Выборам 1998 г.
предшествовал пятилетний период политической нестабильности, в течение
которого имели место серьезные вспышки насилия, всеобщая забастовка, две серьезных
попытки государственного переворота в 1992 г. и вынесение конгрессом
импичмента президенту Карлосу Андресу Пересу. Хотя традиционные партии
сохранили ведущую роль в парламенте, они вторично потерпели поражение на
выборах президента з декабре 1998 г.; на этот раз победу одержал
харизматический военный лидер Уго Чавес, который возглавлял попытку
государственного (военного) переворота против президента. Попытки закончилось
провалом, и Чавес получил тюремный срок. После двух лет тюремного заключения
он был помилован и вышел на свободу.
Чавес в своих
предвыборных выступлениях широко использовал популистские и националистические
заявления. В тяжелом состоянии экономики страны он обвинил отчасти МВФ, отчасти
коррумпированную правящую элиту, в первую очередь принадлежащую к традиционным
партиям. Он также обещал осуществить коренную перестройку
социально-экономической и политической системы страны, сократить государственный
аппарат, обеспечить населению реальную возможность участвовать в управлении
государством. Таким образом, ставились задачи формирования режима социальной и
пар-тисипативной демократии (демократии участия).
Новый президент
провозгласил идею создания "Пятой Республики" - подлинно
демократического общества социальной справедливости, основанного на идеалах
Симона Боливара, идеалах национально-освободительной борьбы латиноамериканских
народов. Но свое правление он начал с того, что добился от парламента
(Национального конгресса) особых полномочий для издания декретов
социально-экономического характера, затем он выиграл референдум 1999 г. по
вопросу о созыве Национальной конституционной ассамблеи. Прошедшие в 1999г.
выборы в конституционную ассамблею подтвердили доверие президенту Чавесу и
обеспечили подготовку, а затем и принятие новой венесуэльской конституции,
давшей ему возможность быть переизбранным еще на шесть лет, что он и сделал в
2000 г. С этого времени он начинает проводить "Боливарскую
революцию", названную в честь его кумира - освободителя Южной Америки
Симона Боливара. "Боливарская революция", по оценкам аналитиков,
представляет собой "пеструю смесь из конституционных реформ, государственного
интервенционизма во все и вся, а также обильной, сочной политической риторики,
которую лучше бы назвать демагогией".
Главной своей
задачей Чавес называл экономическую стабильность страны и борьбу с коррупцией,
но справиться с ними не смог. В период 1998-2001 гг. Чавес сосредоточил всю
власть в собственных руках, критикуя при этом парламент, средства массовой
информации, церковь, крупных промышленников. Особенно доставалось нефтяным
компаниям, которых президент обвинял в том, что их руководители живут "в
роскошных шале, где они предаются разврату и пьют виски".
Таким образом, в
Венесуэле в президентском кресле оказался едва ли не самый левый за последние
десятилетия латиноамериканский президент. В то же время в области финансов
Чавес проводил неолиберальную политику: он принял, в частности, свободный,
плавающий курс доллара, хотя это и ухудшило повседневное положение
венесуэльцев, кроме того, он занял гораздо более мягкую позицию по отношению к
США, главному импортеру венесуэльской нефти: подчеркивая независимость своей
внешней политики, он отвергал возможность разрыва отношений с США.
Еще в 2001 г.
германские эксперты, анализируя экономику Венесуэлы, отмечали, что ее развитие
во многом зависит от того, как будут осуществляться государственные программы,
прежде всего программа совершенствования и модернизации инфраструктуры, а также
от динамики цен на нефть и объемов нефтедобычи. Кроме этого, отмечалось, что
если Венесуэла выполнит принятое ОПЕК решение о сокращении добычи нефти, то
она недополучит ожидаемых валютных поступлений в государственный бюджет.
Одной из главных
проблем в стране до сих пор остается проблема выплаты огромного внутреннего
долга (сумма долга по заработной плате и пенсиям составляла около 21 млн. долларов).
