Нельзя сказать,
что казахстанское правительство не поднимало вопрос о прозрачности нефтяного сектора
Экономики. По оценкам Б. Мажитовой, директора управления валютного
регулирования Национального банка РК, в 1999 г. в Казахстан не вернулось 50%
выручки по экспортным контрактам. Эксперты отмечают, что существуют несколько
путей нелигитимного вывоза капитала: например, экспортёры часто занижают цену
экспортируемой продукции, и часть выручки остается за рубежом; есть импортные
сделки — за импортируемый товар производится проплата, но товар не приходит в
Казахстан, и деньги остаются за пределами страны.
Эта проблема
приобрела настолько серьёзный характер, что в 1999 г. Премьер-министр К. Токаев
вынужден был официально сообщить заместителю директора-распорядителя МВФ Ш.
Сугисаги, что в стране продолжается работа по негласному исследованию торговых
операций всех нефтяных компаний, работающих в Казахстане. Такого рода
"проверка" была связана с тем, что в бюджет республики не допоступает
значительная часть средств от экспорта нефти. Конечно, правительство далеко от
того, чтобы обвинять все нефтяные компании в коррупции и уклонении от
налогообложения, однако власти решительно настроены вернуть в бюджет деньги,
вырученные от незаконной продажи нефти. Несмотря на эти заявления,
казахстанский бюджет до сих пор так и не дополучает нефтяных денег.
Не секрет, что в
нефтяных компаниях уровень заработной платы намного превышает уровень
заработной платы в других секторах экономики, исключая, пожалуй, только
банковскую сферу. Поэтому устроиться работать в нефтяные компании крайне
трудно; для этого необходимо иметь связи и знакомства. Если их нет, то
потенциальные работники идут на коррупционные сделки для того, чтобы их взяли
на работу". Одним из слабых звеньев управления нефтяной компании,
опосредованно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, остается система
клановости.
54
Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностранных инвестиций и заемного
капитала в Республику Казахстан // Petroleum. - 2000. - №
6. - С.34-35.
Даже трудно себе
представить реакцию иностранного стратегического инвестора, если он вдруг задумается
над тем, какое количество родственников и близких друзей работает у нас в
отдельных компаниях. "Рыночных" менеджеров, разбирающихся в
проблемах рынка и пришедших на предприятие не по знакомству, а в результате
конкурса в "нефтянке" нет. В то же время в отсутствии классных профи
мысль о найме "чужака", как правило, приходит редко. Никто не будет
разговаривать со специалистом, если не знает его лично, или если он без
"соответствующей" рекомендации. Пусть уж лучше не совсем в чем-то разбирается
(если не разбирается - то научится), зато свой. Главное - впишется в
команду".55
Таким образом, в
тех отраслях, где ТНК являются господствующей организационной формой бизнеса
(в данном случае -нефтедобывающая отрасль), многие сферы управления экономикой,
которые относятся к макроэкономическому уровню (инвестиции, налогообложение,
ставки процентов, валютные курсы) становятся "управляемыми"
крупнейшими ТНК.
Воздействие ТНК
на макроэкономический уровень принимающей страны, как правило, происходит в
двух формах - прямой и косвенной. Прямое воздействие заключается в активном
участии ТНК в развитии политических процессов в принимающих странах, что
проявляется в активном лоббировании собственных интересов ТНК в правительствах
принимающих стран, подкупе государственных чиновников, коррупционных сделках.
Иногда такое участие принимало достаточно откровенный характер, когда ТНК
активно участвовали в процедурах смены лидеров и государственных переворотах в
ряде стран "третьего мира". Однако наиболее распространенным является
косвенное воздействие ТНК на макроэкономический уровень принимающей страны
(изменение объемов экспорта и импорта, валютные курсы, объемы экспортной
выручки, темпы роста национального дохода, инвестиционная активность и
инвестиционная привлекательность принимающей страны).
3.3.
Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона
В настоящее время
к странам Центрально-Азиатского региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан, Узбекистан) приковано особое внимание со стороны многих стран в
связи с происходящими в нем и рядом с ним событиями. Стоит отметить ряд
факторов, которые придают этому региону глобальное экономическое и
политическое значение: 1) географическая близость к двум суперрынкам - России
и Китаю; 2) природные ресурсы (в первую очередь - нефть и газ Каспийского
моря); 3) его стратегическая значимость в связи с проводимой антитеррористической
акцией в Афганистане.
В 2000 г.
совокупное население пяти центрально-азиатских стран составляло 55,3 млн.
человек (Узбекистан - 25 млн., Казахстан - 15; Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан относятся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн.
человек). ВВП по текущим официальным обменным курсам в 2000 г. составил 32,3
млрд. долларов США, экспорт - 16,2 млрд. долларов. Суммарный региональный ВВП
по паритету покупательной способности (ППС) достигал в 1999 г, 134,8 млрд. долларов,
что выражается в 2800 долларов на душу населения в среднем. Самым крупным
региональным экспортеров является Казахстан, который поставляет на мировые
рынки товаров и услуг на сумму 9 млрд. долларов.
55 Щекатурова
Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная среда требует от нефтяных
компаний изменений в кадровой политике. // Нефть и капитал. - 2001,-№ 9. - С.
93.
Несмотря на то,
что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского
региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Казахстан
и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного
региона. Имеющиеся международные оценки углеводородных запасов региона, как
правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Однако, несмотря
на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и
Туркменистан имеют шансы войти в число относительно крупных производителей и
экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реализации
сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами.
Российские
исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью
констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в
виду прикаспийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить
экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социальную цену. Нефть
обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью.
Коррумпированность власти становится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на
то, что основная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона
исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути укрепления
национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил
и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда
рассматривается как прикрытие для жестокого подавления политической
оппозиции"56.
Кроме того,
изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона
требуют особой оценки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка социально-политической
компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского
региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах экономики,
а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех
самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие
коррупции практически во всех сферах общественной жизни.
Коррупция в
регионе появилась не вдруг и не пустом месте. О ней заговорили много и
всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за
которой следуют необратимые социально-экономические и политические процессы.
Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество.
Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования.
Остановимся на некоторых моментах, которые затрагивают в первую очередь экономику
стран региона.
Коррупция стала
для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным
"стилем" жизни - она присутствует везде: образовании,
здравоохранении, государственном и частном бизнесе. Может быть, поэтому
Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно
и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя
некоторые скептически настроенные люди отмечают, что этот закон принят для
очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути
своей является неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с
их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со
стороны правоохранительных органов проблема борьбы с коррупцией вряд ли
решится сама собой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых
природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цветных металлов, хлопка)
провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения.
56 Тренин
Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120.
Известно, что в
некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального
богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее
десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось активными
поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и
политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие
социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран
именно под таким углом зрения,то достаточно чётко прослеживаются
тенденции внутренней и внешней политики государств региона, заключающиеся
именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на развитие таких секторов
экономики, как нефть и газ (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан), хлопок и
газ (Узбекистан). Полная зависимость экономических и политических перспектив,
например, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от
реализации природных ресурсов, естественно, хорошо осознавалась и до сих пор
осознается их правящими элитами. Именно поэтому этими двумя странами были
выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания добычи нефти и
газа для того, чтобы в недалеком будущем превратиться в перспективные рынки
сбыта готовой продукции.
Буквально за
последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах
региона - от очень богатых до очень бедных людей. Это видно невооруженным
взглядом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей
самого высшего руководства государства в самых дорогих и престижных учебных
заведениях дальнего зарубежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта
природных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран
Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в
виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников,
устраивая торжественные приемы и празднества в честь второстепенных дат из
собственной истории и т.д.
Но, как замечают
все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем
беднее страна - тем богаче прием, и наоборот. Самый пышный прием, на котором
мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана.
Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в
очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа,
каждый получил по бокалу шампанского и половину сосиски на палочке. По окончании
приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись
в ближайший ресторан".57
Обычно
правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные
поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста,
модернизации и диверсификации национальной экономики, а также для увеличения
контроля над ключевыми экономическими секторами, приносящими стране валютные
поступления. Но валютные поступления от экспорта сырья также поощряют
поведение, направленное на получение "ресурсной ренты"58.
В странах
Центрально-Азиатского региона сложилась следующая ситуация. Во-первых, после
развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования
прежней государственной партийной системы, что создало геополитическую
неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры
саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых
ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к духовному
кризису, и разрыву единства огромного, некогда общего культурного
пространства.
57 Биккенин
Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- №
8. - С.99.
58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.//
Height of economic. -1995.-№1(2).
Началась точка
отсчета так называемого"нулевого пространства". На этом фоне
быстро появляется элита (как правило, из лиц коренной национальности), которая
стала отождествлять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу
вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появляется суперэтнизм. В это
время практически во всех странах региона отмечается понимание
"этнического уровня организации как первичной формы воспроизводства
человеческой общности на основе общей "почвы и крови" и
противопоставления "своих" и "чужих", разделения на
"титульных" (коренных") и "мигрантов". 59
Получив власть в
свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и
ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через
репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского
Союза неразвитость
общественных (в первую очередь, производственных) отношений в странах региона,
отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро трансформировалась,
сменилась воспроизводством старых (феодальных) отношений, когда во главу угла
были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду.
Если в странах с
рыночной экономикой имеет место частная собственность на средства производства
(которая в принципе является основой, базисом самого существования рыночной
экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо
института частной собственности на средства производства у нас сформировался
институт личной собственности на политическую и, соответственно, на
экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном контексте
слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее
будет назвать "компрадорская буржуазия", представители которой, имея
огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить
следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозунги
о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным
образом жизни демонстрируют совершенно иные ценности. Отсюда и слабый (порой
примитивный) уровень пропаганды, который становится недейственным для широких
слоев обнищавшего населения. Бывший министр юстиции США Р. Кларк говорил, что
многие преступления отражают разрыв, существующий между нравоучениями,
исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на
уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь
уничтожаются едва появившиеся после принятия независимости зачатки
национального самосознания, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям
власти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., когда Иран начал
получать огромные нефтяные доходы. Журналисты, посетившие Иран в этот период,
позже отмечали: "Несмотря на все великолепие шахского двора,
чувствовалась какая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные
доходы от продажи нефти и шли на обогащение шахской семьи и ее ближайшего
окружения, основная масса населения ничего от гигантских запасов нефти не
имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно выступало
против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это
готовило триумфальное возвращение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к
власти".61
59
Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика //
Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61.
60 Кларк Р. Преступность в
США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51.
61 Н. Биккенин. Сцены
общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91.
Еще
вице-президент США А. Гор в качестве одной из наиболее серьезных и наименее
осознанных проблем современности называл ограбление слаборазвитых стран их
собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из экономик своих
государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за
счет дешевой распродажи природных ресурсов и разворовывания иностранной
помощи.62
Что касается
государственных чиновников, имеющих распределительные функции, то
коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а
способом выживания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по
сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяйствование во благо
народа, делегировавшего им эти самые права управления, редко кто из них
всерьез задумывается о "народном" кармане. Чаще всего - о своем
собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы
коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен
Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран
Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валютные
поступления) присваивает местная элита в силу занимаемых государственных
постов. Но речь должна идти о справедливом распределении богатства, которое
принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классической
политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является
проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более
бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению,
богатство властителя сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных;
2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части,
которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги,
богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем
больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам
властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная
коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют
90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег
ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между
эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспотического
строя. Стабильный приток денежных средств продлевает жизнь подобных режимов.
Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину
держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых
доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он
пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63
Представители высшего эшелона власти в странах Центрально-Азиатского региона
порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения
доходов от экспорта природных ресурсов, считая, что население страны необходимо
"постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает
пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из
главных моих целей является воспитание в туркмене привычки к умеренности. Я
хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю
свой народ постепенно... Умеренный в материальных потребностях, духовно
устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64