скачать рефераты

МЕНЮ


Программа по Технологии

электрический ток проводники и изоляторы;

действие тока (тепловое и механическое);

виды соединения элементов электрических цепей;

Учащиеся должны уметь:

определять соответствие источника тока и нагрузки по напряжению;

заменять источники тока с соблюдением полярности;

заменять электрическую лампу с учетом ее номинального напряжения;

находить (в простейших случаях) нарушение контакта в электрической цепи и

устранять его;

составлять простейшие электрические схемы;

собирать простейшие электрические цепи, состоящие из источника тока,

нагрузки и выключающего элемента.

Тематический план

|№ п/п |Тема |Количество|

| | |учебных |

| | |часов |

| |III класс | |

|1 |Электрические заряды и их |2 |

|2 |взаимодействие. Передача |2 |

|3 |электрических зарядов. |2 |

|4 |Источники электрического тока. |2 |

|5 |Электрическая цепь. |2 |

|6 |Действие электрического тока. |2 |

|7 |Последовательные электрические |2 |

| |цепи. | |

| |Параллельные электрические цепи| |

| |Итого |14 |

| |IV класс |2 |

|1 |Виды бытовой радиоаппаратуры. |2 |

|2 |Элементарное понятие о |2 |

|3 |грамзаписи. | |

| |Элементарное понятие о |2 |

|4 |магнитофонной записи. |2 |

|5 |Звукозапись на магнитофоне. |2 |

|6 |Элементарное понятие о |2 |

|7 |радиовещании. Элементарное | |

| |понятие о телевидении. | |

| |Новая бытовая радиоаппаратура | |

| |Итого |14 |

ПРОГРАММА

III класс (элементы электротехники)

Электрические заряды и их взаимодействие (2ч)

Роль электричества в жизни современного общества. Электризация тел. Два

рода электрических зарядов и их условные обозначения. Взаимодействие

электрических зарядов. Электроскоп.

Практическая работа. Электризация тел и наблюдение их взаимодействия.

Передача электрических зарядов (2 ч)

Передача электрических зарядов от одного тела к другому. Передача

электрических зарядов на расстоянии. Электрический ток. Проводники и

изоляторы, область их применения. Устройство проводов.

Практическая работа. Определение проводимости различных веществ.

Источники электрического тока (2ч)

Простейший гальванический элемент. Устройство простейшего промышленного

гальванического элемента Гальваническая батарея. Полярность зажимов

гальванического элемента и батареи. Напряжение как, характеристика

источника тока.

Практическая работа. Изучение различных гальванических источников тока

(элементов, батарей) и составление их электрических схем.

Электрическая цепь (2 ч)

Простейшая электрическая цепь, состоящая из гальванического источника

тока, ключа, предохранителя и нагрузки. Условные обозначения элементов

электрической цепи. Схематическое изображение простейших электрических

цепей.

Практическая работа. Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из

источника тока, нагрузки и ключа.

Действие электрического тока (2ч)

Нагревание проводника электрическим током, нагревание нити накала лампы.

Устройство электрической лампы, виды нагревательных элементов в бытовых

электрических приборах. Магнитное действие катушки с током. Роль сердечника

в обмотке электромагнита. Механическое взаимодействие проводника с током и

магнитом.

Практическая работа. Ознакомление с устройством и маркировкой

электрической лампы (по напряжению). Ознакомление с устройством

электромагнита и внешним видом двигателя. Включение их в электрическую

цепь.

Последовательные электрические цепи (2 ч)

Последовательное соединение двух одинаковых электрических ламп.

Heдocтaтки последовательного соединения потребителей.

Практическая работа. Последовательное соединение двух ламп и подключение

их к источнику тока.

Параллельные электрические цепи (2 ч)

Параллельное соединение двух электрических ламп. Преимущества

параллельного соединения потребителей перед последовательным.

Практическая работа. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к

источнику.

IV класс (элементы радиоэлектроники)

Виды бытовой радиоаппаратуры (2ч)

Аудио- и видеотехника для воспроизведения звука и изображения. Запись и

передача информации с помощью радиоаппаратуры. Радиоприемники, телевизоры,

электропроигрыватели, магнитофоны.

Электропитание радиоаппаратуры. Превращение электрической энергии питания

в энергию звуковых волн и изображения.

Практическая работа. Включение электропроигрывателя и управление им.

Элементарное понятие о грамзаписи (2 ч)

Чем различаются звуки. Громкость и полоса частот звука. Запись и

воспроизведение звука в грамзаписи. Пластинка и обращение с ней. Как

доставать пластинку из конверта, ставить на диск электропроигрывателя,

снимать с диска, убирать в конверт и хранить. Части электропроигрывателя.

