скачать рефераты

МЕНЮ


Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

При решении кадровых вопросов часто вопреки существующим запретам принимают на работу, связанную с распоряжением, хранением материальных ценностей, их учетом и контролем за их сохранностью, лиц: а) ранее судимых за корыстные преступления; б) уволенных с предыдущего места работы в связи с утратой доверия; в) часто меняющих работу и место жительства; г) злоупотребляющих спиртными напитками.

Такой подход к подбору кадров образует одно из условий, способствующих хищениям.

Нарушения в производстве и торговле товарами повышенного спроса и в организации некоторых видов бытовых услуг населению, включая и случаи искусственного образования их дефицита, стимулируют действия расхитителей, поскольку облегчают сбыт имущества, добытого преступным путем.

Во многих трудовых коллективах не должным образом поставлено правовое воспитание по вопросам бережного отношения к социалистическому имуществу, борьбы с хищениями. К проблемам в этой работе можно отнести такие недостатки: а) неконкретность разъяснительной работы; б)слабое участие членов трудовых коллективов в различных формах общественного контроля за сохранностью социалистического имущества; в) несвоевременность и недостаточность мер воздействия в отношении лиц, небрежно относящихся к народному добру.

Недостатки правового воспитания по месту жительства в свою очередь способствуют: а) созданию благоприятной обстановки для приобретения некоторыми лицами различных материалов, запасных частей, изделий, похищенных на предприятиях, стройках; б) терпимости в отношениях к лицам, живущим явно не по средствам.

Еще наблюдается отсутствие должного внимания индивидуальной профилактике по месту работы и жительства лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими хищений. На это указывают такие факты, как злоупотребление спиртными напитками, склонность к широкому не по средствам образу жизни, к азартным играм; участие в административно наказуемых мелких хищениях; лица из компании, окружавшей осужденных за хищения.

4. Затрудняют предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений против социалистической собственности недостатки в деятельности правоохранительных органов. Это, в частности: а) невыявление объектов, требующих особого внимания с точки зрения предупреждения хищений; б) отсутствие должной координации усилий с органами народного контроля, контрольно-ревизионными органами, специализированными формированиями общественности; в) недостаточная эффективность прокурорского надзора и деятельности службы БХСС в выявлении и устранении нарушений на предприятиях, в организациях и т. д., способствующих хищениям, а также по устранению каналов сбыта похищенного; формальное отношение к сигналам об этом; г) нетребовательность относительно установки охранной сигнализации и других технических средств, препятствующих хищениям; д) несвоевременность возбуждения, неполнота расследования и воспитательно-профилактической работы по делам о хищениях, недооценка мер по обеспечению возмещения ущерба, изъятия нажитого преступным путем, конфискации имущества в предусмотренных законом случаях; е) недостаточная активность и целеустремленность борьбы с пьянством, поскольку «пьяная» мотивация лежит в основе большинства ситуативных хищений, особенно краж на производстве; ж) отсутствие или недостаточность индивидуальной профилактической работы с лицами, прошлое поведение, связи, позиция которых указывают на возможность совершения преступлений против социалистической собственности.

42.Особености причин и условий совершения преступлений против собственности.

1. Причины преступлений против личной собственности связаны с корыстной мотивацией, многие объясняются склонностью к паразитизму. Устойчивая или развивающаяся ориентация на уклонение от общественно полезного труда в сочетании с корыстолюбивыми устремлениями «широко пожить», с удовлетворением престижных для ближайшего окружения желаний приводит и к устойчивым деформациям досугово-бытовых интересов, потребностей, привычек: к укоренению стереотипа увеселительного времяпрепровождения, пьянству, наркотикам, азартным играм, случайным половым контактам. По данным выборочного исследования, больше половины осужденных за все виды преступлений против личной собственности систематически пьянствовали, почти ежедневно посещали рестораны, участвовали в азартных играх. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы бросить воровать?» -- большинство опрошенных осужденных за карманные кражи ответили: «Бросить пить и наркоманить». Такой стереотип досугово-бытовой психологии, связанный с каждодневным расходованием («разбрасыванием») достаточно крупных денежных средств, в свою очередь становится мотивационной основой продолжения совершения корыстных преступлений.

