скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

2) образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы;

3) инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в ос-новном актами Президента и Правительства.

В своей многогранной повседневной деятельности Правитель-ство РФ опирается не только на центральные федеральные орга-ны, но и на органы исполнительной власти субъектов Федера-ции. Коржухин Т. М. считает, что законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, но он считает, что этот пробел в ближайшее время будет устранен.

Автор работы подчеркивает, что это необходимо сделать, что-бы последовательно осуществлять, конкретизировать положение ч. 2 ст. 77 Конституции РФ: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий-ской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции образуют единую систему исполнительной власти в Россий-ской Федерации». Если органы разных уровней образуют еди-ную систему исполнительной власти, то, очевидно, что их центром является Правительство РФ. Оно возглавляет иерархически пос-троенный аппарат исполнительной власти России.

Для оперативного решения возникающих вопросов в Прави-тельстве создан постоянно действующий орган -- Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, ми-нистры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внут-ренних дел, руководитель аппарата Правительства. По представ-лению главы Правительства Президент может включить в состав Президиума и других членов Правительства.

Правительство -- не только руководящий страной орган госу-дарственной власти, членами которого являются несколько де-сятков человек. Это и учреждение, где работают сотни людей: помощников, референтов, специалистов и т. д. И юридическим лицом является Правительство -- учреждение. Полномочный представитель этого юридического лица -- руководитель аппа-рата, который организует информационное, хозяйственное, тран-спортное, коммунальное обеспечение деятельности Правитель-ства -- органа. Поэтому нужно различать правовой статус Правительства -- органа и правовой статус Правительства -- юридического лица.

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти спе-циальной компетенции Некоторые из них по ряду вопросов непосредственно подчинены Президенту. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Пока нет законов, четко определяющих правовой статус Правительства РФ и других центральных органов исполнительной власти, прак-тика государственного строительства основывается на положении, что Прези-дент как глава государства и гарант Конституции РФ вправе принять решение по любому вопросу, связанному с организацией и функционированием федераль-ной исполнительной власти.. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников цен-тральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание.

Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их замести-телей.

Кроме того, оно принимает положения о каждом централь-ном федеральном органе исполнительной власти, утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятель-ностью федеральных органов исполнительной власти, может от-менить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, ко-митеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

2. 3. 3. Полномочия Правительства Российской Федерации

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Они определяются Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве Российской Федерации.

Автор данного исследования, сравнивая тексты ст. 114 Конституции РФ, регламентирую-щей полномочия Правительства, и ст. 71, 72, определяющих ис-ключительную и совместную федеральную компетенцию, убедился, что на Правительство возлагается основная ответствен-ность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Так, в соответст-вии со ст. 71 Федерация, а значит и ее Правительство, защищает права и свободы человека и гражданина, управляет федераль-ной собственностью, осуществляет финансовое, валютное, кре-дитное, таможенное регулирование, руководит федеральными энергетическими системами, связью и транспортом, космической деятельностью, оборонным производством, метеорологической службой, стандартизацией, геодезией и картографией, государ-ственным статистическим и бухгалтерским учетом и т. д.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российское Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Общие вопросы компетенции, порядке организации и деятельности министерств и иных федеральных органов исполнительной власти регулируются федеральным законом. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном законодательством, утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектах Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет кон-троль за деятельностью федеральных органов исполнитель-ной власти, а также за органов исполнительной власти субъектов РФ, разрешает споры и разногласия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические про-цессы, способствует укреплению денежной и кредитной систе-мы, проводит единую политику цен, создает условия для свобод-ного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использова-ние природных ресурсов, осуществляет управление федераль-ной собственностью. В соответствии с Конституцией оно разра-батывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

Правительство подготавливает программы социального разви-тия, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой го-сударственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Наряду с об-щесоциальными Правительство РФ решает конкретные вопросы поддержки социально наименее защищенных групп населения, а также безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, «чернобыльцев» и других жертв экстремальных ситуаций.

Важное направление деятельности Правительства -- осу-ществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреп-лению режима законности, охране собственности и общественно-го порядка, борьбе с преступностью. Оно обязано обеспечить обо-рону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, организация внешнеэкономи-ческой деятельности, научно-технического и культурного сотруд-ничества.

Прави-тельство РФ устанавливает размеры ввозных и вывозных тамо-женных пошлин, правила бухгалтерского учета, лицензирования разных видов деятельности, стандарты, нормы и правила веще-вого обеспечения военнослужащих, работников МВД и многие другие федеральные правила, тарифы.