Акустические системы. Звукосниматель.

Практическая работа. Обращение с пластинками, регулировка громкости и

частотной характеристики воспроизведения грамзаписи.

Элементарное понятие о магнитофонной записи.(2 ч)

Запись звуков на магнитную ленту и считывание с нее. Кассетные

магнитофоны и плееры. Магнитолы. Типы магнитных лент. Части магнитофона.

Практическая работа. Включение магнитофона. Воспроизведение записи,

регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения.

Звукозапись на магнитофоне (2ч)

Подготовка магнитофона к звукозаписи.

Роль микрофона. Подключение его к магнитофону. Осуществление записи.

Проверка качества записи.

Практическая работа. Обучение звукозаписи на магнитофоне.

Элементарное понятие о радиовещании (2ч)

Передача информации от радиостанции к радиоприемнику. Части приемника.

Роль антенны. Настройка – выделение сигналов нужной радиостанции.

Регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения передачи.

Борьба с помехами.

Практическая работа. Включение приемника, настройка, регулировка

громкости и частотной характеристики, воспроизведение передачи.

Элементарное понятие о телевидении (2ч)

Передача телевизионного изображения от телецентра к телевизору. Части

телевизора. Телевизионная антенна. Настройка телевизора – переключение

каналов. Регулировка громкости звука и яркости изображения Дистанционное

управление.

Практическая работа. Включение телевизора, переключение каналов,

регулировка громкости звука и яркости изображения.

Новая бытовая радиоаппаратура (2 ч)

Видеомагнитофоны. Видеокамеры. Проигрыватели компакт-дисков (лазерные

проигрыватели). Понятие о музыкальных центрах и аудио видео комплексах.

Демонстрационный эксперимент (III кл.)

1. Электризация.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два вида электрических, зарядов.

3. Передача электрических зарядов.

4. Устройство и действие электроскопа.

5. Проводники и изоляторы.

6. Гальванический элемент (простейший).

7. Различные виды гальванических источников тока и их маркировка

(полярность, напряжение).

8. Таблица условных обозначений.

9. Тепловое действие тока электрическая лампа, бытовые

электронагревательные приборы, устройство нагревательных элементов (натура

и таблицы).

10. Простейшая электрическая цепь.

11. Магнитное действие тока.

12. Электромагнит.

13. Механическое действие тока.

14. Электромотор.

15. Последовательное соединение ламп.

16. Параллельное соединение ламп.

VIII – IX классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вариант I

Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых нагревательных

приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах

связи, для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой

частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть

знаком с основными принципами производства, передачи и потребления

электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими

проблемами. Раздел «Электрорадиотехнология» является составной частью

образовательной области «Технология» и включает блоки: электротехника,

радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.

Учащиеся, занимающиеся по варианту I программы «Технология» (углубленное

изучение техники), в одной четверти VIII класса изучают электротехнику, а в

двух четвертях IX класса – радиоэлектронику, автоматику, цифровую

электронику. В последних четвертях VIII и IX классов предусмотрены проекты,

при выполнении которых учащиеся могут реализовать полученные знания, умения

и навыки.

Обучение может проводиться на базе электро- и радиоконструкторов, а

выполнение проектов – на базе комплектов, выпускаемых НИИ

радиоприборостроения и содержащих набор электротехнических изделий и

радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода

конструкторов надежностью контактов, безопасностью при выполнении работы и

возможностью неограниченного усовершенствования комплекта.

В основу отбора материала по основам электротехники положен принцип

целесообразности, т. е. включен тот материал, который позволяет создать у

учащихся общее представление об электротехнике, обеспечивает им

сознательное использование учебного оборудования (двигатели в станках и

швейных машинах. пусковая и защитная аппаратура), создает базу для

дальнейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основными видами

бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными

приборами).

Основу материальной базы изучения электротехники составляет оборудование

физического кабинета. Однако его необходимо дополнить техническими

устройствами: электромагнитными и герконовыми реле, контакторами,

однофазными конденсаторными двигателями переменного тока (например, от

'лентопротяжного механизма), трехфазным двигателем и т. д. При фронтальном

методе проведения практических работ все это оборудование требуется в

единичных экземплярах. .

При изучении основ «Радиоэлектроники» учащиеся должны за весьма

ограниченное время (18 ч) познакомиться с областями применения

радиоэлектроники и ее элементной базой: вакуумными и полупроводниковыми

приборами, интегральными микросхемами и т. п. Далее рассматриваются

усилители, избирательные цепи и простейший детекторный приемник, генераторы

синусоидальных колебаний, понятие о модуляции и принципы действия систем

связи.

Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с

основными элементами систем автоматического регулирования' датчиками и

усилителями постоянного тока. Рассматривается структурная схема и принцип

действия систем автоматического регулирования, базовые логические элементы

цифровой электроники, большие интегральные схемы, роботы, проблемы

автоматизации производства и понятие о высоких технологиях.

Изучение всех перечисленных выше подразделов сопровождается выполнением

практических работ, на которые отводится не менее 50% времени.

Сложности с оборудованием не позволяют выполнять все их фронтально, ряд

работ выполняется методом практикума.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

принципы устройства и действия защитной и пусковой аппаратуры;

устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов;

устройство электрических двигателей переменного и постоянного токов;

принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн;

элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия

усилителей и автогенераторов на транзисторах;

принцип действия и состав устройств автоматического регулирования

технологических параметров;

логика работы базовых элементов устройств цифровой электроники.

Учащиеся должны уметь:

соединять провода;

подключать электрические элементы;

составлять простейшие электрические схемы;

производить измерения тока, напряжения, сопротивления;

собирать простейшие электрические цепи;

читать простейшие электрические схемы на транзисторах, проектировать

простые радиоэлектронные устройства;

составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических

параметров, проектировать простейшие устройства цифровой электроники с

использованием базовых логических элементов;

собирать и регулировать простейшие электронные устройства.

Тематический план

|№ |Тема |Количеств|

|п./п. | |о учебных|

| | |часов |

| |Электротехника (VIII кл.) | |

|1 |Электрические цепи. |2 |

|2 |Провода и способы их |2 |

|3 |соединения. Электромагниты и |2 |

|4 |их применение. |2 |

|5 |Электроизмерительные приборы. |2 |

|6 |Двигатели постоянного тока. | |

| |Бытовые электроосветительные и|2 |

|7 |электронагревательные приборы.|2 |

|8 | |2 |

|9 |Переменный электрический ток. |2 |

|10 |Выпрямители. |2 |

| |Двигатели переменного тока. | |

|1 |Понятие о трехфазной системе | |

| |переменного тока |2 |

|2 |Радиоэлектроника (IX кл.) |2 |

|3 |Понятие о радиоэлектронике. |2 |

|4 |Преобразования сигналов. |1 |

|5 |Элементная база |2 |

|6 |радиоэлектроники. | |

| |Усилитель переменного тока. |2 |

|7 |Избирательные цепи. |2 |

|8 |Детекторный приемник. |2 |

|9 |Генератор синусоидальных |2 |

| |колебаний. Телеграфная, | |

|1 |телефонная, радио- и |2 |

|2 |оптическая связь. |2 |

|3 |Генератор несинусоидальных | |

|4 |колебаний. Имитаторы звука, на| |

| |мультивибраторах. |2 |

|5 |Охранные устройства на |2 |

|6 |транзисторах. |2 |

|7 |Автоматика и цифровая |2 |

| |электроника (IX кл.) | |

| |Датчики. | |

| |Усилители постоянного тока. | |

| |Простейшие автоматы. | |

| |Базовые логические элементы | |

| |цифровой электроники. | |

| |Триггеры. | |

| |Большие интегральные схемы. | |

| |Робототехника и автоматизация | |

| |производства | |

ПРОГРАММА

Электротехника

(VII класс, 20 ч)

Электрические цепи (2ч)

Область применения электрической энергии. Правила безопасной работы с

электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, аппараты

управления и защиты (выключатель, кнопка, предохранитель).

Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами

управления и защиты. Проверка исправности электрической цепи.

Провода и способы их соединения (2 ч)

Типы проводов. Используемые материалы, виды соединений. Соединения

проводов между собой и их подключение к элементам электрических цепей.

Практическая работа. Соединения проводов и их подключение к электрическим

устройствам.

Электромагниты и их применение (2 ч)

Магнитные свойства тока. Принцип действия и назначение электромагнитного

реле и контактора. Герконы и их применение.

Практическая работа (по выбору). Изучение электромагнита.

Электромагнитное реле. Однополюсный контактор.

Электроизмерительные приборы (2 ч)

Амперметры, вольтметры и омметры магнитоэлектрической и электромагнитной

систем. Омметры. Измерение тока, напряжения, сопротивления.

Практическая работа (по выбору). Измерение, сопротивления. Градуировка

вольтметра. Изучение измерительного механизма магнитоэлектрической системы.

Двигатели постоянного тока (2 ч)

Принцип действия и конструкции коллекторных двигателей постоянного тока с

электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов.

Практическая работа (по выбору). Двигатель постоянного тока с

возбуждением от постоянных магнитов. Двигатель постоянного тока с

электромагнитным возбуждением.

Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы (2 ч)

Нагревательные элементы. Конструкция и принцип действия бытовых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.