скачать рефераты

МЕНЮ


Программа по Технологии

XI класс

Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование

технической задачи (2 ч)

Выбор объекта техники, подлежащего усовершенствованию. Анализ этого

объекта техники, формулирование требований и выявление недостатков.

Анализ и определение наиболее существенных недостатков. Анализ причин,

препятствующих устранению недостатков. Формулирование исходной технической

задачи.

Поиск Оптимального варианта решения задачи (6 ч)

Поиск возможных вариантов решения задачи с помощью методов гирлянд,

ассоциаций, мозгового штурма и морфологического анализа.

Анализ и сравнение вариантов. Уточнение исходной задачи. Выбор

оптимального варианта, в том числе экспертным путем.

Оформление технического описания нового объекта техники и технологии его

изготовления (6ч)

Составление описания нового объекта техники в такой последовательности:

название, назначение, состав (перечисление основных функциональных узлов),

технические требования, новизна.

Разработка эскизов нового технического объекта. Разработка

технологического маршрута изготовления объекта техники и определение

необходимых средств технологического оснащения.

Изготовление (доработка) объекта техники (32 ч)

Подготовка и участие в выставке или конкурсе технического творчества (2ч)

XI класс

Основы проектирования изделий

Последовательность проектирования (3 ч)

Стадии проектирования: техническое задание, техническое предложение,

эскизный проект; технический проект, рабочий проект.

Процедура проектирования: определение потребности проектирования,

определение цели, определение основных признаков, поиск вариантов

технических решений, принятие и анализ решений, выбор параметров и режимов

действия технического объекта, конструирование технического объекта

(изделия, сборочных единиц, деталей).

Методы решения задач проектирования: моделирование, обработка

статистических данных, методы оптимизации, отработка на технологичность,

стандартизация и унификация.

Информационная база технического творчества (3 ч)

Понятие информации и информационного поиска, решаемые задачи.

Классификация источников информации. Последовательность проведения

информационного поиска. Литературные источники информации. Газеты, журналы,

научно-технические сборники, реферативные сборники, рекламная продукция

фирм и др.

Патентная информация.

Опыт разработки, испытаний и эксплуатации объектов техники. Отчеты о

научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках.

Типовые решения, стандарты.

Фонды технического творчества.

Фонд типовых технических противоречий и эвристических приемов их

разрешения, фонд физико-технических эффектов, фонд технических решений,

список типовых требований.

Основы изобретательской деятельности (6 ч)

Патентный закон Российской Федерации. Понятие изобретения, промышленного

образца, полезной модели. Сущность патентной защиты.

Порядок разработки, оформления и подачи заявок на объекты промышленной

собственности. Научно-техническая экспертиза.

Описание изобретения Структура описания, формула изобретения, требования

к оформлению Требования к оформлению заявок на другие объекты промышленной

собственности.

Классификация изобретений.

Структура международного классификатора изобретений (МКИ) и порядок

работы с ним. Бюллетень изобретений, промышленных образцов и товарных

знаков.

Результат технического творчества как товар определенного свойства.

Понятие лицензионного договора, виды договоров, по рядок подготовки и

заключения.

Выбор темы проекта и проведение экспериментов (8 ч)

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формирование

технической задачи, определение, требований и выявление недостатков, поиск

оптимального варианта, решения задачи, проведение экспериментов, разработка

эскизов нового технического решения.

Работа над проектом и его защита (6 ч)

Разработка технологического маршрута изготовления или модернизации

объекта техники, выбор и назначение средств технологического назначения.

Оформление технического описания, изготовление, испытание и защита объекта

техники.

ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам

обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия

технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы.

При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление

человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла

ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою

очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к

уродливому и нефункциональному.

Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела –

способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему

предметному миру, показать им место и значение художественного

проектирования при создании современных изделий, научить, их понимать

основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной

деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.

В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических

и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические

начала.

Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими

проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов

труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового

обучения в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Х класс

Учащиеся должны знать:

общие сведения о народных ремеслах;

о единстве красивого и функциональною в народном искусстве;

историю зарождения и развития дизайна;

принципы формообразования и композиции;

роль цвета.

Учащиеся должны уметь:

составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;

выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную,

конструктивную и эстетически значимую форму;

использовать цветовое оформление изделий.

