скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

Конституция РФ не закрепляет каких-либо специаль-ных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституци-ей РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и граждани-на, федерализм, разделение властей, единство экономи-ческого пространства, народовластие и др.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, -осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обес-печивает исполнение судебных решений.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специ-альная глава из восьми статей (ст. 110--117), но ряд полно-мочий Правительства и норм, регламентирующих его пра-вовое положение, закреплены в других главах (о Президен-те РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах ("Об обо-роне", "О безопасности" и др.), а также в указах Президен-та РФ. Основные вопросы правового положения Правитель-ства РФ, порядок его формирования и деятельности зак-реплены Федеральным конституционным законом "О Пра-вительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. За-коном определяются принципы, состав и порядок формиро-вания Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной влас-ти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.

Правовым актом, регулирующим деятельность Правитель-ства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. Этим актом определяется планирование и организа-ция работы Правительства, порядок внесения в Правитель-ство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Со-вет Федерации и Государственная Дума) как один из орга-нов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положе-ние Федерального Собрания в системе органов государствен-ной власти можно только через сложный порядок измене-ния самой Конституции РФ. Прочное положение Федераль-ного Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей кон-ституционно-правовой гарантией -- настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах кон-ституционного строя", состоит в том, что орган законода-тельной власти как часть системы разделения властей само-стоятелен по отношению к. другим. Положение Федерально-го Собрания, таким образом, определяется принципом раз-деления властей, который в равной мере противостоит не-померному возвышению любой из трех властей и возможно-сти контроля одной власти другой.

Независимость -- важнейшее условие успешного вы-полнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, кото-рое может быть принято Федеральным Собранием, вслед-ствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собра-ние не подчиняется какому бы ни было контролю со сторо-ны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в го-сударственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую неза-висимость.

Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого испол-нительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководству-ясь только требованиями Конституции РФ.

И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается под-линное всесилие парламента и его независимость в отправ-лении своей главной функции.

Вместе с тем законотворческая независимость не явля-ется абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без пар-ламента, чрезвычайное и военное положение, которые при-останавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Пре-зидента РФ распускать Государственную Думу при опреде-ленных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, тре-бование Конституции РФ о принятии Государственной Ду-мой финансовых законов только при наличии заключения Пра-вительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа раз-деления властей с его "сдержками и противовесами". Они, од-нако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федераль-ное Собрание -- парламент Российской Федерации, тем са-мым давая ему не более, как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как пред-ставительный и законодательный орган Российской Федера-ции, что уже раскрывает основное назначение данного пар-ламентского учреждения.

Требовать предста-вительства в парламенте всех слоев и групп населения -- это значит возвращаться к ложной практике времен социализ-ма, когда такое "зеркальное" представительство организо-вывалось партаппаратом, а по существу навязывалось на-роду под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демок-ратической избирательной системой, это избрание в парла-мент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Чисто внешне представительный характер Федераль-ного Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъек-тов Российской Федерации. Самым простым было бы сде-лать отсюда вывод, что как депутаты первой палаты, так и члены второй обязаны во всех случаях без всяких отклоне-ний выражать интересы тех, кто их послал, и несут перед ними полную ответственность за свою деятельность. Именно так трактовала природу парламентского мандата социалис-тическая доктрина государственного права, поскольку она не хотела доверить народным избранникам ответственность за общие интересы народа (это был так называемый импе-ративный мандат, когда депутаты отвечали только перед избирателями).

Между тем демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депута-ты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слу-гами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать пол-ной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов.

Такое по-нимание народного представительства делает бессмыслен-ным требование к депутату о выполнении им своих предвы-борных обещаний, право отзыва депутата и т. д. Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении сво-ей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат).

Как представительный орган, Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большин-ство, а не на всех депутатов.

Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выбо-ров. В этом заключается специфика народного представи-тельства в президентской республике с ее принципом раз-деления властей. Но, разумеется, представительность Фе-дерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Россий-ской Федерации, а также -- весь спектр партийно-полити-ческих интересов граждан.

2. 3. 5. Система и компетенции министерств и государственных комитетов России

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

В настоящее время в России существует несколько организа-ционно-правовых форм центральных органов федеральной ис-полнительной власти:

1) министерство РФ;

2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство;

3) инспекции, комиссии, центры при Правительстве РФ;

4) иные органы.

Как правило, центральные органы федеральной исполнитель-ной власти образуются Президентом РФ и наделены специаль-ной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотрасле-выми (функциональными) или смешанной компетенции.

Правительство РФ устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государствен-ных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости оно вправе передавать (делегировать) им решение отдельных вопросов.

Правительство назначает и осво-бождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомствен-ных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной испол-нительной власти возглавляет определенное ведомство, выпол-няет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством. Обычно централь-ный орган построен по следующей схеме:

1) руководство (руководитель, его заместители, коллегия, ко-митет, ведомственные научные и иные советы);

2) производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те зада-чи, ради которых ведомство создано. Например, в МВД это служба уголовного розыска, ГАИ и др., в Минздраве -- Главные управ-ления лечебно-профилактической помощи, охраны материнства и детства и др.

3) штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгал-терского учета, кадров и др.).

