скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

- по атомной энергии, торговли, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, науки и технологий, по налогам и сборам, региональной политики, природных ре-сурсов, путей сообщения, сельского хозяйства и продоволь-ствия, топлива и энергетики.

Государственные комитеты РФ: земельный, по рыболовству, стандартизации и метрологии, по строительной, архитектурной и жилищной политике, по госу-дарственным резервам, по связи и информатизации, по ста-тистике, таможенный.

Федеральные комиссии: по рынку цен-ных бумаг, энергетическая.

Федеральные службы: авиаци-онная, лесного хозяйства, налоговой полиции, дорожная, по валютному и экспортному контролю, по геодезии и картог-рафии, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по делам о несостоятельности и финансовому оздо-ровлению.

Российские агентства: по патентам и товарным знакам, космическое, правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Федеральные надзоры России: горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности.

В области обороны, безопасности и правоохранитель-ной деятельности. Исключительная важность государствен-ного управления в этих областях диктует необходимость со-здания прочной законодательной базы для деятельности соот-ветствующих федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обороны РФ. Федеральный закон "Об обо-роне" от 31 мая 1996 г. распределяет обязанности в этой об-ласти между всеми органами государственной власти (Пре-зидентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления). Даже в военное время руководство и уп-равление Вооруженными Силами должно осуществляться в соответствии с этим законом.

Наряду с Вооруженными Силами в стране существуют внутренние войска МВД, пограничные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, желез-нодорожные войска, войска гражданской обороны.

В системе МИД важную роль занимают консульские учреждения, Положе-ние о которых утверждено Указом Президента РФ от 5 но-ября 1998 г.

В области внешних сношений наряду с Министерством иностранных дел действует также Министерство по делам Содружества Независимых Государств (воссоздано после краткого перерыва в сентябре 1998 г.).

Государственным органом внешних сношений Российс-кой Федерации, осуществляющим представительство Рос-сийской Федерации в государстве пребывания, является Посольство Российской Федерации. Посольство учреждает-ся по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отно-шений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Посольство входит в систему Министер-ства иностранных дел РФ.

Посольства РФ выполняют широкий круг задач, закреп-ленных в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.

В социально-политической и социально-культурной областях. В этих областях действует несколько федераль-ных органов исполнительной власти. Среди них:

Министер-ства РФ: науки и технологий, региональной политики, на-циональной политики, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и социального раз-вития.

Государственные комитеты РФ: по кинематографии, по охране окружающей среды, по печати, по физической культуре и туризму, по делам молодежи.

Федеральные службы России: архивная, миграционная, по телевидению и радиовещанию.

Министерство труда и социального развития РФ обра-зовано в августе 1996 г. на базе бывших министерств труда и социальной защиты населения, а также -- Федеральной службы занятости. Оно действует на основе Положения, ут-вержденного Постановлениями Правительства РФ от 23 ап-реля 1997 г. и от 24 марта 1998 г. Это Министерство осуще-ствляет руководство работой по обеспечению единой госу-дарственной политики в области труда и социального разви-тия и координирует соответствующую деятельность в Рос-сийской Федерации.

В задачи этого Министерства, в част-ности, входит:

- разработка и осуществление мер по совер-шенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непро-изводственной сферы и категориям работников, осуществ-ление тарификации и обеспечение единой методологии нор-мирования труда;

- осуществление мер по совершенствова-нию пенсионного обеспечения, социального страхования, обеспечение улучшения условий и охраны труда.

Приведенные данные позволяют составить только са-мые общие представления о задачах и функциях ведущих министерств и ведомств, которые своей деятельностью не-посредственно затрагивают конституционные права граж-дан. Более подробно этот вопрос изучается в курсе админи-стративного права.

2. 3. 6. Виды и компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ

Проблема компетенции исполнитель-ной власти в юридической и политологической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это, по-видимому, тем, что многие ученые-юристы, как, впрочем, и прак-тики-администраторы, упрощают проблему и по-лагают, что само название данной ветви власти прямо связано с ее функциями: данная власть ис-полняет законы. Стало общепринятым, что зако-нодательная ветвь государственной власти есть власть, направляющая и контролирующая, испол-нительная есть власть исполняющая и подзакон-ная. Однако еще во второй половине XVIII в. знаме-нитый швейцарский государствовед И.К. Блунчли находил неудачным название этой ветви власти и, указывая на предметный характер и многообра-зие ее деятельности, считал, что существо испол-нительной власти далеко не исчерпывается слиш-ком общим понятием "исполнение" См.: Блунчли И.К. Общее государственное право. Т. 1. М., 1865,с. 387-388..

