скачать рефераты

МЕНЮ


Основы стратегического планирования

Чем выше ЧДД, тем эффективнее проект. Из нескольких альтернативных вариантов выбирается тот, который приносит больший суммарный доход.

Оценка эффективности инвестиционного проекта с помощью показателя внутренней нормы доходности предприятия (ВНД или IRR)

Самым популярным показателем оценки эффективности инвестиционного проекта является внутренняя норма доходности (ВНД) или IRR (internal rate return).

Внутренняя норма доходности (ВНД) – это та ставка дисконта, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю и все затраты окупаются, то есть то критическое значение ставки дисконта, при которой ЧДД с положительного меняется на отрицательный.

Внутренняя норма доходности характеризует максимальную отдачу, которую можно получить от проекта, то есть ту норму прибыли на вложенный капитал, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю.

Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, эффективен он или нет при заданной сразу ставке дисконта, то ВНД определяется в самом процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой доходности на вкладываемый капитал.

Формула расчета ВНД выглядит следующим образом:


∑ (П t –З t) : (1 - ВНД)t = ∑ К t : (1 - ВНД)t, при этом ВНД = r и ЧДД = 0


Данное уравнение при нескольких денежных потоках не решается. Практически вычисление величины производится методом последовательного приближения с помощью программных средств (методом итераций).

Критерии оценки эффективности инвестиционного проекта выражаются следующим образом:

если ВНД (или IRR) > или равен требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиционный проект эффективный;

если ВНД (или IRR) < требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиционный проект неэффективный.

В большинстве случаев, если инвестиционный проект считается привлекательным на основе своей внутренней нормы доходности, то значение чистого дисконтированного дохода тоже будет положительным, и наоборот. Если сравнение различных вариантов инвестиционных проектов по ЧДД и ВНД приводят к противоположным результатам, то предпочтение отдается ЧДД, как более точному и приоритетному показателю.

Оценка эффективности инвестиционного проекта с помощью показателя индекса доходности (ИД или PI)

Индекс доходности (ИД или PI) представляет собой отношение разности дисконтированных поступлений и текущих затрат к величине капиталовложений.


ИД = [ ∑ (П t –З t) : ∑ К t ] х 1/ (1 + r) t


Критерии оценки эффективности инвестиционного проекта выражаются следующим образом:

если ИД > 1 и если ЧДД > 0, то инвестиционный проект эффективный;

если ИД <1 и если ЧДД < 0 , то проект неэффективный.

Оценка эффективности инвестиционного проекта с помощью показателя дисконтированного периода окупаемости (или PB)

Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта представляет собой минимальный временной интервал от начала осуществления проекта, за который возместятся первоначальные капитальные затраты суммарными результатами от реализации проекта.

Дисконтированный срок окупаемости аналогичен простому сроку окупаемости, но использует дисконтированные значения всех затрат и доходов.

Ни один из вышеперечисленных методов сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Наряду с рассмотренными выше показателями определяются и другие показатели: точки безубыточности, различные финансовые показатели (ликвидность, оборачиваемость капитала, рентабельность продаж, производства и др.).

Решение об инвестировании принимается с учетом всех показателей и в интересах всех участников инвестиционного проекта.


Лекция № 11. Бизнес-планирование


1. Сущность бизнес-планирования


Существует множество определений бизнес-планов. Более полно отражается его назначение и цели в следующее формулировке: бизнес-план основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или развития действующего производства (деятельности).

Основными объектами бизнес-планирования в рыночных отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Бизнес-план - это план развития предприятия (деловой единицы), необходимый для освоения новых сфер деятельности или расширения, развития предприятия, а также для создания новых видов бизнеса. Бизнес-планы получили наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

В современных условиях бизнес-план служит для производителей инструментом хозяйствования, а для инвесторов – основным ориентиром при кредитовании и финансировании предстоящего проекта. Прежде чем принять решение о выделении инвестиций, любой инвестор требует предоставление материала по инвестиционному проекту в виде взаимосвязанных разделов, содержащих текстовое описание и расчеты, которые отражают все аспекты будущего коммерческого предприятия, возможные проблемы и способы их разрешения.

