скачать рефераты

МЕНЮ


Структура механизма современного российского государства

Но как глу-боко и широко мыслящий ученый, Н.В. Муравьев видел и те тенденции, которые определяют динамику функций прокуратуры с изменением общественных условий. Разрабатывая классификацию прокуратуры разных исторических и региональных типов, он еще тогда подметил особенности российской правовой действительности, которые на историческую перспективу определяют существо специфики прокурор-ского надзора. По этому поводу им было высказано суждение почти пророческого характера: "Русская действительность, отразившаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько

своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый, самостоятельный тип этого учреждения» См.: О сущности прокурорского надзора в СССР. Вопросы теории и практики прокурорского надзора / Под ред. А.Ф. Козлова. Свердловск, 1979, с. 18..

Несмотря на то, что уже проявились тен-денции в сторону перераспределения функциональной нагрузки от прокуратуры к дру-гим органам (например, Конституционному суду РФ, судебным и контрольным органам), она не утратила своеобразия. В этом контексте прокурорский надзор как будто не вписывается в систему разделения властей, и в известной степени он про-должает оставаться "всеобъемлющим" См.: Савицкий В.М. Кризис прокурорского надзора. - Соц. законность, 1991, № 1, с. 31..

В наших условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов", устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей). Все они взаимодействуют друг с другом и как единая государст-венная власть должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Автор данной работы подчеркивает, что без соблюдения законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои задачи государственной власти. Если же настаивать на принципе разделения властей в его классическом виде, то возникает вопрос: какое место должна занимать прокуратура среди государственных структур?

Авторы концепции развития прокуратуры на переходный период счи-тают, что по своей государственно-правовой и политической природе, прокурорский надзор является основной формой высшего государственного надзора за исполнением законов на всей территории страны. Термином "прокурорский надзор" может обоз-начаться достаточно разнородный класс социальных явлений. Несмотря на свою оче-видность, данное обстоятельство в исследованиях, посвященных деятельности проку-ратуры, не отражено. Но именно с уяснением этого вопроса традиционно начинаются все отраслевые курсы научных юридических дисциплин. В наиболее распространенном значении прокурорский надзор - это сфера государственной деятельности, осуществ-ляемая органами прокуратуры См.: Трофименко О. О концепции прокурорского надзора в условиях перестройки. Юристъ.1999. С. 142..

До недавнего времени прокуратура считалась своего рода контрольным органом законодательной власти. Этому соответствовали порядок назначения Генерального прокурора на должность Верховным Советом РФ по представлению его Председателя и подотчетность Генерального прокурора только высшему законодательному органу.

3. 3. Иные правоохранительные органы

К числу иных правоохранительных органов можно отнести: органы безопасности РФ, министерство внутренних дел, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы юстиции, некоторые другие. Вкратце опишем названные.

Система органов безопасности РФ

Несмотря на значительное количество публикаций, посвя-щенных проблемам обеспечения безопасности в Российской Федерации, в теории и до настоящего времени не выработано единого подхода к определению системы органов безопасности и не определен исчерпывающим образом перечень ее элементов.

Правовым актом, положившим начало формированию сис-темы органов безопасности России, является Закон РФ «О безопасности» См.: Ведомости СНД РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 769., действующий и до настоящего времени. Конеч-но, после принятия в 1993 г. Конституции РФ многие его поло-жения требуют корректировки. Однако, некоторые положения комментируемого Закона, к сожалению, не получили дальней-шего развития в теории и в законодательстве См.: О борьбе с терроризмом. Федеральный закон РФ от 03.07.1998 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3808.. Речь идет о за-креплении в норме права одного из принципов -- соблюдении баланса жизненно важных интересов личности, общества и го-сударства, т.е. не приоритет, а паритет лежит в основе обеспече-ния прав и законных интересов личности, общества и государства. Пожалуй, это один из немногочисленных (если не единствен-ный) правовых актов, в котором закреплена идея равного обес-печения интересов личности, общества и государства.