Слова «министерство», «комитет», «российское агентство», «федеральная инспекция» имеют двойное значение, ими обозна-чаются разные понятия. Во-первых, министерство, государствен-ный комитет, российское агентство и т. д. -- это центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административ-ное ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Кста-ти говоря, все они находятся в столице -- Москве. А, во-вторых, министерство, комитет и т. д. -- это система министерства, коми-тета, т. е. административное ведомство. И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в Министерстве обороны, то имеет в виду чаще всего работу (службу) в определенном ве-домстве. Те, кто занимает должности в центральном органе ис-полнительной власти, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате министерства, комитета и т. д.

Федеральные административные ведомства могут быть обще-федеральными и совместными. Общефедеральные представле-ны отраслями и сферами деятельности, которые полностью на-ходятся в ведении федеральных органов (Министерство обороны, Министерство путей сообщения, Государственный таможенный комитет и др.).

Центральные органы общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федераль-ные органы, которые подчинены только по вертикали своим, ве-домственным центрам и содержатся за счет федерального бюд-жета.

Иными словами, в системе общефедерального ведомства все органы являются федеральными.

В зависимости от правовой основы образования можно разли-чать органы исполнительной власти, создаваемые на основе кон-ституций, текущего законодательства, подзаконных актов. Основ-ными критериями их образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие управленческие функ-ции.

Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соот-ветствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной ком-петенции, работу которых они объединяют.

Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо однов-ременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здра-воохранения и осуществляет межотраслевое управление меди-цинскими службами Министерства внутренних дел; Министер-ства обороны.

Таким образом, различаются органы общей и специальной (от-раслевой, функциональной, смешанной) компетенции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает пер-вый вид органов, а коллегиальных в настоящее время немного (правительства, например). В процессе административной рефор-мы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось.

В своей совокупности федеральные органы исполнитель-ной власти обеспечивают исполнение конституционной ком-петенции Правительства РФ. Но для этого каждый орган наделен конкретными полномочиями. Они закреплены в федеральных законах, а также указах Президента РФ и по-становлениях Правительства РФ, которыми обычно утвер-ждаются положения о том или ином министерстве, государ-ственном комитете, федеральной службе и федеральном надзоре. Рассмотрим правовое положение ведущих мини-стерств и комитетов.

В области финансов, экономики и управления феде-ральной собственностью действуют несколь-ко министерств, государственных комитетов, федеральных служб и надзоров. Ведущую роль играют следующие.

- Министерство финансов РФ действует на основа-нии Положения о Министерстве финансов РФ, утвержден-ного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., которое закрепляет его статус как органа, обеспечивающе-го проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и координирующего деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы уп-равления финансами в краях, областях, городах федераль-ного значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систе-му органов государственного управления финансами в Рос-сийской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов РФ явля-ются совершенствование бюджетной системы, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, разработка проекта федерального бюд-жета, разработка программ государственных заимствований, участие в формировании и использовании государственных ресурсов драгоценных металлов и камней и др.

В соответствии со своими задачами Министерство осу-ществляет широкую деятельность как в сфере финансов, так и экономики.

Своей многогранной деятельностью Министерство фи-нансов оказывает сильнейшее регулирующее воздействие на весь ход экономической жизни страны, часто попадая в центр политических событий.

- Министерство экономики РФ действует на основании Положения о Министерстве экономики РФ, утвержденно-го постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. (с дополнениями от 27 марта 1997 г.), которое закрепляет его статус как органа, осуществляющего проведение единой го-сударственной социально-экономической политики.

Главной задачей этого Министерства является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обес-печивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

В числе функций Министерства разработка сводного финансового баланса государства, подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики, выявление дис-пропорций в ее развитии и определение пути их устранения, а также контроль за выполнением принимаемых Президен-том и Правительством решений по развитию экономики и проведению экономической реформы.

- Министерство транспорта РФ. В соответствии с Поло-жением, утвержденным Правительством РФ от 26 апреля 1997 г., это Министерство обеспечивает проведение госу-дарственной политики и управление в транспортном комп-лексе, а именно воздушным, морским, речным, автомобиль-ным, городским электрическим транспортом и дорожным хозяйством (железнодорожный транспорт управляется Ми-нистерством путей сообщения РФ).

Основные задачи Ми-нистерство транспорта:

- разрабатывает проекты законодатель-ных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;

- осу-ществляет организационно-методическое руководство законо-проектной деятельностью в транспортном комплексе;

- кон-тролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анали-зирует практику их применения в транспортном комплексе;

- выполняет другие функции.

- Министерство государственного имущества обеспечи-вает проведение государственной политики в области прива-тизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности и межотраслевую ко-ординацию в процессе приватизации и управления федераль-ной собственностью.

Министерство разрабатыва-ет государственную программу приватизации государствен-ных и муниципальных предприятий в Российской Федера-ции, организует и контролирует ее реализацию, обеспечива-ет защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом; организует и принимает в пределах свой компетенции решения о прива-тизации находящихся в федеральной собственности государ-ственных предприятий; выполняет дргие функции.

Помимо указанных федеральных органов исполнитель-ной власти, в сфере финансов и экономики, а также строи-тельства, транспорта и связи действуют и другие органы федеральной исполнительной власти (это самая большая груп-па министерств и ведомств).

Среди них - Министерства РФ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.