скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

Дело, видимо, заключается в том, как тракто-вать природу парламента в качестве представи-тельного органа. Главной является отмеченная выше коренная, органическая связь парламента с субъектами Российской Федерации. Парламент:

а) принимает Устав области, вносит изменения и дополне-ния в Устав;

б) принимает законы и постановления по предметам веде-ния области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, а также иные нормативные право-вые акты;

в) дает толкование законов области и иных нормативных пра-вовых актов, принятых законодательным органом области;

г) утверждает программы и планы социально-экономиче-ского развития области; утверждает бюджет области и от-чет о его исполнении;

е) устанавливает налоги, сборы, пошлины, тарифы, пла-тежи, а также порядок их взимания;

ж) устанавливает порядок изменения административно-территориального устройства области;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными за-конами, Уставом области и законами области.

Парламент - единственный официаль-ный орган народного представительства. Универ-сальность такого представительства, конечно, относительная, поскольку нацию, народ "пред-ставляют" избиратели, т.е. только граждане, кото-рые имеют и реализуют конституционное право избирать и быть избранными. Избиратели - не все население, но они есть конституционно определен-ная и политически правоспособная и дееспособная его часть, наиболее зрелая в гражданском и поли-тическом смысле для выполнения столь весомой функции - формирования парламента.

Законодательная деятельность парламентов направлена на подготовку и принятие законов, которые либо прямо названы, либо обозначены их примерные темы, либо их издание порождает-ся первоочередными потребностями развития го-сударства и общества. В любом случае влияние различных факторов является столь сильным, что подчас меняет всю картину, поэтому незыб-лемость конституционных принципов очень важ-на. Многое определяется и самим процессом зако-нотворчества См.: Поленин С.В. Законотворчество в Российской Федера-ции. М„ 2000., который не сводится к регламен-там и процедурным правилам, это скорее всего познавательный процесс со своими трудностями в В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в пол-ном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы веде-ния Российской Федерации и совместного ведения Российс-кой Федерации и ее субъектов.

Однако круг вопросов, со-ставляющих понятия "ведения РФ" и "совместного ведения РФ и ее субъектов", шире предметной компетенции Феде-рального Собрания, поскольку по предметам ведения и со-вместного ведения правовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собрание, но и другие федераль-ные органы государственной власти (Конституционное Со-брание, Президент РФ, Правительство РФ, другие феде-ральные исполнительные органы). Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим со-гласно Конституции РФ в компетенцию Президента РФ (на-пример, по определению основных направлений внутренней и внешней политики, как это установлено в ч. 3 ст. 80 Кон-ституции РФ). Следовательно, Федеральное Собрание при-нимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и ее субъектов, если эти воп-росы не входят в компетенцию других органов государствен-ной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Рос-сийской Федерации.

Предметная компетенция указана в Конституции РФ и в другой форме. О ней говорят те статьи Основного Закона, в которых Федеральному Собранию прямо предписывается принять федеральный конституционный закон или федераль-ный закон по конкретному вопросу.

Например, федеральные конституционные законы принимаются по определению ре-жима военного положения, порядка введения чрезвычайного положения, по установлению судебной системы РФ и др. Федеральные законы определяют порядок выпуска государственных займов, порядок несения военной службы и др. Тем самым во всех таких статьях Конституции РФ закрепляется соответствующее полномочие Федерального Собрания.

Предметная компетенция определяет как бы общую на-правленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этой сфере все же нео-динакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть приня-тые Государственной Думой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст. 106): бюджет, налоги и сбо-ры, война и мир и др.

По другим же вопросам рассмотре-ние Советом Федерации законов, принятых Государствен-ной Думой, не обязательно, по истечении определенного срока они могут быть переданы Государственной Думой Пре-зиденту РФ на подпись и обнародование и без одобрения Советом Федерации (ч. 4 ст. 105).

2. 2. 6. Система и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации

Представительными и законодательными органами рес-публик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену Верховным Сове-там этих республик. Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собрание, Государственный Совет, Парламент и т. д.), все они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяющими парламентскую демократию в этих республиках, в усло-виях которой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.

Вместе с тем все они являются законодательными орга-нами соответствующих республик, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках своих полномочий компетен-цией в сфере законодательства, означающей, что ни один закон республики в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Будучи главным образом законодательными органами, парламенты республик в составе Российской Федерации осу-ществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти этих республик посред-ством утверждаемого ими бюджета, использования права от-казывать в доверии правительству республики и т. д.