Основными функциями системы органов безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних yгроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

- осуществление комплекса оперативных и долговременны мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- другие функции.

Общее руководство деятельностью органов безопасности осуществляет Президент РФ.

Буквальное толкование ст. 2 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе органов безопасности практиче-ски все государственные органы, независимо от их принадлеж-ности к ветвям власти, общественные организации и объедине-ния, и даже отдельных физических лиц. Как подметил ведущий научный сотрудник Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, кандидат юридических наук Фоков А. П., указанная норма нуждается в корректировке путем приведения ее в соот-ветствие с формирующейся российской системой права См.: Фоков А. П. Служба безопасности: проблемы, решения. - М., 2000. С. 95..

В пере-чень системы органов безопасности не могут быть включены органы законодательной власти и судебные органы хотя бы по-тому, что Президент РФ не осуществляет никакого руководства указанными органами, что является недопустимым в правовом государстве Там же. С. 97.. Кроме того, констатирует он, для органов законодательной и судеб-ной ветвей власти обеспечение безопасности не является при-оритетным (основным) направлением деятельности. Органами безопасности могут являться лишь некоторые органы исполни-тельной власти. К органам безопасности можно отнести следующие:

- органы федеральной службы безопасности;

- органы внешней разведки;

- органы пограничной службы и пограничные войска Феде-ральной пограничной службы РФ (ФПС РФ);

- федеральные органы правительственной связи и информа-ции;

- федеральные органы государственной охраны.

Рассмотрим эти органы вкратце.

Правовую основу организации и деятельности органов феде-ральной службы безопасности составляет Федеральный закон РФ от 22.02.1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федераций» См.: СЗ РФ. - 1995. - № 15. Ст. 1269.

.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона органы федераль-ной службы безопасности представляют собой единую центра-лизованную систему, в которую входят:

- Федеральная служба безопасности РФ;

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территори-альные органы безопасности);

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Автор данного исследования, проанализировав приведенные нормы права, считает, что система органов федеральной службы безопасности соответствует феде-ративному устройству и административно-территориальному делению Российской Федерации, а также ее военно-администра-тивному делению. Он обращает внимание, что управления (отде-лы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным ре-гионам и субъектам РФ поименованы в Законе территориаль-ными органами безопасности. Управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления поименованы как органы безопас-ности в войсках.

Высшим звеном в системе органов федеральной службы безо-пасности является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ст. 3 Закона). Основными задачами ФСБ России являются:

- руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экс-пертными и военно-медицинскими учреждениями и под-разделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями спе-циального назначения, а также организация их деятель-ности;

- выявление, предупреждение и пресечение разведыватель-ной и иной деятельности специальных служб и организа-ций иностранных государств, отдельных лиц, направлен-ной на нанесение ущерба безопасности РФ;

- другие задачи.

Структурными элементами ФСБ РФ явля-ются следующие:

- Руководство;

- Департамент контрразведки;

- Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;

- Департамент экономической безопасности;

- Департамент анализа, прогноза и стратегического плани-рования.

- Департамент организационно-кадровой работы;

- Департамент обеспечения деятельности;

- Управление военной контрразведки;

- Следственное управление;

- Управление собственной безопасности;

- Управление делами;

- Договорно-правовое управление.

Существует внешняя и внутренняя разведка.

Для осуществления разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставлены следующие полномочия:

- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие См.: О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Указ Президента РФ от 11.11.1998 г. № 1356 //СЗ РФ. -- 1998. -- 46. - Ст. 5651.;

- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

- использование в целях конспирации документов, зашиф-ровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организа-ций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;

- взаимодействие с федеральными органами исполнитель-ной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны;

В перечень системы органов безопасности входят органы по-граничной службы и пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС РФ). Базовым нормативным актом, регулирующим организацию охраны Государственной границы, а также полномочия органов ее обеспечивающих, яв-ляется Закон РФ от 01.04.1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» См.: Ведомости СНД РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594. СЗ РФ. - 1994. - № 16. - Ст. 1861; СЗ РФ. - 1996. - № 50. - Ст. 5610; СЗ РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3507; СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3805; СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3831; СЗ РФ. - 1999. - № 23. - Ст. 2808.