Большую работу Правительство РФ осуществляет по предме-там совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции. Это вопросы владе-ния и пользования землей, недрами, водными и другими ресур-сами, охраны окружающей среды, памятников истории и куль-туры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнст-ва, отцовства и детства, социальной защиты, включая социаль-ное обеспечение, координации международных и внешнеэконо-мических связей РФ и субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешне политики государства; осуществляет государственное управление и регулирование в социально-экономической сфере обеспечивает единство системы исполнительной власти стране, направляет и контролирует деятельность ее органе! осуществляет управление федеральной собственностью; принимает федеральные программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательно инициативы.

Правительство вправе делегировать осуществление часть своих полномочий федеральным органам исполнительно власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.

Закон о Правительстве Российской Федерации подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны.

В области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономичес-кое развитие страны; вырабатывает государственную полити-ку в сфере международного экономического и финансо-во-инвестиционного сотрудничества; формирует мобилизаци-онный план экономики России, обеспечивает функционирова-ние оборонного производства, осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зару-бежными странами.

В сфере бюджета и финансов Правительство разраба-тывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кре-дитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Госу-дарственной Думе отчет об исполнении федерального бюд-жета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обес-печивает совершенствование бюджетной системы; регулирует рынок ценных бумаг; управляет государственными внутрен-ними и внешними делами Российской Федерации; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Россий-ской Федерации с иностранными государствами.

В социальной сфере Правительство Российской Федера-ции принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социаль-ной политики, реализацию конституционных гарантий в облас-ти социального обеспечения граждан, способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотво-рительности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благосостояния в стране; содействует решению проблем молодежи, развитию физической культуры и спорта, туризма; содействует развитию системы социального партнерства.

В области развития науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации разрабатывает и осу-ществляет политику государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундамен-тальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное развитие; обеспечи-вает проведение в Российской Федерации единой государ-ственной политики в области образования, определяет основ-ные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования; обеспечивает государ-ственную поддержку развития культуры и сохранения объек-тов культурного наследия общегосударственного значения.

В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство Российской Федерации организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, развитию минерально-сырьевой базы страны, улучшению состояния и защите окружающее среды; осуществляет меры по регулированию природопользования, обеспечению экономической безопасности, координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В области укрепления законности и правопорядка Правительство Российской Федерации участвует в разработка и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан охране собственности и общественного порядка, борьбе i преступностью и наркоманией; разрабатывает и реализуемые меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, их кадровому обеспечению; осуществляет меры по совершенствованию действующего законодательства.

В области обороны и государственной безопасности Правительство Российской Федерации осуществляв меры по обеспечению обороны страны; принимает меры обеспечению государственной безопасности, содействует выполнению органами разведки, контрразведки, правительственной связи и службами государственной охраны возложенных на них задач; обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, привлекаемым в соответствии с федеральными законами к обороне страны и обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране государственной границы, руководит гражданской обороной; осуществляет другие необходимые меры в области обороны страны и государственной безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В области внешней политики Правительство Российской Федерации заключает международные договоры Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией; представляет интересы Российской Федерации в международных организациях; регулирует экспорт и импорт товаров, осуществляв государственный контроль в этой сфере; осуществляет общее руководство таможенным делом; реализует внешнеэкономи-ческую деятельность.

Полномочия Правительства Российской Федерации реализу-ются посредством его актов -- постановлений ч распоря-жений, которые издаются на основании и во исполнение Кон-ституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Пра-вительство Российской Федерации обеспечивает их исполне-ние. Постановления и распоряжения Правительства обяза-тельны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, изда-ются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Согласно Положению о подготовке проектов постановле-ний и распоряжений Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. См.: Положение об Аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением правитель-ства Российской Федерации от 26 января 1993 г. (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 5. Ст. 398)., проекты актов Правитель-ства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Посту-пающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направля-ются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1999. №5. ст. 398..

Проекты актов Правительства РФ вно-сятся в Правительство с приложением пояснительной за-писки, содержащей необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями.

2. 3. 4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициа-тиву Правительство осуществляет путем внесения в Государ-ственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовлен-ные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правитель-ства в законодательной деятельности, а также порядок подго-товки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов, определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправ-кам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в со-ответствующих органах Государственной Думы и на заседани-ях Совета Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, пред-усматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопро-ектам и официальные отзывы Правительства на рассматри-ваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются палатам письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседани-ях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается офици-альный представитель Правительства.

Назначение депутата министром или дру-гим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правитель-ство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собра-ния, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.

Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Фе-деральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал "вызовы" в Го-сударственную Думу. В то же время Федеральный конститу-ционный закон о Правительстве РФ обязывает членов Пра-вительства по приглашению палат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.