скачать рефераты

МЕНЮ


Программа по Технологии

(игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и

т. д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям.

Это обеспечивает учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а

учащимся – ситуацию выбора

В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов,

решение технико-технологических и организационно-экономических задач.

Полнота реализации задач трудового обучения на этом этапе возможна без

формирования у детей адекватной мотивации учебной и трудовой деятельности –

важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и других задач

трудового обучения учителю помогут игровые формы организации учебной и

трудовой деятельности учащихся (дидактические игры, воображаемые

путешествия, ролевые игры и др. ).

Набор модулей не является строго обязательным, отдельное модули могут

быта исключены, введены новые модули, изменена последовательности их

прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности

и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции,

подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ. материально-

техническое, обеспечение школ.

Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим

параметрам качества:

степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

характер деятельности (репродуктивная, творческая);

качество выполняемых работ и итогового продукта.

При оценке выполнения практических заданий учитель может

руководствоваться следующими критериями:

«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением

технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением

технологической последовательности, при выполнении отдельных операций

допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«З» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением

технологической последовательности, отдельные операции выполнены с

отклонением отобразив (если не было .на то установки), изделие оформлено

небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая

последовательность нарушена, при выполнении, операций допущены большие

отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

1 класс

Учащиеся должны знать.

Общетрудовые сведения: об организации трудового процесса, о конструкции

изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.

По элементам технологии виды материалов, обозначенных в программе, их

свойства, название, назначение и приемы безопасной работы инструментами и

приспособлениями, обозначенными в программе;

последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,

сборка, оформление;

приемы разметки заготовок сгибанием, по шаблону, трафарету

способы соединения деталей: клеем, нитками;

способ контроля – по шаблону;

о массовых профессиях (общие сведения);

части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;

о семенном размножении растений (общее представление).

По элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего

мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и

др.;

виды соединения деталей;

последовательность сборки технических устройств

По элементам социального опыта: основы культурного поведения.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения: организовать рабочее место в соответствии с

используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование

последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата

практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;

работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков,

инструктажа. Осуществлять контроль качества работы друг друга;

соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в

программе.

По элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать

по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;

резать ножницами;

соединять детали клеем, нитками;

эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их

вариантами, проявлять элементы творчества;

использовать для сушки готового изделия пресс;

ухаживать за комнатными растениями;

проращивать крупные семена растений;

По элементам техники: подбирать детали для работы;

собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии;

проверять модель в действии.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),

выполнять правила поведения за столом и в общественных местах

II класс

Учащиеся II класса должны знать.

По элементам технологии: название, назначение и приемы работы

измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль);

последовательность технологических операций: разметка, резание,

формообразование, сборка, оформление;

приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов;

способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;

названия профессий людей, связанных с обработкой материалов, с которыми

работают учащиеся;

основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев

(посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;

общее понятие о размножении растений черенками.

По элементам техники: рабочие машины;

принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,

транспортирующих и технологических машин;

применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей,

обслуживающих эти машины.

По элементам социального опыта: культурные и трудовые традиции своей

семьи.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения: самостоятельно выполнять всю работу по составленному

вместе с учителем плану с опорой на технический рисунок, эскиз, чертеж,

инструкционную карту;

работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира;

осуществлять контроль результатов практической работы с помощью линейки,

угольника, циркуля.

По элементам технологии: читать простейший чертеж (эскиз);

выполнять разметку с помощью измерительных инструментов;

соединять детали различными видами «замков» (щелевым, клапанами,

полосками бумаги), тонкой проволокой; ,

оформлять изделия и соединять детали прямыми и петлеобразными стежками и

их вариантами;

решать несложные технологические задачи;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из семян и черенков.

По элементам техники: осуществлять простейшую классификацию рабочих

машин;

собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по

образцу, технологическому рисунку, условиям.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (чистка одежды).

III класс

Учащиеся III класса должны знать.

Общетрудовые знания: обязанности членов бригады.

