запрете продавать им спиртные напитки).

Значительные резервы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних связаны прежде всего с устранением недостатков индивидуального предупреждения преступлений. Четыре из каждых пяти подростков, совершивших преступления, до этого в течение относительно длительного периода совершали менее значительные нарушения, тяжесть и интенсивность которых постепенно усиливалась.

На рецидивную преступность несовершеннолетних влияют факты необоснованной замены наказания воспитательными мерами, неправильного применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения, досрочного освобождения либо применения этих мер без должного разъяснения их смысла, со ссылками главным образом на возраст виновного и без обеспечения интенсивного контроля за поведением, в результате чего у подростков возникает представление о своей «неуязвимости». Вместе с тем законное и обоснованное назначение и исполнение названных мер позволяет свести рецидив к минимуму (до 3--5%). В случаях помилования несовершеннолетних рецидив близок к нулю.

35.Обшие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

Каждый год в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростоков - правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

Предупреждение преступности - это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних - является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних - это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

Политика в области несовершеннолетних - это деятельность направленная на защиту и охрану несовершеннолетних, их прав и законных интересов.

Основные элементы политики (формирование и реализация).

Направление формирования и реализации политики (основные задачи, принципы, направления и средства предупреждения).

Субъекты политики (явление преступности несовершеннолетних);

Объекты политики (государственные и негосударственные институты);

Цели политики (защита человека ,общества и государства от преступных посягательств).

Национальная политика нашего государства в отношении несовершеннолетних нашла свое выражение в следующем:

-в обязательствах по выполнению Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ;

-в Основных направлениях государственной социальной политике по улучшению положения детей в РФ до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 1995г. №942;

-в Указе Президента РФ от 1июня 1992г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»;

-в Президентской программе «Дети России».

Важным этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет:

-Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета" от 30 июня 1999 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177

Выделяется два вида предупреждения преступности:

1)общее предупреждение преступности - направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

2)индивидуальное предупреждение преступности - направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Справка: На конец 1995 г. в РФ действовали 61 воспитательная колония для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

В 1995 г. в России работали только 32 специальные школы закрытого типа (в том числе одна - для девочек), одна специальная школа открытого типа, 15 специальных профессионально-технических училищ закрытого типа (в том числе 4 для девочек) и одна специальная (коррекционная) школа для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния.

По данным МВД РФ, в 45 регионах России отсутствуют закрытые учебно-воспитательные учреждения для младших подростков. По оценке специалистов, только 9% подростков, которые нуждаются в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995-1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками совершено 2085 преступлений.

Субъекты предупреждения преступности несовершеннолетних:

1.комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел.

Объект предупреждения преступности (преступления) - представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

Объекты предупреждения преступности несовершеннолетних:

-причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних;

-личность несовершеннолетнего преступника;

-причины и условия конкретного преступления;

-группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни;

-преступные группировки.

В отношении кого может проводиться индивидуальная профилактика:

1) безнадзорного - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

1) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

2) несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами неуказанными выше в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работай проводится в следующие сроки:

-необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;

-либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;

-или до достижения ими возраста восемнадцати лет;

-или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.