Тематический план

|№ |Тема |Количество |

|п./| |учебных часов |

|п. | | |

| |X класс (20 ч) | |

|1 |Развитие материальной | |

| |культуры и прикладного |2 |

|2 |искусства. |1 |

|3 |Зарождение и становление |2 |

|4 |дизайна. |2 |

|5 |Дизайн в России. |2 |

|6 |Формообразование. |2 |

|7 |Практическая работа. |4 |

|8 |Композиция. |1 |

|9 |Практическая работа. |4 |

| |Цвет. |20 |

| |Практическая работа | |

| |Всего | |

| |XI класс (20 ч) | |

|1 |Последовательность выполнения|2 |

|2 |проекта. |2 |

|3 |Техника выполнения проектной |4 |

|4 |графики. |2 |

|5 |Практическая работа. |10 |

| |Объемное проектирование |20 |

| |(макетирование). Практическая| |

| |работа | |

| |Всего | |

XI класс

Учащиеся должны знать:

последовательность выполнения проекта;

технику выполнения проекта;

принципы объемного проектирования (макетирования).

Учащиеся должны уметь:

выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в

школьных учебных мастерских.

изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного

конструирования.

ПРОГРАММА

X класс

Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч)

Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение

канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие

сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих,

кузнечных, ювелирных и т.д.

Зарождение и становление дизайна (1 ч)

Развитие машинного производства и деятельность Г. Земпера. Создание в

Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.

Дизайн в России (2 ч)

Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических

мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые

отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в

послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного

конструирования во все области промышленного производства: бытовых

предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.

Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские

качества и конкурентоспособность.

Формообразование (2 ч)

Факторы, влияющие на формообразование социальные (развитие общества, его

запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы,

эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы

изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее

изготовления.

Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства,

ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой,

в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.

Практическая работа (2 ч)

Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих

факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная

лампа.

Композиция (2ч)

Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в

зависимости от геометрической формы и фактуры.

Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс,

тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические,

динамические ряды. Понятие о модуле.

Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно-

пространственная. Членение и группировка элементов композиции.

Практическая работа (4 ч)

Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную,

конструктивную и эстетически значимую форму.

Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный

фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др.

Цвет (1 ч)

Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма

и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.

Практическая работа (4 ч)

Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов.

Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.

XI класс

Последовательность выполнения проекта (2 ч)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение

факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов.

Формирование первоначальных вариантов (идей) в виде фор-эскизов. Выбор

масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить

разработанное изделие. Виды выполняемых проектов. Графические решения.

Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета).

Линейное изображение, монохромное или полихромное.

Техника выполнения проектной графики (2 ч)

Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа акварелью, гуашью,

темперой – технология наложения цвета: кистью, тампоном, валиком,

набрызгом, использование трафаретов и кальки. Аппликация.

Практическая работа (4 ч)

Выполнение графического проекта изделия из древесины, металла, ткани или

других материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных

мастерских. Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения

инструмента, игрушки и др.

Объемное проектирование (макетирование) (2 ч)

Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных

проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно-

конструкторской задачей. Основные макетные материалы и технология их

обработки: глина, пластилин, бумага, картон, папье-маше, фанера, древесина,

газонаполненные пластики – пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло.

Имитация макетных материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т. п. – с

целью приближения их внешнего вида к реальному изделию.

Практическая работа (10 ч)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых

приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр.

ОТРАСЛИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся

к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих

склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в

специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях,

карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня

развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с

требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой

деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества;

возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самоанализ развития своей личности,

проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования

профессий к человеку с его личными достижениями.

ПРОГРАММА

Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я» Самооценка и ее роль в профессиональном

самоопределении личности Методика определения уровня самооценки.

Тематический план

|№ |Тема |Количест|

|п/| |во |

|п | |учебных |

| | |часов |

|1 |Внутренний мир человека и система |2 |

|2 |представлений о себе. |2 |

| |Профессиональные интересы и |2 |

|3 |склонности. |2 |

|4 |Способности, условия их проявления и| |

|5 |развития. Природные свойства нервной|2 |

| |системы. | |

|6 |Психические процессы и их роль в |2 |

| |профессиональной деятельности. | |

|7 |Мотивы, ценностные ориентации и их |2 |

| |роль в профессиональном |2 |

|8 |самоопределении. | |

|9 |Профессиональные и жизненные планы. |2 |

| |Профессиональная пригодность. |2 |

|10|Здоровье и выбор профессии. | |

| |Отрасли общественного производства. | |

| |Профессии, специальности, должности.| |

| | | |

| |Профессиональная проба | |

Профессиональные интересы и склонности (2 ч)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и

опенка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов»,

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных

организаторских склонностей (КОС-1).

Способности, условия их проявления и развития (2 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее

условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка

математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики

«Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы (2 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной

деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.