Автор работы в связи с этим подчеркивает, без правильного теоретического решения вопроса о функциях исполнительной власти ее органам и должностным лицам трудно составлять четкие, продуманные и долговремен-ные программы, намечать приоритетные направ-ления своей деятельности.

Осуществляя практическую деятельность по организации социальной жизни общества - уста-новлению общественного порядка и обеспече-нию общественной безопасности, руководству отраслями социальной действительности и защи-те прав и свобод граждан, - исполнительная власть для эффективной реализации основных функций нуждается в наличии полномочий, кото-рые давали бы ей возможность собственными действиями осуществлять правовое регулирова-ние, правоприменительную и юрисдикционную деятельность, т.е. возможность издавать право-вые нормы, применять их, наказывать лиц, нару-шающих общественный порядок и дисциплину в аппарате государственного управления, посягаю-щих на права и свободы других граждан.

Государ-ство предоставляет органам исполнительной вла-сти полномочия на: издание нормативных актов по определенному кругу вопросов, индивидуаль-ных актов для разрешения конкретных дел, вы-несение юрисдикционных решений по админист-ративным и дисциплинарным делам. Поэтому го-сударство наделяет исполнительную власть полномочиями.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются ор-ганы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинен-ностью), можно различать федеральные, субъектов Федерации и местные органы исполнительной власти.

Среди федеральных есть органы общей (правительство) и спе-циальной компетенции. Последние делятся на две группы: цен-тральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы об-ладают полномочиями на всей территории РФ, а территориаль-ные федеральные органы -- только на части ее территории (на-пример, облвоенкомат).

У субъектов Федерации тоже есть органы общей компетенции (правительство, администрация, губернатор) и специальной (глав-ные управления, управления, министерства и др.).

Органы специальной компетенции субъектов Федерации под-чиняются только правительству (губернатору, главе администра-ции) или находятся в двойном подчинении, т. е. подчиняются еще и соответствующим центральным федеральным органам. Напри-мер, УВД (МВД) субъекта Федерации подчинено и органу общей компетенции субъекта Федерации, и центральному федерально-му органу специальной компетенции -- МВД РФ.

В двойном под-чинении находятся также министерства (управления, отделы) субъекта Федерации: финансов, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и др.

Субъекты Федерации вправе создавать местные (территори-альные) органы исполнительной власти. Так, в ст. 1 Закона Рес-публики Татарстан «О местных органах государственной власти и управления» установлено: «Исполнительно-распорядительны-ми органами в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц». В ст. 57 Устава Свер-дловской области сказано: «Территориальные исполнительные органы государственной власти осуществляют функции государ-ственного управления в населенных пунктах и на территориях административно-территориальных единиц. Деятельность этих органов направляется, координируется и контролируется назна-чаемыми Губернатором области государственными служащими».

Названными выше критериями не исчерпываются возможнос-ти классификации органов исполнительной власти. Среди них можно различать низовые, непосредственно работающие с граж-данами и другими невластными субъектами, и руководящие.

Ор-ганы могут быть постоянными и временными, традиционными и нетрадиционными (оригинальными), сложными по структуре и простыми, возглавляемыми специалистами (молодыми, женщи-нами, лицами коренной национальности) и возглавляемыми не специалистами (лицами солидного возраста, не коренной нацио-нальности, мужчинами) и т. д.

В систему органов исполнительной власти республик в соста-ве Российской Федерации входят их правительства, мини-стерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других -- правитель-ство или его глава (например, в Карелии).

Наряду с единоличным главой государства в практике го-сударственного строительства республик в составе Россий-ской Федерации встречается и коллегиальный глава госу-дарства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Со-бранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распоряди-тельными органами государственной власти.

