скачать рефераты

МЕНЮ


Коррупция в нефтедобывающих странах

Нельзя сказать, что казахстанское правительство не под­нимало вопрос о прозрачности нефтяного сектора Экономики. По оценкам Б. Мажитовой, директора управления валютного регулирования Национального банка РК, в 1999 г. в Казахстан не вернулось 50% выручки по экспортным контрактам. Экспер­ты отмечают, что существуют несколько путей нелигитимного вывоза капитала: например, экспортёры часто занижают цену экспортируемой продукции, и часть выручки остается за рубе­жом; есть импортные сделки — за импортируемый товар произ­водится проплата, но товар не приходит в Казахстан, и деньги остаются за пределами страны.

Эта проблема приобрела настолько серьёзный характер, что в 1999 г. Премьер-министр К. Токаев вынужден был официально сообщить заместителю директора-распорядителя МВФ Ш. Сугисаги, что в стране продолжается работа по негласному исследо­ванию торговых операций всех нефтяных компаний, работаю­щих в Казахстане. Такого рода "проверка" была связана с тем, что в бюджет республики не допоступает значительная часть средств от экспорта нефти. Конечно, правительство далеко от того, чтобы обвинять все нефтяные компании в коррупции и ук­лонении от налогообложения, однако власти решительно на­строены вернуть в бюджет деньги, вырученные от незаконной продажи нефти. Несмотря на эти заявления, казахстанский бюд­жет до сих пор так и не дополучает нефтяных денег.

Не секрет, что в нефтяных компаниях уровень заработной платы намного превышает уровень заработной платы в других секторах экономики, исключая, пожалуй, только банковскую сферу. Поэтому устроиться работать в нефтяные компании крайне трудно; для этого необходимо иметь связи и знакомства. Если их нет, то потенциальные работники идут на коррупционные сделки для того, чтобы их взяли на работу". Одним из сла­бых звеньев управления нефтяной компании, опосредованно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, остается система клановости.


54 Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностранных инвестиций и заемного капитала в Республику Казахстан // Petroleum. - 2000. - № 6. - С.34-35.


Даже трудно себе представить реакцию иностранного стратегического инвестора, если он вдруг заду­мается над тем, какое количество родственников и близких дру­зей работает у нас в отдельных компаниях. "Рыночных" менед­жеров, разбирающихся в проблемах рынка и пришедших на предприятие не по знакомству, а в результате конкурса в "неф­тянке" нет. В то же время в отсутствии классных профи мысль о найме "чужака", как правило, приходит редко. Никто не будет разговаривать со специалистом, если не знает его лично, или если он без "соответствующей" рекомендации. Пусть уж лучше не совсем в чем-то разбирается (если не разбирается - то нау­чится), зато свой. Главное - впишется в команду".55

Таким образом, в тех отраслях, где ТНК являются господ­ствующей организационной формой бизнеса (в данном случае -нефтедобывающая отрасль), многие сферы управления эконо­микой, которые относятся к макроэкономическому уровню (ин­вестиции, налогообложение, ставки процентов, валютные кур­сы) становятся "управляемыми" крупнейшими ТНК.

Воздействие ТНК на макроэкономический уровень прини­мающей страны, как правило, происходит в двух формах - пря­мой и косвенной. Прямое воздействие заключается в активном участии ТНК в развитии политических процессов в принимаю­щих странах, что проявляется в активном лоббировании собственных интересов ТНК в правительствах принимающих стран, подкупе государственных чиновников, коррупционных сдел­ках. Иногда такое участие принимало достаточно откровенный характер, когда ТНК активно участвовали в процедурах смены лидеров и государственных переворотах в ряде стран "третьего мира". Однако наиболее распространенным является косвенное воздействие ТНК на макроэкономический уровень принимаю­щей страны (изменение объемов экспорта и импорта, валютные курсы, объемы экспортной выручки, темпы роста национально­го дохода, инвестиционная активность и инвестиционная при­влекательность принимающей страны).

3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона


В настоящее время к странам Центрально-Азиатского ре­гиона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Уз­бекистан) приковано особое внимание со стороны многих стран в связи с происходящими в нем и рядом с ним событиями. Стоит отметить ряд факторов, которые придают этому региону гло­бальное экономическое и политическое значение: 1) географиче­ская близость к двум суперрынкам - России и Китаю; 2) природ­ные ресурсы (в первую очередь - нефть и газ Каспийского моря); 3) его стратегическая значимость в связи с проводимой антитер­рористической акцией в Афганистане.

