скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

2. Система представительных (законодательных) органов государственной власти - от высшего органа, государственной власти РФ - Федерального собрания - до представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Система органов государственного управления - от высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти РФ - Правительства Российской Федерации - до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы правосудия.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный суд России, Верховный суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд и поднадзорные ему нижестоящие суды.

5. Органы прокуратуры - от Генерального прокурора. Российской Федерации до нижестоящих прокуроров субъектов РФ.

6. Иные правоохранительные органы, которые по своему функциональному признаку и социальному назначению призваны стоять на страже законности и правопорядка. К ним относятся органы внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы РФ и другие правоохранительные органы по борьбе с преступностью.

7. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, призванные обеспечить защиту суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также выполнение задач в соответствии с международными договорами.

В-четвертых, как записано в п.1 ст. 3 Конституции РФ, «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»11 Конституция Российской Федерации. М., 1993. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (п.2; п.3 ст.3 Конституции РФ).

Данное положение, как считает автор настоящей работы, также представляет собой важную характерную черту механизма современного Российского государства и является значительным проявлением демократии и самоуправления в России.

В-пятых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками». Особенность этих придатков в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации необходимые для функционирования государственных органов.

К рассматриваемым материальным средствам, "вещественным придаткам" механизма государства не относятся органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения. Последние соотносятся с государственным механизмом как элементы единой для данного общества политической системы.

Таковы основные характерные признаки механизма государства, выделенные М.И Байтиным в указанной работе.

Анализ данных признаков позволяет автору настоящего исследования сделать вывод, что на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на единых, законодательно закрепленных принципах разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая располагает необходимыми "вещественными" (материальными) придатками и посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

В юридической литературе понятие "механизм государства" обычно употребляют как синоним категории "государственный аппарат".

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. В основе построения и функционирования государственного аппарата лежат объективные и субъективные факты, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Аппарат любого государства - это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.

Термины "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно признаются совпадающими по объему и содержанию См. напр.: Байтин М.И. Понятие механизма современного Российского государства.// Правоведение. 1996. №3. С.7; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Манько. М., 2000. С. 100; Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. В.Ш. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 154. и др.. Государственный механизм в таком случае именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми понятие механизма государства значительно шире понятия государственного аппарата.

В этом случае государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов Общая теория права и государства: Учебн. пособие./ Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996 с.318; Общая теория государства и права./ Под ред. С.П. Комарова. М., 1997. С. 70; Теория государства и права./ Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С.114. и др. . Вызывает интерес позиция В.В. Копейчикова по данному вопросу, который отмечает, что "органы государства в своей совокупности составляют государственный аппарат в собственном смысле слова… по своему объему понятие механизма государства значительно шире понятия государственный аппарат. Оно имеет свое особое содержание, суть которого составляют двусторонние связи между органами государства и подчиненными им предприятиями и учреждениями… Предприятия и учреждения, как разновидности государственных организаций, нельзя отождествлять с органами государства, но нельзя и противопоставлять последним. Подобное противопоставление было бы совершенно беспочвенно, ибо государственный аппарат, как совокупность государственных органов, в процессе осуществления государственного руководства обеспечивает практическое осуществление функций государства именно благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми он руководит". В.В. Копейчиков. Механизм советского государства. М., 1968. С.32

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание и формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата. Поскольку механизм (аппарат) государства состоит из государственных органов, необходимо рассмотреть понятие и характеристику последних.

Орган государства

Вопрос о понятии государственного органа в юридической литературе полемичен. Сложилось два основных направления в понимании органа государства. Сторонники первого определяют государственный орган как часть государственного механизма (государственного аппарата), наделенного специфическими признаками, позволяющими осуществлять задачи и функции государства. Так, Ю.М. Козлов в своей работе "Органы государственного управления" отмечает, что "орган государства представляет собой основную часть механизма государства, непосредственно и от имени государства осуществляющую его задачи и функции посредством определенного конституционного вида государственной деятельности; в этих целях орган наделен государственно-властными полномочиями Козлов Ю.М. Органы государственного управления. М., 1960. С.18.". Поддерживая данную точку зрения Я.Н. Уманский пишет: "Орган государства составляет часть механизма, наделен властными полномочиями, компетенцией и обладает соответствующей организацией для осуществления функций государства Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1960. С. 224.". Сообразно данному определению Ц.А. Ямпольская выделяет следующие признаки государственного органа Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954. С.25.:

Орган государства есть часть механизма государства, действующая на основе подлинно демократических принципов.

Орган государства активно участвует в решении стоящих перед государством задач и выполнения его функций.

Орган государства наделен властными полномочиями.

Орган государства обладает соответствующей компетенцией.

Орган государства имеет определенную структуру.

Орган государства характеризуется правовым характером связей, соединяющих личный состав органа в единое целое.

Вышеизложенное понимание государственного орган представляется, по мнению автора настоящей работы, в целом обоснованным.

Однако, здесь просматривается и определенный пробел: не учитывается обязательный признак всякой организации (а значит, и органа государства) как коллектива людей. Нельзя отрывать представление о государственном органе от его физического воплощения.