Парламент республики является единственным представи-тельным органом всего народа соответствующей республики Исключением в этом смысле служит лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тува, который действует наряду с другим представительным органом республики -- Великие Хуралом (съездом народа республики), являющимся согласие Конституции республики (ст. 6) органом всенародного волеизъявления, наделенным исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию республики. По всем другим вопросам Великий Хурал не вправе принимать ка-ких-либо обязательных решений. Вместе с тем в соответствии с Конституцией республики (ст. 63) при принятии Верховным Хуралом решений по вопросам войны и мира требуются реко-мендации Великого Хурала.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избира-тельного права при тайном голосовании сроком на 4 года или на 5 лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан). Порядок формиро-вания и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации определяется конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов.

Компетенция парламентов республик в составе Россий-ской Федерации складывается из следующих основных групп полномочий: в области конституционного строительства; эко-номического и социально-культурного строительства, а также внешних сношений.

В области конституционного строительства парламен-ты республик в составе Российской Федерации принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; прини-мают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

- осуществляют контроль за соблюдением и исполнением консти-туций и законов республик, единообразным применением законо-дательства; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик;

- принимают решения о проведении республиканских референ-думов; назначают выборы народных депутатов и глав республик;

- утверждают составы Центральных избирательных комиссий республик; дают согласие на персональные назначения Пре-зидентом Председателя Правительства и его членов;

- утверж-дают структуры органов исполнительной власти; дают согла-сие на назначение Прокурора республики Генеральным прокурором Российской Федерации;

- избирают Конституцион-ный Суд республики; Верховный Суд республики, Высший Ар-битражный Суд республики;

- назначают Председателя Нацио-нального банка республики по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

- принимают отставки, отстра-няют от должности Президента республики;

- объявляют, про-длевают и прекращают состояние чрезвычайного положения, а также утверждают или отменяют решения Президента респу-блики о введении чрезвычайного положения;

- устанавливают государственные награды и почетные звания.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик в составе Россий-ской Федерации:

- определяют внутреннюю политику республик;

- утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития;

- обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений парламенты республик в составе Российской Федерации определяют международные связи этих республик; ратифицируют и денонсируют междуна-родные договоры.

Надо сказать, что некоторые положения конституций рес-публик в составе Российской Федерации, касающиеся компе-тенции парламентов этих республик, противоречат Конституции Российской Федерации. Так, в Конституции Башкортостана устанавливается, что его парламент определяет размер взно-сов в бюджет Российской Федерации, хотя согласно Конститу-ции Российской Федерации (ст. 71) вопросы формирования федерального бюджета находятся в ведении Российской Фе-дерации.

В Конституции Тувы (ст. 78) указывается, что Вер-ховный Хурал по представлению Президента принимает ре-шения по вопросам войны и мира. Между тем Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит эти вопросы к исклю-чительному ведению Российской Федерации. Конституция Республики Саха (Якутия) предусматривает право Государ-ственного Собрания республики ратифицировать законы и другие нормативные акты Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха, хотя из действующей Конституции Российской Федера-ции такая ратификация не вытекает.

Большинство республиканских парламентов являются од-нопалатными Исключение составляют Государственное Собрание Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), состоящие из двух палат.

Государственное Собрание Башкортостана состоит из Па-латы представителей и Законодательной палаты. Палата представителей собирается по мере необходимости и состоит из депутатов, работающих на непостоянной основе. Законода-тельная палата -- постоянно действующий орган, состоящий из депутатов, работающих на постоянной основе.

Законодательное Собрание Карелии состоит из Палаты Республики и Палаты представителей. В Палате Республики -- депутаты, избранные по одномандатным избирательным окру-гам. В Палате представителей -- депутаты, избираемые по многомандатным избирательным округам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Республики работает на постоянной основе, а Палата представителей -- на непо-стоянной.

Аналогичную структуру имеет парламент Кабардино-Балка-рии, состоящий из Совета Республики и Совета представителей.

Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики, которая состоит из депутатов, из-бираемых по одномандатным избирательным округам от каж-дого района, города республиканского подчинения; и Палату представителей, состоящую из депутатов, избираемых от тер-риториальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики. Если Палата представителей осу-ществляет свои полномочия на постоянной, профессиональ-ной основе, то Палата Республики работает на непостоянной основе.