Бизнес – план разрабатывается для обоснования:

·                   текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;

·                   возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также для возврата заемных средств;

·                   целесообразности получения государственной поддержки;

·                   предложений по созданию новых производств.

На вновь создаваемые или открываемые предприятия и фирмы разрабатывается комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства продукции (услуг). На действующих предприятиях бизнес-планы создаются с целью достижения соответствующих стратегических, оперативных направлений и задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, с реструктуризацией производства и т.п. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление производственных фондов, развитие технологий, поиск новых рынков. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес-планов.

Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Но бизнес-планирование и стратегическое планирование – нетождественные понятия.

От стратегического плана бизнес-план отличается тем, что:

1)     бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только некоторые из них. Бизнес-план направлен только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие виды стратегий, например, стратегию сокращения;

2)     бизнес-план разрабатывается на инновационные и инвестиционные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечение которых работа над бизнес- планом завершается. Стратегические планы – это планы с растущим горизонтом времени;

3)     в бизнес–плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес – плана.

Отечественные специалисты не имеют пока достаточного опыта разработки бизнес-планов применительно к российской специфике с ее спадами производства, значительными темпами инфляции, отсутствием объективной информации по конкурентам. Поэтому простая экстраполяция зарубежного опыта по бизнес-планированию на российский формат не всегда успешна. Близким по сути к бизнес-плану выступает технико-эксплуатационное обоснование или ТЭО. ТЭО содержит проработку инженерно-конструкторских, строительных и технологических решений. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО – это специфический документ, в котором акцент делается на производственно-техническую часть, в то время как рыночные проблемы остаются менее раскрытыми. ТЭО более глубоко детализировано в техническом отношении и предназначено для узких специалистов. Бизнес-план предназначен для более широкого использования.


2. Структура бизнес-плана


Зарубежная и отечественная практика показывает, что нет единой структуры бизнес-плана, так как различаются сферы, объемы и исходные условия предпринимательской деятельности.

Из всех вариантов на сегодняшний момент более конкретизированным является утвержденный Правительством РФ "Макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на конкурс для получении средств из бюджета РФ". Он является приложением к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1470). Ориентировочный объем бизнес-плана составляет не более 40 страниц при стоимости проекта 500 тыс. долларов США и не более 80 страниц – при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов.

Наиболее предпочтительна следующая структура бизнес-плана:

1)     резюме (или цель и основное содержание проекта);

2)     характеристика предприятия и стратегия его развития;

3)     описание продукции (услуг);

4)     анализ рынков сбыта (отраслевого, регионального, международного), стратегия маркетинга;

5)     производственный план;

6)     организационный план;

7)     инвестиционный план (план капитальных вложений);

8)     финансовый план;

9)     оценка эффективности инвестиционного проекта;

10)оценка риска;

11)юридический план;

12)приложения.

Помимо перечисленных разделов бизнес-плана необходимо оформить титульный лист, который включает в себя следующую информацию: заголовок бизнес-плана, дату его подготовки, краткую информацию о предприятии и о разработчике бизнес-плана (название фирмы, адрес, лицензия и т.д.). Срок планирования в бизнес-плане чаще всего составляет от трех до пяти лет. При этом показатели первого года иногда делают в помесячной разбивке, второго года – в поквартальной разбивке, начиная с третьего года – в годовой разбивке.


2.1 Резюме


Резюме – это сжатый обзор, выражающий основную идею проекта обобщенные выводы по разделам бизнес-плана. Работа над подготовкой резюме является очень важной, поскольку если оно сразу не произведет благоприятного впечатления на будущих инвесторов и кредиторов, трудно будет рассчитывать на их поддержку. Раздел фактически готовится в два этапа. Сначала устанавливаются предварительные данные, а после выполнения всех разделов, они уточняются, и завершается работа над первым разделом. Объем не должен превышать 2-4 страниц. Резюме состоит их трех подразделов:

·                    введение, в котором обосновывается главная цель проекта, раскрывается сущность и новизна, показываются его созидательность, конкурентоспособность;

·                    основное содержание, где в концентрированной форме излагаются основные преимущества данного проекта и приводятся важнейшие производственно-экономические показатели – прогноз сбыта, стоимость проекта, издержки производства, доходы предприятия, источники финансирования;

·                    заключение, в котором обобщаются конечные результаты деятельности предприятия, социально-экономическая значимость проекта.