В 2000 г. совокупное население пяти центрально-азиатских стран составляло 55,3 млн. человек (Узбекистан - 25 млн., Ка­захстан - 15; Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан относят­ся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн. че­ловек). ВВП по текущим официальным обменным курсам в 2000 г. составил 32,3 млрд. долларов США, экспорт - 16,2 млрд. долларов. Суммарный региональный ВВП по паритету покупа­тельной способности (ППС) достигал в 1999 г, 134,8 млрд. дол­ларов, что выражается в 2800 долларов на душу населения в среднем. Самым крупным региональным экспортеров является Казахстан, который поставляет на мировые рынки товаров и услуг на сумму 9 млрд. долларов.


55 Щекатурова Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная сре­да требует от нефтяных компаний изменений в кадровой политике. // Нефть и капитал. - 2001,-№ 9. - С. 93.


Несмотря на то, что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Ка­захстан и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного региона. Имеющиеся междуна­родные оценки углеводородных запасов региона, как правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Одна­ко, несмотря на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в чис­ло относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реа­лизации сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами.

Российские исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в виду прикас­пийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социаль­ную цену. Нефть обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью. Коррумпированность власти стано­вится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на то, что основ­ная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути ук­репления национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда рассмат­ривается как прикрытие для жестокого подавления политиче­ской оппозиции"56.

Кроме того, изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона требуют особой оцен­ки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка соци­ально-политической компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах эко­номики, а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие корруп­ции практически во всех сферах общественной жизни.

Коррупция в регионе появилась не вдруг и не пустом мес­те. О ней заговорили много и всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за которой следуют необратимые социально-экономические и политические про­цессы. Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество. Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования. Остановимся на не­которых моментах, которые затрагивают в первую очередь эко­номику стран региона.

Коррупция стала для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным "стилем" жизни - она при­сутствует везде: образовании, здравоохранении, государствен­ном и частном бизнесе. Может быть, поэтому Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя некоторые скептически настроенные люди отме­чают, что этот закон принят для очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути своей явля­ется неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со стороны правоохранительных ор­ганов проблема борьбы с коррупцией вряд ли решится сама со­бой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цвет­ных металлов, хлопка) провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения.

 

56 Тренин Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120.


Известно, что в некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось актив­ными поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внут­ренней и внешней политики государств региона, заключающиеся именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на разви­тие таких секторов экономики, как нефть и газ (Казахстан, Турк­менистан, Таджикистан), хлопок и газ (Узбекистан). Полная за­висимость экономических и политических перспектив, напри­мер, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от реализации природных ресурсов, естественно, хо­рошо осознавалась и до сих пор осознается их правящими эли­тами. Именно поэтому этими двумя странами были выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания до­бычи нефти и газа для того, чтобы в недалеком будущем превра­титься в перспективные рынки сбыта готовой продукции.

Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога­тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля­дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са­мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару­бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ­ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест­венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д.

Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при­ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо­калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча­нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57

Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и дивер­сификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, прино­сящими стране валютные поступления. Но валютные поступле­ния от экспорта сырья также поощряют поведение, направлен­ное на получение "ресурсной ренты"58.

В странах Центрально-Азиатского региона сложилась сле­дующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало гео­политическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к ду­ховному кризису, и разрыву единства огромного, некогда обще­го культурного пространства.

 

57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99.

58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2).


Началась точка отсчета так называемого "нулевого про­странства". На этом фоне быстро появляется элита (как прави­ло, из лиц коренной национальности), которая стала отождест­влять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появ­ляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организа­ции как первичной формы воспроизводства человеческой общ­ности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59

Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского

Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производ­ственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро транс­формировалась, сменилась воспроизводством старых (феодаль­ных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду.

Если в странах с рыночной экономикой имеет место част­ная собственность на средства производства (которая в прин­ципе является основой, базисом самого существования рыноч­ной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собствен­ности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном кон­тексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", предста­вители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозун­ги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершен­но иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уро­вень пропаганды, который становится недейственным для ши­роких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юсти­ции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отража­ют разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся по­сле принятия независимости зачатки национального самосозна­ния, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям вла­сти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., ко­гда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журна­листы, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Не­смотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась ка­кая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шах­ской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса насе­ления ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно вы­ступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвра­щение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61

 

59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская спе­цифика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61.

60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51.

61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91.


Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наи­более серьезных и наименее осознанных проблем современно­сти называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из эконо­мик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи при­родных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62

Что касается государственных чиновников, имеющих рас­пределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выжи­вания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяй­ствование во благо народа, делегировавшего им эти самые пра­ва управления, редко кто из них всерьез задумывается о "на­родном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валют­ные поступления) присваивает местная элита в силу занимае­мых государственных постов. Но речь должна идти о справед­ливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классиче­ской политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство власти­теля сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспо­тического строя. Стабильный приток денежных средств про­длевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Цен­трально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экс­порта природных ресурсов, считая, что население страны необ­ходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспи­тание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потреб­ностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.