При этом определенную роль играет психология вещизма, накопительства. У многих осужденных за разбои с проникновением в жилище, кражи автомашин, карточное мошенничество и некоторые иные виды корыстных преступлений квартиры были обставлены дорогой мебелью, имелись машины, стереоаппаратура и другие «престижные» вещи.

В то же время применительно к рассматриваемым преступлениям практически прекратили существование причины, связанные с плохими материальными обстоятельствами жизни. Исключение составляют случаи, когда такие обстоятельства создаются самим лицом в результате бродяжничества, бегства из дома, систематического пьянства и т. п. Мотивация «материальной недостаточности» приобрела совершенно иной смысл, стала пониматься в смысле нехватки денег на спиртные напитки, посещения ресторанов, дорогостоящие покупки предмета далеко не первой необходимости.

В формировании корыстно-паразитической мотивации первостепенная роль принадлежит семейно-бытовой среде и влиянию преступных и иных антиобщественных элементов. Более трети корыстных преступников имели в ближайшем окружении пример антиобщественного поведения родственников, судимых за корыстные преступления; более половины осужденных за кражи знали до начала преступной деятельности о безнаказанном совершении преступлений лицами из бытового окружения, поддерживали с ними контакты. По данным выборочного исследования, каждая четвертая кража и каждый третий грабеж совершался несовершеннолетними с участием взрослых. Показательно, что три пятых карманных воров стали ими при активном содействии рецидивистов. Нельзя, в частности, не учитывать при анализе причин корыстных преступлений влияния на психологию некоторой неустойчивой части молодежи уголовных традиций, ложной романтики и измышлений о «красивой» жизни преступников, в том числе пропагандируемых рецидивистами для вовлечения в свою среду несовершеннолетних.

3. К специфическим условиям, которые способствуют совершению корыстных преступлений, относятся: а) упущения и недостатки в хозяйственной и организационно-управленческой деятельности, жилищно-коммунальных органов, снижение защищенности жилищ и хранилищ от проникновения в них преступников, а также защищенность лиц, находящихся на улицах, во дворах, в подъездах от посягательств. Например, слабая укрепленность дверей и дверных коробок, несложность конструкций замков, отсутствие удовлетворяющих спрос платных стоянок, гаражей и противоугонных средств для автомашин; слабая освещенность улиц, дворов и подъездов, отсутствие или ненадежность систем сигнализации, возможностей быстрого вызова работников милиции; б) существенные недостатки борьбы со сбытом похищенного имущества. Сейчас уже почти нет традиционных скупщиков краденого («барыг»): они специализируются лишь на отдельных видах похищаемых предметов (чаще предметов старины и искусства). По данным выборочного исследования, в девяти случаях из десяти похищенное имущество сбывалось в магазинах, предприятиях бытового обслуживания или прямо на улицах. Причем значительная часть таких «скупщиков» догадывалась » происхождении имущества, однако желание приобрести его за бесценок побеждало.

Виктимологические условия. Так, около двух пятых случаев краж из квартир (а в сельской местности -- почти в трех пятых случаев) потерпевшие сами создавали обстановку, облегчающую доступ преступников в жилище (оставляли открытыми двери, окна, ключи в легко доступных местах). В случаях мошенничества «вина» жертвы этого преступления часто связана с готовностью самого потерпевшего участвовать в заведомо незаконной сделке. Небрежность владельцев в обеспечении охраны ярко способствует ряду краж автомашин и даже разбойных нападений с проникновением в жилище. Значительная часть уличных грабежей осуществляется в отношении лиц, находящихся в сильной степени опьянения или легкомысленно принимающих приглашения незнакомых людей отправиться к ним «в гости».

Условием, облегчающим продолжение преступной деятельности карманных и квартирных воров, лиц, coвершающих грабежи и разбои, мошенничества, является также пассивность части потерпевших после совершения преступления, промедление или отказ от поил >ш заявления, неоткровенные показания об обстоятельствах дел, компрометирующих заявителя.

43.Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.