Законодательство республик в составе Российской Феде-рации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конститу-цией Республики Башкортостан (ст. 101) кабинет Министров республики формируется Президентом республики. Пре-мьер-министр республики назначается Президентом респу-блики с согласия Государственного Собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, пред-седатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от долж-ности Президентом республики по представлению пре-мьер-министра республики. По представлению пре-мьер-министра республики Президент может включать в состав правительства республики руководителей других орга-нов и организаций республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст.ст. 66, 68) Председатель "правительства республики избирается населе-нием республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) республики структуру исполнительной власти республики, назначает руководителей республиканских органов государственного управления (министров, председа-телей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопас-ности, министра внутренних дел.

Эти министры назначаются Председателем правительства с согласия большинства из-бранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Карелии.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, соз-дает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для фор-мирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кре-дитной системы, проведению единой политики цен, обеспече-нию гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение госу-дарственного бюджета республика, а также прогнозов эконо-мического и социального развития республики и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок по-ставок продукции (товаров) для государственных нужд; осу-ществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик руково-дят порученными им отраслями управления или осуществля-ют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государ-ственные комитеты и другие органы государственного управ-ления республик несут ответственность за состояние и разви-тие порученных им сфер и отраслей управления.

Согласно Положению о главе администрации области, ав-тономного округа Российской Федерации, утвержденному Ука-зом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994г. См. также: О дополнительных мерах по правовой и социальной за-щите глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1993. № 35. Ст. 3313; «Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы», «Временное положение о Мо-сковской областной Думе», «Временное положение о местном госу-дарственном управлении и местном самоуправлении в Московской области», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4187; «Положение о системе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга», утвержден-ное Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1993. NS 52. Ст. 5064., глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполни-тельной власти края, области, города федерального значе-ния, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации подписывает и обнародует законы, принятые представительным (законодательным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, авто-номного округа в Правительстве Российской Федерации, фе-деральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и долж-ностными лицами зарубежных государств и подписывать не-обходимые документы.

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоря-дительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными закона-ми, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами представительных (законодатель-ных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Глава 3. ИНЫЕ ОРГАНЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ МЕХАНИЗМ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

3. 1. Органы судебной власти

3. 1. 1. Понятие и структура судебной системы

в Российской Федерации

Нашу судебную систему устанавливают Конституция и Феде-ральный конституционный закон «О судебной системе Российс-кой Федерации» ФЗ вступил в действие с января 1997 г. Принятие, изменение и отмена ФКЗ требуют квалифицированного парламентского боль-шинства: не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего чис-ла депутатов Государственной Думы (часть 2 ст. 108 Конституции).

Проект ФКЗ был подготовлен в Государственно-правовом уп-равлении Президента РФ и внесен в Государственную Думу. Пос-ле одобрения Думой в октябре 1995 г. проект был отвергнут Сове-том Федерации. В декабре 1996 г. после доработки в согласитель-ной комиссии и повторного одобрения Государственной Думой проект вновь поступил в Совет Федерации. Но и на этот раз кам-нем преткновения для Совета Федерации стало отнесение к федеральной судебной системе районных судов (ранее называвшихся «народными»).

Судьи районных судов должны назначаться Президентом РФ. Главным аргументом в пользу такого порядка служит стремление обеспечить независимость судей от произвола региональных и местных властей, а главным аргументом против -- нарушение принципа федерализма, попытки создания «унитарной судебной власти». С резкой критикой ФКЗ выступили представители Каре-лии, Калмыкии и Башкортостана. Президент Татарстана прямо заявил, что Казань никогда не позволит Москве назначать район-ных судей в его республике См.: Пашин С. Новые возможности развития судебной системы России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 2(19). С. 19.

.

Лишь после напряженных споров, компромиссов и сложной процедуры согласования Совет Федерации все же принял ФКЗ, и 31 декабря 1996 г. его

подписал Президент РФ Собрание законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 1.

Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. По мнению кандидата юридических наук Фокова А. П., ведущего научного сотрудника Российской правовой Академии при Министерстве юстиции РФ, основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящаяся отражение в законодательстве Фоков А. П. «Судебная власть в системе разделения властей»//Государство и право, 2000, № 10, с. 51-54..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.