По элементам технологии: последовательность технологические операций:

выбор заготовок, разметка, разделение заготовок на ости, формообразование,

сборка, оформление;

приемы построения простейших разверток с помощью шаблона и измерительных

инструментов;

название профессий людей, связанных с получением материалов, с которыми

работают учащиеся;

о двулетних растениях (общее понятие);

о размножении растений корневыми отпрысками, делением куста (общее

понятие),

По элементам техники: принцип действия и устройство простейших моделей

транспортирующих машин;

Применение транспортирующих машин в народном хозяйстве профессии людей,

обслуживающих эти машины; о передаче вращательного движения (виды передач)

– общее представление;

общее представление об электрическом токе, его использовании, правилах

безопасности.

По элементам социального опыта: культурные традиции родного края и их

отражение в декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения: выполнять работу по самостоятельно составленному

плану с опорой на схему;

работать в бригаде (3—4 чел.), распределяя обязанности с помощью учителя,

осуществлять взаимоконтроль, выполнять обязанности членов бригады.

По элементам технологии: выбирать заготовку в зависимости от свойств

материала и назначения изделия;

строить несложную развертку известными способами;

резать картон ножом;

оформлять изделия и соединять детали косыми стежками и их вариантами;

изменять конструкцию изделия с заданными условиями;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков

и делением куста.

По элементам техники: собирать модели транспортирующих машин по

техническому рисунку, маршрутной карте;

составлять простейшие электрические цепи по схеме.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (несложная починка

одежды);

оказывать посильную помощь старшим;

поддерживать чистоту в доме (доступные виды работ).

IV класс

Учащиеся должны знать.

Общетрудовые знания: об организации трудового процесса в зависимости от

его характера (индивидуальный или коллективный).

По элементам технологии: виды изученных материалов и их свойства;

название и назначение ручных инструментов по обработке уже изученных

материалов, приемы безопасной работы с ними.

этапы технологического процесса и их особенности для каждого изучаемого

материала;

способы контроля деталей и изделия;

название массовых профессий и профилей, характерных для данного региона;

способы размножения растений (общее понятие);

об однолетних, двулетних и многолетних растениях;

основные приемы выращивания растений (подготовка почвы, подготовка

посадочного материала, посев (посадка), уход за растениями).

По элементам техники рабочие машины;

принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,

транспортирующих и технологических машин;

применение машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти

машины;

о механизации производственных процессов в сельском хозяйстве (общее

представление) и промышленности;

о конструктивных особенностях городского и сельского дома (общее

представление).

По элементам социального опыта: культура поведения и труда;

культурные и трудовые традиции семьи, села, родного края;

предоставление о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми

приборами,

правила безопасного пользования бытовыми приборами, газом, отоплением.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения, организовать рабочее место в соответствии с

практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;

выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы

их изготовления, устанавливать последовательность выполнения

технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты

с образцами (самоконтроль);

работать индивидуально и коллективно (5 – 6.чел.), самостоятельно

распределять обязанности, сообща решать поставленные задачи,

выполнять работу в заданное время;

проявлять элементы творчества на всех этапах;

соблюдать, правила безопасности работы ручными инструментами.

По элементам технологии: определять технологическую последовательность

изготовления предложенного учителем или выбранного учащимся изделия и

выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в

изученном объеме;

эстетично оформлять изделия и соединять детали петельными и

крестообразными стежками;

вносить предложения по совершенствованию конструкций и технологии

изготовления изделий; практически реализовывать доступные учащимся

предложения;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений.

По элементам техники осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;

собирать модели действующих игрушек, транспортных, транспортирующих и

технологических машин по образцу, техническому рисунку, условиям,

кинематической схеме.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (следить за одеждой,

телом, питанием);

оказывать посильную помощь младшим и старшим;

выполнять носильную, домашнюю работу;

пользоваться бытовыми приборами, газом.