1. Предупреждение хищений, как и обеспечение бережного отношения к государственной собственности, к народному добру в целом, базируется на общесоциальных мероприятиях по развитию производства, совершенствованию управления экономикой, ориентированию всей экономической деятельности на конечные народнохозяйственные результаты; по воспитанию членов общества в духе высокой сознательности и чувства социальной справедливости и ответственности. Совершенствование экономического механизма, поднятие его на уровень новых требований органически включает и всестороннее использование идеологических и таких экономических рычагов как хозрасчет, прибыль, цена, материальные поощрения и санкции для решительной борьбы с бесхозяйственностью. В этой связи проводится большая работа по выявлению и устранению в сферах технологии и организации производства, хранения, перевозки, реализации, учета и контроля материальных ценностей и денежных средств недостатков, которые затрудняют борьбу с непроизводительными издержками и потерями.

Указанные меры способствуют и предупреждению формирования личностных качеств, на основе которых может возникнуть и реализоваться мотивация совершения хищений. Они стимулируют активное участие широкого круга трудящихся в охране социалистической собственности.

2. На базе названных мероприятий развертывается специальная профилактика хищений, в которой участвуют, координируя свою деятельность, хозяйственные министерства, ведомства, трудовые коллективы ', органы ведомственного и вневедомственного контроля (включая народный контроль, инспекции); правоохранительные органы -- суд, прокуратура, органы внутренних дел, юстиции, арбитража и общественные организации. Их профилактическая деятельность направлена на то, чтобы организационными, финансовыми, юридическими средствами накрепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на собственность.

Задачи и функции в борьбе с хищениями специально выделены и закреплены законом применительно ко всем субъектам этой борьбы. При этом каждый субъект ориентирован на взаимодействие с другими, но при условии соблюдения компетенции, недопустимости дублирования, подмены, попыток «делать все за всех». Реализация этого требования обеспечивается путем выделения конкретных целей и мероприятий по борьбе с хищениями в самостоятельные разделы планов экономического и социального развития; межведомственных (комплексных) планов борьбы с правонарушениями; разработки целевых программ различных уровней; выделения отдельных пунктов в условиях социалистического соревнования и коллективных договорах. Состояние, совместные задачи и меры повышения эффективности борьбы с хищениями периодически обсуждаются на межведомственных координационных совещаниях. В советах профилактики трудовых коллективов рекомендуется образовывать секции по борьбе с хищениями и бесхозяйственностью.

3. По направленности меры специального предупреждения хищений подразделяются на обеспечивающие:

формирование общественной атмосферы непримиримости к посягательствам на социалистическую собственность, готовности членов общества активно участвовать в борьбе с ними в соответствии со ст. 61 Конституции СССР;

надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране социалистической собственности;

выявление и устранение условий, создающих возможность для хищений;

использование общепревентивного воздействия уголовно-правовой борьбы с хищениями на лиц, склонных к их совершению; использование уголовно-правовых средств предупреждения хищений путем привлечения к ответственности за менее тяжкие преступления;

индивидуальное воспитательно-профилактическое воздействие (общественное и правовое) на лиц, склонных к совершению хищений, включая пресечение или нейтрализацию отрицательных влияний на них.

4. Первая группа мер специального предупреждения формирует общественное мнение и традиции трудовых коллективов путем: а) обсуждения значения, задач конкретных возможностей борьбы с хищениями, ущерба, который они причиняют (в том числе с мелкими хищениями) на собраниях, производственных совещаниях, в лекциях и беседах, на занятиях в сети политической и экономической учебы, через средства массовой информации; б) наставничества; в) проведения а коллективах заседаний товарищеских судов, выездных заседаний административных комиссий, судов; г) обсуждения представлений, определений и информации правоохранительных органов; д)вовлечения членов коллектива в практическую деятельность по охране народного добра: рейды, проверки, смотры и т. д.

5. Ко второй группе относятся ревизии, инвентаризации, проверки и другие меры государственного и общественного контроля и надзора за состоянием охраны социалистической собственности в процессе различных операций с материальными и денежными ценностями в различных отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях, коллективах.

6. Третья группа включает меры перечисленных выше субъектов борьбы с, хищениями по: а) совершенствованию норм расходования сырья и естественной убыли; б) усилению защиты документов от подлога, совершенствованию форм документов и схем документооборота, чтобы максимально затруднить внесение ложных данных; в) внедрению технических средств охраны материальных и денежных ценностей (в том числе затруднить возможность использования ЭВМ для хищений); г) расширению возможностей контроля за реальностью операций по приему, выдаче, перевозке денежных, материальных ценностей и совершенствованию условий хранения имущества; д) предупреждению и пресечению случаев назначения на должности, связанные с материальной ответственностью, с учетом имущества или с контролем за его сохранностью, лиц, не внушающих доверия '; е) пресечению возможных каналов сбыта похищенного.

