скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

Соот-ветственно были признаны правомочными решения Совета Федерации первого созыва. По предположению автора данного исследования, в будущем вопроса о переходе полномочий Совета Федерации возникать не будет, поскольку введенный законом принцип его формирова-ния превращает его в постоянно действующий орган, не зависящий от всеобщих выборов.

2. 2. 2. Полномочия Совета Федерации

Совет Федерации -- государственный орган всей Федерации. Он призван выражать интересы отдель-ных местностей, региональные мнения и чаяния. Его решения и другие волеизъявления адресуются не отдель-ным субъектам РФ, а государству в це-лом, т. е. всей Российской Федерации Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999. С.576..

К ве-дению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ, утвержде-ние указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, назначение выборов Президента Российской Федерации; от-странение Президента Российской Федерации от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назна-чение на должность и освобождение от должности Генераль-ного прокурора Российской Федерации Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М„ 2000. С. 137. (ст. 102 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом См.: Федеральный закон от 11 января 1995г. «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167..

Совет Федерации наз-начает на должность и освобождает от должности заместите-ля Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации первого созыва, принятым Советом Федерации 2 февраля 1994 года, и Постановлениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на прин-ципах коллективного, свободного обсуждения и решения во-просов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмот-ренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе про-водить закрытые заседания. Совет Федерации избирает из своего состава тайным го-лосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его замес-тители не могут быть представителями одного субъекта Рос-сийской Федерации См. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999.

.

Председатель Совета Федерации разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации; созы-вает, в том числе по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или по требованию, поддержанному не менее чем одной пятой от общего числа депутатов Совета Федерации, внеочередные заседания палаты; ведет заседания палаты; ведает внутрен-ним распорядком деятельности палаты; направляет для рас-смотрения в соответствующие комитеты палаты законы, при-нятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу; на-правляет Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральные законы, принятые Государ-ственной Думой после их одобрения Советом Федерации; организует проведение парламентских слушаний; решает во-просы распределения обязанностей между своими заместите-лями; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств; решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации.

За-местители Председателя замещают Председателя в его от-сутствие, выполняют порученные им обязанности, а также выполняют другие

полномочия по вопросам внутреннего рас-порядка деятельности палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Фе-дерации подлежат послания и обращения Президента Россий-ской Федерации; законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 106, 108); проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Кон-ституцией Российской Федерации(ст. 102); предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд См.: Одайник О. П. Проблемы современного управления государством// Право и жизнь. № 7. 1999. С. 198. .

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Депутат Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом председательствующего. Заседания Совета Федерации предусматривают следую-щие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключи-тельное слово по обсуждаемому вопросу, выступления в пре-ниях по содержанию обсуждаемого вопроса, обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений, по мотивам голо-сования, по порядку ведения заседания, а также справки, ин-формации, заявления, обращения См.: Одайник О. П. Проблемы современного управления государством// Право и жизнь. № 7. 1999. С. 199. .

Деятельность Совета Федерации обеспечивается его ап-паратом. состоящим из аппаратов комитетов, Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместите-лей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-технологического и финансово-хозяйствен-ного обеспечения, кадровой службы, секретариата руководи-теля аппарата и других обеспечивающих служб.

Основными задачами аппарата Совета Федерации явля-ются документальное, организационное и правовое обеспече-ние деятельности Совета Федерации и его органов; обеспе-чение коллегиальной выработки решений и проведение согласительных процедур; формирование и обеспечение еди-ной системы документооборота; информационное и организа-ционно-техническое обеспечение; координация работы под-разделений аппарата Совета Федерации, обеспечивающих работу этой палаты Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 1998. С. 69..

Общие виды информационного, правового, экспертного, организационного и иного обеспечения Совета Федерации осуществляются государственными учреждениями и пред-приятиями, составляющими систему государственных учреж-дений и предприятий, обеспечивающих деятельность Феде-рального Собрания Российской Федерации. К ним относятся Парламентская библиотека, Парламентский центр. Приемная Федерального Собрания Российской Федерации, Издатель-ство Федерального Собрания и другие государственные уч-реждения и предприятия Лазарев В. В. Конституционное правосудие: механизм реализации// Российская газета, 1999. № 12, С. 15.

