Выбор стратегии деятельности предприятия
Проект
подобного бизнес плана представлен ниже. Он содержит обоснованное заключение о
конкурентоспособности тракторов ОАО «ХТЗ» на немецком рынке , подробное
описание достоинств нового изделия ХТЗ по сравнению с предыдущими моделями.
Также бизнес-план подтверждает обеспеченность всеми необходимыми ресурсами ,
кроме комплектующих, для практического осуществления планируемого увеличения.
6.2 БИЗНЕС – ПЛАН «ХТЗ им. С . ОРДЖОНИКИДЗЕ»
НА 2001 ГОД»
Бизнес план начинается с резюме в котором как правило в обобщенном виде
излагаются основные направления планирования и основные результаты, которые
будут получены на практике.
Резюме
Цель
бизнес-плана – это увеличение выпуска тракторов новых модификаций ХТЗ – 17021,
оборудованых двигателем немецкой фирмы «Дойц АГ». В 2001 году ОАО «ХТЗ»
намечено выпустить товарной продукции на сумму 356309,7 тыс.грн., в том числе
тракторов различных модификаций класса 3-4 т.е. и тракторов малой мощности
2835 шт., запчастей к ним на 31756 тыс. грн., кооперированых поставок на 18017
тыс.грн., ТНП на 3803 тыс.грн., Плановый объем товарной продукции превышает
отчет 1999 г. в 1,5 раза по тракторам всех модификаций – в 1,46 раза, по
кооперации – в1,28 раза, ТНП – в 2,6 раза. Выпуск тракторов в 1999 г обеспечивает
потребность рынка на 15-20 %. Продукция ХТЗ имеет гарантийный срок
обслуживания – 1 год. Для оперативного восстановления вышедших из строя
тракторов, находящихся на гарантии, предпрриятие имеет опорные базы на Украине,
в России и Белоруссии. Запланированый выпуск товарной продукции в 2000 году
обеспечит увеличение загрузки мощностей завода в 1,4 раза в сравнении с 1999
годом.
В 2001
году намечено увеличить в 2,2 раза, к уровню 1999 года, выпуск новых тракторов
ХТЗ – 17021 , оснащенных двигателем BF16M1013E немецкой фирмы «Дойц АГ» и каркасной кабиной.
Для
производства продукции в объеме 356000 тыс. грн. необходимы следующие ресурсы :
-
материалы - 36132 тыс.грн.
- покупные
изделия - 156013 тыс.грн.
-
энергоресурсы - 35870 тыс.грн.
- численность
ППП - 13235 чел.
- фонд оплаты
труда – 27280 тыс.грн.
Расчетная рентабельность товарной продукции составит 13,1 %. Объем раелизуемой
продукции запланирован в размере 356013 тыс.грн, балансовая прибыль – 39231,4
тыс.грн.
II Краткая характеристика предприятия
В
настоящее время ХТЗ является открытым акционерным обществом. ОАО «ХТЗ им.
С.Орджоникидзе» было основано в форме акционерного общества путем
преобразования государственного сельскохозяйственного предприятия согласно
указа Минмашпрома Украины № 1656 от 22.12.94 г.
Юридический адрес предприятия : г.Харьков, Московский проспект, 275
Главный директор : П.П,Тодоров.
Отрасль : машиностроение
Вид
экономической деятельности : производство сельскохозяйственных тракторов.
III Характеристика
продукта
В
настоящее время ОАО «ХТЗ», как и многие другие предприятия машиностроения,
находится в сложном экономическом положении. В то же время завод продолжает
работу и обновляет продукцию. В 1998 году в ОАО «ХТЗ» начато серийное
производство первой модели нового поколения сельскохозяйственных машин –
колесного трактора ХТЗ – 17021. Эта машина предназначена для выполнения
наиболее энергоемких сельскохозяйственных работ , оснащена мощным, 170-сильным
двигателем BF6M1013E , каркасной, безопасной и более комфортной
кабиной и более усовершенствованной коробкой перемены передач, гидрообъемным
рулевым механизмом и рядом других узлов. Более 300 тракторов ХТЗ – 17021
работают на полях Украины. Кроме этого акционерное общество имеет заказы на
производство и поставку предприятиям АПК в текущем ггоду еще свыше 500 штук ХТЗ
– 17021. Спрос на новые машины продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить
минимальную годовую потребность агропромышленного комплекса в
сельскохозяйственных тракторах такого класса, необходимо закупать не менее
3500-4000 штук в год. Разработка конструкции, технологическая подготовка
производства новой базовой модели колесных тракторов, каким является ХТЗ –
17021, проведена ОАО «ХТЗ» самостоятельно преимущественно за свои средства.
Трактор может агрегатироваться практически со всеми отечественными
сельскохозяйственными машинами и механизмами. Гарантийное обслуживание и
ремонт осуществляется силами акционерного общества через систему опорных баз и
центров, которые имеются во всех регионах Украины.
Цена
трактора , по которой он реализуется сельскохозяйственным производителям, не
превышает 100000 грн. включая НДС (менее 20000 долларов США, по официальному
курсу Национального банка Украины) или более чем в 6 раз дешевле импортного, а
производительность , расход топлива и масла ХТЗ – 17021 практически одинаков.
В целях
повышения качества продукции в 2001 году планируется изготовить промышленную
партию тракторов ХТЗ-17021 , оборудованных кондиционерами.
IV
Характеристика рынков
Основные
потребители ОАО «ХТЗ» - это предприятия АПК, промышленные предприятия, дорожные
организации , фермерские хозяйства и частные лица Украины. В 2000 году
наибольший удельный вес в поставках тракторов занимали следующие области :
Харьковская 1311 шт 4,05 %
Киевская 412 шт 13,53 %
Днепропетровская 210 шт 6,90 %
Донецкая
120 шт 3,94 %
Сумская 82 шт. 2,69 %
Кроме
того, было поставлено в Россию – 32 трактора, в страны дальнего зарубежья – 68
тракторов. Благодаря внешнеэкономической деятельности общая сумма валютных
поступлений увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 1999 годом.
Основными
покупателями за рубежом являются :
-
Корея – 11 тракторов;
-
Китай – 11 тракторов;
-
Болгария – 40 тракторов;
-
Уругвай - 19 тракторов;
-
Германия – 12 тракторов.
Перспективным рынком сбыта является Иран.
В 2001 году планируется развивать рынок сбыта в Европе путем
лучшей информированности иностранных покупателей о продукции , выпускаемой ОАО
«ХТЗ» Намечается увеличить сбыт тракторов в Германию, так как тракторы
украинского производства хотя и уступают немецким аналогам (в основном по
причине неудовлетворительной организации сервисного обслуживания , условий
поставки и оплаты), но имеют большое преимущество в цене (в 5-6 раз дешевле)
V Характеристика конкурентов
Основным конкурентом ОАО «ХТЗ» является очень известная и популарная
фирма Германии «John Deere». Для того чтобы оценить возможность
нахождения ниши на немецком рынке, проведем оценку конкурентоспособности
аналогичных по классам тяги моделей производства ХТЗ и «John Deere».
Цены тракторов (долл. США) :
Т151К08 18356
JD 8100 115000
ХТЗ –121 21394
JD 7700 90000
Данные о технических параметрах тракторов приведены в
таблице 6.1
|