Перечисленные меры должны применяться в комплексе. Своевременность, достаточность, гласность их применения значима и для формирования общественного мнения о надежности охраны социалистической собственности, готовности граждан активно участвовать в выявлении и устранении условий, создающих возможность для хищений.

7. Четвертую группу образуют меры: а) формирующие у населения убеждение в реальности, неотвратимости ответственности расхитителей и «невыгодных» для них материальных последствий преступной деятельности, в том числе кратного взыскания причиненного ущерба (выездные заседания судов, публикация сообщений о приговорах, информации в коллективах и т. д.); б) обеспечивающие неотвратимость и гласность ответственности за совершение должностных и хозяйственных преступлений, создающих благоприятную ситуацию для хищений (приписки, злоупотребление служебным положением, неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.).

8. Пятую группу составляют меры воздействия и пресечения отрицательных влияний на лиц, прошлое поведение которых, связи, неуважительное отношение к принципу распределения по труду, стремление жить на широкую ногу любой ценой, склонность к пьянству, азартным играм и т. п. делает возможным совершение хищений. Индивидуального воспитательно-профилактического воздействия требуют и лица, уличенные в малозначительных еще служебных злоупотреблениях корыстного характера.

Рассматриваемая группа мер, в частности, включает: а) разовое или длящееся воздействие со стороны коллектива и общественных организаций (беседа, общественное взыскание, обсуждение, рассмотрение товарищеским судом и т. д.); б) дисциплинарное воздействие, перевод в другое производственное подразделение на основании ст. ст. 25--27, 35 КЗоТ с тем, чтобы устранить криминогенную ситуацию; в) вызов для официального предостережения в орган милиции, постановку на профилактический учет, контроль по линии органа милиции и специализированных формирований общественности, назначение шефов; г) административно-правовое воздействие, взыскание ущерба.

44.Предупреждение преступлений против собственности.

1. Профилактика корыстных преступлений против личной собственности граждан базируется на крупномасштабных общесоциальных мероприятиях экономического, идейно-воспитательного, организационного характера. Они создают основу для искоренения отсталых взглядов и «традиций». Указанные мероприятия дают возможность для наступательной борьбы с пьянством, с негативными формами досугово-бытовой психологии, с недисциплинированностью в труде, на работе и в поведении в общественных местах.

Существенное значение для профилактики корыстных преступлений имеет расширение в объеме имеющейся потребности телефонной сети, сети гаражей и стоянок для индивидуального автомототранспорта, улучшение освещенности улиц, дворов, подъездов.

2. К специально-профилактическим мерам относятся:

а) техническая укрепленность входов квартир и охранная сигнализация, выпуск надежных систем замков, оборудование подъездов кодовыми замками;

б)развитие правовой пропаганды, направленной на устранение виктимологических условий, способствующих рассматриваемым преступлениям. Например, широкое освещение в середине 70-х годов на страницах печати вопросов борьбы с мошенническими действиями шулеров способствовало заметному сокращению числа этих преступлений, в том числе в аэропортах, санаториях и домах отдыха, поездах;

в) целевые рейды по предупрелсдению краж из квартир, мошенничества, уличных грабежей и разбоев, проводимые органами внутренних дел совместно с общественностью. Они имеют большой профилактический эффект, так как в процессе их нередко выявляются лица без определенных занятий и места жительства, гастролеры-рецидивисты и т. д., демонстрируется лицам, склонным к совершению корыстных преступлений, защищенность объектов возможных посягательств. Специфическим мероприятием по предупреждению краж с проникновением в жилище граждан является также организация дежурств силами жильцов в подъездах своих домов. Этот опыт Москвы нашел поддержку и в других городах страны;

г) дислокация патрульно-постовой службы во взаимодействии с дружинниками и активом общественных пунктов охраны порядка с тем, чтобы обеспечить постоянное или периодическое наблюдение за местами, где чаще совершаются корыстные преступления, и в соответствующее время суток;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.