с изменениями и дополнениями.

Федеральная пограничная служба РФ возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя:

- органы пограничного контроля;

- орган внешней разведки;

- оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятель-ность, деятельность по обеспечению собственной безопас-ности системы ФПС РФ;

- органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством;

- пограничные войска ФПС РФ;

- военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, на-ходящиеся в подчинении ФПС РФ.

Основными функциями ФПС РФ являются:

- участие в разработке и реализации государственной погра-ничной политики РФ и федеральных пограничных про-грамм;

- участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативно-правовых актов по вопросам защиты Государ-ственной границы, территориального моря, континенталь-ного шельфа и исключительной экономической зоны РФ;

- др.

Автор настоящей работы, проанализировав приведенные нормы, пришел к выводу, что в основе системе федеральных органов правительственной связи и информации лежит федеративное устройство Российской Федерации и ее территориально - административное деление.

Высшее звено этой системы - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Государственная охрана в Законе определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспече-ния безопасности объектов государственной охраны на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Государ-ственная охрана осуществляется путем:

- предоставления объектам государственной охраны персо-нальной охраны, специальной связи и транспортного об-служивания, а также информации об угрозе их безопасно-сти;

- осуществления в соответствии с федеральным законода-тельством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государствен-ных органов обеспечения безопасности;

- проведения охранных и других мероприятий.

В настоящее время единственным органом, осуществляю-щим государственную охрану, является Федеральная служба ох-раны РФ.

Основными задачами ФСО РФ являются:

- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществле-ние комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

- обеспечение безопасности объектов государственной охра-ны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;

- другие задачи.

В области обороны и безопасности в число федераль-ных органов исполнительной власти также входят: Мини-стерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед-ствий, Государственный таможенный комитет РФ, Феде-ральная пограничная служба РФ, Служба внешней развед-ки РФ, Федеральная служба железнодорожных войск РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральное агентство правитель-ственной связи и информации при Президенте РФ, Феде-ральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Сложный характер функций некоторых из этих органов позволяет рассматривать их и в других группах ми-нистерств и ведомств.

Государственная таможенная служба РФ

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:

- отдел организации дознания;

- отдел таможенных расследований;

- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;

- отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

- отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;

- информационно-аналитический отдел;

- отряд быстрого реагирования.

2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.

Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.

Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.

Нормативным актом, определившим основы органи-зации и деятельности таможенных органов, является Таможен-ный кодекс Российской Федерации См.: Ведомости СНД РФ. - 1993. - № 31. - Ст. 1224. (ТК РФ) с изменениями и дополнениями от 19.05.1995 г. См.: СЗ РФ. - 1995. - № 26. - Ст. 2397., от 27.12.1995 г. См.: СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 4., от 18.06.1997 г. См : СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3586., от 23.12.1998г. См : СЗ РФ. - 1999. - № 7. - Ст. 879. Большинство положений ТК РФ вступило в действие с момента его опубликования, т. е. с 05.08.1993 г.3

В ТК РФ определено, что таможенные органы, являющиеся правоохранительным органом, составляют единую систему, включающую в себя следующие элементы:

- Государственный таможенный комитет;

- региональные таможенные управления;

- таможни;

- таможенные посты.

Это единственная из рассмотренных систем, которая в наименьшей мере соответствует федеративному устройству Рос-сийской Федерации и ее административно-территориальному делению.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функ-ции:

- участвуют в разработке таможенной политики и реализуют эту политику;

- обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможен-ные платежи; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через та-моженную границу РФ, реализуют эти меры;

- обеспечивают соблюдение разрешительного порядка пере-мещения товаров и транспортных средств через таможен-ную границу РФ, др. См.: О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации. Постановление ВС РФ от 18.06.1993 г. // Ведомости СНД РФ. -- 1993. -- № 31. -- Ст. 1226..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.