Второе направление в понимании органа государства представлено "теорией коллектива" как государственного органа, предложенной А.В. Венедиктовым. Он определял орган государства следующим образом: "… хозяйственный госорган может и должен быть определен как организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с соответствующим руководителем, на который государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда государственной собственности" Венедиктов А.. Государственная социалистическая собственность. М., Л., 1948. С.591.. Анализ предложенного А.В. Венедиктовым определения органа государства позволяет сделать вывод, что данное определение относится преимущественно к государственным оперативно-хозяйственным организациям и поэтому не охватывает полностью все органы государства. Иначе говоря, речь здесь идет о государственных предприятиях и таких организациях, которые, не занимаясь оперативно-хозяйственной работой, а выполняя например социально-культурную, административную и иного рода деятельность, имеют в своем непосредственном оперативном управлении какую-либо часть государственной собственности. Одним словом, А.В. Венедиктов делит государственные органы на административные, социально-культурные и хозяйственные См.: Там же. С. 597..

По мнению автора данного исследования, разработанное А.В. Венедиктовым определение органа государства является не вполне правильным. Налицо - явное отождествление органа с коллективом рабочих и служащих, что не приемлемо.

Причины столь долгого существования двух различных точек зрения на понятие государственного органа кроются в том, что понятие государственного органа как части механизма государства, наделенной определенными специфическими признаками, разрабатывалось в основном представителями государственного и административного права, а также общей теории государства и права, тогда как «теория коллектива» была выдвинута и далее развивается в гражданско-правовых исследованиях, большая часть аргументов в которых отводится признанию или непризнанию предприятий и учреждений в качестве государственного органа.

Правильное решение этого вопроса возможно лишь путем взаимного обогащения двух основных теорий понятия государственного органа, но именно взаимного обогащения, а не механического соединения позиций различных авторов. Такое определение должно содержать в себе синтез наиболее ценных и основных идей обеих теорий понятия государственного органа. С одной стороны, государственный орган должен быть определен как коллектив людей, имея в виду определенную группу государственных служащих - должностных лиц, осуществляющих совместную, целенаправленную деятельность. С другой - характеризоваться как часть механизма государства, обладающего определенными признаками, отличающими государственный орган от общественных организаций.

По мнению автора настоящей работы, более правильным и содержащим в себе синтез обоих вышеизложенных определений является определение органа государства, высказанное М.И. Байтиным: "Орган государства - это юридически конституированная, организационно обоснованная часть государственного механизма, состоящая из группы должностных лиц и наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства" Байтин М.И., Исакова М.К. Понятия государственного органа и механизма общенародного государства// Вопросы теории государства и права: Межвуз. научн. сб. вып. 7. Саратов. 1986. С.8..

Согласно данного определения М.И. Байтин выделяет следующие основные признаки органа государства Байтин М.И. Понятие механизма современного Российского государства // Правоведение. 1996. №3. С.5-7.:

1.Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права;

б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания;

в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства;

г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

2. Государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.

3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

4. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, говоря словами Ф. Энгельса, «вещественными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности, а также многочисленные и разнообразные организации, предприятия и учреждения, хотя и выполняющие текущую государственную работу, но сами по себе не являющиеся органами государства.

Физическим воплощением органа государства являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название»Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.6. С. 287

.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения, коллектива людей, следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

Согласно федеральному Закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»22 Российская газета: 1995. 3 авг.. государственные должности подразделяются на:

1) государственные должности категории «А» - государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.);

2) государственные должности категории «Б», учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». К категории «Б» относятся государственные должности в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.,

3) Государственные должности категории «В», учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

В рассматриваемом федеральном Законе содержится определение государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К ней относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В» (п. 1. ст. 2). В соответствии с этим в данном Законе решается вопрос о понятии государственного служащего. «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1, ст. 3). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, признаются настоящим федеральным Законом государственными служащими Российской Федерации (п. 2, ст. 3).

Орган государства, по общему правилу, состоит из коллектива, группы государственных служащих, например: Правительство РФ, Министерство РФ или Государственный комитет РФ, Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ, краевая, областная администрация. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться и в одном лице, занимающем государственную должность, совпадать с ним, например: Президент РФ, президент республики в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ.

Выделенные М.И. Байтиным признаки, по мнению автора настоящей работы, в своей совокупности и органической взаимосвязи наиболее полно раскрывают понятие органа государства и являются исчерпывающими.

Органы государства классифицируются по различным основаниям. Наряду с рассмотренным выше разделением государственных органов в зависимости от того, что они представляют собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающим государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

По юридическому источнику их легитимности органы государства подразделяются на:

а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.)

б) органы, учреждаемые в установленном законом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства и т.д.)

Государственные органы, относящиеся к первому виду, именуются первичными, ко второму - вторичными, производными от первых.

На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которыми государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, Правительство РФ, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (например, Министерство юстиции РФ, Министерство финансов РФ и т.д.).

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Принципы организации и деятельности механизма Российского государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.