.

Трехлетний опыт существования Совета Фе-дерации Федеративного Собрания сначала как избранного, а затем как сформированного на ос-нове представительства от Совета Федерации по-казывает необходимость трех коренных измене-ний в его деятельности.

Во-первых, должно резко возрасти влияние верхней палаты парламента на законотворческий процесс. Сейчас Совет Федерации выступает в роли статиста, одобряя или отклоняя подготов-ленные Думой законы. Необходимо изменить процедуру подготовки и утверждения законопро-ектов. После внесения в Федеральное Собрание разработанного правительством законопроекта первым его должен рассматривать Совет Федерации, а не Государственная Дума. Важная задача верхней палаты вообще состоит в том, чтобы рас-сматривать и обсуждать правильные законопро-екты. Собранный богатый опыт и те выводы, к которым приходят субъекты Федерации в про-цессе выполнения ими законов, должны посту-пать через "первый канал" в федеральное зако-нодательство. Это должна быть важнейшая кон-трольная функция Совета Федерации в структуре Федерации. Проект закона, позиция Совета Фе-дерации и контраргументы правительства пере-даются затем в Государственную Думу на рассмо-трение.

Все принятые Думой законы направля-ются снова Совету Федерации. Верхняя палата проверяет, была ли учтена позиция первого тура и не внесла ли Государственная Дума других из-менений. В случае если Совет Федерации не со-гласен с формулировкой принятого Госдумой за-кона, он может отправить его в согласительную комиссию. Предлагаемая выше процедура успеш-но функционирует в Германии и, полагаю, могла бы с учетом специфики нашего парламента быть применена в России.

Во-вторых, в серьезной корректировке нужда-ется ст. 106 Конституции России, в которой дан перечень федеральных законопроектов, обяза-тельных к рассмотрению Советом Федерации. Его необходимо наделить разными полномочия-ми в отношении внесенных законопроектов. За-коны, которые в особой степени затрагивают ин-тересы субъектов Федерации, должны прини-маться только при одобрении Совета Федерации. К такого рода законам предлагается отнести сле-дующие: законы, изменяющие Конституцию; за-коны, касающиеся финансовых поступлений зе-мель (прежде всего законы о налогах); законы, вторгающиеся в административный суверенитет субъектов Федерации (регламентация полномо-чий, сроки, административные сборы, способы передачи документов по инстанции и пр.). Во всех остальных случаях Совет Федерации не должен иметь права вето, т.е. права снять закон с обсуж-дения, но может одобрить или не одобрить закон См.: В.Н.Лысенко. Развитие Федерации и Конституции России. Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений// Государство и право. № 12. 1999. С. 84. .

В-третьих, Совет Федерации мог бы также взять на себя некоторые "горизонтальные функ-ции" и роль арбитра в спорах между субъектами Федерации. Речь идет о следующем. Поскольку в стране перестала существовать вертикаль пред-ставительных органов власти. Совет Федерации мог бы заняться подготовкой модельных законов для субъектов Федерации, приведением в соот-ветствие с Конституцией РФ и федеральным за-конодательством конституций (уставов) субъек-тов Федерации. Это можно было бы делать в рам-ках совещания председателей законодательных собраний субъектов Федерации См. В.Н.Лысенко. Развитие Федерации и Конституции России. Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений// Государство и право. № 12. 1999. С. 69..

2. 2. 3. Полномочия Государственной Думы

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания. Порядок деятельности Государственной Думы опреде-ляется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы, принятым постановлением Государ-ственной Думы от 25 марта 1994 года См.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -- парламента

Российской Федерации. - Издание Государственной Думы. 1998..

Председатель Государственной Думы ведет заседания па-латы; ведает внутренним распорядком палаты; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату во взаимоотно-шениях с другими государственными органами, обществен-ными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах в целях разрешения разногласий между органами государственной власти Россий-ской Федерации и органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации, а также между органами государ-ственной власти субъектов Российской Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Ростов-на - Дону. «Феникс». 1999. С.98.