Не дождавшись того, что правительство решит эту проблему, в апреле 2002 г.
население страны вышло на улицы с протестом. По участникам манифестаций был
открыт огонь: было убито около десяти человек и ранено около восьмидесяти.
Расстрел мирной демонстрации был воспринят военными страны как повод к
государственному перевороту, который и был осуществлен на следующий день.
Политические
наблюдатели ожидали такой поворот событий. Дело в том, что определенные круги
давно уже выражали недовольство правлением Уго Чавеса. К тому, как говорят они,
к власти он пришел вопреки их желанию, на волне популистских обещаний,
поддержанных бедными слоями населения, поверившими ему. Прологом нынешних
событий явилось вполне закономерное назначение Уго Чавесом известных ему лиц в
состав нефтяной компании PDVSA. Именно это вызвало взрыв
негодования у руководства этой государственной компании, что лишь подтвердило
тот факт, что она давно превратилась в своеобразное "государство в
государстве", служащее не столько ему, сколько высшим чиновникам. Поэтому
нефтяники объявили бессрочную забастовку, которую поддержал Федерация торговых
и промышленных предпринимателей, президент которой Педро Кармона на короткое
время стал даже стал временным главой государства, и профсоюзный бонза -
председатель Конфедерации трудящихся Венесуэлы Карлос Ортега. Сам Чавес. был
арестован и отправлен на военную базу фуэрте Тиуы.
П. Кармона
продержался недолго - уже через двое суток онбыл вынужден сложить с
себя полномочия президента страны, поскольку в связи с массовыми демонстрациями
протеста в Каракасе военные перестали оказывать ему поддержку. Чавес вернулся
в столицу, и тут же был приведен к присяге. После того, как Чавес вернулся, его
первым решением стали кадровые изменения в государственной нефтяной компании PDVSA - он удовлетворил просьбу
восставших против него профсоюзов и принял отставку совета директоров компании.
Дело в том, что всеобщая стачка в апреле 2002 г. проходила под лозунгом
увольнения совета директоров PDVSA. Сотрудники компании обвиняли назначенное
Чавесом руководство в непрофессионализме. После возвращения, пережив попытку
переворота, он все-таки решил отправить в отставку верное ему руководство
PDVSA.
Хотя министра
внутренних дел Венесуэлы заявил, что поддержка народа предотвратила гражданскую
войну в стране, тем не менее, неудавшийся военный переворот продемонстрировал,
что венесуэльское общество расколото. Эксперты отмечают, что Чавес вернулся к
власти благодаря поддержке бедноты. Однако у него остались враги - крупный
бизнес, католическая церковь и даже часть армии.
Итогом военного
переворота в Венесуэле стало опасение ОПЕК, что теперь Венесуэла будет нарушать
свою квоту в 2,49 млн. баррелей в день и экспортировать много дешевой нефти. Но
бюджетная ситуация в Венесуэле, мягко говоря, не очень хороша: дефицит
государственного бюджета достигает 5% ВВП. Долларов в стране также мало:
валютные резервы Центрального банка составляют лишь 10 млрд.
В конце 2002 г.
цена за баррель нефти составляла около 26 долларов США. По мнению аналитиков,
цены на нефть могли бы существенно снизиться, если бы не ситуация в таких нефтедобывающих
странах, как Ирак и Венесуэла. Второго декабря 2002 г. в Венесуэле опять
начались массовые демонстрации и забастовки протеста против президента Чавеса,
которому выдвигаются требования либо уйти в отставку, либо объявить досрочные
президентские выборы уже в начале 2003 г.
Нефтедобывающая
отрасль Венесуэлы несет огромные потери, оценивающиеся в 70 млн. долларов США
в день из-за обострения политической ситуации в стране (всеобщей бессрочной
забастовки, в которой активное участие принимают работники нефтяных компаний).