2.2 Характеристика предприятия и стратегия его производства


В данном разделе дается характеристика предприятия в целом (особенно, если это уже действующее предприятие), его роль и место в отраслевой иерархии. При описании предприятия кратко отражается его история, основные достижения и слабые стороны, приводятся характеристика имеющихся производственных фондов, загрузка производственных мощностей, основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия за предшествующий период.

При описании стратегии развития предприятия раскрываются главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, увеличение объемов производства, экономия ресурсов, внедрение новых технологий и т.д.), а также конкретные мероприятия по достижению заданных целей.

2.3 Описание продукции (услуг)


Описание продукции (услуг) заключается в подробном и полном представлении в бизнес-плане основных характеристик будущей продукции (услуг), предлагаемых к поставке на соответствующий рынок.

В данном разделе приводится следующая информация:

·                   область применения;

·                   основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные);

·                   соответствие международным и национальным стандартам;

·                   новизна технических и технологических решений;

·                   наличие патентов, лицензий, сертификатов;

·                   требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

·                   . контроль качества;

·                   Данные об экологической безопасности.

При описании продукции необходимо ответить на вопросы:

1) в чем особенность или уникальность данной продукции и почему потребители должны отдавать ей предпочтение перед другими товарами-конкурентами;

2) если продукция не имеет особенностей, то почему потребители будут покупать продукцию у вас (из-за удобства расположения, из-за ассортимента и т.д.).


2.4 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга


В данном разделе излагаются основные моменты обоснования плана продаж продукции, основанные на анализе рынков и стратегии маркетинга.

Анализ рынков должен включать:

·                   общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции (услуг), оценку их размера;

·                   данные о доле предприятия на рынках;

·                   прогнозируемую динамику развития рынка;

·                   основные факторы, влияющие на изменение рынка;

·                   оценку возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции (технический уровень, цена, качество продукции);

·                   технологическое и финансовое состояние предприятий-конкурентов (по возможности);

·                   преимущества данного предприятия перед конкурентами;

·                   основные требования потребителей продукции.

Для продукции, предполагаемой к сбыту на внешних рынках, указываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения, выдвигаемые страной-импортером.

Стратегия маркетинга приводится обычно в отдельном подразделе, в котором отражается:

·                   стратегия сбыта. Необходимо указать, на что она нацелена (на увеличение доли рынка, продвижение на новые рынки и т.д.);

·                   прогнозируемые данные о цене на продукцию с обоснованием правильности выбора политики ценообразования (сравнение с ценой, качеством конкурентов. Какова величина доходов предприятия при стабильных ценах и их изменении?);

·                   тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);

·                   политика по послепродажному обслуживанию (ремонтными или сервисными мастерскими, центрами) с указанием затрат на организацию обслуживания;

·                   обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

·                   план мероприятий по продвижению продукции на рынки.

Подраздел "Стратегия маркетинга" необходим не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и для установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами.


2.5 Производственный план


Данный раздел составляется на срок реализации проекта (горизонт расчета). В него включается следующая информация:

·                   программа производства и реализации продукции (услуг);

·                   производственные мощности (здания, сооружения, технологическое оборудование);

·                   материально-техническое обеспечение;

·                   план по издержкам производства и сбыту продукции.

Программа производства и реализации продукции составляется на основании маркетинговых исследований и оформляется в виде отдельной таблицы.

Информация о производственных мощностях зависит от того, является ли объектом инвестирования действующее предприятие или это вновь создаваемое, строящееся предприятие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.