Заместители Председателя Государственной Думы по по-ручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внут-реннего распорядка деятельности палаты согласно распреде-лению обязанностей между ними.

Совет Государственной Думы согласно ее Регламенту (ст. 14):

- разрабатывает проект общей работы Государственной Думы на очередную сессию;

- составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; созывает по предложению Президента Российской Федерации или по требованию депу-татского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Феде-рации внеочередные заседания палаты;

- направляет для рас-смотрения в комитете палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы;

- принимает решение о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенных в Государ-ственную Думу законопроектов, если не выполнены требова-ния Регламента, предъявляемые к вносимым законопроектам;

- принимает решение о проведении парламентских слушаний;

- утверждает распределение обязанностей между заместите-лями Председателя Государственной Думы;

- разрешает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соот-ветствии с Регламентом Государственной Думы.

Регламентом Государственной Думы определяется поря-док объявления амнистии. Оно осуществляется Государ-ственной Думой путем принятия постановлений об объявле-нии амнистии и о порядке исполнения амнистии Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999. С. 456..

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров Российской Федерации и поря-док международного межпарламентского сотрудничества.

Государственная Дума рассматривает внешнеполитиче-ские вопросы по собственной инициативе, или в связи с об-ращением Президента РФ, либо по до-кладам и сообщениям Правительства РФ и комитетов палаты.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным во-просам внешней политики России, а также по вопросам меж-дународных отношений в целом См.: Коваленко А. И.. Конституционное право России. «Право и закон», М., 1999. С. 235.. Инициатива внесения про-ектов обращений и заявлений может исходить от субъектов права законодательной инициативы.

Государственная Дума утверждает Положение об участии российских представителей в работе межпарламентских ко-миссий по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, а также Положение о парламентских деле-гациях Российской Федерации в Межпарламентской Ассам-блее государств -- участников Содружества Независимых Государств, в Межпарламентской Ассамблее СБСЕ. Участие депутатов Государственной Думы в деятельности Межпарла-ментского Союза регламентируется Положением о парла-ментской группе России, принимаемым общим собранием парламентской группы.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государ-ственной Думы подлежат послания и обращения Президента Российской Федерации; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правитель-ством Российской Федерации; проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации; федеральные законы, возвращенные на повтор-ное рассмотрение Государственной Думы; проекты феде-ральных законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Иные зако-нопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты См.: Там же. С. 237..

Правовое, организационное, документальное, информаци-онное, материально-техническое, социально-бытовое обеспе-чение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информацион-ное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение Государственной Думы осуществляется также государствен-ными учреждениями и предприятиями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания (Парламент-ская библиотека, Парламентский центр, издательство и т. д.).

Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязан-ности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами).

В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации. Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации вы-носится фракцией либо депутатской группой в Государствен-ной Думе, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о недоверии Правительству Рос-сийской Федерации в недельный срок после его внесения, во внеочередном порядке См. Любимов А. П. Парламентское право России: основные источники. СПб., 1997. с. 308..

Вопрос о доверии Правительству Российской Федерации рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 10 дней со дня внесения представления. Решение о доверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы См. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ. 1997. - стр.69.

.

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Регламентом Государственной Думы определяется поря-док объявления амнистии. Оно осуществляется Государ-ственной Думой путем принятия постановлений об объявле-нии амнистии и о порядке исполнения амнистии1.

Государственная Дума рассматривает внешнеполитиче-ские вопросы по собственной инициативе, или в связи с об-ращением Президента Российской Федерации, либо по до-кладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным во-просам внешней политики России, а также по вопросам меж-дународных отношений в целом1. Инициатива внесения про-ектов обращений и заявлений может исходить от субъектов права законодательной инициативы. Проекты обращений и заявлений Государственной Думы, касающиеся внешнеполи-тических вопросов, предварительно рассматривается Комите-том Государственной Думы по делам Содружества Независи-мых Государств и связям с соотечественниками, а в случае необходимости и другими комитетами палаты по профилю их деятельности См.: Карташов Н. Н. Парламент России. Уч пос. Нижний Новгород, 1997. С.67..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.