В результате забастовки в государственной нефтяной компании PDVSA сложилась крайне тяжелая ситуация.
Производство нефти упало в Венесуэле с 2,2 млн. баррелей в день перед
забастовкой до уровня ниже 1 млн. баррелей в день. Объем нефтедобычи в PDVSA
упал до 600-650 тыс. баррелей в день. Остановилась практически вся переработка
нефти и транспортировка нефти и нефтепродуктов.
Президент PDVSA
Али Родригес уже заявил, что добыча и экспорт нефти парализованы. Даже в случае
немедленного прекращения забастовки на восстановление уровня переработки нефти
уйдет, по крайней мере, несколько недель. Кроме этого, по словам Родригеса, в
случае невыполнения своих обязательств о поставках нефти Венесуэле придется
заплатить штраф в размере 6 млрд. долларов.
Чавес уже отдал
приказ военным о взятиипод охрану объектов нефтяной промышленности и
принуждении к прекращению забастовки команд трех бастовавших нефтяных
танкеров, которые стояли недалеко от причала Каракаса. В недавнем телеинтервью,
которое передавалось по всем СМИ страны,он заявил, что ситуация в
стране является внутренней национальной проблемой Венесуэлы и никакое другое
государство не имеет право вмешиваться во внутренние процессы. Это был
"толстый" намек США, которые в апреле 2002 г. в лице пресс-секретаря
президента США А. Флейшера и советника президента США по национальной
безопасности К. Райе недвусмысленно намекнули Чавесу на необходимость
изменения прежнего, "неверного" курса, из-за которого и взбунтовался
венесуэльский народ.
Глава 3.
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1.
Транснациональные компании и коррупция
В конце XX -
начале XXI веков глобализация мировой экономики в значительной степени
представлена как процесс доминирования не столько национальных, контролируемых
государством, сколько наднациональных структур, находящихся в тесном и
многообразном сотрудничестве с национальными государствами, на территории
которых они функционируют. Взаимосвязь между ними, в основном, сводится к
следующему: с одной стороны, государство использует ТНК как один из ключевых
инструментов эффективной реализации собственных национальных целей за
пределами своей территории; с другой - эти цели вырабатываются государством под
мощным и упорным давлением самих ТНК и выражают в первую очередь их
собственные интересы. Этот факт в какой-то степени подтверждает концепцию
международных отношений одного из представителей американской
"реалистической школы" - Г. Моргептау, который определяет
международные отношения как борьбу за власть.49
То есть сущность
международных отношений определяется только национальными интересами
государств, стремящихся к утверждению своих властных прерогатив, при том, что
минимум национального интереса состоит в "выживании государства".
Представители другого направления - "транснационализма" подчеркивают,
что "международное общество" ни фактически, ни по сущности не
сводится к факту сосуществования государств, каждое из которых обладает
автаркической суверенностью и не поддающимися коммуникации интересами. Но их
видению, международные отношения - это отношения между людьми, организациями,
идеями, движениями и т.п., не столько протекающие за пределами государственных
границ, сколько выходящими за эти пределы, а "международное общество"
по своей сущности - это не межгосударственное, а транснациональное
образование.50
Это в какой-то
степени соответствует сегодняшней действительности: в настоящее время в мире
действуют 63 тыс. ТНК, имеющих около 690 тыс. зарубежных филиалов в более чем
150 странах. И между этими ТНК, представленными в основном США, странами
Западной Европы и Японии, естественно, существует жесткая конкуренция за
ресурсы планеты. Экономический кризис сбыта собственной продукции приводит к
тому, что происходит жесткая борьба за захват лучших рынков, лучших
территорий, лучших источников полезных ископаемых для собственных компаний.
Рассматривать
проблемы современной глобальной конкуренции за ресурсы (природные, материальные,
человеческие, финансовые, информационные, технологические) невозможно без
участия в ней ТНК, поскольку на сегодняшний день они представляют мощные
хозяйственные комплексы, в рамках которых объединяются многочисленные
предприятия, расположенные в различных регионах мира.