О том, как распределяются полномочия двухпалатных парламентов республики в составе Российской Федерации между их палатами, можно судить, в частности, по полномо-чиям палат Государственного Собрания Республики Саха (Якутия).

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) «О Государ-ственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 20 апреля 1994 г. См.: Якутские ведомости. 1999. №17 (76). к ведению Палаты Республики отнесено:

- рассмотрение и принятие конституционных законов республи-ки, государственного и республиканского бюджета, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирова-ния, внесенных Палатой представителей;

- принятие решений по основным вопросам внутренней и внешней экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ;

- реше-ние вопроса о доверии Правительству республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента республики;

- утверждение структуры органов исполнительной власти рес-публики; избрание судей Конституционного Суда республики, председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики;

- дача согласия Президенту республики на назна-чение и освобождение от должности Председателя Прави-тельства республики и его заместителей, Председателя На-ционального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора департамента пенсионной службы, начальника государственной налоговой инспекции, председателя комитета по драгоценным металлам.

Палата Республики:

- дает согласие на назначение Прокуро-ра республики Саха Генеральным прокурором Российской Федерации, начальника службы контрразведки Федеральной службой контрразведки Российской Федерации;

- утверждает в должности председателя Контрольного комитета Государ-ственного Собрания по представлению Палаты представите-лей;

- утверждает состав Центральной избирательной комиссии республики по выборам; изменяет статус и границы админи-стративно-территориальных единиц и населенных пунктов;

- вносит предложения в Федеральное Собрание Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

- рассмат-ривает отдельные нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством республики; осуществляет контроль за исполнением государственного и республиканско-го бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных метал-лов и камней;

- осуществляет контроль за исполнением закона республики; осуществляет и другие полномочия, пред-усмотренные законом.

Палата представителей:

- разрабатывает и принимает зако-ны республики по вопросам ее ведения;

- ратифицирует законы и акты Российской Федерации, отнесенные к совместному ведению;

- ратифицирует и денонсирует международные дого-воры и соглашения;

- принимает решения по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики;

- дает согласие на назна-чение и освобождение от должности руководителей государ-ственных комитетов, кроме случаев, отнесенных к ведению Палаты Республики;

- представляет в Палату Республики на утверждение в должности председателя Контрольного коми-тета Государственного Собрания;

- избирает судей районных (городских) народных судов, Верховного Суда;

- принимает и утверждает решения о приостановлении действия законов республики и Российской Федерации, постановлений, распо-ряжений и других актов правительства, ведомств и предприя-тий республики, федеральных органов и ведомств, противо-речащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет рес-публики, ущемляющих права ее народа;

- вносит предложения в Федеральное Собрание России в порядке законодательной инициативы;

- принимает решения по вопросам введения, при-остановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассматривает отдельные норматив-но-правовые акты, внесенные Президентом и Правительством республики;

- осуществляет контроль над расходной частью государственного, республиканского бюджетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней, а также контроль за исполнением законов республики; осуществляет толкова-ние законов республики.

Порядок деятельности парламентов республик в соста-ве Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты или их палаты избирают председателей, ко-торые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Парламенты избирают также заместителей председателя парламента (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозмож-ности осуществления им своих обязанностей или по его пору-чению, а также другие обязанности в соответствии с Регла-ментом парламента.

Палаты некоторых парламентов (например, Государствен-ного Собрания Республики Саха (Якутия) практикуют избра-ние из своего состава постоянных секретарей палаты, ответ-ственных за организацию ее работы.

Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллегиальных органов -- президиумов парламента, на которые возлагается координация законотворческой и кон-трольной деятельности комитетов парламента и подготовка его пленарных заседаний. Например, Президиум Народного Собрания Дагестана включает председателя Народного Со-брания, его заместителей и председателей комитетов Народ-ного Собрания.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания парла-ментов проводятся открыто. В случаях, предусмотренных рег-ламентом, парламент вправе проводить закрытые заседания. Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют посто-янные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов; контроль за исполнением законов и иных решений парламента. Порядок их деятельности устанавливается пар-ламентом. В необходимых случаях могут создаваться след-ственные, ревизионные и другие комиссии по вопросам, отне-сенным к ведению парламента.

Кроме комитетов и комиссий, Народное Собрание Даге-стана образует также Счетную палату для контроля за ис-полнением республиканского бюджета. В Государственном Собрании Республики Марий Эл имеется Экспертный совет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.