ПРОГРАММА

Культура дома

Нетрадиционный для школы раздел программы «Культура дома» включает ряд

важных для жизни и развития ребенка аспектов: общение в семье, поведение

дома и в общественных местах, простейшие работы по дому. Так как содержание

раздела может быть очень насыщенным информацией, а возможности детей

воспринимать эту информацию ограниченны, реально материал этого раздела

целесообразнее включать в различных вариантах в контекст урока, содержание

которого позволит в достаточной мере использовать те или иные изделия для

обыгрывания ситуаций или включения детей и игровую деятельность. Так,

изготовление аппликации «Салфетка к чаю» позволит провести дидактическую

игру по теме «Сервировка стола к чаю» и т. п. Каждый учитель самостоятельно

планирует ряд объектов труда для изучения на уроке, в соответствии с чем и

соотносит темы с конкретными уроками. Поэтому ограничимся перечислением тем

и дадим некоторые названия игр, список которых может быть дополнен в каждом

отдельном классе учителем.

Примерные темы занятий

I – II классы. Дом и семья. Жилище человека. От хижины до дворца.

Семья – семь «Я». Уважительное отношение к старшим членам семьи,

престарелым родственникам.

Праздники в семье. Сувениры и подарки, знаки внимания.

Прием гостей, правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми и

родственниками. Сервировка стола к чаю, кофе. Подготовка простых

бутербродов. Варианты оформления и подачи на стол печенья, конфет,

бутербродов и т. п.

Элементарные приемы уборки своей комнаты, кухни.

III – IV классы. Дом, в котором ты живешь. Элементу рационального

размещения предметов на рабочем месте во время подготовки к школьным

занятиям, игр; мебели в комнате, на кухне и т. п.

Элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр,

балкона, мелочи для кухни, ванной комнаты и т. п.

Домашние помощники. От агрегатов до мелочей. Праздник для всех. Быстро,

красиво и аппетитно. Сервировка стола, для завтрака, обеда, ужина, посуда и

приборы, и назначение.

Уборка помещений – влажная и сухая, санитарно-гигиенические правила

обработки посуды, ухода за мебелью, одеждой и т. п. Транспорт и пассажир.

Взаимоотношения в общественных местах со сверстниками, взрослыми,

престарелыми людьми.

Раздел программы «Культура дома» может включать различные модули в

соответствии с местными условиями каждого региона. Авторы предлагают

наиболее приемлемые модули для сегодняшних условий. Выбор модулей и их

наполнение на этапе определения содержания образовательной области

«Технология» определяет сам учитель.

Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища

|Класс |Тема |Теоретические |Практические |

| | |сведения | |

| | | |Умения |работы |

|I |Режим дня |Значение здорового |Соблюдение режима |Составление |

| | |образа жизни. |труда и отдыха. |распорядка дня.|

| | |Необходимость |Выполнение | |

|II |Личная |соблюдать режим |распорядка дня | |

| |гигиена |дня. |Соблюдение правил |Выполнение |

| | |Чистота тела — |личной гигиены. |приемов личной |

| | |основное требование|Закаливание |гигиены. Игры |

| | |гигиены. Правила |(хождение босиком, |на воздухе. |

|II-III | |личной гигиены. |игры на воздухе) | |

| |Гигиена |Влияние закаливания| | |

| |одежды и |на здоровье | |Чистка одежды, |

| |обуви |человека. Виды |Чистка одежды и |обуви |

| | |закаливания. |обуви. |Упражнение в |

| | |О необходимости |Стирка мелких |соблюдении |

|II | |бережного отношения|предметов одежды. |правил гигиены |

| | |и ухода за одеждой.|Общие и сезонные |труда |

| |Гигиена |Чистка одежды, |требования к | |

| |труда |обуви |одежде. | |

|II — IV| | |Национальные | |

| | | |особенности одежды | |

| | | | | |

| |Гигиена |Организация |Содержание в | |

| |жилища |рабочего места. |чистоте и порядке |Сухая и влажная|

| | |Влияние освещения |рабочего места. |уборка |

| | |на зрение. |Правильное |помещений. |

| | |Необходимость |освещение |Пользование |

| | |проветривания | |газом |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.