Чаще всего
глобальная конкуренция происходит в виде процесса установления глобального
господства развитого центра (индустриально-развитые страны) - через ТНК - над
неразвитой периферией (развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой), с закреплением за последними маргинальной специализации с
соответствующими последствиями: низкотех-нологичностью производства,
низкодоходностью населения, неконкурентоснособностью, неграмотностью, нищетой и
т.д.
49Morgentau H. Politics Among Nations.
- Washington, 1948.
50 O'Kohane R. Discord and collaboration. - Baltimore. -1962.
Известный
российский ученый Н.Н. Моисеев главную угрозу развитию не только мировой
экономики, но и всей цивилизации видит именно в транснационализации
капитализма под руководством и в интересах ТНК. Он пишет: "Масштабы развития
экономики, необходимость кооперации (общественного разделения труда) привели к
тому, что локальные, национальные экономики постепенно стали терять потенцию
саморазвития. Они стали интегрироваться в единый общепланетарный экономический
организм с универсальной системой регулирования... Решающую роль в определении
характера дальнейшего развития мировой экономики стали постепенно играть
транснациональные корпорации (ТНК): произошла транснационализация
капитализма... На этой основе рынок, традиционный рынок Рикардо, качественно
изменяясь, приобрел вселенский характер... Заработал некий "дьявольский
насос"... Он станет и дальше выкачивать из отсталых стран капиталы,
ресурсы, таланты! В результате действия этого "дьявольского насоса"
происходит все более углубляющаяся стратификация государств".51
В первую очередь
это касается государств, на территории которых находятся крупные запасы
энергоресурсов (в первую очередь, нефти) и минерального сырья. Приходя на рынок
богатой полезными ископаемыми страны, зарубежные ТНК строят свою политику,
исходя из известного принципа Бисмарка: "Меня не интересуют их намерения,
меня интересуют их возможности". И чем больше возможностей имеет страна,
тем мощнее начинает работать "дьявольский насос", о котором пишет
Н.Н. Моисеев.
В этом случае ТНК
не останавливаются ни перед чем: подкуп государственных чиновников, взятки,
подарки на сумму с несколькими нолями, оплата обучения детей чиновников за
границей и т.д. Таким образом, происходит своеобразный импорт коррупции из-за
рубежа. Поэтому приходится констатировать тот факт, что ТНК из
индустриально-развитых стран, приходя на рынок развивающей страны, сами
зачастую несут зло коррупции на эти рынки, чтобы получить те или иные конкурентные
преимущества. Но помимо денежных взяток ТНК используют различные политические,
экономические, финансовые рычаги влияния на правительства принимающих стран.
Согласно
конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по
борьбе с коррупцией, которую подписали 35 стран, "предприятие не должно
прямо или косвенно предлагать, обещать, давать или требовать взятку или
какое-либо другое незаконное вознаграждение для того, чтобы начать или поддержать
свой бизнес". Многие индустриально-развитые страны так и не ратифицировали
антикоррупционную конвенцию ОЭСР, что позволяет их фирмам и ТНК вполне легально
списывать затраты на взятки чиновникам как обыкновенные расходы компании. Сами
же менеджеры ТНК, оправдывая свои неэтичные поступки на рынках развивающихся
страны; прямо отмечают, что во многих государствах фирма, руководство которой
не дает взятки, не может развивать свою деятельность в этой стране.
Согласно
последним данным международной неправительственной организации "Transparency International" (TI)за2002 г., индексы взяткодательства показывают, что ТНК США "чрезвычайно
охотно" платят взятки служащим в других странах, несмотря на то, что с
1997 г. они рискуют попасть под уголовное преследование согласно американскому
закону о коррупционных действиях за границей (FCPA). Как отмечают аналитики, "из этого следует вывод, что
мы имеем дело с глобальной проблемой корпоративного взяткодательства, которая
требует концентрированных глобальных действий официальных международных
организаций, гражданского общества и национальных правительств".52
Английская
фондовая компания "Friends Ivory & Sirne" ("FIS") провела опрос среди 82 фирм
из 12 стран, в экономику которых "FIS" инвестировала свои средства, с
целью выяснения отношения руководства данных компаний к взятничеству. Результаты
опроса были следующими: 33% респондентов отказались отвечать на вопросы,
заданные "FIS"; большая же часть принявших участие в опросе, как
отметили эксперты английской фирмы, проводит неадекватную политику в отношении
коррупции. Так, руководители одной компании не разрешают своим служащим брать
взятки, но разрешают их давать.
Конечно, не все,
но все-таки есть крупные транснациональные корпорации реально противостоят
коррупции и взятничеству в принимающих странах. Так, руководство компании
"Procter & Gamble" предпочло закрыть завод по
производству памперсов в Нигерии, но не давать взятку местным таможенникам.
Однако большинство фирм, отмечают эксперты английского журнала "Economist", лишь делают вид, что проводят
антикоррупционную политику.
Однако некоторые
страны пытаются с помощью внутренних законов регулировать правовые действия
своих компаний, работающих за рубежом, минимизируя тем самым возможности их
коррупционных деяний. Например, одним из действующих антикоррупционных законов
США является Foreign Corrupt
Practices Act (Закон "О даче взяток чиновникам за рубежом"), принятый еще в
1977 г. Он регулирует отношения, складывающиеся между американскими фирмами и
их зарубежными филиалами и правительствами тех стран, на территории которых
они осуществляют свою производственную, финансовую, коммерческую и другие виды
деятельности. Под действие этого закона подпадают граждане США, находящиеся за
рубежом. Конечно, при отсутствии подобных законов в других странах, Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) ставит американские компании,
вступающих в конкурентную борьбу за право участия в международных контрактах,
в невыгодное положение, поскольку запрещает американским компаниям давать
взятки официальным лицам, представителям политических партий и их кандидатам.
По заявлению
Министерства юстиции США, в период 1994-2001 гг. по данным, представленным
американскому правительству, иностранные фирмы использовали взятки в более чем
300 случаях конкурентной борьбы за право участия в международных контрактах на
общую сумму в 200 млрд. долларов. Нечасто, но все-таки бывают случаи, когда
руководители американских фирм привлекаются к уголовной ответственности за
дачу взяток чиновникам из принимающих стран. Например, руководство американской
компании "United Technologies" уволило президента одного из своих зарубежных филиалов
за то, что он делал подарки официальным лицам.
Но, как отмечает
эксперты "Economist", практически очень
сложно следить за тем, не замешаны ли руководители иностранных филиалов
компаний в передаче или получении взятки. Причем это относится к дочерним фирмам,
расположенным не только в странах, не подписавших конвенцию ОЭСР по борьбе с
коррупцией, но и в некоторых государствах-участниках этой конвенции. Поэтому в
некоторых из известных Министерству юстиции США случаев взяточничества могли
участвовать и филиалы американских ТНК, поскольку в FCPA есть много лазеек- FCPA распространяется на американские
фирмы и иностранные компании, акции которых котируются на фондовых биржах США.
Однако многие зарубежные фирмы, действующие на территории США, не согласны с
FCPA, поскольку тогда, по мнению этих фирм, под категорию взяточничества подпадают
и небольшие платежи, необходимые для ускорения прохождения ряда обязательных
процедур (растаможивание, получение различных разрешений и т.д.). Примером
такого несогласия может служить английская компания "Marconi". За применением FCPA к
иностранным фирмам, акции которых котируются в США, следит Комиссия по ценным
бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission - SEC). За период с 1977 no 1996 гг. комиссия выявила лишь три
случая взяточничества. Однако уже только за 2001 г. было начато расследование
еще трех случаев.